Главная страница
Навигация по странице:

  • Агрессия и борьба за превосходство. В

  • Творческая сила личности.

  • ОПТИМИЗМ Успехи Неудачи

  • ПЕССИМИЗМ Успехи Неудачи

  • Потенциал потребности

  • Опросник психологических потребностей Потребность Баллы

  • Малкина Пых. Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах


    Скачать 3.43 Mb.
    НазваниеСправочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах
    АнкорМалкина Пых
    Дата02.12.2022
    Размер3.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMalkina-Pykh-I.pdf
    ТипСправочник
    #824411
    страница51 из 65
    1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   65
    Неполноценность и компенсация. Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-то физические или психические, чаще всего характерологические недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности.
    Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели.
    Агрессия и борьба за превосходство. В своих ранних работах Адлер утверждал,
    что борьба за превосходство и агрессивные тенденции человека являются важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоутверждение. При этом он не отождествлял агрессию с враждебностью, а рассматривал ее как инициативу и способность к преодолению препятствий. Стремление к превосходству Адлер понимал не только как агрессию и «волю к власти», а намного шире – как побуждение улучшить себя,
    развить свои способности, свои потенциальные возможности. Если цель превосходства включает в себя общественные интересы, то и развитие личности принимает конструктивный характер. Если же цель предполагает борьбу только за личное превосходство, лишена социального интереса, то такая цель, по мнению Адлера, не приносит удовлетворения индивидууму, деформирует его «жизненный стиль» и в конечном итоге приводит к неврозу.
    Жизненные цели. Жизненные цели определяют направление и конечную цель нашей деятельности, позволяют стороннему наблюдателю объяснить конкретные аспекты нашего мышления и поведения с точки зрения этих целей. Адлер указывал, что черты характера не являются ни врожденными, ни неизменяемыми, они вырабатываются как интегральные части нашей целевой ориентации.
    Адлер обращал внимание скорее на притяжение будущего, чем на давление прошедшего. Для Адлера гораздо важнее то, куда мы надеемся прийти, чем то, где мы
    были.
    Адлер выделил три основные жизненные цели (задачи): работу, дружбу и любовь.
    Работа приносит удовлетворение и чувство собственной значимости в той степени, в какой она полезна обществу. Дружба – выражение нашей причастности к людям,
    необходимость и потребность приспосабливаться к окружающим и общаться с ними.
    Любовь – это тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола. Эти три задачи, по Адлеру, всегда взаимосвязаны.
    Стиль жизни. Жизненный стиль личности так же уникален, как уникальна и сама личность. Адлер подчеркивал необходимость анализировать личность как единое целое.
    Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый
    личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Таким образом, стиль жизни – это, во-первых, принятая человеком концепция жизни, и, во-вторых, принятый им паттерн поведения.
    К основным факторам, влияющим на деформацию жизценного стиля. Адлер относил органическую неполноценность, избалованность и отверженность.
    Схема апперцепции. Собственные представления индивидуума об окружающей среде и о себе Адлер назвал схемой апперцепции. Апперцепция – это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта и личностных особенностей субъекта.
    Схема апперцепции, по Адлеру, является частью жизненного стиля и во многом определяет поведение индивидуума.
    Мосак (Mosak, 1973) разделил убеждения образа жизни на четыре группы:
    - 1. Я-концепция – те убеждения, которые есть у меня, относительно того, кто я такой.
    2. Я-идеал – убеждения о том, каким мне следует быть, или каким я обязан быть,
    чтобы занять свое место.
    3. Образ мира – убеждения о том, что не является мной (мир, люди, природа и тому подобное), и о том, что мир требует от меня.
    4. Этические убеждения – личный этический кодекс.
    Творческая сила личности. Адлер утверждал, что человек не является пассивным объектом воздействия внешней среды, а в борьбе за свое место в жизни сам активно влияет на внешнюю среду. Он подчеркивал, что люди – не беспомощные пешки в руках внешних сил; каждый из них сам формирует свою личность. К основным проявлениям творческой силы личности Адлер относил процессы формирования жизненной силы,
    жизненного стиля и схемы апперцепции.
    Социальный интерес. В определенном смысле все поведение человека, по мнению Адлера, социально, поскольку он развивается и функционирует в социальном окружении. Чувство общности Адлер понимает шире, чем взаимоотношения индивидуума и его ближайшего окружения; оно означает для него «заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции».
    Сотрудничество – одно из проявлений чувства общности и один из важных аспектов социального интереса. С эволюционной точки зрения, способность взаимодействовать в добывании пищи, охоте и защите от хищников была решающим фактором для выживания человеческой расы и наиболее эффективной формой адаптации к окружающей среде. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом,
    принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность или наше чувство неполноценности. С другой стороны, недостаток взаимодействия и, в результате, чувство собственной несостоятельности и недовольства жизнью есть корень всех невротических или неадаптивных (maladaptive) жизненных стилей.
    Адлерианская терапия включает три фазы:
    – исследование жизненного стиля личности;
    – «инсайт» в постижении этого жизненного стиля;
    – реориентация, преобразование, изменение принятой личностью концепции жизни и усвоенных способов поведения.
    Специфическая цель адлерианской терапии – помочь человеку избавиться от ощущения собственной малоценности, незначительности и почувствовать себя причастным к миру людей. В процессе терапии человек с помощью терапевта находит
    «ошибку» в формуле своего жизненного стиля, а затем развивает альтернативные цели и способы их достижения. При этом реориентация трактуется не как изменение курса, а скорее как раскрытие целого «веера» возможностей (Сидоренко, 2000). Реориентация –
    это не исправление ошибок, а поиск новых ориентиров.
    ТЕОРИЯ ОПТИМИЗМА М. СЕЛИГМАНА
    Теория оптимизма Мартина Селигмана возникла в ходе экспериментов по изучению причин формирования «выученной беспомощности». В ходе этих экспериментов
    обнаружилось, что даже в условиях очень неблагоприятной внешней среды некоторые люди очень устойчивы и не становятся беспомощными, сохраняют инициативу и не прекращают попыток достичь успеха. Качество, которое обеспечивает эту способность,
    Селигман связал с понятием оптимизма и предположил, что именно приобретенный в успешной «борьбе с реальностью» оптимизм служит причиной того, что времен|1 ные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям, точнее,
    снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у «пессимистичных» людей,
    склонных к формированию выученной беспомощности (Зелигман, 1997; Ромек, 2000).
    По мнению Селигмана, суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов. Оптимистичные люди склонны приписывать неудачи случайному стечению обстоятельств в определенной точке пространства в определенный момент времени. Успехи они привычно считают личной заслугой и склонны рассматривать их как то, что случается почти всегда и почти везде. Именно через стиль атрибуции
    (приписывания) «просеивается» опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма – преувеличивается.
    Определив таким образом ключевые характеристики оптимизма, Селигман смог найти и очень надежный способ оценки степени присущего человеку оптимизма по его высказываниям, письмам, статьям.
    Таблица 7.4.
    Характеристики стилей мышления по М. Селигману
    ОПТИМИЗМ
    Успехи
    Неудачи
    [ Приписываются себе (это закономерно, в этом моя заслуга, я это сделал сам, все зависело и зависит от моих собственных усилий и желания)
    Приписываются стечению обстоятельств (просто не повезло,
    неудачно сложились обстоятельства, не по моей вине, по вине случая или других людей)
    Широко в пространстве (при любых обстоятельствах,если захотеть и | постараться, успех обеспечен В любом месте, в любой стране)
    Локально в пространстве (просто в этом месте случайно оказались не самые лучшие условия)
    Широко во времени (и раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением)
    Локально во времени (время оказалось не самым удачным. Нужно
    попробовать позже еще раз) ,
    ПЕССИМИЗМ
    Успехи
    Неудачи
    Приписываются стечению обстоятельств (просто повезло, удачно сложились обстоятельства, по воле случая или других людей)
    Приписываются себе (это закономерно, в этом моя вина, я это сделал сам и сам виноват)
    Локально в пространстве(просто в этом месте случайно сложились благоприятные для меня условия)
    Широко в пространстве (при любых обстоятельствах, в любом месте, в любой стране неудачи мне обеспечены)
    Локально во времени (время оказалось удачным. Вряд ли еще когда так повезет)
    Широко во времени (и раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением)
    СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЖУЛИАНА РОТТЕРА
    С точки зрения социально-кошитивной теории Роттера (Rotter, 1954), внешние события могут оказывать разное влияние на поведение человека, и характер этого влияния будет существенно зависеть от способа восприятия этих событий, присущего конкретному человеку одни и те же события могут быть расценены разными людьми противоположным образом и вследствие этого по-разному влиять на их поведение.
    Способ восприятия событий внешнего мира формируется в процессе взаимодействия с другими людьми. Те, в свою очередь, исходят при этом из своих убеждений, так или иначе передавая их друг другу. В процессе взаимодействия между людьми и происходит социсыьное научение – передача опыта от поколения к поколению.
    Суть теории Роттера составляет несколько базовых предпосылок:
    1. Разные стереотипы поведения в определенной ситуации имеют разный потенциал, то есть могут разворачиваться в одной и той же ситуации с разной вероятностью.
    2. В связи с определенными способами поведения у нас существуют относительно устойчивые предположения о количестве, качестве и вероятности подкрепления, которое за ним последует. Эти предположения Ротгер назвал ожиданиями и выдвинул гипотезу,
    что они основаны на прошлом опыте поведения в подобных ситуациях.
    3. Далее, разные подкрепления имеют для нас разную ценность. При равной вероятности получить подкрепление, мы выбираем тот стереотип поведения, который ведет к более ценному для нас подкреплению.

