биоэтика зачет. Специфика морали как социального явления
Скачать 356.61 Kb.
|
Мораль- система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Другое определение: мораль - это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла. Мораль является регулятором социального поведения. Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения («не лги», «почитай старших» и т. д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т. д.), ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Проблема специфики морали связана с ее специфическими особенностями: всеобъемлющий характер морали, ее внеинституциональность, императивность. ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ХАРАКТЕР МОРАЛИ означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. ВНЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, нет в обществе таких учреждений и организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. ИМПЕРАТИВНОСТЬ — состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления. Причем, добро следует творить не ради ответной благодарности, а ради самого добра как такового. Среди множества выполняемых моралью ФУНКЦИЙ основными принято считать: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную. ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ МОРАЛИ, конечно, РЕГУЛЯТИВНАЯ. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида, имеющего возможность предпочесть один поступок другому. Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой ее функции — ОЦЕНОЧНО-ИМПЕРАТИВНОЙ. Она предусматривает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». Собственно, с помощью этих основополагающих категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни и соответственно оформляется повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и, наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ функция морали в известной степени производна от оценочной. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный, новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т. е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов. Совокупность названных и других (воспитательной, ориентирующей, прогностической, коммуникативной и т. д.) функций определяет СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ МОРАЛИ.
Вторая половина XX века характеризовалась высокими темпами научно-технического прогресса, С этим периодом связан новый этап развития профессиональной этики в медицине и фармации – этап биоэтики. Термин «биоэтика» был введен в обиход американским биологом Ван Ренселлером Поттером в 1971 году. Биоэтика – это опыт философского, этического осмысления т.н. проблемных ситуаций, в основном возникших в клинической практике за последние 30 лет. Речь идет о комплексе проблем, связанных: 1) с умиранием человека (1959 год – состояние «смерти мозга» и новая концепция смерти; эвтаназия – право на смерть с достоинством); 2) с глубокими и противоречивыми проблемами, связанными с медицинскими вмешательствами в репродукцию человека (искусственный аборт, стерилизация, искусственное оплодотворение – право на свободный выбор и свободное и ответственное материнство, суррогатное материнство, транссексуализм); 3) с социально-этическими дилеммамитрансплантации жизненно важных органов(1967 год – первая пересадка сердца от донора с погибшим мозгом); 4) с этической допустимостью применения современных методовмедико-генетического контроля; 5) с рядом «проблемных ситуаций», связанных с биомедицинскими экспериментами, где человек привлекается в качестве объекта(США – заражение вирусом гепатита детей с олигофренией; инъекции клеток рака печени пациентам госпиталя для хроников; 1993 год – «Международные правила этики для проведения медико-биологических исследований с привлечением человека»: основа – добровольное и осознанное согласие). 6) с современной биотехнологией лекарственных средств. В настоящее время происходит беспрецедентное наводнение лекарственного рынка новыми ЛС. Часть ЛС имеет сомнительное происхождение, а их метаболизм сопровождается образованием реакционно-активных соединений с непредсказуемыми последствиями, создающими реальную угрозу жизни и здоровью современного и будущих поколений человечества. К тяжелым последствиям может привести употребление некачественных ЛС, удельный вес которых имеет тенденцию к росту, а контрольно-разрешительная система не может в полной мере гарантировать защиту потребителя от негативных последствий использования небезопасных и некачественных ЛС. В этой ситуации начинает сформировываться новое направление в биоэтике – фармацевтическая этика. Фармацевтическая биоэтика (ФБ) изучает моральные, правовые, социальные, экологические и юридические проблемы, возникающие при создании, клинических испытаниях, регистрации, производстве, доведении до потребителя и использовании лекарственных препаратов, других фармацевтических и парафармацевтических товаров, а также при оказании фармацевтических научно-консультативных услуг с целью сохранения здоровья людей, их физической и психической неприкосновенности, защиты человеческого достоинства и повышения качества жизни. Этические правила должны соблюдать и при создании фармакологических средств и при клинических испытаниях, работниками контрольно-разрешительных и надзорных систем, при производстве фармацевтических и парафармацевтических товаров, контроля качества и доведении этих товаров до потребителей. В настоящее время международное сообщество выработало эффективную систему общественного и государственного контроля над соблюдением прав и интересов субъектов исследований и этичностью клинических исследований (КИ). Основным звеном этой системы является деятельность Комитетов по этике (ЭК). При каждом ЛПУ необходимо создать такой ЭК. Он должен рассматривать любые КИ, которые проводятся в данном учреждении и объектом которых является человек, независимо от того, испытывается ли новое ЛС или новый метод лечения, новая комбинация уже зарегистрированных ЛС. В состав ЭК должно входить необходимое число лиц, обладающих необходимым суммарным опытом и квалификацией для экспертной оценки научных, медицинских и этических аспектов планируемого исследования. Для обеспечения полноценной работы ЭК должен разработать, документально оформить и соблюдать стандартные процедуры. В 1997 году при Российской медицинской ассоциации создан Национальный этический комитет (НЭК), который уже имеет достаточный опыт по одобрению протоколов международных мультицентровых клинических испытаний (ММКИ). НЭК проводит методическую работу по вопросам организации и функционирования ЭК.
