Главная страница
Навигация по странице:

  • 7)Иррационализм

  • 19. Советская философия середины ХХ века проблемы и тенденции). К основным направлениям, которыми занималась советская

  • 20. Основные идеи и направления русского космизма ХIX–ХХвв.(Н.Федоров,Вл.Вернадский,К.Циолковский).

  • Н.Ф. Федоров (1829-1903)

  • В.И Вернадский (1863-1945)

  • Специфика философского знания. Вопервых


    Скачать 214.99 Kb.
    НазваниеСпецифика философского знания. Вопервых
    Дата06.01.2019
    Размер214.99 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаOTVETYY_1.pdf
    ТипДокументы
    #62630
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    гегелевской диалектики, нона самом деле для него важна
    только одна из триад феодализм, представленный помещиком;
    капитализм, представленный промышленником и социализм,
    представленный наемным работником. Гегель рассматривал
    нации как носителей диалектического движения, Маркс же
    поставил на их место классы.

    17. Философские открытия Ф. Энгельса.
    Кризис ньютоновской физики показал принципиальную относительность конкретно-научных представлений о мире,
    опиравшихся на очень сильные допущения в интерпретации мира.
    Оказалось, что принцип распространения наших знаний о части
    Вселенной навесь мир неправомерен и ограничен, что законы микро-, макро- и мегамира могут в значительной степени отличаться друг от друга.
    Для решения новых мировоззренческих и методологических проблем в науке была разработана концепция диалектического материализма. Огромную роль здесь сыграли работы по философии природы Ф. Энгельса. Был произведен синтез материалистических учений и материалистически истолкованной диалектики Гегеля, в чем и заключалась радикальная новизна.
    Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии.
    Поскольку в основе мира и его научного познания лежит материальное субстратное начало, то Энгельс начинает с поисков этого начала в качестве основы классификации наук. Изначально он в качестве такового выделяет энергию, и, соответственно,
    классификация изображается следующей схемой, в которой усложнение вида энергии приводит к усложнению и области исследований в науке механическая - физическая - химическая.
    Получается довольно целостное описание природы, в котором низшие формы движения материи являются предпосылками возникновения высших. В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание – это процесс, который носит сложный, диалектический характер, процесс, входе которого происходит переход от незнания к знанию. Отсюда делался вывод о связи онтологии и гносеологии, в частности о том, что научное познание есть, прежде всего, активное отражение конкретных форм проявления материи. (Сознание - свойство высокоорганизованной материи).
    Т.о. у Энгельса намечено новое понимание материи как центральной категории онтологии через отказ от ее представления как некоторого вещества или совокупности веществ (влияние материализма, и движение к более абстрактному пониманию с элементами диалектики (влияние Гегеля). Так, Энгельс, исследуя понятие материи, высказывал идеи о том, что материя – это некоторая предельная абстракция, те. чистое создание мысли,
    которая никогда не дана нам чувственно, а всегда представлена теми или иными конкретными формами движения материи.
    Были выделены следующие принципы движения- всеобщность (в движении не только материальные тела, но и духовные- материальность движения- абсолютность движения (несотворимо, неуничтожимо,
    возможен только переход от одной формы движения к другой);

