Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая схема проведения коррекции

  • Техника 2. Коррекция сильного стресса

  • Упражнение 1. Лобно‑затылочная коррекция (ЛЗК)

  • Упражнение 2. Правильное дыхание

  • Упражнение 5. Ароматерапия

  • Упражнение 6. Коррекция эмоциональной сферы: «Я чувствую… Я есть…»

  • Упражнение 8. Исцеление любовью

  • Упражнение 9. Картина в раме

  • Упражнение 10. Создание позитивного символа

  • Упражнение 11. Слышание внутреннего голоса

  • Техника 2.

  • Упражнение 1. Подготовительное

  • Упражнение 2. «Телесная гомеопатия»

  • Упражнение 3. «Театр прикосновений»

  • Упражнение 4. Последовательность опор

  • Упражнение 5. Присоединение

  • Упражнение 6. Заключительный элемент

  • Упражнение 7. Инициация естественной смерти

  • _Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия. Справочник практического психолога И. Г. МалкинаПых Телесная терапия предисловие


    Скачать 4.83 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога И. Г. МалкинаПых Телесная терапия предисловие
    Дата02.09.2019
    Размер4.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
    ТипСправочник
    #85741
    страница28 из 51
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   51
    Коррекция

    С помощью тестирования выясните, нужно ли проводить коррекцию в данный момент.

    Если ответ «да» – примените одно из упражнений, описанных ниже в «Технике 2» (ЛЗК, Картина в раме, «Я чувствую… Я есть…», свет, вода). Спросите у тела, какие из вышеперечисленных упражнений нужны для разрешения проблемы сейчас. Спросите, в какой последовательности их выполнять. После окончания работы определите остаток НЭЗ (если есть) и величину ПЭЗ. Спросите, нужно ли сделать что‑то еще.

    Если ответ отрицательный, переходите к следующему этапу.

    Возраст причины

    У каждой проблемы обычно существует «возраст причины» – то есть тот возраст, когда произошел первый стресс, первый сбой или слом, который привел к текущей ситуации. Как правило, после первого сбоя похожие ситуации периодически повторяются, и в них человек проявляет похожие эмоциональные состояния и реакции. Если слом не исправить, проблема или болезнь может стать хронической.

    Возврат к возрасту причины и погружение в первоначальную стрессовую ситуацию дают возможность понять корни проблемы, ее психологические причины, а коррекция состояния в этом возрасте дает возможность исправить слом и все восстановить.

    Теоретически считается, что, исправив первый слом или сбой, терапевт автоматически корректирует все последующие похожие стрессы. Но это только в теории. На практике работа с возрастом причины дает основу для успеха всего процесса коррекции, но сама по себе недостаточна и почти никогда не дает мгновенных положительных результатов. Конечно, в каждом отдельном случае должна существовать своя индивидуальная схема работы и свой вариант развития процесса восстановления.

    Однако практика показывает, что для получения стабильного позитивного практического результата необходима тщательная многократная работа во всех возрастах – и в возрасте причины, и в возрасте наилучшего понимания (см. далее), а часто и в промежуточных возрастах (см. далее).

    Итак, если тестирование говорит, что вам надо спускаться по возрасту, спросите, с каким возрастом целесообразно работать в данный момент. Это может быть:

    возраст причины(что это такое, мы уже объяснили);

    возраст наилучшего понимания(то есть такая ситуация, когда проблема проявилась наиболее ярко и где ее легче всего определить и понять);

    промежуточные возрасты(их может быть несколько; это те возрасты, когда происходили похожие ситуации, стресс, полученный в возрасте причины, повторялся, и воспроизводились все сопутствовавшие эмоции, модели поведения и реакции, вызывая аналогичные проявления и симптомы).

    Определив тип возраста, с которым вам нужно работать, начинайте «спуск». С помощью уточняющих вопросов точно определите, какой это возраст. Допустим, вы работаете с возрастом причины. Спросите, сколько сейчас клиенту лет, и начинайте тестировать по десятилетиям. Допустим, клиенту исполнилось 30 лет. Спросите: «Возраст причины лежит в промежутке 30–20 лет? 20–10 лет? 10‑0 лет?» Возраст причины может также относиться и к родам, и к внутриутробной жизни, и к зачатию. В этом случае достаточно определить эмоциональное состояние по барометру в этом возрасте, попытаться представить ощущения клиента и провести нужные коррекции.

    Часто возраст можно определить достаточно приблизительно – плюс‑минус год, так как у тела свой отсчет времени. Оно считает, что уже существовало до родов и в период внутриутробной жизни, с момента зачатия.

    «Спустившись» в нужный возраст с помощью тестирования, определите там НЭЗ и ПЭЗ, состояние по барометру, попытайтесь представить, что там могло быть. Спросите, какие коррекции нужны для разрешения ситуации, и проведите их.

    Когда работа в этом возрасте закончена, спросите, нужно ли переходить к другим возрастам. Если да, определите следующий возраст для работы и перемещайтесь в него. Если нет, возвращайтесь в настоящее время по позитивной шкале барометра.

    Имейте в виду, что после проведения коррекции любые перемещения по шкале от одного возраста к другому и возврат обратно в настоящее время нужно проводить по позитивной шкале барометра, с позитивной эмоцией, образом или символом.

    Это означает, что во всех возрастах, с которыми вы работаете, и при движении по шкале нужно закладывать позитивную информацию. Например, если вы возвращаетесь из возраста 5 лет в настоящее время (30 лет), определите по барометру то позитивное состояние, которое вам надо заложить, и повторяйте название этих состояний, держа руки во всех четырех позициях, на всех трех уровнях в каждом десятилетии. Например, в нашем случае это может быть примерно так: «Возраст от 5 до 10 – восприимчивый – мотивированный – тихий»; «10–20 – восприимчивый – мотивированный – тихий»; «20–30 – восприимчивый – мотивированный – тихий»; «Настоящее время – восприимчивый – мотивированный – тихий». Также для возвращения вместо позитивных эмоциональных состояний можно использовать любой позитивный образ или символ.

    В конце работы скажите: «Сейчас мы в настоящем времени». Протестируйте, нужна ли еще какая‑либо работа в настоящем времени. Затем протестируйте, нужно ли домашнее задание. Если да, спросите, какие коррекции и упражнения нужно выполнять дома, сколько раз в день и сколько дней подряд.

    Спросите, можно ли закончить работу. Если да – поблагодарите тело за проведенную работу.

    Общая схема проведения коррекции

    1. Постановка проблемы. Предварительное обсуждение.

    2. Разрешение на работу.

    3. Определение чистоты мышцы‑индикатора.

    4. Претесты:

    а) перегрузка;

    б) баланс поляризации;

    в) передний и задний срединные меридианы.

    5. Разрешение использовать одну позицию мышцы‑индикатора.

    6. Согласие на мягкую работу.

    7. Определение НЭЗ% и ПЭЗ% относительно данной проблемы.

    8. Барометр поведения относительно данной проблемы.

    9. Коррекции в настоящем времени, если нужно.

    10. Разрешение на «спуск» по возрасту.

    11. Возвращение к возрасту причины или наилучшего понимания проблемы: определение величины НЭЗ и ПЭЗ в этом возрасте; определение эмоционального состояния по барометру; проведение коррекции.

    12. Разрешение на завершение работы в возрасте причины или наилучшего понимания проблемы.

    13. Возвращение в настоящее время с позитивным образом, чувством или символом: определение величины НЭЗ и ПЭЗ в настоящем времени; определение состояния по шкале барометра в настоящем времени; при необходимости – проведение коррекции вплоть до достижения НЭЗ=0 % и ПЭЗ=100 %.

    14. Домашнее задание: нужно ли домашнее задание? Какие коррекции или упражнения нужно проводить дома самостоятельно? Сколько раз в день? Сколько дней подряд?

    15. Разрешение на завершение сеанса по рассеиванию стресса.

    16. Выражение благодарности.

    Техника 2. Коррекция сильного стресса

    В данном разделе под стрессом понимается сильная негативная эмоциональная реакция организма на какие‑либо события.

    Следующее упражнение поможет вам рассеять практически любой стресс, относящийся как к настоящему времени, так и к прошлым и к будущим событиям. При необходимости повторите эту коррекцию столько раз, сколько нужно для устранения стресса.

    Упражнение 1. Лобно‑затылочная коррекция (ЛЗК)

    Положите одну ладонь на лоб, другую на затылок клиента. Держа руки в таком положении, попросите его проговорить то, что его волнует, глубоко дыша.

    Если клиенту по каким‑либо причинам сложно говорить, пусть просто подумает о том, что его волнует.