Основные этические принципы, которые можно использовать для осмысления и разрешения острейших моральных проблем, порождаемых научно-техническим прогрессом в области здравоохранения: принцип "не навреди", принцип "делай благо", принцип уважения автономии пациента, принцип справедливости. Теперь мы дополним эти основополагающие принципы этическими нормами, которые играют особо важную роль в регуляции взаимоотношений медика и пациента и которые мы будем именовать правилами. Правила носят более частный характер, чем принципы. Это - правила правдивости, конфиденциальности и информированного согласия. Правило правдивости Быть правдивым прежде всего означает сообщать собеседнику то, что, с точки зрения самого сообщающего, соответствует действительности. Подчеркнем, что речь в данном случае идет не о том, каково реальное положение дел, а именно о том, как его воспринимает информирующий. Правдивость является необходимым условием нормального общения и социального взаимодействия. Ложь разрушает согласованность, скоординированность взаимодействий между людьми. Представьте себе ситуацию, когда, придя в аптеку, вы усомнитесь в том, что аптекарь считает себя обязанным называть вещи (медикаменты) своими именами. Естественно, вы не сможете считать, что у вас существуют нормальные социальные отношения с людьми, ответственными за то, чтобы этикетка "аспирин" не попала на баночку с мышьяком. Вряд ли найдется специалист в области этики или врач, который стал бы отрицать важность правила правдивости. Однако существуют большие разногласия относительно того, насколько неукоснительно должно следовать этому принципу. Кант был неумолим - всегда и везде! В медицине преобладает иная точка зрения, согласно которой нецелесообразно говорить правду, если она может повредить самочувствию пациента, вызвать у него негативные эмоции, депрессию и т.п. Взаимодействие не может быть равноправным, если одна из сторон умышленно скрывает (возможно, и из благих побуждений) жизненно важную для другой стороны информацию, превращая тем самым партнера из субъекта социального отношения в предмет манипуляции. Поэтому новый закон об охране здоровья граждан, принятый в 1993 году, гарантирует право пациента на правдивую информацию о диагнозе, прогнозе и методах лечения. Правило конфиденциальности Если правило правдивости обеспечивает открытость партнеров по социальному взаимодействию - врача и пациента, то правило конфиденциальности призвано предохранить эту ячейку общества от несанкционированного непосредственными участниками вторжения извне. Та информация о пациенте, которую он передает врачу или сам врач получает в результате обследования, не может быть передана третьим лицам без разрешения этого пациента. В форме понятия "врачебная тайна " правило конфиденциальности зафиксировано во многих этических кодексах, начиная уже с клятвы Гиппократа. В "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" конфиденциальности посвящена статья 61 "Врачебная тайна". Использование термина "врачебная" оправдано традицией, но неточно по существу дела, так как речь идет об обязательствах не только врачей, но и любых других медицинских и фармацевтических работников, а также и должностных лиц, которым медицинская информация передана в соответствии с законом. Предметом конфиденциальности являются диагноз заболевания, данные о состоянии здоровья, прогноз и все те сведения, которые врач получает в результате обследования или при выслушивании жалоб пациента. Конфиденциальной должна быть и немедицинская информация о пациенте или его близких, ставшая известной врачу в процессе выполнения им служебных обязанностей. Законодательством строго определен достаточно узкий круг ситуаций, при которых медицинский работник вправе передать известную ему информацию третьим лицам. Речь идет прежде всего о тех случаях, когда пациент не способен самостоятельно выразить свою волю из-за нарушения сознания или по причине несовершеннолетия.
