Главная страница
Навигация по странице:

  • 13. Гносеологические проблемы в философии Ф. Бэкона

  • 14.Особенности немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

  • Диалектико-материалистическая философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса

  • Специфика философского знания. Вопервых


    Скачать 214.99 Kb.
    НазваниеСпецифика философского знания. Вопервых
    Дата06.01.2019
    Размер214.99 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаOTVETYY_1.pdf
    ТипДокументы
    #62630
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    Бруно. Бог заключен у него в самом материальном мире, Он его деятельное и внутреннее начало. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Бруно неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей . Согласно Бруно, элементарные фрагменты сущего, одновременно относятся к материальному и психическому свойства микрокосма
    Бруно распространяет на природу в целом. Мировая же душа у
    Бруно — носитель такого атрибутивного свойства как "всеобщий ум. Понятие Бога в результате замещается Бруно понятием "мировая душа. Допущение Ботом, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных миров реально трансформировало категорию "Универсума" в понятие "Вселенная"
    — вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе. Лучшая процедура служения Богу познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием . Вера, по Б, "требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы", в то время как философские изыскания по поводу "истины относительно природы и превосходства творца ее" предназначены лишь тем, кто "способен понять наши рассуждения. Единство и бесконечность мира, его несотворимость и
    неуничтожимость – таковы исходные посылки философии
    Бруно. На этом базируется его космологическое представление.
    Бруно доказывал, что любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания потому, что он находится повсюду и - нигде. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля – лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земляне может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятие вверх, низ и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченными временным системам, ноне к Космосу, вечному и бесконечному. Методологические идеи в трудах Г. Галилея.
    Основоположником экспериментально-математического метода исследования природы был великий итальянский ученый Галилео
    Галилей.
    Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной. Господствовавшая в эту эпоху схоластическая физика, была засорена представлениями о движении вещей в соответствии сих "природой" и целью и другими ненаучными домыслами, религиозными догматами и библейскими мифами. Галилей путем ряда экспериментов создал важнейшую отрасль механики - динамику.
    Философское значение законов механики, открытых Галилеем. Тем самым впервые в истории развития познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание. Это послужило поводом для обвинения Галилея со стороны католической церкви. Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку от религии. Он утверждал, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а нес помощью Библии. В познании природы человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки - природа и человек. Предмет религии - сфера моральных поступков человека.
    Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о возможности безграничного познания природы. Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, он вывел идею о том, что познание истины есть бесконечный процесс. Эта установка Галилея привела его и к утверждению нового метода познания истины.
    Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления логически несовершенных мыслей, незаменимо при передаче другим уже открытых истинно она неспособна приводить к открытию новых истин. А именно к открытию новых истин и должна приводить подлинно научная методология.
    При разработке такой методологии Галилей выступил убежденным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Если большинство имели ввиду опыт, как простое наблюдение явлений, то Галилей показал решающую роль эксперимента, те. планомерно поставленного опыта, посредством которого исследователь как бы задает природе вопросы и получает ответы на них.
    Отличительные черты его философских воззрений, в целом можно охарактеризовать как черты механистического материализма. Материю Галилей представлял как вполне реальную, телесную субстанцию, имеющую корпускулярную структуру, состоящую в своей основе из бескачественных частиц вещества, мыслитель возрождал здесь воззрения античных атомистов.
    Поскольку механистическое понимание природы не может объяснить ее бесконечное качественное многообразие, Галилей первым развивает положение о субъективности цвета, запаха, звука и т. д. Те. частицам материи присущи определенная форма, величина, они занимают определенное место в пространстве, движутся или покоятся, ноне обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом. Все чувственные качества возникают лишь в воспринимающем субъекте.
    Так, Галилей высказывал мысль о внеопытном происхождении всеобщих и необходимых математических истин. Стремясь объяснить устройство Вселенной, Галилей утверждал, что Бог, когда-то создавший мир, поместил Солнце в центр мира, а планетам сообщил движение по направления к Солнцу, изменив в определенной точке их прямой путь на круговой. На этом деятельность Бога заканчивается. С тех пор природа обладает своими собственными закономерностями, изучение которых - дело только науки.
    Научно-философская деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли в Европе - механистическому материализму 17 - 18 вв.
    Постулат Галилея, который расценивал математику и эксперимент как автономные методы познания, встретился с непониманием, а впоследствии – с осуждением церковными властями.
    Галилей строго отличал сферу богословия от науки, подчеркивая самостоятельность их методов, предмета и целей. По этой причине итальянского ученого можно считать предтечей модели независимости науки и религии

