биоэтика зачет. Специфика морали как социального явления
Скачать 356.61 Kb.
|
20. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача. Особого внимания заслуживает отношение между биомедицинской этикой и медицинским правом. Некоторые специалисты полагают, что практически весь комплекс морально-этических проблем может быть рассмотрен в курсе медицинского права, который обеспечивает необходимой и конкретной информацией о существующем законодательстве. Этой информацией можно ограничиться, сведя всю морально-этическую проблематику к четкому правовому знанию. Однако в законодательство фашистской Германии 1938-1939 гг. существовал закон об эвтаназии неполноценных. Анализируя законодательство Германии, известный немецкий философ и психиатр Карл Ясперс утверждал, что XX век породил не только атомную бомбу и бактериологическое оружие, но и феномен преступной государственности, в котором абсолютное зло нашло свое легальное политико-юридическое воплощение. Несмотря на существующую взаимосвязь, право и этика - две самостоятельные области знания и практики. В свое время Владимир Соловьев, исследуя право и нравственность, приходил к выводу, что различие между ними сводится "к трем главным пунктам": 1) "право есть низший предел или определенный минимум нравственности"; 2) право есть требование внешней реализации этого минимума, тогда как "интерес собственно нравственный относится непосредственно не к внешней реализации добра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом"; 3) нравственное требование предполагает свободное или добровольное исполнение, напротив, правовое - "допускает прямое или косвенное принуждение" Несмотря на демократический и прогрессивный характер "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", закон не освобождает от столкновения прав, свобод, интересов, в нашем случае, например, между личностью пациента и личностью врача. И эти столкновения не случайны. Они связаны с тем, что нормативные принципы и нравственные ценности не всегда совпадают, а иногда даже находятся в противоречии. Например, согласно статье 36 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", "каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве". Эта норма вряд ли может быть согласована с пониманием деторождения как "Дара Божьего" людьми, принимающими нравственные ценности иудаизма, христианства в его трех вероисповеданиях [православия, католицизма, протестантизма], ислама и других конфессий. Несовпадение ценностей и законов делает понятным, почему во многих государствах Европы и Америки наряду с детально разработанной правовой регламентацией существуют и детально проработанные этические кодексы профессиональных медицинских объединений. В качестве примера может быть рассмотрена "Декларация о медицинских абортах", принятая Всемирной Медицинской Ассоциацией в 1993 году. В 6-м пункте этой Декларации говорится, что "если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт (даже в тех странах, где аборты разрешены законом), он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге". Примером несовпадения нравственных профессиональных ценностей и юридических норм является "Клятва российского врача", принятая на IV конференции Ассоциации врачей России в октябре 1994 года, в которой явно оговаривается несогласие с допущением в "Основах законодательства" принципа пассивной эвтаназии. Примеров подобного несовпадения много. И это свидетельствует не только и не просто о различии, существующем между правом и нравственностью. Очевидно, что биомедицинская этика выполняет социальную функцию профессиональной защиты личности врача, его права поступать не только по закону, но и по совести. Если мы хотим видеть в будущем враче не робота, механического и бездумного исполнителя законов, а профессионала, выполняющего свой долг добровольно и осмысленно, то мы должны предоставить ему возможность освоения реальности морально-этического знания и формирования способности отстаивать ценности своей профессии. 21. Проблема ятрогенных заболеваний в медицине. Ятрогения – это любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и лечебных вмешательств либо процедур, которые приводят к нарушениям функций организма, ограничению привычной деятельности, инвалидизации или даже смерти; осложнения медицинских мероприятий, развившиеся в результате как ошибочных, так и правильных действий врача. Известный детский хирург, профессор С.Я. Долецкий предложил следующую классификацию. Он выделяет такие формы ятрогений: · ятрогения от общения – составная часть деонтологии; · алиментарная – нерациональное питание больных и, как следствие, развитие или возникновение болезней; · медикаментозная – возникает наиболее часто и может выражаться в побочном действии лекарственных средств: от аллергических реакций и шока до медикаментозных язв желудочно-кишечного тракта и кровотечений из него; · манипуляционная – обусловлена обилием инвазивных диагностических методов и приемов (биопсии, эндоскопии); · наркозно-реанимационная – осложнения, которые возникают или регистрируются в этой области медицины: остановка сердца, дыхания, повреждение мозга и т. д.; · хирургическая – самые сложные и трагические проявления ятрогений; эту группу принято рассматривать как врачебные ошибки; · лучевая – патологическое воздействие на организм при повышении дозировок рентгеновских лучей, радиоизотопов, лазерного излучения и т. д. Приведенная классификация свидетельствует о тенденции рассматривать ятрогенные заболевания «как разнообразие негативных моментов в процессе контакта врача или медицинского персонала с больным». Характеристика медицинского и правового содержания понятия «ятрогения» до настоящего времени точно не установлена. В определении, предложенном Айзенштейном, указано, что ятрогения — это непреднамеренное причинение вреда здоровью человека, сопряженное с проведением медицинских мероприятий. Но, давая правовую оценку этому определению, отмечают, что формулировка «непреднамеренное нанесение вреда» подразумевает установление умысла в действиях медицинских работников, однако, решать вопрос об установлении умысла (т.