    ЛЗК отражает наше природное интуитивное знание о способах снятия стресса и боли. Часто, даже не замечая этого, во время стресса или боли мы прикасаемся ладонью к голове или кладем руки на больное место. Возможно, вы помните, как в детстве, пытаясь успокоить вас, мама клала руки вам на голову. Это и есть наше природное интуитивное знание о методах коррекции стресса и боли.

    Прикасаясь ко лбу, мы обеспечиваем приток крови к лобным долям мозга. Эта часть мозга отвечает за анализ, новое осознание и переоценку ситуации, за поиск новых путей решения проблем и видение новых перспектив.

    В затылочной части мозга находится зона, воспринимающая зрительные образы, которые затем сохраняются в памяти. То есть можно сказать, что эта зона – хранилище нашего прошлого опыта. Прикладывая руки к этой области, мы стимулируем кровообращение в этой зоне и таким образом как бы «промываем», стираем стрессогенные ситуации и образы, хранящиеся в нашей памяти.

    Одновременное стимулирование кровообращения в лобной области дает возможность по‑новому оценить ситуацию и найти новые пути возможного выхода из нее.

    При этом необходимо не забывать о глубоком дыхании. Если одновременно с ЛЗК вы используете глубокое брюшное дыхание, кровь активно насыщается кислородом и процесс идет гораздо эффективнее. Воздух также стимулирует все процессы «промывания» и разблокирования, о которых говорилось выше, и они происходят успешнее.

    Для усиления эффекта вы можете использовать очищающее дыхание.

    Следующие упражнения написаны в форме инструкций, которые терапевт дает клиенту в процессе работы.

    Упражнение 2. Правильное дыхание

    Наше дыхание является поверхностным. Мы вдыхаем воздух только верхними отделами легких и, таким образом, получаем незначительное количество кислорода со вдохом и используем кислород неэффективно.

    Правильным можно считать полное йоговское дыхание. В западной культуре его называют диафрагмальным, или брюшным. Все певцы и вокалисты используют этот тип дыхания для правильного пения.

    При брюшном дыхании в легкие поступает значительно большее количество воздуха и все внутренние органы эффективнее насыщаются кислородом. Это обеспечивает полноценное питание для всех органов, активизирует обмен веществ и все жизненные процессы, усиливает циркуляцию крови, устраняет энергетические заторы и пробки, так что в организме начинаются процессы самовосстановления и омоложения.

    Выполняя такое дыхание регулярно в течение 20–30 минут по нескольку раз в день, очень скоро вы заметите, что чувствуете себя энергичнее и бодрее, лучше спите, появился хороший аппетит, ушли застарелые боли, а вокруг глаз исчезли морщинки и кожа стала свежее и моложе.

    Существует большое количество разновидностей правильного дыхания. Вот самые простые.

    Связанное брюшное дыхание

    Сядьте или лягте удобно, постарайтесь расслабиться и ни о чем не думать. Втягивайте воздух брюшной областью, выдвигая вперед переднюю стенку живота, до полного насыщения. Затем без перерыва, без задержки медленно выдыхайте воздух, втягивая в себя переднюю стенку живота. Закончив выдох, без перерыва сразу переходите к вдоху и так далее.

    Это дыхание называется связанным, потому что производится без перерывов, без задержек между вдохом и выдохом. Таким образом, очень скоро вы полностью расслабляетесь, ваше сознание успокаивается и из глубин психики, из вашего подсознания начинают всплывать волнующие вас образы и ситуации, которые так и остались неразрешенными в прошлом.

    Не пытайтесь как‑то на них реагировать, что‑то с ними делать. Просто продолжайте дышать. Продышите все образы, которые всплывают в вашем сознании. Заполните их кислородом. Кислород (или «прана» на языке йоги) насытит волнующие вас образы, растворит, рассеет скрытую в них эмоциональную боль. Такое дыхание стимулирует приток крови к тем местам, которые отражают психологические зажимы, и таким образом ускорятся процессы регенерации больных органов на физическом уровне и переоценки ситуации на уровне ментальном. В результате брюшное дыхание восстанавливает баланс и нормальное течение энергии по меридианам.

    Очищающее брюшное дыхание

    Используйте описанный выше тип брюшного дыхания. Для того чтобы сделать процесс разрядки негативных эмоций более эффективным, когда в вашем сознании всплывают какие‑либо волнующие ситуации, при выдохе представьте, что весь негативный заряд, связанный с проблемой, выходит вместе с выдыхаемым воздухом и растворяется, исчезает в окружающем пространстве. Можете произносить слог «Ха» вместе с выдохом для более эффективного выброса отрицательных эмоций.

    Такой тип дыхания называется очищающим. Во избежание энергетического опустошения каждые 5–6 дыхательных циклов (1 цикл = 1 полный вдох и 1 полный выдох) должны состоять из 1 очищающего и 4–5 обычных циклов. То есть вы делаете 1 очищающий выдох, затем 4–5 обычных, снова 1 очищающий и т. д.

    Выполняйте это упражнение до тех пор, пока не почувствуете себя полностью успокоенными и очищенными.

    Очищающее дыхание в сочетании с ЛЗК дает замечательные результаты.

    Расслабляющее (релаксационное) дыханиеВариант А

    Примите удобное положение. Закройте глаза. Используйте брюшной тип дыхания. На каждом вдохе мысленно повторяйте: «Каждая клеточка моего тела насыщается кислородом», – на выдохе мысленно произносите: «Я совершенно расслаблен и спокоен». Вы можете использовать связанное брюшное дыхание, а можете делать перерывы между вдохами и выдохами.

    Вариант Б

    Примите удобное положение. Закройте глаза. Используйте брюшной тип дыхания. На каждом вдохе напрягайте все мышцы вашего тела, на каждом выдохе медленно расслабляйте. Можете сочетать это упражнение с мысленными формулировками, приведенными в предыдущем упражнении, а также с любыми формулировками, которые нравятся или подходят лично вам.

    Исцеляющее дыхание

    Примите удобное положение. Закройте глаза. Используйте брюшной тип дыхания. На каждом вдохе мысленно повторяйте: «Я хорошо себя чувствую», – на выдохе: «Все мои болезни и проблемы уходят…» На задержке, в перерывах между вдохами и выдохами: «Я совершенно здоров».

    Вы также можете составить свои собственные формулировки относительно любой болезни и проблемы и использовать их в сочетании с дыханием. Например, если у вас болит сердце, вы можете повторять такие формулы: вдох – «Я хорошо себя чувствую», выдох – «Сердечная боль уходит», задержка – «Мое сердце абсолютно здорово» и т. д.

    После нескольких минут этого упражнения вы почувствуете явное облегчение, успокоитесь и, возможно, заснете. Если в процессе выполнения упражнений вам хочется спать – не боритесь с собой. Это означает, что ваш организм требует отдыха и таким образом происходит самоисцеление во сне. Спите столько, сколько вам хочется. Когда вы проснетесь, вы почувствуете себя значительно лучше и сможете с новыми силами продолжить упражнения.

    Упражнение 3. Вода

    Во время стресса в организме, в клетках мозга и во всех органах происходят процессы возбуждения. Организм работает в экстренном режиме. Нервное напряжение резко возрастает.

    Для того чтобы успокоиться, нужно включить обратные процессы – процессы торможения. Этому хорошо способствует обычная прохладная вода. Она как бы успокаивает тело, «охлаждает» его и «смывает» лишнее напряжение.

    В состоянии стресса рекомендуется пить как можно больше воды. При этом вы можете использовать медитацию. Для этого делайте медленные глотки и представляйте, что вода, которую вы пьете, проникает в каждую клеточку, успокаивает и расслабляет, вымывает всю вашу грусть, плохое самочувствие, напряжение и отрицательные эмоции и уносит их из организма.

    Следующие несколько глотков сделайте с исцеляющей медитацией. Представьте, что вода, которую вы пьете, наполняет вас покоем, ощущением умиротворенности, живительной энергией и радостью жизни, освежает и оздоровляет весь ваш организм.

    Можете составить краткие формулировки и мысленно повторять их про себя.

    Это упражнение можно сочетать с ЛЗК и с любым видом дыхания. Помогает расслабиться и успокоиться, а также почувствовать очищение, избавиться от гнетущих воспоминаний и от негативных эмоций. Понижает повышенное давление, успокаивает нервную систему, возвращает организм в естественный режим работы.

    Упражнение 4. Свет

    Во время стресса и сильных негативных переживаний все мы впадаем в состояние депрессии. Эмоционально это состояние обозначает, что мы как бы не видим света, не видим светлые стороны данной ситуации. Все воспринимается в мрачных тонах. Разум не видит позитивного выхода и рисует мрачные картины и перспективы.