    многоформенность движения (Критерий
    выделения форм движения – связь с определенными
    материальными носителями. Механическое движение,
    физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация,
    химическое движение, биологическое движение, социальное
    движение (с которым связано и мышление. Особенности русской классической философии XIX-
    XX вв. (Н. Федоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев)
    Период XIX-XX вв в истории русской культуры нередко именуют духовным ренессансом или иначе Серебряным веком
    русской культуры. В целом он характеризуется как время обновления культуры, утверждения приоритета культуры над экономикой и политикой, реабилитации религиозных ценностей после засилья атеизма и нигилизма, подъема художественного и интеллектуального творчества. Началом его послужила философия
    В. С. Соловьева. Начал Соловьев с критики западной философии,
    придя затем к идее всеединства – тождества части и целого.
    Посредницей между божественным абсолютом и миром выступает
    София – премудрость Божья, мировая душа, олицетворяющая церковь. Гносеологический аспект всеединства – цельное знание,
    создающееся в первую очередь сердцем, любовью – особым свойством человеческой души. В обществе всеединство раскрывает себя как вселенская церковь, определяющая цель человечества преодоление эгоизма и вражды, создание на Земле «царства
    Божьего» - Богочеловечества. Темы всеединства и софиологии были продолжены другими представителями русского Ренессанса братьями Трубецкими, ПА. Флоренским, С. Н. Булгаковым и др. С.
    Н. Булгаков (1871 – 1944) в своей творческой биографии проделал путь от марксизма к религиозной философии, был выслан заграницу вместе с большой группой других русских мыслителей
    Кстати, именно за счет этой депортации многие представители русского Ренессанса стали известны заграницей НА. Бердяев, НО. Лосский, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин и др. Особо выделяется в русской философии такое специфическое направление, как русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский) – религиозно-философское направление, основанное на творчестве в науке, идее активной эволюции (регуляции природы, для осуществления которой необходимо осознание связи человека с космосом. Выделим ряд характерных для русского стиля мышления, русской культуры и философии особенностей:1)Бинарность (даже биполярность), двойственность противопоставление новизны и старины, своего и чужого, русского и западного, нет опосредующего звена, нейтрализующего начала. Сильное влияние православия как на русскую культуру и на уклад жизни в целом, таки на русскую философию. Заметное влияние патристики и неоплатонизма. Тема Бога, Церкви и т.д. очень важны для русских философов, многие из которых были священниками. При этом православие существует в разных вариантах, постоянно возникают расколы. Отношения между православной церковью и русскими философами были непростыми, некоторые философы были отлучены от церкви, богоискательство В. Соловьева церковь воспринимала как
    «чертоискательство».
    3)Сакрализация власти (единство православия и самодержавия),
    проникновение государства вовсе сферы общественной и духовной жизни, наделение его признаками сверхъестественного существа с одной стороны (царь – помазанник Божий) и отеческим началом
    («царь-батюшка», государство как большая семья, отец народа) с другой. Для Европы такое отношение к власти не характерно.
    4)Утопизм, предпочтение должного сущему (настоящее всегда ругается и критикуется, в качестве идеала-образца предлагается либо прошлое, либо будущее. Этическая направленность (ориентация на нравственно-должное),
    мессианизм (идея России – спасительницы мира).
    6)Соборность, общинность (растворенность личности в коллективе, общественное выше личного, свобода личности – в единстве со всеми).
    7)Иррационализм
    на различных уровнях – от
    «непредсказуемости русской души до критики западного
    рационализма и идеи цельного знания (В. Соловьев, в котором
    антиномия веры и знания преодолевается Сердцем, Любовью.
    В гносеологии русские философы предпочтение отдают не
    разуму, а интуиции, мистическому опыту, вере, любви.8)Тесная
    связь философии с действительностью, «злободневностью».
    Отсутствует стремление к абстрактной систематизации
    взглядов
    19. Советская философия середины ХХ века проблемы и тенденции).
    К основным направлениям, которыми занималась советская

