Специфика философского знания. Вопервых
Скачать 214.99 Kb.
|
Аристотель-- великий философ-энциклопедист древности,систематизировавший весь комплекс античного научно- философского знания, явился основоположником формальной логики, теории аргументации 3)Стоицизм, кинизм, эпикуреизм - философские школы эллинистического периода в. дон. э. -- начало I в) -возникли в период кризиса античной демократии и полисных ценностей. Преобладание морально-этической проблематики в творчестве киников, Эпикура, римских стоиков Сенеки и Марка Аврелия свидетельствует о поиске новых целей и регулятивов жизни человека в этот исторический период. Завершающий этап в истории античной философии проходит под влиянием неоплатонизма (Плотин, Прокл), ставшего переходным звеном на пути к средневековой философии. Неоплатонизм вывел философские искания за пределы греческого рационализма и послужил основой теоцентризма средневековой философии Таким образом, в рамках античной философии были заложены основы онтологии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии и психологии, философии истории и эстетики, моральной и политической философии. 7.Логико-гносеологические идеи древнегреческой Ф В античной, особенно в древнегреческой философии (VI в. дон. э в.н. э.),были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о совпадении знания и предмета, о диалектике как методе познания и др.Так, Гераклит высказал идею о том, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как попало, а повинуясь законам единого мудрого, которые присущи и бытию, и познанию. Чтобы постигнуть природу каждого отдельного предмета, нужно уметь приложить общий закон. Поэтому многоучености, которая уму не научает, Гераклит предпочитает единое знание всего. Исходя из того, что мышление присуще всем, что всем людям дано познавать самих себя и размышлять, он считает, что человеческий, субъективный логос (те. познание) имеет все возможности быть в согласии с объективным логосом. Зенон Элейский пытался выразить реальное движение в логике понятий, в связи с чем подверг скрупулезному анализу противоречия (апории, возникающие при попытке мыслить движение. Знаменитые апории Зенона (Дихотомия, «Ахилл», Стрела и Стадий) не утратили своего значения и для современной науки, развитие которой связано с разрешением многообразных противоречий, возникающих при отображении в познании объективного процесса движения. Заметными фигурами в истории гносеологической и диалектической мысли были античные софисты -- Протагор, Горгий и др. Они привели в бурное движение человеческую мысль с ее вечными противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере острых и бескомпромиссных споров и стремлением найти тонкие ходы мысли. Античная софистика при всей своей неоднозначности, субъективизме и игре слов имела целый ряд рациональных моментов. К их числу можно отнести сознательное исследование мышления самого по себе понимание его силы, противоречии и типичных ошибок стремление развить гибкость, подвижность мышления, придать ему диалектический характер попытка с помощью такого мышления разъесть как щелочь все устойчивое, расшатать конечное;подчеркивание активной роли субъекта в познании анализ возможностей слова, языка в познавательном процессе и т. п. Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу познания как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. п. При этом он подчеркивал тесную связь познания и этики, метода и нравственности. Рациональное содержание философии Платона -- его диалектика, изложенная в диалогической форме, те. диалектика как искусство полемики. Он считал, что бытие заключает в себе противоречия оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для пробуждения души к размышлению, важнейший принцип познания. Поскольку, согласно Платону, любой предмет, любая вещь в мире есть движение, и познавая мир, нам следует по необходимости, а не по прихоти и субъективному произволу изображать все явления как процессы, те. в становлении и изменчивости. Аристотель в созданной им логике видел важнейший органон орудие, инструмент) познания. Его логика носит двойственный характер она положила начало формальному подходу к анализу знания, но одновременно Аристотель стремился определить пути достижения нового знания, совпадающего с объектом. Он пытался вывести свою логику за рамки только формальной, ставил вопрос о содержательно логике, о диалектике. Тем самым логика и гносеология Аристотеля тесно связана сучением о бытии, с концепцией истины, так как в логических формах и принципах познания он видел формы и законы бытия.ВЫВОД:Оценивая в общем античную философию и гносеологию, следует указать на то, что для них были характерны целостность взгляда на мир,отсутствие чисто аналити-ческого,абстрактно-метафизического расчленения природы. Последняя рассматривалась в универсальных моментах единства всех ее сторон, во всеобщей связи и развитии явлений. Однако эта развивающаяся целостность была результатом непосредственного созерцания, а неразвитого теоретического мышления. 8.Античная Ф классического периода.Основные учения Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н. э. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства — полисы. Потребности в широком образовании свободных граждан удовлетворялись деятельностью первых профессиональных учителей по общему образованию. Они учили не только риторике, политике и судопроизводству, но и всем другим областями ответвлениям знаний, которые человек мог практически использовать и которыми должен был владеть, если хотел, чтобы его считали мудрым. Сократ с определенной долей иронии говорил об этих учителях, что, уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. Отсюда и выводится их название — софисты (софос — мудрый. Классический период развития древнегреческой философии связан с творчеством трёх великих мыслителей Сократа (469-399 г. до н.