    Такое угнетенное состояние отрицательно сказывается не только на психике, но и на состоянии здоровья всего организма, каждого органа. Дело в том, что в состоянии депрессии мозг подает организму сигналы бедствия или саморазрушения. Клетки органов воспринимают их как команду к действию и начинают саморазрушаться. На биохимическом уровне во время депрессии повышается количество таких веществ в крови, которые разрушают и практически отравляют весь организм.

    Чтобы справиться с этой ситуацией, нужно открыть источник света и как бы заполнить светом весь организм. Под воздействием света в клетках начнется обратный разрушению процесс регенерации. Поступление света они воспримут как сигнал к восстановлению жизнедеятельности, и в организме начнется процесс оздоровления.

    Зажгите свечу. Если за окном светит солнце – используйте его энергию. Лучше брать естественные источники освещения. Если их нет – используйте свет фонарика либо лампочки.

    Подставьте лицо источнику света таким образом, чтобы луч света был направлен на все лицо, и в частности на «третий глаз» (область межбровья). Конечно, хорошо, если освещена вся поверхность тела.

    Представьте, как свет проникает в ваш организм через «третий глаз», заполняет теплом и энергией весь ваш мозг, все его самые темные уголки. Свет просвещает, освещает и исцеляет каждую клеточку мозга, лица, шеи, спускается в туловище, руки и ноги, полностью восстанавливая, заполняя энергией и теплом, светом и радостью весь организм. Под воздействием света в каждом органе начинается процесс исцеления, омоложения, регенерации. Весь организм согревается, освещается, успокаивается и расслабляется, он приходит в изначальное, естественное, гармоничное состояние.

    Вы можете составить формулировки для исцеления каждого органа последовательно от макушки головы до ступней ног. Это упражнение хорошо сочетать с ЛЗК, с любым видом дыхания, которое вам нравится, а также хорошо перед ним провести коррекцию с водой.

    В результате регулярного выполнения этого упражнения излечивается застарелая депрессия, страхи, расстройства психики. Открывается новое видение перспектив, решения стоящих перед вами задач. Появляется радость жизни, разрешаются застарелые внутренние конфликты, уходят хронические боли.

    Упражнение 5. Ароматерапия

    Во время стресса изменяется дыхание. Часто возникают спазмы, человек задерживает дыхание, таким образом как бы уходя в себя и отказываясь принимать то, что ему дает окружающий мир. Дыхание, воздух – это символ самой жизни. Человек может достаточно долго прожить без пищи и чего‑либо еще, но без воздуха существование практически невозможно.

    В процессе дыхания происходит энергоинформационный обмен между человеком и окружающей средой. Способность дышать равносильна способности жить. Если окружающий мир вызывает боль и негативные ощущения, то неосознанно возникает отказ от процесса жизнедеятельности. Отказ от дыхания психологически можно рассматривать как отказ от окружающего мира и вообще от жизни.

    Чтобы восстановить утерянную в стрессе способность нормально дышать, ощущать радость и удовольствие от жизни и взаимодействовать с окружающим миром, можно использовать ароматерапию.

    Зажгите аромалампу либо благовоние либо возьмите приятно пахнущий цветок. Если ничего этого нет под рукой – возьмите свои любимые духи, эссенции, эфирные масла и разведите маленькую капельку в стакане воды. Сядьте поудобнее, закройте глаза, наслаждайтесь запахом и проводите следующую медитацию:

    «Мои легкие наполняет приятный аромат. Я с удовольствием вдыхаю этот запах и наслаждаюсь им. Приятный запах растекается по всему моему телу. Он проникает в каждую клеточку, исцеляя, успокаивая, восстанавливая ее и возвращая к жизни. Под воздействием этого прекрасного запаха в каждой клетке моего тела рождается бурная энергия жизни, энергия радости, энергия молодости, счастья и здоровья.

    Я расслабляюсь и успокаиваюсь и наслаждаюсь приятным запахом, который восстанавливает, наполняет силой жизни и здоровьем весь мой организм. Я дышу легко и с удовольствием. Я доверяю жизни и наслаждаюсь каждым мгновением жизни.

    Прекрасный запах уносит все мои проблемы. Я абсолютно расслаблен(а) и спокоен(а). Мне уже очень хорошо».

    Упражнение 6. Коррекция эмоциональной сферы: «Я чувствую… Я есть…»

    Мы уже говорили о том, что стресс (или отрицательный заряд энергии) можно разрядить с помощью проговаривания того, что с нами происходит. Для этого достаточно подобрать наиболее четкие и яркие определения тех эмоций, которые вы чувствуете, и проговорить их.

    Например, если вы ощущаете, что вас предали, бросили, обманули, вы можете сформулировать свои ощущения таким образом: «Я чувствую себя преданным, брошенным, обманутым».

    Проговаривайте эту фразу до тех пор, пока не почувствуете усталости и облегчения. Постарайтесь вложить в слова те ощущения, те эмоции, которые вы испытываете. Сочетайте прого‑варивание с ЛЗК.

    В результате многократного повторения негативный заряд, содержащийся в этой ситуации, должен выйти или рассеяться. Когда вы почувствуете, что то, о чем вы говорите, вас больше не волнует, не вызывает болезненной и вообще какой‑либо реакции – значит, негативный заряд разрядился и исчез из вашего поля.

    В результате работы у вас может появиться ощущение освобождения, легкой усталости и желания поспать. В этом случае вы можете сделать перерыв и отдохнуть.

    Также в процессе работы, по мере освобождения внутреннего пространства от негативного заряда, вы сможете по‑новому оценить то, что с вами произошло. В процессе коррекции у вас, возможно, появится осознание того, как лучше было бы поступить в той ситуации, как можно было избежать стресса и как лучше вести себя в подобной ситуации в следующий раз, чтобы минимизировать негативные последствия. В освободившемся сознании будут рождаться новые идеи и озарения. Будьте внимательны к своему внутреннему знанию.

    Возможно, в какой‑то момент вам станет смешно или потекут слезы. Не сдерживайтесь. Смейтесь и плачьте столько, сколько хотите. Это очень хороший признак. Значит, энергетическая пробка вышла – и в соответствующее место начала поступать жизненная энергия.

    Когда вы почувствовали полное освобождение от прежней боли, переходите ко второй части коррекции. Теперь для восстановления организма образовавшееся пустое пространство в вашем поле нужно заполнить положительной энергией.

    Сформулируйте, что бы вы хотели ощущать на самом деле в той ситуации. Подумайте, как события могли бы развиваться в позитивном ключе и что бы вы хотели при этом ощущать. Теперь кратко, но ярко сформулируйте свои новые чувства, то эмоциональное состояние, которого вы хотите достичь. Формулировка может быть, например, такой: «Я уверена в себе, спокойна, счастлива».

    Это упражнение в сочетании с другими видами коррекции крайне эффективно для снятия любого негативного эмоционального состояния. В процессе регулярной работы уходит застарелая боль, излечиваются хронические заболевания, решаются любые проблемы: психологические, межличностные и

    другие.

    Таким образом можно корректировать любые прошлые, настоящие и будущие (потенциальные) стрессы, рассеивая негативный эмоциональный заряд и восстанавливая природный баланс и здоровье организма.

    Упражнение 7. Прощение

    А) Прощение

    Если в нас живет обида на других, мы не можем с ними нормально общаться, любой контакт перерастает в конфликт, и мы живем в постоянном стрессе, ожидая от окружающего мира только очередных неприятностей.

    Когда мы прощаем окружающих, мы освобождаемся от груза боли и отрицательных эмоций, который мы тащим с собой по жизни, и вновь обретаем способность нормально взаимодействовать с окружающим миром и строить с ним гармоничные взаимоотношения.

    Используйте ЛЗК (см. упр. 1) и попробуйте простить человека, обидевшего вас. Во время ЛЗК задайте себе следующие вопросы и постарайтесь на них ответить:

    1. Почему этот человек так поступил со мной, что им двигало, о чем он думал, что он чувствовал?

    2. Какие у него были намерения, как он сам себе объяснял свои поступки?

    3. Мог ли он поступить тогда по‑другому – в силу своего образования, воспитания, окружающей среды и условий жизни?

    4. Как вам кажется, что он думает и чувствует об этой ситуации сейчас?

    Б) Прощение себя

    Если вас преследует чувство вины за какие‑то события прошлого, это, скорее всего, понизит самооценку и породит неосознанное стремление искупить свою вину. Груз прошлых ошибок включит в вашем организме программу на саморазрушение. Возможно, вас будет преследовать плохое самочувствие, слабость, вялость, апатия и отсутствие жизненной активности.