    4. Взаимодействие ожидания подкрепления и ценности подкрепления происходит в конкретной психологической сигуации. Под психологической ситуацией понимается индивидуальное восприятие человеком происходящих с ним событий в существенных для него компонентах. Это восприятие (психологическая ситуация) строго индивидуально и составляет для каждого конкретного человека его собственную реальность, какой бы странной она ни казалась другим людям.
    Три названных первыми компонента Роттер связывает воедино в своей формуле прогноза поведения. С его точки зрения, потенциал поведения складывается из ожидания и ценности подкрепления. Чем выше ожидания и ценность подкрепления, связанные в определенной психологической ситуации с некоторым стереотипом поведения, тем выше вероятность того, что именно этот стереотип будет выбран.
    Удовольствие и наслаждение сами по себе являются достаточно ценным подкреплением, и в нормальной ситуации человек стремится к действиям, доставляющим удовольствие, а не избегает их. Но зачастую дефектный процесс социального научения приводит к тому, что от эутимных (т.е. доставляющих удовольствие) действий человек ждет не наслаждения, а совсем наоборот – наказания и всяческих неприятностей.
    Получать удовольствие он начинает считать стыдным и страшным делом и в ситуации выбора совершенно добровольно отказывается от удовольствий в пользу штрафов и страданий. Следует различать аскетизм как отказ от избыточных наслаждений для усиления будущего удовольствия и отказ от наслаждения из-за страха получить наказание.
    Ценность и ожидание подкрепления создаются в первую очередь осознанными целями, к которым стремится человек. Понимание и осознание целей позволяет прийти к наслаждению намного более надежным способом в долгосрочной перспективе.
    Цель, по Роттеру, возникает в результате материализации и осознания одной из шести потребностей: потребности в статусе и признании, защите, доминировании,
    независимости, любви и привязанности, физическом комфорте. Потребность понимается
    Роттером как устойчивая связь между определенными стереотипами поведения и подкреплениями, которые обычно связаны с этим поведением.
    В таком понимании каждая потребность обладает тремя характеристиками:
    потенциалом, ценностью и свободой деятельности. Эти три характеристики потребности аналогичны характеристикам поведения, но имеют и ряд специфических особенностей.
    Потенциал потребности означает наличие некоторого поведения, приводящего к ее удовлетворению с большей или меньшей вероятностью.
    Ценность потребности определяется как средняя ценность подкреплений, к которым ведет ее удовлетворение. Шесть названных ранее потребностей имеют разную ценность для разных людей в зависимости от прошлого опыта подкреплений, к которым вело удовлетворение соответствующих потребностей. Ценность потребности в статусе и признании будет высока в том случае, если ранее статуа : < * позиции стабильно доставляли приятные переживания.
    Каждый раз, когда человек планирует свои действия, он оценивает свои возможности достижения той или иной потребности. Если с его точки зрения эти возможности невелики, то он теряет свободу деятельности в отношении этой потребности. Здесь нужно еще раз подчеркнуть, что речь идет исключительно о субъективных воззрениях и оценках.
    Низкая свобода действий в сочетании с высокой ценностью потребности по Роттеру означает плохую адаптацию и часто ведет к невротическим нарушениям. Если человек присваивает высокую ценность тем потребностям, для удовлетворения которых у него недостаточно ресурсов, то наслаждаться жизнью у него едва ли получится.
    Таким образом, целями предлагаемого тренинга являются:
    • исследование жизненного стиля личности;
    • реориентация, которая понимается как:
    • повышение потенциала эутимных, приносящих наслаждение, способов мышления и поведения;

