Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля.. Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля
Скачать 35.39 Kb.
|
Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля Содержание Введение………………….…………………………………………….…….3 1.Роль Платона и Аристотеля в древнегреческой философии…………………4 2.Платон и Аристотель о государстве…...………...………….6 Заключение……..……………………………………………………14 Список литературы …………….……………………………16 Введение Целью данной контрольной работы будет выявление сходств и различий концепций политического устройства государства двух древнегреческих философов: Платона и Аристотеля. Этот вопрос вызывает несомненный интерес в рамках политологии. Впервые над вопросом идеального государства задумались древнегреческие философы, которые подробно описали это в своих произведениях. Так какого же государство, которое сможет устроить каждого? У Платона и Аристотеля на это была своя точка зрения. Платон и Аристотель были одними из первых античных философов, и их учение об идеальном государстве и обществе заложило основу социологической мысли, поэтому их взгляды на модель идеального государства очень важны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: 1.Раскрыть смысл термина государство, который будет основным понятием, анализируемым в данном исследовании. 2.Дать общую характеристику эпохи и жизненного пути философов. 3.Проанализировать взгляды философов на модель государства. 4.Сравнить эти взгляды: выявить общие черты и различия. 5.Сделать вывод о том, как древнегреческие философы Платон и Аристотель представляли себе образ идеального государства. В исследовании будем опираться на следующие работы философов: трактат Аристотеля «Политика» и диалог Платона «Государство». Эти произведения будут подвергнуты анализу, в результате чего можно получить представление каждого из философов о модели идеального государства. Для составления кратких биографий и подтверждения своих мыслей будем также опираться на работы А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи «ПЛАТОН-АРИСТОТЕЛЬ» и Б. Рессел «История западной философии». 1. Роль Платона и Аристотеля в древнегреческой философии. Прежде всего, нужно определиться с тем объектом, который подвергали анализу два философа - Платон и Аристотель. Для этого надо дать определение понятию государство. Итак, Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и т.д.1 К основным признакам государства относятся: наличие территории и населения, на которые распространяется его воздействие; суверенитет; исключительное право на принятие общеобязательных законов, возможность применения мер принуждения; взимание налогов. Далее следует определиться с основными элементами государства. Тремя основными составляющими государства являются: территория, население и власть. Территория - это область, которую занимает государственный союз, то есть некоторое пространство суши, воды и воздуха, на котором государство осуществляет свое господство. Далее дадим определение следующему элементу государства - населению. Населением можно называть совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной власти. И самое главное составляющее – власть. Власть государства должна обязательно обладать суверенитетом. Суверенитет, согласно определениям его теоретиков, есть власть принудительная, господствующая; власть первоначальная, непроизводная; власть верховная, независимая, самостоятельная, сама ставящая себе предел. Итак, после того как мы определили понятие государства, обратимся к теориям философов, которые задумывались о создании идеального государства, которое бы функционировала наиболее эффективным образом. В данной работе будут рассмотрены концепции двух наиболее значимых философов Древней Греции, Платона и Аристотеля, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие политической мысли. Платон родился в 428 году до н.э., в первые годы Пелопоннесской войны. Он был богатым аристократом. Платон был молодым человеком, когда Афины потерпели поражение в войне, и ему приходилось приписать это демократии, которую его заставляли презирать. Платон был учеником Сократа и питал к нему глубокую любовь и уважение, а Сократ был осужден на смерть демократией. Поэтому не удивительно, что Платон должен был обратиться к Спарте как к прообразу своего идеального государства. В последующие века многие люди, восхищались его диалогом «Государство», не понимая того, что в нем заключалось. Многие люди хвалили Платона, но при этом совсем не понимали его. Аристотель родился, в 384 году до н.э. в Стагире во Фракии. Его отец был наследственным домашним врачом у царя Македонии. В возрасте 18 лет Аристотель приехал в Афины и стал учеником Платона. Он оставался в Академии около 20 лет, вплоть до смерти Платона в 347 году до н.э. Затем он в течение некоторого времени путешествовал. В 343 году до н.э. Аристотель стал воспитателем Александра, которому тогда было 13 лет, и занимал это положение до тех пор, пока Александр в возрасте 16 лет не был объявлен своим отцом совершеннолетним, а затем назначен регентом на время отсутствия Филиппа. Сразу после смерти Александра афиняне восстали и обратились против его друзей, включая Аристотеля, который был осужден за неверие, но, он бежал, чтобы уйти от наказания. В следующем году (322) он умер. Аристотель как философ во многих отношениях очень отличался от всех своих предшественников. Он первый стал писать как профессор. Его работы отличаются критическим характером и тщательностью. Аристотель писал в то время, когда Спарта находилась в состоянии упадка. Его тон был сух и реалистичен в такой степени, что трудно было не поверить ему. Но в воображении людей сохранилась не Спарта Аристотеля, философская идеализация Спарты в «Государстве» Платона. 