    Процесс исцеления начинается с прощения себя. Чтобы избавиться от всего накопившегося груза прошлого, проделайте работу над прощением себя.

    Во время ЛЗК задайте себе следующие вопросы и постарайтесь на них ответить:

    1. Почему я так поступил в той ситуации, какие были мотивы моего поступка, о чем я думал, что чувствовал?

    2. Какие у меня были намерения, как я сам себе объяснял свои поступки, казались ли они мне правильными в тот момент?

    3. Мог ли я поступить тогда по‑другому – в силу образования, воспитания, представлений о мире, окружающей среды и условий жизни?

    4. Что я думаю и чувствую в отношении этой ситуации сейчас?

    Вы достаточно помучились за свои ошибки, и теперь пришло

    время освободиться от чувства вины и простить себя. Возьмите зеркальце, посмотрите себе в глаза и повторите несколько раз: «Я прощаю себя за все, полностью освобождаю и принимаю себя таким, какой я есть». Повторяйте эту магическую формулу до тех пор, пока не почувствуете легкость и освобождение.

    Если вы работаете с кем‑то в паре, попросите вашего клиента сказать вам эти слова. После этого вы почувствуете, как будто тяжелый груз свалился с ваших плеч, а вы стали легче и моложе на несколько десятков лет.

    Упражнение 8. Исцеление любовью

    Подумайте о той ситуации, которая вас волнует и вызывает эмоциональную боль. Скорее всего, всем участникам этой ситуации не хватает любви, мира и гармонии во взаимоотношениях.

    Исцелите себя любовью. Для этого заполните всю эту сцену и всех ее участников энергией любви и гармонии. Растворите в любви все свои отрицательные эмоции. Побудьте в этом состоянии, глубоко прочувствуйте его, позвольте любви залечить все ваши раны и исцелить вас от боли. Позвольте любви оживить, восстановить и вернуть вас к жизни. Позвольте энергии мира и любви успокоить вас и настроить на мирные, гармоничные, дружеские отношения с собой и всеми окружающими. Побудьте в состоянии любви и наслаждайтесь им до тех пор, пока боль полностью не оставит вас и ощущение мира, покоя, любви и гармонии не заполнит целиком вас и всех участников сцены.

    Упражнение 9. Картина в раме

    Еще один способ рассеивания стресса и негативного эмоционального заряда – стирание негативной информации и изменение ее на позитивную.

    Используя ЛЗК, прокрутите мысленно в голове стрессовую ситуацию, которую вы хотели бы разрешить. Отметьте в ней наиболее острый, болезненный момент. Сфотографируйте его мысленным взором и поместите в рамку в виде картины.

    Теперь мысленно сотрите это изображение. Вы можете использовать для этого любые удобные для вас средства – представить мокрую тряпку, которой вы смываете изображение, дождь или море, размывающие образ, можно мысленно вылить на него ведро воды и т. д. В результате вашей работы поле, на котором было изображение, должно стать совершенно чистым. Таким образом вы стираете негативную информацию из клеток вашего мозга.

    А теперь, когда поле стало чистым, пришло время заменить прошлый образ на позитивный. Для этого представьте, как бы вам хотелось, чтобы события развивались в позитивном ключе. Будьте красочны и изобретательны. Дайте волю фантазии. Подключите как можно больше позитивных ассоциаций, образов и эмоций. В конце концов – это просто ваши мысли, а мысли могут быть любыми.

    Теперь представьте самый яркий момент этой картины – момент наивысшей радости и счастья. Сфотографируйте его мысленным взором и поместите на то место, где недавно располагался негативный образ, а сейчас осталось пустое место. Замените рамку на красочную и красивую.

    Сейчас вы переписали информацию, содержавшуюся в мозгу, заменив ее на позитивную. Можно сказать, вы изменили свое прошлое. В результате ваши энергетика и настроение должны радикально поменяться с минуса на плюс. Радость, смех, может быть, слезы очищения часто сопутствуют этой работе и являются хорошим признаком успешной работы.

    Теперь мысленно повесьте картинку на то место, где, как вам кажется, ей удобно и хочется висеть. В течение некоторого времени она будет поддерживать вас энергетически, пока полностью не закрепится в вашей памяти.

    Результаты такой работы обычно крайне эффективны. Таким образом можно практически полностью переписать всю свою историю, все свое детство, свое прошлое. Избавившись от груза прошлого и от болезненных воспоминаний, сделав всю информацию позитивной, вы автоматически решите множество проблем, связанных как со здоровьем, так и с любыми жизненными ситуациями.

    Вы наверняка станете жизнерадостным, бодрым, энергичным, оптимистичным, успешным и полным творческих сил для самореализации. Оптимизм, успех и здоровье станут неотъемлемой частью вашей сущности.

    Не забывайте сочетать это упражнение с ЛЗК и любыми видами дыхания.

    Упражнение 10. Создание позитивного символа

    Для закрепления своего позитивного состояния вы можете создать позитивный символ, который будет поддерживать вас и помогать сохранять желаемый настрой и в будущем.

    Для этого мысленно представьте или нарисуйте на бумаге все, что у вас ассоциируется с желаемым позитивным состоянием. Например, бордовая роза может ассоциироваться с красотой, изяществом, привлекательностью и независимостью. Создав такой мысленный образ, вы можете его визуализировать (представлять) каждый день. Еще лучше изобразить его на бумаге (при этом художественные способности совершенно не имеют значения, главное – та эмоция, желаемое состояние, которое несет образ) и поместить на видное место или носить всегда с собой.

    В результате работы вы создаете мощный позитивный заряд, и образ помогает вам сохранять желаемое состояние, перенастраивает ваш организм, когда вы визуализируете образ, на желаемое эмоциональное состояние.

    Можно использовать позитивные символы для создания нужного настроя, когда вы идете на какую‑нибудь важную встречу или мероприятие. Например, если вам предстоит интервью по устройству на работу, вы можете заранее создать символ, который ассоциируется у вас с успехом, с получением желаемой должности и самореализацией в этом деле. Во время собеседования вы можете визуализировать этот образ и таким образом создадите желаемый настрой и повысите свои шансы на успех.

    Методика создания позитивного символа позволяет работать и с желаниями, с достижением любых целей, с решением любых проблем. Если вы хотите чего‑то достичь, воплотить в жизнь какую‑то мечту, создайте позитивный символ того, что вы хотели бы иметь. В процессе создания символа родятся те эмоции и та энергия, которые необходимы для воплощения желания. Созданный вами символ будет энергетически притягивать нужных людей и нужные события.

    Упражнение 11. Слышание внутреннего голоса

    Очень часто в состоянии стресса и повышенной нервной возбужденности мы теряем способность слышать себя, слышать свою интуицию, свой внутренний голос. Мы начинаем метаться, искать выход во внешнем мире – либо закрываемся от всего и уходим в депрессию. На самом деле ни тот, ни другой путь не помогают справиться с ситуацией.

    Чтобы понять себя и найти оптимальное решение абсолютно в любой ситуации, нужно восстановить способность слышать себя, слышать свою истинную интуицию, свой внутренний голос. Этой способностью мы все обладаем изначально, с детства, как и вся живая природа, но с течением времени, подвергаясь стрессам и становясь «взрослыми и серьезными», мы постепенно ее утрачиваем.

    Знания обо всем, что нам нужно, заключены в нас самих, в глубинах души. Остается только научиться прислушиваться к себе, доверять своей природной мудрости и внутреннему голосу интуиции.

    Обычно люди, которые слушают себя, совершают меньше ошибок в жизни, меньше болеют и живут в гармонии с собой и с окружающим миром. Умение пребывать во внутренней тишине и слушать себя, свою внутреннюю мудрость, поможет вам в любой, самой сложной жизненной ситуации.

    Чтобы восстановить способность слышать свой внутренний голос, свою природную интуицию, проделайте следующее упражнение.

    Сядьте поудобнее, желательно, чтобы никто вас не беспокоил. Положите одну руку на лоб, а другую – на область солнечного сплетения. Закройте глаза. Глубоко дышите брюшным дыханием и мысленно повторяйте: «Вдох, выдох». Отмечайте все мысли, которые приходят к вам в голову, и отпускайте их, не задерживаясь ни на одной. Концентрируйтесь на дыхании, мысленно повторяя про себя: «Вдох, выдох». Постарайтесь полностью успокоить мысли и на время освободиться от них. Ваш ум должен быть пустым, ясным и спокойным.