е. преднамеренности или нет) относится к компетенции суда, а как в таком случае установить истину при клинических разборах случаев развития ятрогений, где участниками конференций являются только медики? Достичь объективной клинической оценки ятрогенных осложнений исключительно важно как для врача, так и для пациента. Завышение роли в них медицинского персонала парализует его профессиональную активность, склоняет к действиям только в жестких рамках медицинских стандартов. Отрицание же роли врача и отнесение всех осложнений за счет индивидуальной реактивности больного опасно повторением аналогичных ошибок. Таким образом, проблема ятрогенной патологии с точки зрения судебных медиков, в чьей компетенции находится принятие решения о своевременности и качестве оказания медицинской помощи, оценка выявляемых дефектов и неблагоприятных последствий лечения, остается малоизученной. Вопрос 22: Конвенция о правах человека и биомедицине Конвенция о правах человека и биомедицине" (далее - Конвенция), принятую Советом Европы в 1997 году. В статье 1 Конвенции говорится:"В области использования достижений современной биологии и медицины Стороны(2) обязуются защищать достоинство и индивидуальную целостность каждого человека, гарантировать всем без исключения уважение личности, основных прав и свобод" Статья 2 Конвенции утверждает, что "Интересы и благо человеческого существа должны иметь преимущество перед интересами общества и науки"(3,19). Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей" Статья 3 Конвенции утверждает, что "...Стороны обязуются предпринять необходимые меры в целях обеспечения равной доступности медицинской помощи надлежащего качества для всех членов общества" Статья 4 Конвенции утверждает: "В сфере здравоохранения всякое вмешательство, включая вмешательство с исследовательскими целями, должно осуществляться в соответствии с существующими профессиональными требованиями и стандартами" Статья 5.Общее правило. Медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное информированное согласие. Статья 6. Защита лиц, не способных дать согласие. Проведение медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего лица, не могущего дать свое согласие по закону, может быть осуществлено только с разрешения его представителя, органа власти либо лица или учреждения, определенных законом. Мнение самого несовершеннолетнего рассматривается как фактор, значение которого растет в зависимости от его возраста и степени зрелости. Статья 7. Лицо, страдающее серьезным психическим расстройством, может быть подвергнуто без его согласия медицинскому вмешательству, направленному на лечение этого расстройства, лишь в том случае, если отсутствие такого лечения может нанести серьезный вред его здоровью. Статья 10.Частная жизнь и право на информацию о своем здоровье, собранной информации о здоровье Статья 16.Защита лиц, выступающих в качестве испытуемых. Условия: 1) не существует альтернативных методов исследования, 2) риск, которому может быть подвергнут испытуемый, не превышает потенциальной выгоды от проведения данного исследования; 3) проект предлагаемого исследования был утвержден компетентныморганом после проведения независимой экспертизы 4) лицо, проинформировано об меющихся у него правах и гарантиях, предусмотренных законом; 5) получено явно выраженное, конкретное письменное согласие Статья 18.Исследования на эмбрионах in vitro. 1. Если закон разрешает проводить исследования на эмбрионах in vitro, он же должен предусматривать надлежащую защиту эмбриона. 2. Создание эмбрионов человека в исследовательских целях запрещается. Статья 19.изъятие органов у живых доноров.. 1. Изъятие исключительно с целью лечения реципиента 2. Должно быть получено явно выраженное и конкретное согласие, Конвеции "Геном человека" запрещает любую форму дискриминации по признаку генетического наследия (статья 11), ограничивает проведение тестирования только в целях охраны здоровья (статья 12), запрещает вмешательство в геном человека с целью изменения генома наследников данного человека (статья13), вводит запрет на выбор пола (статья 14) Вопрос 23: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви официальный документ Русской Православной Церкви, утвержденный на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. 1. Бурное развитие биомедицинские технологии-Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. 