    • повышение уровня ожиданий получить подкрепление в результате эутимных действий;
    • достижение изменения фокуса внимания и способа интерпретации успехов и неудач, случающихся с человеком, в пользу позитивного восприятия и оптимистичного стиля атрибуции (приписывания причин).
    Тренинг состоит из ряда последовательных этапов. Первый этап тренинга не является групповым, и осуществляется в ходе индивидуальной беседы клиента и психотерапевта. Полученные на первом этапе результаты используются для обсуждения с клиентом возможности участия в групповой работе.
    ЭТАП 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО СТИЛЯ ЛИЧНОСТИ
    ТЕХНИКА 1. Выяснение психологических потребностей
    Самоубийство опирается в основном на душевную боль, главным источником которой являются фрустрированные психологические потребности. Шнейдман
    (Шнейдман, 2001) разработал опросник со списком этих потребностей для того, чтобы иметь возможность прицельно опрашивать обследуемых, оценивая, какое влияние оказывают различные потребности на их отношение к себе и окружающему миру. Он выделил 20 базовых потребностей человека. Значимость каждой из них оценивалась числом баллов таким образом, чтобы общая сумма всех баллов была равна 100. Иными словами, общее количество баллов у всех опрашиваемых является одинаковым, а диагностическую информацию можно извлечь из различий между показателями значимости отдельных потребностей (у конкретного человека). Эти различия демонстрируют, каким образом потребности формируют стиль (паттерны) жизни человека.
    Таблица 7.5. Опросник психологических потребностей
    Потребность
    Баллы
    1. Самоуничижение. Потребность пассивно подчиняться; умалять свое достоинство.
    2. Достижение. Потребность справляться с трудностями и побеждать.
    3. Принадлежность. Потребность принадлежать, быть частью группы людей, поддерживать дружбу.
    4. Агрессия. Потребность силой преодолевать сопротивление; стремление к борьбе, драке или нападению.
    5. Автономия. Потребность быть независимым и свободным; преодолевать ограничения.
    6. Противодействие. Потребность возмещать потери с помощью борьбы, повторных усилий.
    7. Защита. Потребность отстаивать себя в случае критики или обвинений.
    8. Почтение. Потребность в восхищении и поддержке, восхвалении и подражании вышестоящему лицу (лидеру).
    9. Доминирование. Потребность контролировать, влиять и определять поведение других; стремление быть лидером.
    10. Демонстративность. Потребность возбуждать интерес, привлекать, восхищать или развлекать других.
    11. Избегание опасности. Потребность избегать боли, ранений, болезни и смерти.
    12. Неприкосновенность. Потребность в защите себя и своего ^тсихологического пространства.
    13 Забота Потребность в обеспечении других едой, помощью, утешением, защитой и воспитанием
    14 Порядок Потребность в организованности и порядке в вещах и мыслях
    15 Игра Потребность в действиях для удовольствия, в поиске удовольствия ради него самого
    16 Отвержение Потребность в исключении, изгнании, удалении от себя другого человека
    17 Чувственность Потребность в эстетических и положительных чувственных переживаниях, в наслаждении
    18 Избегание стыда Потребность сторониться чувств унижения и стыда
    19 Получение поддержки Стремление, чтобы другой человек удовлетворял значимые потребности, потребность быть любимым
    20 Понимание Потребность располагать информацией о происходящем, понимать, каким образом и по какой причине происходят события
    ТЕХНИКА 2. Выяснение смысла суицида
    В позитивной психотерапии (Пезешкиан, 1996) попытка суицида рассматривается как «завершение болезненного развития». Под попыткой суицида подразумевается не столько стремление к смерти, сколько вызов окружающему миру. Конечно, возможно, что эта попытка заканчивается смертью или всерьез задуманное самоубийство не удается.
    Если поразмышлять над тем, что означает «лишить себя жизни», то здесь можно обнаружить и позитивные стороны Если человек «забирает» у себя жизнь, значит он постигает жизнь, овладевает ею, он приспосабливает ее к себе. Здесь возможно новое начало. «Лишить себя жизни» – это способность поставить свою жизнь под вопрос и изменить свои взгляды на нее.
    Опросник для клиентов с суицидальными тенденциями
    1) «Я этого больше не вынесу»; «Жизнь – это иллюзия»; «Все – игра воображения,
    химера, вымышленный мир»; «Кто научился умирать, перестает быть рабом», «Смерть –
    это ворота жизни»; «Все лишено смысла»

