Доклад по Философии на тему «Специфика древневосточной философии, её связь с мифологией и религией». Доклад по Философии на тему «Специфика древневосточной философии. Специфика древневосточной философии, её связь с мифологией и религией
Скачать 38.43 Kb.
|
ДОКЛАД по учебной дисциплине: «философия» на тему: «Специфика древневосточной философии, её связь с мифологией и религией» ОглавлениеВведение 1 Формирование древневосточной философии 2 Философия Древней Индии 3 Ведический период 4 Эпический период 5 Классический период 7 Философия Древнего Китая 8 Философские школы в Древнем Китае 9 Отношения между философскими школами Древнего Китая 14 Заключение 15 Список литературы 16 ВведениеДревний Восток – это страны (цивилизации), существовавшие между IV тысячелетием до нашей эры и первыми веками нашей эры на территории к востоку от греко-римского мира. Обычно к странам Древнего Востока относят Древний Египет, Вавилонию, Шумер, Аккад, Ассирию, Древнюю Индию и Древний Китай. Но по ряду политических, духовных и социально-экономических причин из всех этих стран философия зародилась только в Древней Индии и Древнем Китае. Данная тема меня заинтересовала, поскольку этот период развития философской мысли не является классическим этапом в истории этой науки. Актуальность темы объясняется вопросом, на который до сих пор многие пытаются ответить: где впервые появилась философия – на Западе или на Востоке? Целью работы является рассмотрение общих характеристик, присущих этому историческому этапу развития философии. Формирование древневосточной философииПоявление философии относится к периоду, когда на смену первобытнообщинной системе пришла более развитая рабовладельческая система. В это время в древней Индии и Китае, Греции, Риме и других регионах начали появляться первые философские учения. Этому способствовало накопление научных знаний, изменения в социальном производстве, в том числе развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли. Невольничий строй способствовал развитию культуры, что, в свою очередь, дало толчок развитию философии. Восточная философия возникла практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой большой и оригинальный пласт мировой философии. Появление восточной философии происходит в двух традициях - китайской и индийской. Философия как самостоятельная дисциплина возникла в середине I тысячелетия до нашей эры. Ее зарождение сопровождалось переходом от мифологического мировоззрения к мировоззрению, основанному на знаниях, полученных в процессе интеллектуальной деятельности. В 6-5 веках до нашей эры в Индии стали возникать течения, которые критиковали директивы ведической религии. В Китае появление философии также поощрялось аскетичными бродячими целителями. Многие учения возникли в результате анализа или критики таких древних памятников культуры, как Ши Цзин (Канон Стихов) и И Цзин (Книга Перемен). Философия Древней ИндииФилософия в Древней Индии возникла в VI веке до нашей эры. В это время появились течения, критикующие заветы ведической религии. Существует несколько периодов древнеиндийской философии: ведическая (первая половина первого тысячелетия до нашей эры), эпическая (вторая половина первого тысячелетия до нашей эры) и классическая (с первого тысячелетия нашей эры). Индийская философия в основном занималась религиозными проблемами, но также уделяла внимание размышлениям о трансцендентальном (выходящем за пределы чувственного опыта) знании. Веря в вечность циклически обновляющегося мирового процесса, индусы не создали собственно философии истории. Эстетика и доктрина общества и государства — это особая, отдельная наука. Далее я подробнее рассмотрю этапы развития индийской философии. Ведический периодИменно в это время появились тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение общества предков. Одним из этапов развития Вед считаются Упанишады, которые были переходной формой от мифологии к философии. Мировоззрение Ригведы (собрание религиозных гимнов), как и брахманизма (тексты о жертвоприношениях), крайне плюралистично. Боги, люди, животные, растения, времена года, земли, жертвоприношения, части тела, умственные способности и др. - все они являются сущностями, наделенными жизнью. Они взаимосвязаны, могут проникать и преобразовываться друг в друга, что достигается посредством магической деятельности. В Упанишадах, философских трактатах, говорится, что в основе Космоса лежит вечно существующий Брахман, из которого выросло все, что существует, и который тождественен вечному ядру человека - Атману. Здесь развивается теория переселения, о последующем действии добрых и злых дел - кармы, определяющей новое существование живого существа, а также стремление преодолеть цикл повторных рождений - сансару - через аскетизм и достижение высших знаний, решающий фактор всей дальнейшей истории ума. Эпический периодВ этот период наблюдается интерес к этическим вопросам. Материалисты, агностики и фаталисты выступают против браминов и реформистов. Развиваются философские школы – Даршаны. Затем они делятся на ортодоксальные (по учению Вед) и неортодоксальные. Буддизм – религиозно-философская доктрина (дхарма) духовного пробуждения (бодхи), возникшая примерно в VI веке до нашей эры в Юго-Восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни. Джайнизм – религиозно-философская доктрина, возникшая в Индии примерно в VI веке до нашей эры, отвергающая власть Вед и верховенство наследственной касты священников. Миманса ("разъяснение" ведического текста о жертвоприношении) касается объяснения ритуала, но в своей методологии может быть классифицирована как атеистическая плюралистическая система. Цель школы - объяснить природу дхармы, понимаемой как обязательное исполнение ряда ритуалов, выполняемых определенным образом. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества. Веданта (завершение Вед) в Брахма-сутре, основанная на Упанишадах и Бхагавадгите, учит о происхождении мира от Брахмана. Брахман – причина всего. Идентична с Брахманом душа, которая вечна, бесконечна и нерушима. Душа – это сознание, которое рассматривается как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей природе он чужд всякой деятельности. На эмпирическом уровне много душ. До тех пор, пока душа находится в системе тело-разумение, это только тип, образ Брахмана, таким образом, он многогранен, а не один с Брахманом. Санхья ("рациональное взвешивание", или "перечисление"). Санхья – дуалистическая философия, которая пытается объяснить всю Вселенную и найти спасение от страданий на основе двух первобытных реальностей - Пракриты (материя, природа) и Пуруши (абсолютная душа). Правда, только классическая Санхья - диалистическая, выращенные из нее варианты - либо материалистические, либо теистические. Йога (напряжение, тренировки) — это созерцательная практика; она имеет теоретическую основу в Санхье, но в то же время признает личного Бога. Йога направлена на изменение онтологического статуса человека в мире. Учение разработало способы "сдерживать" мысль, абстрагировать мысль от всех объектов сенсорного мира и концентрировать в себе такую "очищенную" мысль. В состоянии столь глубокого транса, по словам представителей этой школы, человек осознает разницу между "я" и миром и освобождается от нее. Ная (правило, логика) — это доктрина форм мышления, развившая пятилинейный силлогизм. Это реалистическая философия, основанная в основном на законах логики. Это теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира существуют независимо от любого познания, душевного состояния. Вайшика слился в систему с йогой, стремившейся установить различие между всем, с чем мы сталкиваемся во внешнем и внутреннем мирах. Вайшика видит цель мудрости в освобождении человеческого "я" от страданий и зависимости. Конечная причина страданий – невежество. Классический периодКлассический период также известен как индуистский период и начинается с 1000 года нашей эры. В это время буддизм и джайнизм умирают в Индии. Возникают реалистические вишнуитские и шиваитские системы, которые пытаются в схоластической форме доказать, что Брахман из брахманистических сутр — это Бог Вишну или Шива. В этих учениях доминировали тантризм и шактизм. Тантра - тайная наука об обрядах, изложенная в текстах Тантры и названная "Тантризмом" в европейских языках. Шакти - одна из основных ветвей индуизма; она основана на поклонении Шакти или Деви - богине-матери в индуизме - как абсолютной и оригинальной форме Бога. Философия Древнего КитаяФилософия Древнего Китая охватывает период 6-2 веков до нашей эры. Распад древнего унитарного государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между великими империями – все это нашло свое отражение в жесткой идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Философия возникла в глубине мифологических идей и использовала их материал. Китайские мифы представлены в основном как исторические повествования о предках, о прошлых династиях, о "золотом веке" и так далее. Мифы содержат сравнительно мало материала, отражающего китайский взгляд на формирование мира и его законы, отношения с человеком. Период Чжанго — это "золотой век китайской философии", в это время рождаются концепции и категории. Основными категориями, с помощью которых древние китайские философы пытались понять мир, были такие понятия, как У Син - "пять первичных элементов" (металл, дерево, вода, огонь, земля), Ци (воздух, эфир), Инь и Ян (пассивное и активное начало в природе), Дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового опыта работы и наблюдения за природными явлениями. Философские школы в Древнем КитаеВ Древнем Китае существовало шесть основных школ: Даосизм; Конфуцианство; Моизм; Легизм; школа имен; школа инь-янь. Даосизм, наряду с этико-политическим учением конфуцианства и пришедшим из Индии буддизмом, составляет так называемую «триаду учений», которые лежали в основе духовной культуры Китая на протяжении тысячелетий. Конфуцианство, с его стремлением к рациональному переосмыслению основ цивилизации и сущности человека, зародилось на севере Китая. Даосизм возник на юге страны, где господствовала стихия мифопоэтического мышления, неупорядоченных религиозных и