Главная страница
Навигация по странице:

  • Цитируемые труды

  • Геродот История. Геродот_ Животов(10). Сравнение представлений о добыче у греков и персов в девятой книге Истории Геродота


    Скачать 29.69 Kb.
    НазваниеСравнение представлений о добыче у греков и персов в девятой книге Истории Геродота
    АнкорГеродот История
    Дата01.02.2022
    Размер29.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГеродот_ Животов(10).docx
    ТипОбразовательная программа
    #348350

    Животов Никита Евгеньевич

    Факультет Гуманитарных наук, Школа Культурологии и Философии, образовательная программа «Философия», 3 курс, группа БФС-181.

    Курс «Историческая антропология», читает А. С. Щавелев.

    Тема: «Сравнение представлений о добыче у греков и персов в девятой книге «Истории» Геродота».

    Представление о добыче в разные эпохи было разным. В одно время под добычей могло подразумеваться результат охоты за животными, то есть еда, в другое как материальное состояние, которое победитель забирал у проигравшего в войне, то есть золото или что-то другое, и так далее. Однако, представление о добыче может отличаться и среди разных народов, живущих в одно время. Примером такого проявления мы красочней всего можем увидеть в «Истории» Геродота, а именно в девятой книге, где описывается война персов с греков.

    Персидский народ не является кочевым, а соответственно, по сути, для них продовольствие не должно являться столь важно добычей. Однако под добычей персы, как ни странно, понимал исключительно некоторые продовольственные «товары»:

    «…персам удалось захватить 500 повозок с продовольствием из Пелопоннеса для войска, как раз спускавшихся на равнину, вместе с людьми, которые сопровождали их. Овладев этой добычей, персы безжалостно перебили всех, не щадя ни животных, ни людей…»1.

    И как можно увидеть из этой цитаты, персам важны были не люди, которые они, могли использовать, к примеру, как рабов или золото и украшения, а для них было важно обеспечить свою армию, может даже часть городов, пропитанием. Персы, понимая своё шаткое положение в этой войне, из-за того, что «…войско эллинов все усиливалось и становилось многочисленнее…»2, попыталась предпринять шаг откупа, прекрасно понимая, что для греков золото являлось той самой «добычей». Ведь добыча как таковая могла трактоваться результатом победы над соперником. И таким образом, персы могли не участвовать в войне, в которой они могли проиграть и тем самым выиграть себе немного времени.

    «…У персов ведь много золота в монете и нечеканного, а также серебра и [драгоценных] сосудов для питья. Все эти сокровища, ничего не жалея, нужно разослать эллинам, именно наиболее влиятельным людям в городах. Тогда эллины тотчас же предадут свою свободу, и персам вовсе не нужно будет вступать в опасную битву…»3.

    Однако, такая идея Мардонию, главному полководцу персидского народа, не понравилась, ведь это означает, не просто выигрыш времени, а в первую очередь признание поражения. Мардоний не желал отступать и считал, что «…персидское войско далеко превосходит эллинское и что поэтому следует как можно скорее вступить в бой…»4.

    Для греков же, как уже было сказано, представление о добыче заключается в золоте и некоторых материальных объектах. Это можно обосновать с той точки зрения, что у греков достаточно продовольствия и единственно, что у них может котироваться как нечто стоящее, так это золото, а также различные предметы, которые можно было бы использовать для украшения сооружений и помещений внутри них, а также для урбанизации полиса. Об этом нам говорят две цитаты:

    «…Первыми проникли в крепость тегейцы, и они-то и разграбили шатер Мардония. Там, между прочим, они захватили конские ясли целиком из меди замечательно [искусной работы] …»5.

    «…После этого афиняне отплыли в Элладу. Они везли с собой среди другой добычи также и канаты от мостов; [эти канаты] они хотели посвятить в храмы…»6.

    Также очень показательным примером того, что греки стремились добыть различные золото и украшения является то, что «…с павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пестрые вышитые одеяния варваров никто даже и не обращал внимания. Илоты похищали много драгоценностей и затем продавали эгинцам…»7.