    13. Гносеологические проблемы в философии Ф. Бэкона
    и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм Научный метод позволяет придать знанию объективный характер, те. свойство всеобщности и необходимости. Всеобщность указывает на общезначимость результата, его независимость от личностных характеристик субъекта, а необходимость показывает, что результат является таким неслучайно, а получен строгим образом и может быть подтвержден столько раз, сколько требуется для достоверного вывода Выделяются два основных направления эмпиризм и рационализм.
    Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм Декарт)
    Бэкон полагал, что цель науки заключается в наделении человеческой жизни новыми открытиями и благами, а не в бесполезных умствованиях схоластов. А для этого, по мнению
    Бэкона, надо помочь науке правильным методом и правильной организацией. Человеческий ум, по Бэкону, осаждают Призраки свойственные человеческому разуму и являющиеся источником заблуждения ум склонен легко обобщать единичные факты и приходить к выводам, несоответствующим действительности, он нелегко расстается со сложившимися убеждениями. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. Познанию истины мешает также несовершенство чувств. Все это обусловлено самой человеческой природой и названо Бэконом призраками Рода. Призраки Пещеры обусловлены индивидуальными склонностями умов. Одни склонны к почитанию древности, другие к восприятию нового и т. п. Призраки Рынка порождены обычным словоупотреблением, общественным мнением. И наконец,
    «призраки Театра обусловлены господствующими теориями, предвзятыми мнениями, суеверием. Из существования таких призраков, по Бэкону, и вытекают серьезные трудности мыслительной работы, трудности познания природы. Правильный метод должен помочь преодолению этих призраков, делу отыскания истины.
    В основе метода Бэкона лежит опыт. Наука должна опираться на опытна практику, строя из них выводы, причины и аксиомы методом индукции, те. переходя от частных фактов к обобщениям(Недостатки дедукции:непроверяемость общих положений, дедукция – это всегда сужающее знание. Эти обобщения вновь проверяются опытом и практикой. Научные истины проверяются, таким образом, опытом и практикой ив свою очередь, выводятся из них.
    Но уже сам Бэкон считает, что индукция неполна и несовершенна без теоретического анализа, без использования математики.
    Метод дедукции был обоснован вскоре после Бэкона французским философом Рене Декартом.
    При этом ни Бэкон не отрицал значения дедукции, ни Декарт не отрицал значения опыта и индукции. Научный метод основан на диалектическом сочетании индукции и дедукции, и это понимали оба великих философа. Но Бэкон подчеркивал ведущую роль опыта и индукции, Декарт же — логического анализа и правильных умозаключений, он полагалт, что истоки
    достоверности знания коренятся в самом разуме. В основу этих умозаключений должны был положены ясные и простые принципы и строгая логическая последовательность выводов. Это должно быть основание, истинность которого базируется на
    его самоочевидности, чтобы оно не нуждалось в доказательстве.
    Чтобы найти такое основание, надо подвергнуть сомнению все наши знания, идеи, самого себя, чтобы в качестве основания не опереться на что-либо ложное или только кажущееся истинным, пока эта истинность не будет доказана Сомневаясь во всем, мы приходим к тому, в чем не можем усомниться в факте самого сомнения ив его источнике – нашем разуме. Таким образом, мы получаем критерий истинности – ясность и
    отчетливость. Далее в соответствии с этим критерием мы можем выстроить цепочку, ведущую нас к достоверному результату. Итак, обнаруживая основание достоверного знания в мышлении, сознании, мы тем самым как бы делим мирна две части ту, в которой есть сознание ив которой поэтому нельзя усомниться и ту, где сознания нет, так Декарт становится дуалистом. Так появляется один из принципов классической рациональности субъект познает, а объект лишь познается и сам познавать не может.
    14.Особенности немецкой классической философии (И.
    Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).
    Основоположник классического немецкого идеализма был И.Кант. Кант считал, сто решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены, составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия вещей самих по себе на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – вещи сами по себе. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.
    Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны.
    Чувственные впечатления связываются между собой посредствам суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые, по Канту, суть чисто логические формы,
    характеризующие только чистое мышление, а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, то есть априори. Диалектика Гегеля. На объективно-идеалестической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления. Кантовской вещи самой по себе он противопоставил принцип сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит мировой разум, абсолютная идея или мировой дух. Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы развитие идеи в мышлении ив истории человечества. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого сознания и самосознания.
    Гегель считал, что невозможно понять явления, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия противоречие движет миром. Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направленна бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный духа целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечными бесконечным. Учение Л. Фейербаха. Критикуя объективный идеализм

    Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой. Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает вне сознания существенную действительность.Основную роль в познании философ отводил чувствам.
    15.
    Влияние философии Г. Гегеля и Л. Фейербаха на становление марксисткой философии.
    Объективно-идеалистический характер философии Гегеля.
    В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, таки общества,
    и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии отрицательность, которая как рази составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина Антропологический материализм Л. Фейербаха.

