Главная страница

Эссе Древний Восток. Эссе на проверку_obrabotan. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности


Скачать 65.76 Kb.
НазваниеСпецифика цивилизаций Древнего Востока и Античности
АнкорЭссе Древний Восток
Дата14.11.2019
Размер65.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе на проверку_obrabotan.docx
ТипРеферат
#95147



ЭССЕ

НА ТЕМУ

«Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности»
Содержание

Введение………………………………………..…… ………………….....3

1 История Древнего Востока …………………………………..……….. 5

2 История Античных цивилизаций…………………………………….….9

3 Специфика цивилизаций Древнегоь Востока и Античности………..13

Заключение………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………….....….………...……16

Введение

Понятие цивилизации является очень широким. Одним из первых данное понятие в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Ее определяют сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета — мировоззрении, которое формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения отдельного человека и различных социальных групп в целом.

Цивилизация — это и присущий какому-либо культурно-историческому типу способ организации, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели.

Специалисты выделяют три глобальных типа:

- традиционные цивилизации;

- индустриальная цивилизация;

- постиндустриальная (информационная) цивилизация.

Для восточных обществ характерен первый тип. Цивилизации Востока развиваются циклически - проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка, а затем наступает катастрофа, связанная с распадом государства. На каждой новой ступени развития этот цикл повторяется.

Для Западной Европы характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение к более высоким формам развития общества. Таким образом, Европейская цивилизация прошла все три типа.

Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства:

  1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда.

  2. Средства производства контролируемые правящим классом.

  3. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции.

В данной работе будут рассмотрена специфика основных событий и важнейших структур общественной жизни в ключевых цивилизациях древнего мира.

Это величайшие цивилизации древности –Египетская и Месопотамская; это древнейшие цивилизации, созданные индоевропейскими народами – Хеттская, Индийская и Иранская , а также история Древней Греции и Древнего Рима. Изучая последовательно различные цивилизации древнего мира, необходимо сопоставлять общественные и экономические структуры, политические институты, природные условия разных стран.


  1. История Древнего Востока

История Древнего Востока охватывает развитие древнейших цивилизаций древнего мира. История цивилизаций протекает в течение нескольких тысячелетий – с V по I тыс. до н. э. – и состоит из множества

событий, более или менее известных современным историкам.

Рассмотрим общую характеристику цивилизаций Древнего Востока:

К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до н.э. в Северной Африке и Азии. Почти одновременно в трёх областях земного шара возникают древние цивилизации: а) египетская, шумеро-вавилонская; б) доарийская культура Индии; в) древний Китай.

Все цивилизации Древнего Востока возникали, как правило, в бассейнах рек, где природные плодородные земли благоприятствовали земледелию, а каменистые пустыни и горные хребты служили естественным препятствием для враждебных набегов многочисленных племен кочевников. Огромную роль в жизни человечества на всем протяжении эволюции играет вода, и эта особенность явно просматривается в истории народов Древнего Востока.

Все известные мировые цивилизации буквально вскормили великие реки древности: Нил, Евфрат и Тигр, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы. Благодаря этим рекам, которые были щедры к своим обитателям, древний египтянин, индус, вавилонянин были уверены в щедром урожае, ведь ежегодные разливы не позволяли почве оскудеть.

Эти цивилизации характеризуются следующими признаками:

- появление городов как центров торговли и власти;

- возникновение государства с иерархическим делением общества на социальные слои;

- разделение труда на основе специализации;

-возникновение и использование письменности как средства коммуникации;

- формирование духовной общности людей на основе единства языка, мифологии и культуры.

Древние цивилизации являлись по своей сути определёнными формами решения проблемы организации ирригационных систем.

Природный ритм оказал глубокое влияние на развитие египетской цивилизации. Для предсказания наводнений был создан календарь, который состоял из 365 дней и был связан с годом Сириуса. Первой и главной чертой египетской цивилизации является сакрализация государственной власти, которая обозначает наделение власти священными свойствами. Сильная централизованная власть покоилась на доктрине божественного происхождения фараона. Вторая черта цивилизации Древнего Египта – культ смерти и восприятия земной жизни лишь как подготовку к посмертному бытию. На формирование культуры огромное влияние оказала культура каменных плит, гробниц и обелисков. Камень принадлежит вечности и спасает человека от исчезновения в земной природе. В Гизе и поныне высятся три громадные пирамиды – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с пирамидами – книги мёртвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями.

