Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы Пер с англ. М. "Права человека", 1998. 152 с. Ббк 84. 7 Сша
Скачать 0.96 Mb.
|
Главное - крепкая структураХотя вышеприведенные советы и могут творить чудеса в отдельно взятом предложении или абзаце, ваша статья может оказаться неудачной, если ее структура слабовата. Еще раз подчеркнем: хороший материал - это архитектура и структура. Коснемся структуры еще раз. Структура материала в форме “перевернутой пирамиды” очевидна. В лиде вкратце приводится главный факт или факты материала. Затем следует подтверждение. Написать лид такой статьи нетрудно, если в статье всего один или два основных элемента. Проблемы растут с увеличением их количества. Когда нужно отразить сразу несколько важных элементов в первом абзаце или в двух, следует избегать употребления длинных и сложных предложений. Иногда хорошие результаты дает разбивка сложных предложений на два (или более) простых. Едва ли стоит “набивать” все существенное в один абзац, ведь лид может состоять и из двух-трех абзацев. Вот пример двух многоэлементных материалов, построенных в виде “перевернутой пирамиды”. День первый и день второй. Ассошиэйтед Пресс плавно излагает факты: “Лондон. В четверг жестокий ураган с проливным дождем и ветром, достигавшим скорости 110 миль в час, оставил за собой полосу разрушений в южной части Англии и на континенте. Погибли по меньшей мере 62 человека в пяти странах. Лондон. В пятницу бригады спасателей были подняты по тревоге, чтобы восстановить линии электропередач и очистить автострады от разбитых машин после жестокого урагана, пронесшегося по Западной Европе. Погибло более 90 человек”. Если в сложном материале требуется упомянуть несколько фактов сразу, лид может состоять из нескольких абзацев, как в следующем материале об историческом событии, опубликованном в “Вашингтон пост”: “Кейптаун, ЮАР. Лидер черных националистов Нельсон Мандела вышел сегодня из тюрьмы свободным человеком после 27 лет заключения и заявил приветствовавшим его сторонникам, что их вооруженная борьба против господства белого меньшинства должна стать более интенсивной. 71-летний Мандела, с которым правительство надеется вступить в переговоры, чтобы прекратить позорную расовую дискриминацию стране, признал “честность” человека, подписавшего приказ о его освобождении, но сказал, что у черных “нет иного выбора, кроме продолжения” борьбы за политические права. Он также призвал к тому чтобы международные экономические санкции против Претории продолжались до тех пор, пока полностью не будет ликвидирована система апартеида”. Теперь давайте представим себе миллион способов, с помощью которых можно было бы начать наш материал о грачах с затяжно или очеркового лида. Каким бы ни был выбор, первые четыре-пять абзацев, не раскрывающих всего содержания статьи, должны заинтриговать читателя и заставить его решить, стоит ли читать дальше. Но читатель долго ждать не любит. Поэтому где-то к пятому абзацу ему нужно кратко объяснить суть дела. Такой абзац часто называют абзац-орех. Например, лид открывается сообщениями двух-трех удивленных людей о стаях грачей. Ага, у читателя появился интерес. Тогда вы пишете: “Со всех концов города поступают подобные сообщения. Весь округ наводнен грачами. Никто не может с уверенностью сказать, откуда они взялись, как долго пробудут здесь и представляет ли это угрозу здоровью людей”. Такая статья, конечно, не потянет на премию, но в ней есть идея. Теперь вы можете один за другим ставить вопросы, которые обсуждали со своим редактором на первом этапе создания материала, а также те, что возникали в ходе сбора информации. Один блок - затем другойПоследовательно отвечая на вопросы, вы используете блочную структуру, как будто строите башню из детских кубиков. Расположите вопросы и ответы в наиболее логичном порядке - так, чтобы один блок информации плавно переходил в другой. В данном материале первым вопросом мог бы стать следующий: откуда прилетели эти птицы? Затем следуют пояснения: знают ли специалисты о подобных явлениях и т. д. Есть и другие структуры, например хронологическая, но она хороша только для определенных материалов. Еще вариант - можно взглянуть на ситуацию глазами разных людей. Вариантов множество. Неизменно одно - наличие крепкой структуры, которая не позволит материалу рассыпаться и свяжет воедино все родственные факты. Вне зависимости от варианта структуры мастерски написанная статья должна быть подобна хорошему скоростному шоссе: она обеспечивает плавное передвижение к месту назначения. Все перемены направления должны быть обозначены яркими, понятными знаками. Когда автор статьи “меняет направление” и переходит к следующему вопросу, он должен сигнализировать об этом читателю. Помогают абзацы, но часто этого недостаточно. Поэтому необходимы) связующие звенья. Без этого читатель обязательно собьется с курса и хорошо еще, если ненадолго. Следующие слова и словосочетания могут служить хорошими связующими звеньями: и, но, итак, тем не менее, все же, все-таки, конечно, разумеется, понятно, следовательно, фактически, желательно, общепризнанно, очевидно, поэтому, более того, далее, с другой стороны, действительно, вдобавок и т. д. Иногда требуется нечто более сильное, чтобы направлять читателя. Один из методов называется “крючок” абзаца. Кончается абзац, и последнее его слово вставляется в первое предложение следующего абзаца. Это помогает ввести новую идею. “Крючком” может быть и слово, и фраза. Иногда “крючок” засаживается на несколько абзацев раньше. Но чем ближе, тем лучше - пока слово или фраза еще свежи в памяти читателя. В любом случае связующие звенья помогают читателю не сбиваться с дороги мысли автора. Без крепкой структуры статья “провисает” и даже может развалиться. Опытные журналисты много работают над структурой, что мы советуем делать и вам. 4 Как писать лид: один путь из множества Из брошюры “Как эффективно писать и редактировать статьи”, изданной Американским институтом печати. Автор - Элвуд М. Уордлоу, помощник директора института. Печатается с разрешения. Кто-то делает это на бумаге, кто-то в уме - но опытные журналисты всегда планируют структуру материала до того, как приступают непосредственно к его написанию. При написании любой статьи возникают три вопроса, которые нужно прояснить для себя: 1. Каким будет тип лида? 2. Какова будет манера изложения? 3. От третьего или от первого лица ведется повествование? Рассмотрим эти вопросы. |