    С точки зрения Фейербаха, идеализм есть рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, противоположны друг другу. Поэтому первейшая задача философии в критике религии. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - ипритом наиболее совершенная - вечной природы. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как рази составляет сущность человеческого Я. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, духи тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически. Ф. Полагал, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.
    Диалектико-материалистическая философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса
    Большое влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса оказали Гегель и Фейербах. Вначале своей деятельности Маркс и Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики, примыкали к так называемым младогегельянцам. Но позже они стали отрицательно относиться к метафизической системе идеализма Гегеля, к его консервативным политическим взглядам Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях.
    Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание - это процесс, который носит сложный, диалектический характер, процесс, входе которого происходит переход от незнания к знанию, от знания частичного, неполного к знанию более полному и глубокому. Впервые в истории философии в основу теории познания была положена практика. Если поставить вопрос, что такое мышление и познание, откуда они берутся, то мы увидим, что они — продукты человеческого мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся в известной природной обстановке и вместе с ней.
    Диалектический материализм - это наука, которая изучает коренные вопросы соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества и мышления. В новой философской теории последовательно распространяется материализм на познание общества, его истории. Доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. Главная идея заключается в том, что практика первична по отношению ко всему духовному миру, культуре. Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика носит исторический характер, она состоит в непрерывном преобразовании людьми окружающих условий Раньше философы считали главной своей задачей объяснение мира, но и его изменение, преобразование. Философские открытия К. Маркса.
    Карл Маркс – философ, в учении которого отчетливо заметны неклассические тенденции. В классической философии сознание воспринимается как первичное, чистое, те. ничем не обусловленное, при этом само обусловливающее все. Маркс же вошел в философию со знаменитым слоганом Бытие определяет сознание. Или Сознание никогда не может быть чем-то иным,
    чем осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их деятельности. Так в философии появляется практика как реальное наполнение сознания и как критерий истины. В развитии общества определяющим фактором являются производительные силы, а производственные отношения формируют все остальные общественные отношения, тем самым детерминируя общественное сознание.
    Он называл себя материалистом, ноне в духе века. Свой материализм он, под влиянием Гегеля, назвал "диалектическим этот материализм существенно отличается от традиционного и гораздо ближе тому, что сейчас называют инструментализмом. Старый материализм, говорил он, ошибочно полагал ощущение пассивными таким образом приписывал активность главным образом объекту. Сточки зрения Маркса,
    ощущения или восприятия есть взаимодействие субъекта и объекта;
    чистый объект, вне активности воспринимающего, является сырым материалом, который преобразуется в процессе познавания. Знание в старом смысле пассивного созерцания есть нереальная абстракция. На самом деле при этом происходит процесс взаимодействия с вещами. процесс, называемый философами преследованием знания, не является, как думали раньше,
    процессом, в котором объект остается постоянным, а приспособление осуществляется познающим. Наоборот, субъект и объект, познающий и познаваемая вещь находятся в непрерывном процессе взаимного приспособления. Он называет этот процесс "диалектическим, потому что этот процесс никогда не завершается полностью.
    Подобно Гегелю, он полагает, что мир развивается согласно диалектической формуле, но совершенно расходится с
    Гегелем относительно движущей силы этого развития. Гегель верил в мистическую сущность, называемую "Духом, которая направляет человеческую историю по пути развития, стадиями которого являются категории из "Логики" Гегеля. По Марксу, движущей силой является не духа материя. Но материя в весьма своеобразном смысле этого слова, совсем непохожая на полностью лишенную человеческого участия материю атомистов. Это означает,
    что, для Маркса, движущей силой на самом деле является отношение человека к материи, наиболее важная часть которого - способ производства. Политика, религия, философия и искусство любой эпохи человеческой истории являются, согласно Марксу,
    продуктами способа производства, присущего времени, ив меньшей степени, распределения. Сама доктрина называется "материалистическим пониманием истории. Это очень важный тезис в частности, для историка философии. Маркс подогнал свою философию истории к образцу
    1   2   3   4


    написать администратору сайта