    Сконцентрируйте внимание на своем внутреннем пространстве. Пребывайте в тишине и слушайте тишину внутри себя. Постарайтесь ни о чем не думать, просто пребывать в тишине и покое и слушать себя.

    Подумайте о том, что вся мудрость человечества сокрыта в нас самих. Внутри каждого человека есть наш внутренний учитель, наше истинное я, наша внутренняя мудрость, которая знает ответы на все наши вопросы, которая всегда с нами, всегда в нас самих. Просто посидите в тишине и послушайте себя.

    Когда вы закончите упражнение, откройте глаза, сделайте глубокий вдох и подвигайте пальцами.


    3.8. РОЛЬФИНГ (СТРУКТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ)



    Рольфинг, также известный как «структурная интеграция», – метод, созданный Идой Рольф (1896–1979) и названный в ее честь. Это систематический подход, направленный на освобождение от стрессовых паттернов и исправление дисфункций телесной структуры, и в то же время – процесс, который обучает видеть взаимоотношения между силой земного притяжения и человеческим телом. Часто рольфинг описывается как система манипуляций с мышечными фасциями. В целом же этот метод представляет собой комплексный подход, направленный на осознание тела, включающий работу над осанкой, походкой, манерой сидеть, стилем общения (Rolf, 1976, 1977).

    Рольф рассматривала тело как архитектурное единство, состоящее из нескольких блоков, или сегментов: голова, плечи, грудная клетка, таз и ноги. Позиция одного из сегментов релевантна позиции остальных и определяется длиной и тонусом мышц и фасций.

    Когда сегменты разбалансированы, движения становятся скованными и неэффективными. Недостаток движения в одной части тела компенсируется движениями другой, что приводит к чрезмерным усилиям и затратам большого количества энергии на борьбу с гравитацией, так как в этом случае сила тяжести не поддерживает тело должным образом, а телесно‑ориентированная психотерапия, наоборот, дезорганизует его структуру. Рольф называет это «войной с силой земного притяжения». Работая с податливой тканью фасции, удлиняя и разглаживая ее, но не сокращая, можно реорганизовать главные сегменты тела и привести их в соответствие с естественным положением. Специалисты, практикующие рольфинг, считают, что когда сегменты сбалансированы и сосредоточены вокруг специфической центральной оси – линии Рольф, – тело функционирует намного эффективнее.

    В своих исследованиях Ида Рольф, доктор биохимии, работавшая на стыке таких областей знания, как медицина, биохимия, йога, гомеопатия, мануальная терапия, опиралась на культурологические феномены в оценке структуры тела. Она считала, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но его позиция меняется под воздействием стресса.

    Возникающее вследствие нагрузок напряжение вызывает нарушение нормального функционирования организма. По мнению И. Рольф, больше всего при этом страдают фасции – соединительно‑тканные «футляры», связывающие кости, мышцы и внутренние органы тела воедино. Обычно фасции легко растяжимы, но под влиянием напряжения они деформируются и претерпевают биохимические изменения. Поскольку все части тела взаимосвязаны, напряжение в одной области оказывает воздействие на другие части тела (компенсаторный механизм). В конечном итоге дезинтеграция костно‑мышечной системы приводит к потере правильного распределения веса и к нарушению структуры тела. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может привести к незначительным, но постоянным изменениям структуры тела.

    Задача структурной интеграции – это нахождение мышечного баланса, правильное распределение веса и обретение оптимальной осанки, причем, по мнению Рольф, оптимальной осанка считается тогда, когда можно провести прямую линию через ухо, плечо, кость бедра, колено и лодыжку. Это приводит к равномерному распределению веса основных частей тела – головы, груди, таза и ног, а также к более изящным и точным движениям. Когда структура тела правильно организована в гравитационном поле, человек функционирует эффективнее и с меньшими мышечными усилиями.

    Посредством манипуляции с мышечными фасциями и работы с жизненными стереотипами можно привести тело к правильному положению, достичь оптимального мышечного тонуса и равновесия.

    Ида Рольф считала, что при растяжении фасций высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса клиент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.

    Рольфинг включает в себя прямую работу с телом, позволяющую изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться согласованнее.

    Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов кисти и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций, в течение десяти сеансов. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение мышц, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании. Поскольку процедура роль‑финга связана с болью и возможностью травмы, ее должны проводить только опытные специалисты.

    Метод более эффективен в тех случаях, когда мышечное напряжение выражено в значительной степени. Достигнутый эффект особенно устойчив, если клиент сохраняет осознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для сохранения такого осознания служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая статические упражнения и упражнения на равновесие.

    Специалисты этого направления работают, начиная с поверхности тела и заканчивая глубоко лежащими тканями. Во время сеансов клиент может испытывать некоторый дискомфорт, когда специалист надавливает на туловище, но который обычно исчезает, когда он начинает работать с пальцами, локтями или предплечьями. Иногда неприятные ощущения не оставляют клиента в течение нескольких дней, что может быть проявлением хронического внутреннего напряжения – физического и эмоционального.

    Специалисты работают как со взрослыми, так и с детьми. В соответствии с этим применяются различные варианты метода. Рольфинг состоит из базовой серии сеансов – обычно их бывает десять – с интервалом в неделю или более между сеансами. Они проводятся в определенной последовательности, но в то же время адаптированы к индивидуальным потребностям клиента. Каждый из первых семи сеансов снимает напряжение в определенных частях тела и улучшает результаты предыдущего сеанса. Последние три направлены на интеграцию проделанной работы и на достижение гармонии между сегментами тела. Многие люди замечают позитивные изменения сразу после серии сеансов, но для закрепления полученных результатов требуется их поддерживать.

    Базовые сеансы рольфинга включают следующую работу (Сергеева, 2000).

    Сеанс 1 – массаж большей части тела; особое внимание уделяется мышцам груди и живота, которые управляют дыханием, для того чтобы снять напряжение с грудной клетки и усилить кровообращение.

    Сеанс 2 – массаж ступней, лодыжек, выравнивание положения ног относительно туловища.

    Сеанс 3 посвящен вытягиванию боковых поверхностей, в особенности больших мышц между тазом и грудной клеткой.

    Сеансы 4–6 – освобождение таза с целью сделать его более подвижным и связанным с остальными линиями тела.

    Сеанс 7 – работа с мышцами шеи, головы и лица.

    Сеансы 8‑10 – интеграция тела в целом.

    Когда «базовая десятка» пройдена, клиент может продолжать закрепление полученных результатов при помощи дополнительной серии из пяти сеансов. Приступать к дополнительной серии целесообразно лишь по истечении шести – двенадцати месяцев. В последние 10–15 лет опытные специалисты развивают метод, выходящий за рамки «базовой десятки». Вместо того чтобы следовать шаблонам идеальной симметрии, они стремятся к функциональной экономии. Следует заметить, что при работе с суставами большинство миофасциальных манипуляций – это не усилия изменить положение костей (как это делают ману‑альщики), а работа со связками и мелкими мускулами.

    Последователи Рольф интегрировали в свою работу так называемое «интегрирующее движение по Рольф». В то время как традиционные сеансы рольфинга удлиняют фасции, сеансы интегрирующего движения устраняют препятствия для двигательной активности (Кнастер, 2002).

    Комбинируя физическое воздействие с вербальным, преподаватели интегрирующего движения помогают клиенту глубже осознать значение правильной осанки и понять свое тело. Предпосылкой интегрирующего движения по Рольф является то, что можно сбалансировать структуру тела, изменяя привычные паттерны движения, которые отрицательно сказываются на здоровье.

    То, как человек двигается – «индивидуальный почерк движения», – формируется в первые годы жизни и во многом отражает те чувства, которые человек испытывал в детстве по отношению к окружающему миру. Психологическое состояние отражается на состоянии физическом. Человек способен распознать «индивидуальный почерк движения» знакомых людей по их манере ходить, стоять, сидеть и работать. В интегрирующем движении по Рольф клиент может научиться снимать напряжение, а также усвоить эффективные способы движений при вождении автомобиля, подъеме мебели, игре на флейте, сидении за столом, владении молотком или прыжке в баскетболе.

    Некоторые инструкторы также преподают рольфинг‑рит‑мы – серию релаксирующих упражнений, предназначенных для того, чтобы добиться понимания основных принципов роль‑финга – таких, как, в частности, достижение гармонии с гравитацией, снятие мышечного напряжения и баланс всего тела. Кроме того, эти упражнения улучшают мышечный тонус, гибкость и координацию движений.

    3.8.1. Техники



    В данном разделе мы приводим (в форме инструкций терапевта клиенту) две техники рольфинга в качестве примера (Кнастер, 2002).