    Можете ли вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки, которые близки к вашей проблематике? Как вы относитесь к этому?
    2) Какое средство вы использовали, чтобы уйти из жизни?
    3) Ваше чувство самоценности основывается преимущественно на вашей профессиональной деятельности?
    4) В вашей профессиональной деятельности вы разочарованы, чувствуете себя отвергнутым? Или к вам несправедливо относятся на работе?
    5) Была ли ваша попытка самоубийства вызовом окружающему миру? С какой целью?
    6) Вы рассказывали кому-нибудь о вашей попытке самоубийства? Как среагировали ваш партнер и другие значимые для вас люди?
    7) Какие разочарования (чем, кем) предшествовали вашей попытке самоубийства?
    Стояло ли за этим желание любви, близости и защищенности?
    8) Одолевают ли вас мысли о безнадежности и бессмысленности жизни? Что вас привело к таким мыслям и ощущениям?
    9) Знаете ли вы, какие причины заставляют людей других культурных традиций сознательно лишать себя жизни (например, харакири в Японии, принесение себя в жертву в Индии)?
    10) Хотели ли вы покончить с невыносимой для вас ситуацией (какой?) или с жизнью вообще?
    11) Задумываетесь ли вы о глобальных проблемах будущего всего человечества
    (война – мир, экологический кризис, мировой голод)?
    12) Что для вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?
    13) Какие цели и планы есть у вас в профессиональной деятельности, партнерских и семейных отношениях, здоровье и общественной сфере на ближайшие 5 лет? Какие возможности для их реализации вы видите?
    ТЕХНИКА 3. Раннее воспоминание
    Ранние воспоминания используются для изучения специфики различных состояний и синдромов, например депрессивного синдрома в разных возрастных группах или ПТСР
    у участников боевых действий. Приводим инструкцию получения раннего воспоминания,
    опубликованную в работе Е. Сидоренко (Сидоренко, 2000).
    По процедуре обследования участникам тренинга предлагается дать письменное изложение самого раннего воспоминания. Подчеркивается значение следующих моментов:
    – старайтесь быть как можно более конкретным;
    – не давайте «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;
    – не отказывайтесь давать воспоминание, даже если вы не абсолютно уверены, что это действительно случилось с вами,
    – включайте все, что помните, даже то, что вам кажется незначительным,
    – описывайте только то, что относится к возрасту до восьми лет;
    – описывайте чувства, даже если они противоречивы;
    – называйте имена присутствующих в воспоминании людей;
    – опишите наиболее яркую часть;
    – опишите то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникали;
    – попытайтесь высказать догадку по поводу цели своего поведения;
    – укажите примерный возраст, к которому относится воспоминание.
    Можно использовать более короткую инструкцию: человека просят рассказать самое раннее воспоминание о каком-либо событии. Предлагается, чтобы это было одно событие, а не рассказ о серии событий. После того как клиент сделает это, консультант может задать уточняющие вопросы:
    – Что вы чувствовали?