э.), Платона(427-347 г. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Именно благодаря им философия становится отдельной и самобытной сферой людской культуры, искусством мыслить и постигать суть сущего У истоков классического периода античной философии стоит мудрец Сократ. Главной темой философии, согласно Сократу, является тема человека а, соответственно, главным принципом -Познай самого себя. Настоящее знание, при этом рождается в процессе диалога, поэтому свой философский метод Сократ называл майевтикой - искусством рождения истины, по аналогии с повивальным искусством, помогающим появиться на свет ребёнку. Важное значение Сократ уделял диалектике - искусству ведения спора, которое позволяет собеседников неуклонно приближаться к подлинному знанию Сократ также вошёл в историю как автор апологии "учёного незнания", формулой которого стала его знаменитая фраза "Я знаю, что я ничего не знаю, и поэтому я мудрее других людей, мнящих, что они знают нечто. Естественно, это не означает, что Сократ мало знал. Любое настоящее знание человек может постичь только самостоятельно, в процессе свободной дискуссии, невзирая на мнения авторитетов Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники (Осн. идея основателя – Антисфена Афинского – наилучшая жизнь заключается непросто в естественности, в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишними бесполезным. Учеником Сократа был великий философ Платон. Центральное место в философии Платона занимает его знаменитое учение об идеях или "эйдосах". В соответствии с ним, наряду с изменчивым, земным, воспринимаемым чувствами и несовершенным миром, существует вечный, неизменный и совершенный мир идей или первообразов. Этот идеальный мири является воплощением смысла всех вещей, которые вновь и вновь возрождаются в изменчивом земном мире в соответствии со своими идеями или архетипами. Благодаря разуму человек может проникнуть в мир идей, и, тем самым, получить доступ к подлинному знанию. Люди, наделённые разумом, могут реально понять смысли суть окружающего мира. Такие люди - мудрецы или философы - должны управлять государством, ибо они сопричастны идее высшего блага. Учение об идеальном государстве Платона является первой в европейской философской мысли утопией (Сам термин "утопия" появился значительно позже, в 16 веке, у английского философа Томаса Мора.) - попыткой создать умозрительную модель наилучшего общественного устройства, при котором люди будут счастливы. Среди учеников Платона был великий философ Аристотель (384- 322 г. до н.э.), изрёкший знаменитую фразу Платон мне друг, но истина дороже. Принципиальное разногласие Аристотеля и Платона лежит в сфере онтологии - учения о бытии. Аристотель отвергает учение Платона об идеальном мире, и настаивает на том, что смысл вещей воплощён в самих вещах. а Платон, наоборот, объясняет мир идеалистически. Вклад Аристототеля в науку и развитие представлений о движении В физике Аристотель видит учение бытии материальном и подвижном. Оба эти свойства он сводит к единству, ибо считает, что материальный предмет есть предмет подвижный, а движущееся не может не быть движущимся предметом, те. чем-то материальным. Аристотель развивает специальный анализ понятия о движущемся. Анализ показывает, что в основе понятия о движущемся лежит 1) понятие о движении и 2) понятие о находящемся в движении, или о движущемся. возможны только четыре вида движения 1) увеличение и уменьшение качественное изменение, или превращение 3) возникновение и уничтожение и 4) движение как перемещение в пространстве. условие всех остальных видов движения(главный, несводимый к остальным).Например, когда предмет увеличивается, это значит, что к нему приближается и с ним соединяется какое-то другое вещество преобразуясь, оно становится веществом увеличивающегося предмета. Стало быть, и увеличение, и уменьшение предполагают в качестве необходимого условия перемещение в пространстве. Если в предмете изменяется его качество, то причиной изменения или превращения может быть, по Аристотелю, только соединение изменяющегося предмета стем предметом, который производит в нем изменение. Но условием соединения может быть только сближение те. движение в пространстве. В точном и строгом смысле слова ни возникновение, ни уничтожение невозможны "форма" вечна, не может возникать, и точно также "материя" не возникает и никуда не может исчезнуть. То, что люди неточно называют "возникновением" и "уничтожением, есть лишь изменение, или переход одних определенных свойств в другие. От качественного изменения, или превращения, этот переход отличается только одним при качественном изменении изменяются и превращаются случайные свойства напротив, при возникновении и уничтожении превращаются свойства родовые и видовые. Но это и значит, что условием возникновения и уничтожения является движение в пространстве. Из всех видов движения только движение в пространстве, продолжаясь в вечность, может оставаться непрерывным. Так как первая причина есть бытие вечное и единое, то и движение, источником которого является первопричина, должно быть непрерывным. движение в пространстве может быть 1) круговым) прямолинейными) сочетанием движения прямолинейного с круговым. В отношении каждого вида необходимо выяснить, может ли он быть непрерывным. Прямолинейное движение не может быть непрерывным, т.