и пациентом) желательна, поскольку она является подтверждением и защитой другой, более фундаментальной ценности - неприкосновенность частной жизни.
пациента. Мы живем в несовершенном мире, в котором достаточно часто медицинский диагноз или другая медицинская информация может стать клеймом для человека, что будет значительно ограничивать возможности его социального самоутверждения.
необходима для обеспечения откровенности их общения. Пациент, обнажаясь и телесно и душевно перед врачом, должен быть убежден, что это не приведет к нежелательным последствиям.
конфиденциальность информации о своих пациентах, непосредственно зависит их престиж, имидж в глазах общества и их популярность.
Правило информированного согласия Правило информированного согласия призвано обеспечить уважительное отношение к пациентам или испытуемым в биомедицинских экспериментах как к личностям, а также, разумеется, минимизировать угрозу их здоровью, социально-психологическому благополучию и моральным ценностям вследствие недобросовестных или безответственных действий специалистов. Применение правила информированного согласия обеспечивает активное участие пациента в выборе методов лечения, оптимальных не только с медицинской точки зрения, но и с точки зрения жизненных ценностей самого человека. Согласно этому правилу, любое медицинское вмешательство (в том числе и привлечение человека в качестве испытуемого в биомедицинское исследование) должно как обязательное условие включать специальную процедуру получения добровольного согласия пациента или испытуемого на основе адекватного информирования о целях предполагаемого вмешательства, его продолжительности, ожидаемых положительных последствиях для пациента или испытуемого, возможных неприятных ощущениях (тошнота, рвота, боль, зуд и т.д.), риске для жизни, физического и/или социопсихологического благополучия. Необходимо также информировать пациента о наличии альтернативных методов лечения и их сравнительной эффективности. Существенным элементом информирования должна быть информация о правах пациентов и испытуемых в данном лечебно-профилактическом или научно-исследовательском учреждении и способах их защиты в тех случая, когда они так или иначе ущемлены. Каковы цели применения в медицинской практике и биомедицинских исследованиях правила информированного согласия? Согласно Бичампу и Чилдресу, их три: 1. Обеспечить уважительное отношение к пациенту или испытуемому в биомедицинском исследовании как к автономной личности, которая вправе осуществлять свободный выбор и контролировать все процедуры или действия, осуществляемые в процессе лечения или научного исследования с его телом. 2. Минимизировать возможность морального или материального ущерба, который может быть причинен пациенту вследствие недобросовестного лечения или экспериментирования. 3. Создать условия, способствующие повышению чувства ответственности медицинских работников и исследователей за моральное и физическое благополучие пациентов и испытуемых. 4.Этический кодекс фармацевтического работника России является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи, которая включает обеспечение населения и конкретно каждого гражданина всеми товарами аптечного ассортимента, в первую очередь лекарственными средствами, а также оказание научно-консультативных услуг по всем вопросам, связанным с лекарственными средствами. Этический кодекс имеет цепью обеспечить переход России к правовому государству и рынку потребителя в сфере фармацевтической помощи. Он определяет отношения между фармацевтическими работниками и обществом, пациентом, медицинским работником и направлен в первую очередь на обеспечение прав, достоинства и здоровья личности и общества в целом, а также прав и моральной ответственности специалистов фармацевтических организаций и предприятий. Основой Этического кодекса являются Закон Российской Федерации о здравоохранении, Закон о защите прав потребителей и пациентов, Закон о рекламе. Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты РФ, а также документы Организации Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения и другие документы, относящиеся к этическим аспектам фармацевтического бизнеса. 5.Биоэтика о защите прав потребителей фарм. помощи ГОс защита, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, а также органы местного управления, общественные организации потребителей. Закон «О защите прав потребителей» Система защиты прав потребителей лекарств |