Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы Пер с англ. М. "Права человека", 1998. 152 с. Ббк 84. 7 Сша
Скачать 0.96 Mb.
|
Создание эмоциональной отстраненностиУра! Вот вы и закончили писать первый черновик. Но -будьте осторожны. Эмоции созидания могут соединить вас с этим черновиком так же крепко, как пуповина соединяет мать и дитя. Отделять свое творение от себя очень больно. Будет лучше, если вы достигнете некой эмоциональной отстраненности. Журналисты советуют “замораживать” статью, отпускать ее от себя спокойно. Завтра вы сможете увидеть в ней недостатки, не замеченные сегодня. Жесткие сроки обычно не допускают такой роскоши. И все же в вашем распоряжении если не часы, то хотя бы минуты. Выпейте что-нибудь освежающее. Полистайте комиксы. Смастерите себе ожерелье из бумажных полосок. Сделайте что-нибудь, что поможет снять эмоциональную пелену с ваших глаз. Если ваш редактор не занят, обратитесь к нему за советом. Это поможет сберечь время в дальнейшем. Следующий - пятый - этап: переработка черновика. Может быть, понадобится только легкая шлифовка. Может быть, нужно будет переписывать материал полностью. Приложите все свои усилия и доделывайте его до тех пор, пока редактор не потребует готовый продукт. При доработке пользуйтесь принципами хорошего стиля, список которых вы найдете ниже. Практикуясь, вы сможете быстро обнаруживать многие недостатки материала, а редактор укажет вам на оставшиеся. Перечисленные ниже принципы приведут вас к соблюдению азбучных истин хорошей журналистики, которыми являются точность, I краткость и ясность. Точность - потому что неточный материал не просто плох, он может сильно навредить. Краткость - потому что живой, выразительный материал всегда краток и не содержит лишних подробностей. Это, кроме всего прочего, еще и проявление уважения к читателю. И наконец, ясность - если сообщение может быть понято неверно, то так и случится. Когда вы пишете материал, то общаетесь с будущим читателем без обратной связи. Много раз, когда чей-то текст казался мне неясным и запутанным и я обращался к его автору, я заранее знал, что он скажет: “Ну, понимаете, вот что произошло...” Автору не удалось изложить на бумаге то, что так ясно складывалось у него в голове. Вы должны убедиться в том, что факты “легли” на бумагу. Иногда мне попадались и такие журналисты, которые в разговоре смущенно признавались, что не вполне поняли то событие или явление, о котором написали статью. Запутывать читателя - это большой журналистский грех. Не понимая происходящего, вы пытаетесь писать вокруг да около. Это никогда не приводит к добру. И еще раз: черновики - не надпись, высеченная на камне. Правьте. Переписывайте. Делайте все, что нужно. И только после этого сдавайте вашу статью. Если вы сделали все возможное на этих пяти этапах, то можно считать, что вы достигли цели: точности, краткости, ясности. Журналисты прогрессируют, когда учатся распознавать недостатки своей работы. Следовательно, этому стоит научиться. Следующий список поможет вам находить слабые места в вашей работе: 1. Используйте действительный залог. Он более энергичен, чем страдательный. 2. Полагайтесь в основном на существительные и глаголы. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают “картинку” в воображении читателя. 3. Пишите в основном простыми повествовательными предложениями: подлежащее, сказуемое, дополнение. 4. Пользуйтесь простыми, короткими словами. 5. Избегайте употребления модных словечек, неблагозвучных слов, штампов, бюрократизмов, любого профессионального жаргона. 6. Пользуйтесь короткими фразами, но варьируйте их длину так,] чтобы материал не выглядел монотонным. Одна мысль - одно предложение. Средняя длина предложения - не более 18 слов. 7. Проверяйте согласование времен глаголов. 8. Избегайте излишних подробностей, особенно в лиде. Их можно передвинуть в следующие абзацы. 9. Используйте особенные, “повествующие” детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия. 10. Дайте необходимую предысторию. Каждый материал должен “стоять на собственных ногах”. 11. Дайте определения всем терминам, которые могут быть непонятны читателям. 12. Используйте аналогии для объяснения сложных явлений. ————————————————————————————————————————————- УЧИТЬСЯ ВСЕГДАЖурналисты могут быть тяжелыми людьми. Я устал от нытья других. Я устал даже от собственных стенаний. Но факт остается фактом: писать, имея опыт, не становится легче, потому что вы постоянно повышаете собственные “планки” и одновременно узнаете все больше и больше способов отображения одного и того же события... Журналист заслуживает понимания и уважения за все тяготы своего специфического ремесла. Вы можете научиться выполнять работу редактора, - видимо, это возможно, но я абсолютно уверен, что писать вы не научитесь никогда. Вы всегда будете учиться, всегда будете чувствовать себя уязвленным из-за провалов, и вас всегда будут из-за них ставить в угол. Дон Мюррей(из бюллетеня Американского общества редакторов газет) ————————————————————————————————————————————- 13. Если вы знакомите читателя с кем-то в начале статьи, сделайте это еще раз при повторном упоминании этого человека, например: “Джонс, бухгалтер”. 14. Не оставляйте без ответа ни одного вопроса. Старайтесь отвечать на них сразу после того, как они были заданы. 15. Не делайте голословных утверждений. Например, если вы говорите об уме человека, приведите красноречивый пример. 16. В драматических материалах соблюдайте сдержанный тон. 17. Показывайте, а не рассказывайте. Не “Он гневался”, а - “Он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали”. 18. Помещайте самые значительные слова предложения в его начале и конце. 19. Не злоупотребляйте прямым цитированием. Приводите цитаты только в том случае, если что-то было сказано в своеобразной манере или есть необходимость привести фразу точно. Обычно пересказ экономит слова. 20. Перед приведением цитаты укажите ее источник. 21. Уберите все несущественные детали. Выразительный стиль -краток. 22. Не растягивайте материал. Большинство тем нуждаются в простом и кратком изложении. 23. При переходе от одной части материала к другой используйте связующие слова и предложения. 24. Прочитайте статью вслух - так легче обнаружить неуклюжие места. Если вы будете следовать этим советам, ваша проза, которая была тяжеловесной, многословной и запутанной, приобретет выразительность, краткость и ясность. Давайте посмотрим, чего можно достичь, следуя некоторым из них. “Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают “картинку” в воображении читателя”. Например, не “Машина сбила дерево”, а “Желтый “фольксваген” врезался в огромный дуб”. Глагол во втором варианте более выразителен, характерные черты машины и дерева также способствуют созданию картинки. “Средняя длина предложения - не более 18 слов”. Исследования показывают, что понимание читателем текста растет по мере сокращения количества слов в предложениях. Не обязательно каждое предложение должно быть коротким, но сложных, длинных предложений лучше избегать вообще. Если же вы пользуетесь такими предложениями, поищите подходящие союзы - лучше всего “и” и “но”.; Сложноподчиненные предложения лучше трансформировать в сложносочиненные. Другие пункты списка также помогут вам отшлифовать ваш стиль. Сделайте эти советы частью себя - и вы сможете пользоваться ими автоматически, даже если вы пишете на сумасшедшей скорости при поджимающих сроках. |