    «…Илоты же рассеялись по персидскому стану и нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолоченные и посеребренные ложа, золотые сосуды для смешения вина, чаши и другие питьевые сосуды. На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами…»8.

    Именно эти цитаты говорят не просто о том, что они любят золото, а также говорит о том, как они безжалостно относятся к врагу, они становятся не просто бесстрашными, а почти бессмертными, когда на кану стояло золото и некоторые материальные предметы.

    «…Прикончив большую часть варваров в сражении или во время бегства, эллины предали затем огню все их корабли и укрепление. Потом они вытащили добычу на берег, причем нашли несколько [ящиков] военной казны персов. После сожжения крепости и кораблей эллины вышли в море…»9.

    Однако, о греках нельзя сказать, что они являлись очень алчными. Ведь мы не наблюдали, что греки всю свою добычу хранили в одном месте и ни что с ней не делали. Так же греки всю свою добычу не делили только между собой. «…Павсаний велел глашатаю объявить, чтобы никто не смел присваивать себе добычи, и приказал илотам снести сокровища в одно месте…»10. Они некоторую часть своей добычи, так сказать, вкладывали, в виде преподношений своим богам, в которых верили, как дар. Это может говорить об одном, что добыча могла нести религиозный характер. Иными словами, своими преподношениями греки не просто прославляли своих богов, но и благодарили их за то, что они сопровождали их в бою и помогли, по итогу, уйти с поле боя победителями. И как одному из главных участников этой битвы, греки отдавали большу́ю долю именно богам, создавая для них и облагораживая различными сооружениями храмы и различные сооружения:

    «…Когда добыча была собрана, эллины отделили десятую часть дельфийскому богу. Из этой десятины был [сделан и] посвящен золотой треножник, который стоит в Дельфах на трехглавой медной змее непосредственно у алтаря. И олимпийскому богу они отделили десятую часть добычи, из которой [сделали и] посвятили медную статую Зевса в 10 локтей высоты, а также и истмийскому богу, [отделив десятую часть], посвятили медную статую Посейдона в 7 локтей высоты. После этого распределили [между собой] всю остальную добычу: персидских наложниц, золото, серебро, прочие ценности и вьючных животных. Каждый получил то, что ему подобало…»11.

    В заключении хочется отметить, что здесь стоит говорить даже не о разнице представлений о добыче среди греков и персов, больше как о разных уровнях представлений. Иными словами, в зависимости от развитости и обеспеченности добыча как таковая может иметь разную коннотацию. Однако, для греков получение продовольствия как добычи в бою или войне тоже может считаться добычей, однако очень малой и не значительной. Тоже самое можно сказать и о персидском народе. Для них золото тоже может считаться добычей и причем очень грандиозной, так как чтобы её добыть, необходимо быть героическим и бесстрашным в бою, а также полностью разгромить противника:

    «…Когда же Павсаний увидел шатер Мардония с золотой и серебряной утварью и пестрыми коврами, он приказал хлебопекам и поварам приготовить такой же обед, как они обычно готовили Мардонию…»12

    Это для персов, в описываемых событиях Геродотом, являлось непосильной задачей, однако выполнимой, если персы имели такое богатство, которое нашли греки в шатрах у Мардония (см. цитату 8). И повторюсь, что девятая книга Геродота нам очень красочно показала, какое разное по глубине представления имеют два народа, живущие по соседству.

    Цитируемые труды


    1. Геродот. История в девяти книгах. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972.
      Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский.



    1 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 39, с.429.

    2 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 38, с.429.

    3 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 41, с.430.

    4 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 41, с.430.

    5 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 70, с.439.

    6 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 121, с.452.

    7 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 80, с.441.

    8 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 80, с.441.

    9 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 106, с.448.

    10 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 80, с.441.

    11 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 81, с.441.

    12 Геродот «История», М.: «Наука», 1972, кн. 9, п. 82, с.441.



    написать администратору сайта