    – Кто еще там был?
    – Помните ли вы цвета, звуки и другие обстоятельства этого события?
    Можно попросить рассказать два ранних воспоминания о каких-либо единичных событиях, которые произошли в возрасте до 8 лет. Это могло быть любое событие,
    которое «засело» в голове и может быть вызвано перед «мысленным взором».
    Воспоминания записываются на магнитофон, а позже переписываются на бумагу. После записи каждого воспоминания испытуемого просят:
    – дать ему название;
    выразить свои чувства по поводу этого события;
    – внести любое изменение в запомнившееся событие.
    В последующем анализе используется только то событие, которое клиент вспомнил первым.
    Качественный контент-анализ ранних воспоминаний
    Схема контент-анализа ранних воспоминаний состоит из четырех этапов:
    1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез.
    2. Проверка гипотез.
    3. Инсайт – постижение формулы жизненного стиля автора раннего воспоминания.
    4. Исследование формулы вместе с автором раннего воспоминания.
    На первом этапе фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы.
    1. Присутствующие в воспоминании люди.
    1.1. Мать.
    1.2. Отец.
    1.3. Братья и сестры.
    1.4. Двоюродные братья и сестры.
    1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники.
    1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и др.
    2. Тип события.
    2.1. Опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания.
    2.2. Болезни и смерть.
    2.3. Проступки, кражи, сексуальный опыт и др.
    2.4. Новые жизненные ситуации.
    3. Способ восприятия ситуации субъектом.
    3.1. Преобладающий вид чувствительности.
    3.2. Ощущение принадлежности.
    Важно учитывать, используется ли только местоимение «я» или (и) местоимение
    «мы»:
    В целом использование местоимения «мы» свидетельствует о большем развитии социального чувства и сотрудничества, но многое зависит от того, с кем «мы»: только с членами собственной семьи или с более широким кругом людей.
    3.3. Чувства и эмоции.
    Вначале кратко остановимся на взглядах Адлера на эмоциональную жизнь вообще.
    Речь идет по крайней мере о трех основных идеях:
    A. Все чувства и эмсции имеют цель.
    Б. Цель чувств и эмоций соответствует общей жизненной цели – избранному нами стилю жизни.
    B. Чувства, которыми проникнуты ранние воспоминания, помогают нам удерживать эмоциональный тон, соответствующий избранному жизненному стилю.
    Чувства и эмоции, описанные субъектом, или хотя бы вскользь упомянутые им воспоминания являются важным средством постижения его жизненного стиля. Именно поэтому многие исследователи специально обращают внимание испытуемых на необходимость и важность описания чувств, даже неясных, смешанных или кажущихся незначительными. С другой стороны, диагностично и то, включает ли субъект описания эмоций по собственной инициативе или нет. Это отражает его стиль в подходе к
    проблемам и задачам, выявляет его интерес к эмоциональной стороне жизни, к своим собственным чувствам и чувствам других людей. По этой причине важность описания чувств в предлагаемой мною инструкции специально не подчеркивается.
    На этом завершается анализ по содержательным категориям – первый этап контент- анализа ранних воспоминаний.
    1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   65


    написать администратору сайта