    Техника 1. Проверка осанки и симметричности тела

    Встаньте перед зеркалом во весь рост. Представьте себе линию, проходящую по средней линии вашего тела и разделяющую его на две равные части. Идеально, если правая и левая стороны вашего тела находятся в балансе друг с другом. Если у вас есть трехстворчатое зеркало, посмотрите на себя сбоку. Ваша голова, позвоночник и таз должны проходить через одну воображаемую вертикальную прямую, а ноги должны поддерживать горизонтальное положение основания таза.

    Техника 2. Интегрирующее движение по Рольф: выясняем индивидуальные особенности вашей походки и привычные позы

    Найдите комнату или прихожую такой длины, которая позволит вам пройти двадцать шагов по прямой, не поворачивая. Начинайте двигаться так, будто вы хотите подойти к двери, чтобы открыть ее. Возвратитесь на прежнее место и проделайте этот путь еще раз. Ходите до тех пор, пока не почувствуете, что вы вошли в привычный ритм походки. Запишите следующие вопросы на пленку и включите ее или попросите кого‑нибудь прочесть их вам, в то время как вы продолжаете ходить.

    Снимите обувь, встаньте поудобнее. Примите свое обычное положение стоя, как, например, вы стояли бы в очереди в супермаркете. Как вам удобнее стоять – перенося весь свой вес на левую ногу или на правую? Ваши стопы повернуты вовнутрь или вовне? Колени согнуты или выпрямлены, соприкасаются или разведены в стороны? Вы согнулись под весом тела? Ваше тело изогнулось, перенеся вес на одно бедро? Перенесите вес на другое бедро и отметьте, в каком положении тело чувствует себя более комфортно… Вернитесь в обычное положение.

    В каком положении находятся руки? Они скрещены на животе или лежат на поясе? Такое положение делает вас устойчивее? Ваша грудная клетка на одной линии с тазом? Бедра выдаются чуть вперед, грудь впалая? Или грудь смотрит вперед, а таз отведен назад? В каком положении ваша голова? Она легко балансирует на вершине вашего позвоночника? Или шея напряжена, удерживая наклоненную голову? Подбородок приподнят или тянется к шее?

    Теперь начинайте ходьбу и постарайтесь достичь привычного ритма походки. Обратите внимание на звук шагов. Продолжайте идти, пока снова не услышите голос на пленке. При ходьбе ваши пятки с силой ударяют об пол или ступают легко? А может, одна нога делает более широкий шаг, чем другая? Заметьте, каково расстояние от вашей груди до земли во время ходьбы. Постарайтесь ощутить его кинестетически, не сверяясь с зеркалом. Насколько, по вашему мнению, велико это расстояние? Вообразите, что тело разделено горизонтальной плоскостью на две половины. Где находится эта разделительная линия? На уровне ваших бедер? живота? грудной клетки? Прекратите ходьбу и встаньте, расслабившись. Представьте себе, что внутри вас существует некий двигатель, который управляет движением тела. Где он расположен? Откуда поступает двигательный импульс, когда вы делаете следующий шаг? От верхней или нижней половины тела? Найдите центр грудной клетки. Как располагается сердце относительно ног: перед ними или позади? Чувствуете ли вы, что оно побуждает вас к движению, или это делали бедра, опережая туловище?

    Ради забавы преувеличьте все детали, которые вы заметили за собой. Не кажется ли вам, что такое преувеличение может войти в привычку?


    3.9. ТАНАТОТЕРАПИЯ



    Танатотерапия (от греч. thanatos – смерть и therapia – уход, забота, лечение) является психотерапевтическим методом, дающим человеку возможность установить максимально полный контакт с процессами умирания и смерти, и терапия в данном случае заключается в оказании соответствующей помощи в установлении такого контакта (Баскаков, 2000; 2001).

    Танатотерапия как вид телесно‑ориентированной психотерапии охватывает четыре базовых психологических проблемы человека: чрезмерный контроль сознания (голова), контакт‑чувства (грудь, руки, шея), сексуальные взаимоотношения (паховая область), опора (ноги).

    Танатотерапия моделирует процесс правильного, естественного умирания. В ее основе лежат характеристики тела человека, умершего естественно (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, объектность тела, так называемое «биологическое дыхание» и др.). Каждый прием танатотерапии – это сложная работа с телом. Ниже приводятся лишь некоторые из приемов танатотерапии.

    3.9.1. Техники



    Упражнение 1. Подготовительное

    Члены группы усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии. Для этого он просит кого‑нибудь выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Чаще всего изъявившие желание ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки – вдоль туловища, причем ладонями вниз. Ведущий же предлагает занять позицию «звезды» («фигуру Витрувия» Леонардо да Винчи), с ладонями вверх.

    Эта позиция («звезда», или «фигура Витрувия») характеризуется максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу амбивалентности, а значит, повышенной энергетики (чем больше «разность потенциалов» – тем сильнее ток), энергоемкости, и звезда, и человек в позиции «звезды», и круг (группа участников, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) – наиболее часто используемые магические символы.

    Упражнение 2. «Телесная гомеопатия»

    В этом упражнении участники открывают для себя так называемую «телесную гомеопатию» и знакомятся с одним из ключевых ее принципов – принципом малых доз и величин.Основатель гомеопатии Ганеман сформулировал принцип, который, применительно к танатотерапии, можно представить так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.

    В демонстрации партнер, на котором показывают данный прием, лежит в позиции «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Взяв, к примеру, в свою руку его ступню, вы начинаете ее плавно и очень медленно (принцип «не спеши») скручивать в сторону. Заметим, что в русском языке трудно найти глагол, обозначающий описываемое действие и не напоминающий об увечье (ср. скручивать – выкручивать – сворачивать смешать,например мед. – смещатькости, и др.).



    Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно воспринимающий его сразу замечает.

    Это видно прежде всего по дыханию (оно меняется) и по тремору ресниц, которые отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля). Начинать выполнение данного приема следует после продолжительной паузы, в ходе которой контроль сознания пассивно воспринимающего как бы устремляется к тому месту, где в данный момент производится работа. Поскольку ничего не происходит – контроль ослабевает и как бы покидает это место. После этого можно приступать к надавливанию.

    Время, отводимое на данное упражнение, не ограничено, и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

    При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная. Эта разница связана с контролем и активностью лежащего участника.

    В работе с головой особое значение придается посадке активного участника упражнения. Эта посадка должна быть максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ними. Активный участник касается ладонью одной из щек лежащего, затем выдерживает продолжительную паузу. Лицо – одно из самых табуированных мест на теле человека. Только после этого плавно и аккуратно он приступает к надавливанию. Время выполнения упражнения – 4–5 минут на каждую часть тела.

    Партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

    Впечатления от упражнения в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности или, наоборот, ощущение присутствия чужой руки (при том, что активный участник уже приступил к работе с другой конечностью).

    Упражнение 3. «Театр прикосновений»

    Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится «актером», активно действующим, другой – «зрителем», пассивно воспринимающим. Пассивный участник принимает позицию «звезды». Активный усаживается рядом. Сценой театра выступает тело пассивно воспринимающего. На этой сцене «актер» предъявляет разные типы контактов: игольчатые –он точечно касается разных участков тела партнера кончиками пальцев; достаточно жесткие –надавливает всей поверхностью ладони или кулаком; разнесенныепо разным участкам тела – одновременно несколько касаний в разных местах; разного рода «перекрытия‑мосты» –например, своей рукой он перекрывает обе ноги партнера.

    Главное условие правильности выполнения данного приема: «не спеши!»(именно так, а не, например, «делай медленнее»). Другое важное условие: «актер» выжидает некоторое время перед началом выполнения приема, а не «набрасывается» на «зрителя». В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме – оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае «зритель» принимает контакт «актера».

    Цель «актера» в этом импровизированном театре тела – удивить партнера, причем удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача «зрителя» – одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач («чем меня касаются?», «где будут касаться в следующий раз?» и т. д.).

    На упражнение отводится 5–7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Желательно сопровождать упражнение медитативно‑релаксационной музыкой.

    Замечание.Оно касается окончания данного и всех последующих упражнений. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается подняться и сесть прямо из позиции лежа. Правильное окончание – это вначале поворот тела на бок и только потом – подъем. Именно так поступают самые маленькие дети, осваивая пока еще непослушное их воле тело – более объектное, пассивное, расслабленное.