космологический представлений. Первым даосским мыслителем и основателем даосизма традиционно считается Лао-цзы («старый учитель»), живший, по преданию, на рубеже VI –V веков до нашей эры. Полагают, что перед тем, как уйти навсегда из Китая на Запад, он оставил у начальника пограничной заставы изложение своего учения – книгу под названием «Дао-дэ цзин» (Канон Пути и Благодати). В основе даосизма лежит учение о Дао – едином первоначале всего сущего, единой субстанции и одновременно мировой закономерности. Дао (дословно – «путь») – одна из важнейших категорий всей китайской философии, уходящая корнями в дофилософский, мифологический период культуры Древнего Китая. Однако в разных философских концепциях понятие Дао трактуется по-разному. В конфуцианстве – это путь нравственного совершенствования человека и, одновременно, управления государством на основе этических норм. В даосизме Дао космологизируется, приобретая значение высшего первопринципа, источника бытия всего сущего, универсальной мировой закономерности, обеспечивающей гармонию мироздания. Даосизм, в отличие от конфуцианства, постепенно (не без влияния буддизма) трансформировался в религиозном направлении. Сегодня даосизм является национальной религией Китая с центром в монастыре Байюнь-гуань (Монастырь Белых Облаков) в Пекине. Конфуцианство сыграло исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II – I веков до нашей эры и до свержения монархии в 1911 году) конфуцианство являлось официальной идеологией Китайской империи. Оно и сегодня продолжает выполнять мировоззренческие функции, существенно влияя на менталитет китайского народа. Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц, поэтому главной идеей его учения было преодоление хаоса и наведение порядка в обществе. В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов личного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства. Государство рассматривалось как аналог большой патриархальной семьи, в которой император выполнял ту же роль, что и полновластный глава клана или рода. В китайской семье господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему, поэтому Конфуций разработал учение о нормах социальной иерархии, выраженных в «пяти взаимоотношениях»: между государем и подданными, между отцом и детьми, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой, между друзьями. В этой системе взаимоотношений только пятое предполагает равенство лиц, тогда как предыдущие четыре основаны на подчинении (подданного – государю, сына – отцу, младшего брата – старшему, жены – мужу). Важным принципом конфуцианства является учение об «исправлении имен», согласно которому каждое «имя» («государь», «отец», «сын», «учитель» и т.п.) должно соответствовать своей «сущности», то есть социальное положение человека должно определять характер его поведения. С другой стороны, каких бы успехов на государственном поприще не добился человек, по отношению к своему отцу он останется сыном, по отношению к старому учителю – учеником и т.п. С точки зрения этой теории проявлением высшей степени собственной невоспитанности было бы показать учителю или отцу, что они ошибаются, что ты знаешь и понимаешь больше, чем они. Конфуцианство и даосизм – самые влиятельные философские школы Древнего Китая, но не единственные. Так, в Y веке до нашей эры достаточно популярным стало учение, разработанное Мо-цзы и получившее название «моизм». Главные проблемы моизма концентрируются вокруг вопросов порядка в «поднебесной империи», гуманного и мудрого правления и взаимоотношений между людьми, основанных на любви и взаимопомощи. Моисты осуждали войны, стремясь распространить идеалы гуманизма и взаимной любви и на межгосударственные отношения. Современники ценили моизм наравне с конфуцианством и называли обе школы «знаменитыми учениями». Просуществовал моизм почти два века. Другим достаточно популярным учением Древнего Китая был легизм (лат. – закон) или школа законников. Легизм возник и развивался в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь только в методах его построения. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей (правителя, чиновников), то легизм исходил из идеи равенства всех перед законом (кроме правителя – творца законов). Легисты предлагали ввести государственное регулирование экономических процессов в стране, проводить систематическое обновление государственного аппарата, установить личную ответственность чиновников и, одновременно, ввести цензорский надзор за их деятельностью и т.п. Начиная с III в. до н.