На территории древней Месопотамии в течение трёх тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии. Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовления колёсных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи. На первом этапе это была пиктография, т.е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже символов, обозначавших одно слово или понятие. На последующих этапах происходила стилизация рисунков, что ускоряло процесс письма. Далее символы стали употребляться и для обозначения предметов или понятий схожего звучания. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму – «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Они авторы первых в мире медицинских книг – сборников рецептов. Шумеры первыми разработали и записали календарь земледельца. Самым ярким произведением шумерской литературы является сказание о Гильгамене, которое рассказывает о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие.

В вавилонской литературе наиболее значительным было произведение «Энума Элиш» - миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле. В Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов. При Хаммурапи появился знаменитый свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе.

Ассирийский тип культуры был основан на героизме, прославлении силы и культе оружия. Ассирийские города были мощными крепостями. Искусство и архитектура были активными инструментами пропаганды военной мощи. Крупнейшие города Ассирии застраивались царскими дворцами, отличавшимися особой пышностью и великолепием.

Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родоплеменные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными и какими-либо другими. Базой развития общества становится коллективизм — включенность человека в социальное, религиозное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы коллектива во многом ограничивают свободу личности. Такая система не терпит изменений и очень консервативна.

Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, которое направлено на овладение природными ресурсами. Но его эффективность очень мала, а получаемые излишки незначительны, поэтому преобладает натуральное хозяйство

Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города являются центрами ремесла и торговли, но доля городского населения невелика.

Политическую и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит личностный характер. В результате этого складывается иерархическое устройство общества.

Тип правления основан на неизменности традиций, которые считались священными и неприкосновенными. Основой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя — живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени. Такой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот — повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут, это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон. Другой тип правления — харизматический (от греч. слова харизма — дар) — связан с особыми качествами, присущими или приписанными конкретному правителю.

Несмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиционных цивилизациях было неграмотно.

Древневосточное общество было иерархичным. На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники, бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы. В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.


  1. История Античных цивилизаций

Еще один культурный центр, возникший в Средиземноморье, получил название «античная цивилизация». Возникла на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достигла в Древней Греции и Древнем Риме, в период с IX-VIII вв. до н.э. до IV-V вв. до н.э. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами.

Достижения древних греков и римлян впечатляюще поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути.

Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э.

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI-IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII-VI вв. до н.э.),

- классический (V-IV вв. до н.э.).

Первые три периода часто объединяют под общим именем доклассического периода. В этом случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический.

Возникновение морских цивилизаций знаменует новый этап эволюции человечества. Греция – горная страна с изолированными друг от друга долинами, которые в древнее время располагали к замкнутой, обособленной жизни. Огромную роль в культуре Древней Греции играло море, оно стало частью их производства, жизни, быта. Такие особенности древнегреческой культуры как эстетизм, чувство гармонии в значительной степени порождены красотой окружающей природы.

Крито-минойская культура существовала на о. Крит. Получила наивысший расцвет при царе Миносе. Особенностями материальной культуры было ремесленное и кустарное производство, строительство водопроводов и канализаций, широкое использование труда рабов. Сохранились многие материальные свидетельства высокого уровня развития крито-минойской культуры: дворцы – лабиринты, бронзовые орудия труда и оружие, цветная керамика, бронзовые статуэтки. Духовная культура характеризовалась богатой мифологией. Царь Минос, Тесей и Ариадна, Зевс и Европа, получеловек-полубык Минотавр, многие другие реальные и мифологические герои легли в основу богатейшей последующей литературы.

Микенская культура существовала с XV по XIII вв. д.э. В ней характерные черты и элементы крито-минойской культуры были дополнены шахтными усыпальницами и купольными гробницами. В них собирались украшения, сосуды, оружие, изготавливались золотые посмертные маски. Дворцы укреплялись стенами из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Другим крупным очагом культуры была Троя. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». В период архаики происходит становление античного полиса - города-государства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира.

Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен серьёзными социально-политическими событиями: борьбой рабовладельческой демократии и тирании, ожесточённой волной греческих полисов с персами. В мировоззрении греков на рубеже VI-V вв. до н.э. наметился переход к качественно новому осмыслению мира и новых форм его художественного выражения.

Культура классического периода ознаменована, прежде всего, бурным развитием духовной жизни древнегреческих обществ. Одним из главных достижений стало развитие философии (Сократ, Платон, Аристотель). Одна из главнейших проблем философии – проблема жизни и смерти. Философ использует вечные понятия, умирая для всего временного и обретая знания, готовит себе бессмертие. Развитие философии знаменует собой становление рациональной культуры.

Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. Слава и величие ее измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов.

В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта.

Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла».

У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития.

Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота.

Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым.

Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.



3 Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности
На основе всего выше сказанного, можно сделать сравнительную характеристику двух цивилизаций.

Древневосточная цивилизация.

Черты:

1. Высокая степень зависимости человека от природы.

2. Господство религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления.

3. Традиционализм и стабильность развития.

4. Коллективизм общественной жизни.

5. Восточная деспотия как форма политического устройства:

-правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов;

- абсолютное преобладание государства над обществом;

- политика принуждения, террора, цель которой нагнетание страха перед властью;

-общественно-государственная собственность (прежде всего на землю);

- иерархическая социальная структура;

- абсолютное господство аппарата государственной власти;

-существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов (сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации).

Античная цивилизация.

Черты:

1. Религиозно-мифологическое мировоззрение.

2. Мировоззрение космологично.

3. Рациональность.

4. Культура носит антропоцентрический характер.

5. Земледелие без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин.

6. Динамичное развитие общества.

7. Частнособственнические отношения.

8. Господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

9. Политическое устройство – прямая демократия (исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов).

10.Равенство всех граждан как принцип равных возможностей.

11.Существовали свобода слова, выборность органов власти.

12.Были заложены основы гражданского общества.

13.Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество – вторичными.

Заключение

В настоящей работе рассмотрена сравнительная характеристика двух типов цивилизаций: восточного и западного; рассмотрено их зарождение и эволюция.

Таким образом можно сделать вывод о том, что цель существования обществ понимается на Востоке как движение и приближение к высшему божественному идеалу. А жизнь воспринимается бесконечным спектаклем, в котором участвуют и люди, и боги. Общества Востока построены на принципах коллективизма, личные интересы полностью подчинены общине. Власть единого правителя ничем не ограничена, человек зависел от бюрократии и чиновников, управляющих от имени властелина.

В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, - древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий (и воздействующая!), впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение. Древние греки - не созерцатели, не традиционалисты, а деятели, устремленные к завоеванию жизненных благ и постижению окружающего их мира.

В заключении следует сказать, что традиционные цивилизации представляют собой первоначальную форму общественной жизни, связанной с преодолением варварства.

Размещено на Allbest.ru

Список использованной литературы

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970. 3-е изд.

2. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998. Т. 1.

3. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999 (1-е изд. – 1979,2-е изд. – 1988).

4. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., 1989. Кн. 1-2. 3-е изд.

5. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1. Л., 1936 (новое изд. – Мн., 2002).

6. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и

Д.Г. Редера. М., 1963.

7. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева,

И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980. Ч. 1-2.

8. Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М.,

1975.

9. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2000.

10.Вейнберг И.П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тыс. до н. э. М., 1993.

11. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

12. Древний Восток и мировая культура. М., 1981.

13. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990.

14. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.

15. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989.

16. Зайцев А.В., Лаптева В.Я., Порьяз А.В. Мировая культура. Шумерское царство.

17. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. М., 2000.

18.База данных «Древний мир»: http://ancient.holm.ru/ – материалы по истории Месопотамии, Ассирии, Мидии, Палестины и т.д.

19. База данных «Культура и искусство Древнего Египта»: www.kemet.ru


написать администратору сайта