2. Платон и Аристотель о государстве. Прежде всего, надо начать с общего представления об идеальном государстве каждого философа и определить, какие из элементов государства были определены и указаны в их теориях. Начнем с представлений Платона о государстве. Вопросам общественно-политическим Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: «Государство» и «Законы», Это два самых больших по объему и самых важных по значению сочинения Платона на политическую тематику. Мы остановимся на рассмотрении его центральной работы. «Государство» - один из наиболее известных диалогов Платона, относящийся к расцвету его творческой деятельности (70-60-е, 4 в. до н.э.), создавался в течение многих лет. В данном произведении отразились все стороны учения мыслителя, включая его представления о справедливости, искусстве и художественном воспитании. Проект идеального государства как осуществление идеала справедливости, учение об идеях, теорию априорного знания. «Государство» состоит из десяти частей, в которых присутствует большое число действующих лиц. Но большей частью все это пассивные слушатели, которые практически молчаливо слушают главного героя этого сочинения - Сократа. Рядом с ним родные братья Платона - Адимант и Главкон, к которым постоянно обращается Сократ, и которые создают иллюзию беседы. Платон, прежде всего, пишет о модели "идеального", лучшего государства. Она не является описанием какого-либо ныне существующего государственного строя, а представляет собой образ воображаемого государства, которого никогда не существовало, но которое должно возникнуть. То есть Платон говорит о некой идее государства, создает свой идеальный проект, который следует назвать утопией. Причиной подобного проекта являлся тот факт, что Платона многое в уже существующих в то время государствах не устраивало. Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе. Это тимократия, олигархия, демократия, тирания. Рассмотрим каждое из них подробнее, и выделим те черты, которые не дают считать каждый тип близким к идеальной модели. Олигархия – это строй, основывающийся на имущественном цензе, у власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении. Раз в государстве почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и ее обладатели. Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоиться почестей развивается наклонность к стяжательству и наживе и получают одобрение богачи – ими восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняки там не в почёте. Демократия осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию. Тимократия – нечто среднее между аристократией и олигархией, но кое-что в нем есть свое, особенное. По-видимому, отчасти он будет подражать предшествующему строю, отчасти олигархии, раз оно занимает промежуточное положение, но кое-что будет характерно отличаться от них. В почитании правителей, в том, что защитники страны будут воздерживаться от земледельческих работ, ремесел и остальных видов наживы, в устройстве совместных трапез, в телесных упражнениях и воинских состязаниях – во всем подобном этот строй будет подражать демократии. Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, кто скорее рожден для войны, чем для мира; там будут в чести военные уловки и ухищрения: ведь это государство будет вечно воевать. Тирания – та болезнь, как считает Платон, которая заразила и погубила олигархию, от своеволия еще более и сильнее заражает и порабощает демократию. Ведь излишняя свобода естественно должна переводить как частного человека, так и город ни к чему другому, как к рабству. То, что определяют как благо демократии и к чему она ненасытно стремится, именно это ее и разрушает – свобода. Как написано про тирана в «Государстве»: «В первые дни и в первое время тиран улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем. Если из внешних-то неприятелей с одними он примирился, а других разорил и с этой стороны у него покойно, то ему на первый раз все-таки хочется возбуждать войны, чтобы простой народ чувствовал нужду в вожде. Граждане, каждый день занятые пропитанием себя, тем самым меньше злоумышляют против тирана. А если только начинает он подозревать, что кто-нибудь имеет вольные мысли и не попускает ему властвовать, то по какому-нибудь поводу тиран губит таких среди своих неприятелей»2. И для всего этого тирану необходимо непрестанно воздвигать войну. Но делая это, он все более подвергается ненависти граждан. И тогда граждане, способствовавшие его возвышению и имеющие силу, начинают смело говорить и с ним, и между собою, и, если среди них окажутся особенно мужественные, они начинают осуждать текущие события. Поэтому тиран, если хочет удержать власть, должен незаметно уничтожить всех этих, пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы. Такова позиция Платона на виды устройства, которые не подходят для « мысленно построенного государства», о котором он пишет в своем диалоге, то есть для идеального государства. Для своего утопического государства он выбирает аристократию, так как считает ее наиболее совершенной формой правления. «Ведь именно в таком государстве мы рассчитывали найти справедливость, а несправедливость, наоборот, в наихудшем государственном строе и на основании этих наблюдений решить вопрос, так долго нас занимающий»3. Что касается общества, у философа был целый ряд размышлений на эту тему. Душа человека, по мнению Платона, состоит из трех частей: эмоциональной, разумной и вожделеющей. Если в человеке преобладает разумная часть