    Упражнение 4. Последовательность опор

    Ваш партнер находится в позиции «звезды». Ладони обращены вверх (маленькие дети только так и лежат – они максимально открыты миру, и лишь взрослые «хватаются» за землю). Вы подводите свою ладонь под лежащую кисть партнера и плавно и аккуратно, не спеша, начинаете приподнимать, отрывать ее от пола. Предплечье и плечо при этом лежат на полу. В таком случае вес кисти как бы «стекает» вниз, в землю. Кисть расслабляется, принимает позицию, при которой она как бы опирается на запястье и как результат – тяжелеет. Кисть в результате обретает свой собственный субъективный вес, который явственно отличен от обычного, связанного с напряженным или активным состоянием. Увеличение веса той или иной части тела во время работы с телом – надежный индикатор расслабления данной части.

    Расслабив таким образом кисть, можно переходить к предплечью. Аккуратно придерживая кисть, приподнимите предплечье, взяв его за запястье. Вес предплечья как бы «стекает» вниз и через локоть уходит в пол, в землю. Предплечье расслабляется. Используйте плавные сгибательно‑разгибательные и вращательные движения предплечья, стараясь делать фигуры вращения неузнаваемыми для вашего партнера. В противном случае он начнет сам выполнять узнанное движение, подключит собственную активность, что сразу отразится на весе предплечья и кисти. Они станут легче. Проблему постоянного контроля со стороны сознания в выполняемых манипуляциях с рукой удобно проследить на примере особых точек. Придерживая предплечье партнера за запястье (кисть свободно свисает вниз, предплечье опирается на локоть), вы плавно и опять же с минимальной амплитудой отводите предплечье до точки, когда кисть (чисто анатомически) должна как бы «перевалиться».

    Не спешите! Дойдя до этой точки, перейдите на режим телесной гомеопатии – используйте минимальную амплитуду движения. Вы обнаружите, что кисть, до этого как бы максимально расслабленная, начнет осуществлять «рыскающие» движения, пытаясь «переброситься» самостоятельно. В момент подхода кисти к этой точке – лежащий испытывает колоссальный дискомфорт, связанный с выпадением кисти из зоны контроля.

    Продолжите упражнение. Приподнимите руку за запястье – оторвите локоть от пола и подведите под него свою ладонь. Осуществляйте плавные и аккуратные манипуляции с рукой партнера – рука как бы плавает в воздухе.

    Продолжая манипуляции с рукой, – проверьте, как и в предыдущем случае, точку перегиба кисти. Заметно, что контролю в данном случае приходится труднее.

    Закончите упражнение.

    Перейдите к ноге. Подведите руку под коленный сгиб и начните плавно и аккуратно поднимать колено вверх. Пятка партнера скользит по полу. В таком случае сохраняется контакт с землей, с опорой (что особенно важно в работе с ногами). Приподнимая колено (при этом ступня отрывается от пола), подведите вашу ладонь под ступню. Ступня обрела опору в вашей ладони.

    Осуществляйте аккуратные плавные сгибательно‑разгиба‑тельные и вращательные движения ногой, каждый раз видоизменяя их рисунок. Почувствуйте разницу в весе ноги. Следите за дыханием и ресницами, отмечая общее расслабление и работу контроля.

    Закончите упражнение. Опустите ступню на пол, придерживая ногу одной рукой под коленным сгибом. Легким усилием другой руки помогите выпрямиться ноге, ступня и пятка скользят по полу. Не спешите! Позвольте ноге медленно распрямляться, как бы под собственным весом.

    Перейдите к голове. Сядьте удобнее. Аккуратно приподнимите голову, подведя под нее ваши ладони. Несколько минут просто подержите голову на своих ладонях, обращая внимание на дыхание и ресницы. Приступите к плавным наклонам головы вперед‑назад, вправо‑влево и покачиваниям‑вращениям. Следите за напряжением мышц шеи.

    Время, отводимое на выполнение всего цикла, – 15–20 минут.

    Упражнение 5. Присоединение

    Ваш партнер принимает позицию «звезды», лежа на спине. Вы подсаживаетесь к одной из его конечностей, например к руке, и берете ее в свои руки. Используйте хват за запястье. В таком случае, а не когда, например, партнеры держатся руками, как при рукопожатии, – в большей степени нивелируется социальный контекст («помоги мне!»).

    Плавно приподняв руку партнера над полом, вы очень медленно и аккуратно (условия предыдущих приемов – «не спеши!» и «минимальные по силе и амплитуде воздействия» – сохраняются) начинаете вытягивать ее на себя. Вытягивание осуществляется спиной – как при гребле на лодке. Ваши руки прямые, а значит, не дрожат и потому не заставляют вашего партнера напрягаться и переживать за вас. Постарайтесь полностью сосредоточиться на выполнении этого упражнения. Это просто сделать, если обращать внимание на те изменения, которые происходят в теле партнера – рука становится «телескопической», меняется дыхание и многое другое.

    Вы продолжаете вытягивать руку; зачастую вашему партнеру хочется, чтобы вы его сдвинули с места. Если вы угадываете это желание – обязательно реализуйте его. При выполнении указанных условий у вашего партнера не может возникнуть боли, однако вы сразу прекращаете выполнять движение, как только ваш партнер пожаловался на боль. Значит, вы допустили ошибку.

    Максимально растянув тело партнера или стронув его с места, вы на непродолжительное время останавливаете выполнение и очень плавно возвращаете руку и тело партнера на место. После этого вытягиваете подобным образом его ногу и голову.

    Время, отводимое на весь цикл, – 15–20 минут.

    Упражнение 6. Заключительный элемент

    Данное упражнение является своеобразной «сборкой» всех упомянутых принципов и приемов работы танатотерапии.

    Ваш партнер лежит на спине. Ноги вместе. Руки в стороны.

    Вы садитесь рядом с одной из рук, склоняетесь над партнером, берете его руку, лежащую по другую сторону туловища, в свою и плавно подводите ее к себе. Теперь сядьте устойчивее, раздвиньте ноги, образовав, таким образом, угол. Вытягиваемая рука является биссектрисой этого угла. Тяните спиной. Верхняя часть туловища партнера начинает скручиваться «винтом». Следите, чтобы ваше вытягивающее усилие было равномерным, не дергайте руку, не спешите.

    Правильность выполнения данного упражнения предполагает последовательное включение сегментов тела партнера. Так, бедро начинает отрыв от пола и подъем в верхнюю точку только в результате вращательного движения верхней части туловища. Если мы видим, что бедро осуществляет самостоятельные попытки подняться, то необходимо на время прекратить вытягивание, более того, немного ослабить руку партнера с тем, чтобы бедро опустилось, и, таким образом, указать на ошибку.

    После достижения бедром максимально верхней точки следует одну из своих рук поместить у пола – в целях страховки падения бедра. Задача тут двойная: с одной стороны – дать бедру и туловищу ощутить «полет» в момент падения бедра, с другой – предохранить бедро от удара о пол.

    Теперь партнер лежит лицом вниз. Рука, за которую вы тянули, свободна, другая согнута и находится под грудью. Возьмите свободную руку и отведите ее в сторону назад. Сядьте удобно и устойчиво, расставив свои ноги; плавно и с минимальной амплитудой вытягивайте руку на себя. Позволяйте руке партнера вращаться. В случае правильного выполнения приема боль в суставе исключена, но вы немедленно останавливаете выполнение движения в случае появления боли. Продолжайте вытягивающее движение. Обратите внимание на то, что колено с той же стороны, что и рука, подтягивается по направлению к груди. Как только бедро достигнет верхней точки – расположите одну из ваших рук рядом с туловищем, обеспечивая «полет» и безопасность падения бедра. Хорошо расслабленное тело партнера в конечной фазе этого упражнения становится как бы «студнеобразным».

    Упражнение 7. Инициация естественной смерти

    Инициация происходит в группах по 5–6 человек. Для этого необходим затемненный, хорошо проветренный зал. Характер музыкального сопровождения, предварительная подготовка участника (инициируемого) и группы в целом – существенные вопросы, влияющие на результат как упражнения, так и танато‑терапии в целом.

    Участник ложится на спину в позицию «звезды». Группа располагается вокруг. После включения музыки, но выждав необходимую для первого контакта паузу, группа приступает к работе. Каждый из участников выполняет любое из четырех базовых упражнений и работает с той частью тела или конечностью, с которой ему хочется работать. Смена приемов и частей тела внутри группы – произвольная. При этом участники не договариваются между собой, кто за что отвечает, и не координируют свои действия.

    Приблизительно на 10‑15‑й минуте инициируемый входит в глубокое измененное (трансовое) состояние. Отмечается похолодание конечностей, существенно увеличивается их вес, меняется характер дыхания.

    На 15‑20‑й минуте группа осуществляет давление – своеобразный «пресс». Два участника ложатся так, что накрывают тело инициируемого собой.