    философия х — х
    гг., можно отнести следующие:• проблема ценностей;• проблема нового толкования марксизма-ленинизма,
    возвращения к "истинному Марксу, "истинному Ленину";•
    проблема гносеологии проблема сознания проблема идеальности;• проблема культуры;• проблема философских методов.
    Условно можно разделить этот период натри этапа – 1930 гг. – время, когда идеологические тиски уже были, но еще не сжались, и поэтому оставалось место для дискуссий и споров. В марте 1922 г. как раз вышла в свет ленинская работа О значении воинствующего материализма, призывающая разоблачать и преследовать идеалистов, руководствуясь воинствующим атеизмом. В принципе, сложилась основная парадигма – диалектический материализм, отклонение от которой, мягко говоря, не приветствовалось. Поэтому обычно споры в догматических системах ведутся между догматиками о том, как правильно эти догмы понимать. В данном случае, дискуссии велись относительно марксистских категорий базиса и надстройки, относительно роли диалектики в марксизме и т.д. Из наиболее выдающихся философов (кстати, не вписывающихся в парадигму) х гг. можно назвать ММ. Бахтина
    (филолога, занимающегося проблемами диалога, коммуникации, А. Ф Лосева (интерпретатора античной и средневековой философии, историка русской философии и вполне оригинального философа (Философия имени, Г. Г. Шпета (феноменолога) и Л. С. Выготского (создателя культурно-исторической теории развития психики и одного из мастодонтов отечественной психологии).
    Сталинский период – 1937 – 1953 гг. – время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма. В 1938 г. вышел сталинский труд Краткий курс истории
    ВКП (б, в котором содержался философский раздел, объявленный вершиной марксистского философского мышления и ставший каноном для всех философов и методологов науки. Философия, по сути, свелась к цитированию классиков марксизма-ленинизма. Однако и тогда создавались выдающиеся труды, увидевшие свет уже позднее Размышления натуралиста Вернадского, где развивается идея ноосферы, Формы времени и хронотопа в романе Бахтина и др. На базе МГУ И ЛГУ появились философские факультеты, с 1947 г. начал выходить журнал Вопросы философии - далее хронология не определена. С хрущевской оттепели х гг. начинаются бурные дискуссии по поводу нового прочтения классиков, например, Маркса. С 1956 г. философия преподается как отдельный предмет в гуманитарных и технических вузах. В 1958 г. возникает еще один ныне здравствующий журнал Философские науки, с концах гг. советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах. Возникает отечественная методология науки (В. С. Степин, В. С. Швырев, АИ. Ракитов и др. Активно рассматриваются проблемы сознания и познания (П. В. Копнин, А. Г. Спиркин, ЭВ. Ильенков, В. В. Налимов и др. Дискутируются также теория ценностей, культура и ее формы, самоопределение философии и т.д. Развиваются отечественные феноменология, герменевтика, постструктурализм и мн. др, словом,
    происходят процессы интеграции отечественной философской мысли в мировую.
    20. Основные идеи и направления русского космизма
    ХIX–ХХвв.(Н.Федоров,Вл.Вернадский,К.Циолковский).
    С философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в
    XIX – XX веках. Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (соборности) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В.
    Вернадский).
    Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме-Н.Ф. Федоров (1829-1903). В работе Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мирна основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта Общего Дела. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.
    Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (панпсихизм, населенное высокоразвитыми живыми существами. Мири человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.
    Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945). Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление
    (“всюдность” жизни. Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него
    Основные тенденции позитивизма. Проблемы
    позитивистской методологии.
    Позитивизм— философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
    Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежными достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте Венского кружка, опубликованного в 1929 г Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано. Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во- вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа».
    Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
    Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины века).
    Позитивизм критиковал натурфилософские построения,
    которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе
    О. Конта: Наука - сама себе философия. Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей»,
    научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу.
    Позитивизм предпринял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального знания. Идея знать - чтобы предвидеть, предвидеть --- чтобы обладать силой. Фактически оказалось, что позитивисты отрицали сущностное познание мира,
    так как ориентировались только на чувственное познание. Причем сами категории позитивизма --- отрицание умозрения,
    феноменализм --- оказались слишком уморительными,
    метафизическими.
    3 этапа в эволюции позитивизма:
    1.Собственно позитивизм (30-70гг в) - Огюст Конт,
    Дж.Ст.Миль, Спенсер
    2. Эмпириокритицизм (конец в) - Мах, Авенариус.
    3. Неопозитивизм (с сер х гг20) - Шлик, Карнап
    ,Нейроз , Витгенштейн, Б.Рассел. Основатель позитивист О. Конт (1798-1857). его работа:
    "Курс позитивной философии" Основные идеи этой работы, три закона 1) трех стадий 2) постоянного подчинения воображения наблюдению 3) энциклопедический закон, классификация наук.
    Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. Ее цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали основным законом познания - экономию мышления.
    Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др.
    рассудочных понятий.
    В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыта структуру опыта составл ощущения.
    Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел,
    Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Неопозитивисты выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний. (чувств данных).
    Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как "логический анализ языка" Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил неразрешимыми из-за слабости чел разума. Сциентизм и антисциентизм в XX в В современной культуре формируются две социокультурные

    ориентации, которые, каждая со своей стороны, специфически,
    по-разному осмысливают этот абсолютизированный образ
    науки, - сциентизм и антисциентизм.
    Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то,
    что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма (что выражено ив этимологии данного слова) выступают прежде всего наиболее развитые естественные и математические науки. В их лоно, как в прокрустово ложе, укладываются не только иные способы и методы получения знания, характерные, например, для гуманитарных наук, но и вообше любые достижения человеческого духа, претендующие на постижение истины Виды Феноменология Позитивизм Прагматизм Постпозитивизм;
    * Критический рационализм Этой позиции противостоит антисциентизм - социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института, и как формы постижения мира, рассматривающая ее как "демона, выпущенного из бутылки, угрожающего теперь существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные иррациональные, способы постижения бытия Виды Неокантианство Экзистенциализм Персонализм
    1   2   3   4


    написать администратору сайта