2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака ( Грех ложится и на душу врача, производящего аборт 3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблемаконтрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактическиобладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых раннихстадиях жизнь эмбриона,относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны спресечением уже зачавшейся жизни, к аборту приравнивать нельзя. христианским супругам следует помнить, что продолжениечеловеческого рода является одной из основных целей богоустановленногобрачного союза Намеренный отказ от рождения детей является несомненнымгрехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом заполноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного 4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаяхпозволяет преодолеть недуг бесплодия. Православная Церковь выражает веру в то, чточадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем неединственная его цель. пути к деторождению, не согласные сзамыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственнооправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка,им следует со смирением принять свое бесчадие . К допустимым - искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Относиться плохо к донорству половых клеток, суррогатному материнству, ЭКО предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. 5. Значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. Церковь вместе с тем приветствует усилия медиков, направленные на врачевание наследственных болезней. Однако, целью генетического вмешательства не должно быть искусственное «усовершенствование» человеческого рода и вторжение в Божий план о человеке. Поэтому генная терапия может осуществляться только с согласия пациента или его законных представителей и исключительно по медицинским показаниям. 6. Осуществленное учеными клонирование (получение генетических копий) церковь относится отрицательно 7. Современная трансплантология . Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие изъятие органа становится проявлением любви и сострадания. 8. Практика изъятия человеческих органов, пригодных для трансплантации, а также развитие реанимации порождают проблему правильной констатации момента смерти. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную кончину, 9. Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека. «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость» Вопрос 24: Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе Задачи документа . Основы концепции прав пациента в Европе следует рассматривать как поддержку нарастающего интереса во многих государствах к проблеме защиты прав пациентов. В рамках настоящего документа сделана попытка отразить и выразить надежды людей не только на улучшение доступной им медицинской помощи, но и на более полное признание их прав, как пациентов. В документе отражены перспективные возможности и производителей медицинских услуг и пациентов. Это предопределяет взаимодополняющую природу прав и обязанностей: пациенты несут обязанности по отношению к себе за медицинскую самопомощь и перед производителями медицинских услуг, а производители медицинских услуг могут рассчитывать на такую же защиту своих прав, как и все остальные граждане. В основу создания настоящего документа положена посылка о том,что формулирование прав пациента позволит людям в большей сере осознатьсвою ответственность при обращении за медицинской помощью ипредоставлении медицинской помощи и что отношении пациента и производителя медицинских услуг будут строиться на взаимной поддержке и уважении. Пациенты должны знать о своих практических возможностях в деле улучшения системы здравоохранения. Проведение в жизнь Каждой стране предстоит решить как наилучшим образом использовать подобный документ, исходя из проводимой политики в области здравоохранения, практических условий данной страны, возможностей законодательной поддержки прав пациента. Хотя в целях ясности некоторые предложения сформулированы очень четко текст документа является по сути руководством, которое может быть обсуждено в ходе политической дискуссии в масштабах страны, а так же использовано при формулировании или переформулировании национальной политики, законов или подзаконных актов по всем затронутым вопросам или любому из них. Цели, документ, который создан для того, чтобы: -подтвердить основные права человека в области охраны его здоровья -предложить на рассмотрение государств-членам ВОЗ свод основныхпринципов, лежащих в основе концепции прав пациента, -помочь пациентам извлечь максимальную пользу при обращении за услугами системы здравоохранения и смягчить остроту тех проблем, с которыми они могут столкнуться в рамках этой системы; -способствовать становлению и развитию взаимовыгодных отношений между пациентами и медработниками и, в частности, поощрять активность пациентов; -обеспечить защиту основных прав человека и гуманизациюмедицинской помощи, включая помощь наиболее ранимым, таким какдети, психические больные, пожилые и тяжелобольные. Права человека и человеческие ценности в здравоохранении 1.1 Каждый человек имеет право на уважение собственной личности. 1.2 Каждый человек имеет право на самоопределение. 1.3 Каждый человек имеет право на сохранение своей физической и психической целостности, а также на безопасность своей личности. 1.4 Каждый человек имеет право на уважение его тайн. 1.5 Каждый человек имеет право иметь собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убеждения. 1.6 Каждый человек имеет право на защиту собственного здоровья в той мере, в которой это позволяют существующие меры профилактики и лечения болезней и должен иметь возможность достичь наивысшего для себя уровня здоровья. Вопрос 25: Моральные проблемы психиатрии психиатрия- врачевание психических расстройств, компетентную и умелую помощь прежде всего душевно больным людям, но также и всякому человеку, нуждающемуся в такой помощи. Из всех медицинских дисциплин психиатрия в наибольшей степени имеет дело с человеком в целом, с учетом его биологической, психической, духовной и социальной составляющих. |