к. по Аристотелю, мир имеет форму шара, радиус которого - величина конечная. Теперь остается исследовать движение круговое. По Аристотелю, это самый совершенный из всех видов движения. Во-первых, круговое движение может быть не только вечным, но и непрерывным. Во-вторых, если некоторое целое движется круговым движением, то, находясь в таком движении, оно одновременно может оставаться и неподвижным. Как раз это имеет место в нашей Вселенной шаровидная Вселенная движется вечным круговым движением около своего центра. Однако, несмотря на то, что все части мирового шара, кроме центра, находятся в движении, во все бесконечное время этого движения пространство, занимаемое миром, остается одними тем же . Теория, физические основы которой опираются на его философское учение о возможности и действительности. Так как, по Аристотелю, "материя" - возможность "формы, то истинно и то, что "материя" есть "форма. В самой природе "материи" коренится возможность принять форму, стать формой, измениться в форму. Изменение - не результат внешнего положения тел в пространстве Аристотель рассматривает четыре основных начала или причины) материя 2) форма 3) причина движения 4) цель, ради которой происходит известное действие. Мир, по Аристотелю, бытие вечное. В самом деле, чтобы представить, что совершающийся в мире процесс движения в какой-то определенный момент времени прекратится, необходимо допустить, что мировое движение будет прервано каким-то другим движением. Особенности и проблемы средневековой западноевропейской философии (Ф. Аквинский). Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия. Второй источник - Священное писание Ориентация большинства философских систем диктовалась основными догматами христианства, такими как догмат о личностной форме бога-творца, о творении богом мира "из ничего". Теоцентризм - такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Креационизм - принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу. Провиденциализм - система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви, которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию. Три этапа 1) апологетика, оформление и защита христианского мировоззрения 2) классическая патристика, систематизировавшая христианское учение 3) заключительный период, стабилизировавший догматику. Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, общих понятий, являются ли они продуктом деятельности мышления, или же они первичны, реальны, существуют самостоятельно. Номинализм. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного. Реалисты. Общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Предметы же природы представляют лишь формы проявления общих понятий. Фома Аквинский. 5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского - движение. Все движимое кем-то двигается, а значит, есть какой-то первичный двигатель. Этот двигатель и называется Богом- причина. Все существующее вокруг имеет свою причину. Первопричиной является Бог- случайность и необходимость. Эти понятия взаимосвязаны. Первоначальной причиной является Бог- степень качества. Все существующее имеет различные степени качества. Бог является высшим совершенством- цель. Какую-либо цель имеет все вокруг. Цель имеет смысл, который ей придает Бог. Без Бога постановка целей была бы совершенно невозможной. Философия Фомы Аквинского содержит идеи того, что все состоит из идеи (формы, а также материи единство материи и формы – суть любой вещи идея – это определяющее начало, материя – вместилище любая идея является троичной – то есть она существует в разуме Бога, в самой этой вещи, а также в сознании человека. Философия Аквинского связана с проблемами бытия, Бога, а также всего сущего. В частности философ проводит границу между сущностью и существованием. Данное разделение входит в ключевые идеи католичества в качестве сущности философ представляет чистую идею явления или вещи, совокупность признаков, черт существующих в божественном разуме 3) сам факт бытия вещи он называет доказательством существования вещи 4) все, что мы видим вокруг, существует лишь по той причине, что это существование было одобрено Богом Бог может дать сущности существование, а может ее этого существования и лишить Бог вечен и необратим. Пантеизм Н. Кузанского и Д. Бруно. Натуралистический пантеизм говорит о том, что к миру нужно относиться, как к Богу, которого мы стремимся познать. Это трактовка Бога, как внутреннего порядка, материи. Основным объектом изучения становится природа. 2.Природа рассматривается, как стабильная, организованная законами реальности. Следовательно, возможна последовательная и достоверная наука о природе. 3.Природа впервые признается бесконечной. Кузанский. Человек, по сути, оказывается в центре этого мира, те. там, где, согласно ортодоксальной христианской теологии, должен помещаться только Богу. В этом проявились общие гуманистические настроения эпохи. Например, у бесконечной сферы нет центра, или центр находится всюду, в любой точке. В своем учении Кузанский исходит из того, что Бог есть Единое, а его творение - многое. Но если другие философы единое и многое противопоставляли, то Кузанский заявляет об их совпадении. Иначе говоря, Бог - это потенциальный мира мир - это актуально представленный Бог. Бог, согласно его учению, бесконечен. Но и мир не может быть конечным. Наш мир, утверждает Кузанский, не бесконечен, но его нельзя считать и конечным, потому что он не имеет границ, между которыми может быть заключен. Итак, в пантеистической картине мира Кузанского нет места для центра мироздания. Но своеобразным центром мира у Кузанского является Человек. Человека Кузанский характеризует как существо "конечно- бесконечное он конечен как телесное земное существо и бесконечен как существо духовное. Единство человека с Богом заключается в том, что если Бог есть творец реальных вещей и естественных форм, то человек - творец логического бытия и искусственных форм. Таким образом получается, что человек в своем мышлении повторяет божественное творение мира. Кузанский указывает на то, что мышление разрешает противоречия в качестве разума, а впадает в противоречия в качестве рассудка. Рассудок все время усматривает в вещах или единство, или множество, или бесконечность, или конечность. Разум же видит единство в множестве и множество в единстве, конечное в бесконечном и бесконечное в конечном, те. разум схватывает единство противоположностей |