    Оставшиеся 2–3 участника ложатся сверху на эту своеобразную «площадку». Все максимально расслаблены.

    К данному моменту инициируемый, как правило, не воспринимает тяжести лежащих на нем людей.

    Участники группы выдерживают эту позицию в течение 2–3 минут, после чего аккуратно снимают нагрузку, как бы «раскрывая» тело инициируемого. Они берутся за его конечности (придерживая при этом голову), приподнимают (отрывают тело от пола) и поворачивают в воздухе на 90 градусов (крест) и аккуратно кладут его на пол. Участники прощаются с инициируемым и отходят от него (можно накрыть его одеялом). После 15–20 минут можно приступать к процедурам выведения его из транса, используя стандартные приемы: массировать «третий глаз» и живот, звать по имени, приводить достаточно весомые аргументы, чтобы тот «вернулся».


    3.10. ПЕРВИЧНАЯ ТЕРАПИЯ А. ЯНОВА



    Методы высвобождения негативных эмоций, применяющиеся в группах биоэнергетической психотерапии, во многих отношениях сходны с первичной терапией.Из всех видов телесной психотерапии этот метод (его создатель – психолог Артур Янов из Лос‑Анджелеса) не только самый известный, но и самый спорный (Якубанеце, 2000).

    Смысл теории Янова заключается в следующем. Если не удовлетворять потребности маленького ребенка в том, чтобы его кормили, согревали, держали на руках, развлекали, давали ему возможность развиваться, его обида трансформируется в «первичную боль», которая впоследствии скрывается под броней психического и физического напряжения. Невроз представляет собой проявление этой первичной боли, человек находит такой выход своему внутреннему напряжению, который позволяет ему не осознавать болезненные переживания. Этот выход обязательно представляет собой какую‑либо форму саморазрушающего поведения, целью которого является уменьшение внутренней тревоги. Подобные формы поведения постоянно воспроизводятся при бесконечных и тщетных попытках избавиться от нераспознанного источника внутренней боли. К несчастью, простой разрядки внутренней напряженности недостаточно в случаях, когда необходимо в полной мере пережить исходную боль и связать свой актуальный опыт с самыми ранними воспоминаниями. Все формы телесной психотерапии направлены на осознание клиентом самых глубоких внутренних ощущений и потребностей, но первичная терапия ограничивает повторное переживание событий прошлого лишь наиболее эмоционально нагруженными воспоминаниями, которые относятся к самым ранним этапам жизни.

    Наиболее важным нововведением Янова стал разработанный им комплекс терапевтических приемов, цель которых – подтолкнуть клиента к воспроизведению в памяти ранних событий жизни, наиболее трудных для повторного переживания и воспоминания, которые поэтому наиболее важны для избавления от первичной боли. Первичная терапия посредством вербальной конфронтации и дыхательных упражнений соединяет ассоциативные цепи, уводящие в далекое прошлое, с энергетическими потоками в настоящем. В отличие от других психотерапевтов, практикующих приемы телесной терапии, Янов не останавливается на простом высвобождении заблокированной энергии, а настаивает на продолжении терапевтического процесса, чтобы боль стала еще сильнее. Эта боль отражает осознание клиентом того, что в детстве он не получил от родителей достаточно безусловной любви и что, став взрослым, он должен оставить попытки найти любовь, которая компенсировала бы ему эту депривацию.

    В течение трех первых недель терапии клиенты лишены привычных средств снижения напряжения – телевизора, книг, сигарет и друзей – и постоянно находятся под наблюдением терапевта. Терапевт следует за клиентом, который понимает цели и содержание терапии. Когда появляется намек на скрытое взаимодействие, терапевт побуждает клиента вспоминать пережитые ранее чувства, прямо и символически обращаться к соответствующим людям и говорить с ними. При любом признаке дистресса или тревоги клиента инструктируют дышать глубоко, начинать дыхание с низа живота, останавливаться на этом чувственном переживании и издавать звуки, помогающие его прояснить. Человек может кричать, корчиться, извергать проклятия. В прямой и иногда жесткой манере Янов просит клиента выразить гнев на близких родственников, например брата или сестру, или попросить помощи у родителей и этим вернуть к жизни ключевые сцены прошлого и связанные с ними неотреа‑гированные переживания. Воспроизведение травмирующих переживаний помогает человеку установить психическую связь между болью и ее происхождением. Янов никогда не разрешает прибегать к защитной рационализации, интерпретации и уходу, но в то же время обеспечивает физическую безопасность клиента.

    После трех вводных недель индивидуальной терапии клиента помещают в группу, которая встречается по меньшей мере раз в неделю. Общей целью участников группы является помощь друг другу в достижении и преодолении первичной боли и поддержка друг друга в этом процессе. Подлинная драма глубокой эмоциональной реакции одного участника заставляет остальных сопереживать его усилиям и оказывает на группу эффективное воздействие.

    Однако во многих таких группах между участниками фактически нет взаимодействия, поскольку их предостерегают от вмешательства в работу других участников (Verny, 1979). Группа является просто местом общей встречи, куда клиенты приходят для независимой работы с несколькими терапевтами. В любой момент два или три участника могут переживать и выражать сильные чувства, в то время как другие молча лежат или рассказывают терапевту о своих реальных жизненных проблемах.

    На теоретическом уровне Янова критиковали за то, что его понятия о первичной боли и воспоминаниях не соответствуют данным исследований психологии развития. У исследователей, которые работают в этой области, имеются значительные разногласия по вопросу о том, способны ли вообще младенцы понимать, что их самые глубокие первичные потребности в любви и внимании со стороны родителей не находят удовлетворения. Кроме того, трудно поверить, что, даже если все это и осознается ребенком на когнитивном уровне, соответствующие воспоминания в дальнейшем будут доступны взрослому человеку до такой степени, что он в процессе терапевтической регрессии сможет воспроизвести все мельчайшие подробности своих детских переживаний. Более вероятно, что маленькие дети начинают реагировать на неприятные ситуации автоматически, посредством ухода от них, а также при помощи других механизмов психологической защиты, еще до того, как у них полностью сформируется система памяти. Переживание первичной боли в значительной степени может быть следствием того, что взрослый, имеющий свои собственные представления о детских переживаниях, идентифицирует себя с ребенком. Представления Янова о механизмах образования первичной боли и о трансформации воспоминаний о ней относятся к числу его наиболее новаторских идей, но в настоящее время нет данных, которые могли бы подтвердить верность этих гипотез.

    Подход Янова критикуют и за его одностороннюю направленность на жесткое и грубое выявление отрицательных эмоций и пренебрежение любыми положительными чувствами и целебной силой человеческих взаимоотношений. Первичная терапия в описании Янова не ориентирована на взаимоотношения – тут терапевт вызывает только болезненные ощущения и воспоминания. Клиенты могут привыкать к первичному стилю преодоления проблемы. Другими словами, некоторые уязвимые люди становятся зависимыми от первичного окружения при столкновениях с обстоятельствами, вызывающими тревогу.

    Критики охарактеризовали конечную цель первичной терапии как создание «самодостаточного автомата», свободного от условностей реальной жизни: родителей, семьи и карьеры. В терапии Янова трудно найти какое‑либо поощрение для более мягких сторон человека или, в сущности, трудно обнаружить ее «послепервичное» свойство. В мире, свободном от бактерий, нам не потребовались бы методы иммунизации. Кажется вероятным, что в этом мире человеку необходимо иметь немного «брони» для совладания с трудными жизненными ситуациями и достижения реальных целей.

    * * *


    В настоящее время к телесно‑ориентированной психотерапии относится еще ряд авторских методов: стержневая (Core) энергетика (Д. Пьерракос); радикс (Ч. Келли); хакоми (Р. Курц); соматический процесс (С. Келеман); организмическая психотерапия (М. Браун); биодинамическая психология (Г. Бойсен); бодинамика, или психология соматического развития (Л. Мар‑чер); психотоника (Ф. Гласер); процессуальная терапия (А. Мин‑делл). Близки к телесно‑ориентированной психотерапии и ряд других методик: розен‑метод (М. Розен); БЭСТ (Е. Зуев) ин‑сайт‑метод (М. Белокурова) и некоторые другие. К тому же в настоящее время распространена практика комбинированных методов – таких как метод Дарбонна (1976): соединение рольфин‑га, биоэнергетики и гештальт‑терапии; или метод Рубенфельд (1984): комбинация техник Александера, Фельденкрайза и геш‑тальт‑терапии; метод Майла (1981), объединяющий гипноз и прикладную кинезиологию.


    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   51


    написать администратору сайта