э. происходит процесс слияния легизма с конфуцианством, в связи с чем легизм перестал существовать как самостоятельное учение. Сочинений мыслителей школы имен до наших времен не сохранилось. Учение этой традиции известно на основании свидетельств текстов других направлений китайской философской мысли. Главная проблема, находившаяся в центре внимания мыслителей школы имен, была проблема соотношения имени и вещи, названия и обозначаемого предмета. Несоответствие названий вещей и их сущности приводит к хаосу. В историко-философской литературе школу также называют Школой софистов, Школой номиналистов и Школой диалектиков. Их представляли Дэн Си, Хуэй Ши и Гун Сунь Лунь. Школа "Инь-ян" – школа темных (инь) и светлых (ян) начал. Никаких сочинений мыслителей данной школы до наших дней не сохранилось. Об основных идеях школы известно по частичному изложению учения в «Ши цзин», «Чжоу И», и «Люй ши чунь цю». Центральное учение школы, повлиявшее на всю традиционную культуру Китая, состояло в утверждении наличия в мире двух противоположных, противоборствующих сил инь и ян (темное и светлое, женское и мужское, нижнее и верхнее, земное и небесное, мягкое и твердое), и взаимодействии пяти элементов (вода, огонь, металл, дерево, почва). До второй половины первого тысячелетия до нашей эры эти идеи существовали в разрозненном виде. Затем, согласно традиции, они соединились в общую доктрину единственного крупного представителя школы инь и ян Цзоу Яня (IV—III века до нашей эры), который применил трактовку «пяти элементов» к толкованию исторического процесса. По мысли Цзоу Яня, история представляет собой круговой процесс смены доминирования в качестве «пяти благодатей» (у дэ) одного элемента над другими. Во II веке до нашей эры Дун Чжунши систематизировал и развил главные идеи школы, вписав их в конфуцианский контекст. Дальнейшее развитие школы инь и ян было связано с даосизмом и неоконфуцианством. Отношения между философскими школами Древнего КитаяДаосизм, с его концепцией бездействия, был противопоставлен конфуцианству, проповедовавшему служение государству и обществу. Это противостояние нашло свое отражение, например, в деятельности Маттео Риччи, находившегося в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергнувшего даосизм как языческую практику – его коллега Руджери утверждал сходство между концепциями дао и логотипами. Даосизм связан с буддизмом. Первой даосской школой, основанной на изучении буддийских писаний, была школа Линбао. Его основатель Ге Чаофу перенял из буддизма понятие реинкарнации в пяти мирах и значительно упростил элементы космологии. Даосисты не отказались от практики достижения бессмертия, но усовершенствовали концепцию бессмертия, отказались от буквального толкования вечного бытия в одном и том же земном теле, а также представили небесным существам другие миры - счастливые земли, острова бессмертных и т.п. Из буддийской теории возрождения следовала доктрина кармы и возмездия. Позже буддийские элементы нашли свой путь в даосские школы, которые также приняли буддийские методы медитации. Сторонники Моисея вступили в серьезную конкуренцию с конфуцианством, рассматривая его обряды и церемонии как бессмысленную трату государственных средств и призывая к личному подчинению небесной воле. Конфуций различал любовь к семье и родителям и любовь к другим, в то время как Мо-цзы призывал любить всех одинаково, без различия. Взгляды Мо-цзы были направлены против доктрины Конфуция о врожденном знании, против его традиционализма. Борьба Моцу против взглядов на врожденное знание и его высказывание о практической значимости знания в отличие от конфуцианских представлений о независимости знания от практической деятельности является отражением борьбы материализма и идеализма в теории знания в Древнем Китае. Последователи легизма объединили свои идеи с идеями из других доктрин. Например, князь Хань Фей и Ли Сих были среди тех, кто объединил легизм с даосскими идеями натурализма (государство не должно вмешиваться в жизнь своих жителей). Вэй Ляо-цзы является сторонником более гуманного дизайна легизма в конфуцианском духе. ЗаключениеВ заключение, восточная мысль является эмоционально-этической, а не рационально-логической. Она основана на немедленном этическом восприятии жизни, не противопоставляя ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в тесной связи не только между природой и человеком, но и между социальными явлениями и действиями человека, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Восточные мыслители выводили порядок и спокойствие в обществе непосредственно из действий людей по законам природы. В результате работы я изучила один из этапов эволюции философской мысли, а именно философию Древнего Востока. В целом, сейчас я знакома с философией древнего Китая и Индии. Я рассмотрела основные философские школы и идеи, которых придерживались представители этих школ. Сейчас вы можете встретить людей, которые называют себя буддистами или говорят, что практикуют йогу. Но сейчас эти и другие школы восточной философии претерпели большие изменения. Список литературыИстория философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005 — 680 с. Древняя китайская философия. Сборник текстов в двух томах. В: Философия, 1974, 363 стр. 1 2. Малявин. Китайская цивилизация. - М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография": ООО "Издательство Астрал": ООО "Издательство АСТ",2004.-632с: Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] / Н.А. Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2008. – 255 с.; 20 см. – Библиогр.: с. 240–250. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0097-9. |