души, то он - философ, если эмоциональная - воин, а если вожделеющая, то этот человек- земледелец или ремесленник. Из этого следует, что человеческий род можно условно разделить на три сословия. Каждому из них следует заниматься той деятельностью, которая была дана им от природы. Платон считает, что если каждый будет заниматься делом, которое предназначено для него, то это будет приносить большую пользу обществу. В этом случае государство будет процветать. Но если каждый будет делать то, чего он не умеет, то общественная жизнь может стать беспорядком. «Мы установили, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен »4. Из этой мысли о разделении труда вытекает полное отрицание одного из видов государственного устройства – демократии. В своей работе Платон также описывает размер предпочитаемого государства. Это является одним из главных составляющих, а именно фундаментальной основой государственного образования. «Государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым»5 пишет Платон. Для Платона в «Государстве», и для других его произведений характерны отступления от главной темы, во время которых он рассуждает о человеческих качествах и, конечно, о справедливости. Политические взгляды Аристотеля изложены в его трактате «Политика». «Политика» трактат о государстве, который был написан в последние годы жизни Аристотеля содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления. Трактат написан в последние годы жизни Аристотеля в Афинах (335—322 до н. э.). В этой книге рассматриваются проблемы рабства, гражданства, семья как отдельная ячейка государства, определения государства, и конечно Аристотель рассуждает на темы: форма его правления и цели государства. Аристотель полагал, что государство является неким прекрасным объектом, а его целью - «благая жизнь». Он исходил из некоторого понятия, что человек по своей сути есть «существо политическое», которое стремится к общению, и, следовательно, государство для него крайне необходимо. «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим»6. Правительство, как полагал Аристотель, могло быть хорошо, только когда основною его целью являлось благо всего общества. В отличии от Платона, Аристотель также считает, что государство является естественным образованием, то есть имеет собственные законы, которые были образованы естественным путем. Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному, качественному и имущественному признакам. Количественный критерий заключается в том, что государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть. Оно может находиться у одного лица, у меньшинства или у большинства. Однако и одно лицо, и меньшинство, и большинство могут править «правильно» и «неправильно». Таким образом, определяется качественный критерий. Кроме того, меньшинство и большинство может быть богатым или бедным. Но по той причине, что чаще всего бедные в большинстве, а богатые в меньшинстве, то деление по имущественному признаку совпадает с количественным делением. Поэтому получается всего шесть форм политических устройств: три правильных – монархия, аристократия и полития; три неправильных - тирания, олигархия и демократия. Рассмотрим в отдельности каждый из типов и выделим их положительные и отрицательные стороны. Прежде всего, рассмотрим неправильные формы политического устройства. Аристотель резко осуждает тиранию, утверждая, что тираническая власть не согласна с природою человека. При олигархии правят богатые, а так как в государстве большинство бедно, то это власть некоторых. Из неправильных форм Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной, но при условии, что власть там остается в руках закона, а не толпы. Также каждой неправильной форме в Аристотелевской классификации существовала правильная. Далее обратимся к ним. Монархия - древнейшая форма политического устройства, первая и самая божественная форма, в особенности абсолютная монархия, которая допустима при наличии в государстве исключительного человека. Аристотель утверждает, что человек, превосходящий всех людей, поднимается над законом, является «богом между людьми», он сам закон и пытаться подчинить его закону невозможно. Однако второй тип - аристократия предпочтительнее монархии, по той причине, что при аристократии власть находится в руках немногих, и возможна там, где личное достоинство ценится народом. А по той причине, что личное достоинство чаще всего присуще благородным, то они и правят при аристократии. Наилучшей формой государства Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. При политии государство управляется большинством, но у большинства, как полагает Аристотель, единственная общая им всем добродетель – воинская. Как пишет Аристотель: «В такой политии верховная власть сосредотачивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет»7. Данный тип являет собой самую правильную форму государства. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие их стороны, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. Как упоминает Аристотель: «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй»8. Описывая общество в идеальном государстве Аристотеля, мы подходим к важному понятию - гражданин. Как пишет Аристотель: «Мы же считаем гражданами тех, кто участвует в суде и в народном собрании»9. Ремесленники, а также земледельцы, были вычеркнуты из списка граждан. Как пишет Аристотель: «Лучше всего, чтобы землепашцы были рабами. Они, однако, не должны принадлежать к одной народности и не должны обладать горячим темпераментом; именно при таких условиях они окажутся полезными для работы и нечего будет опасаться с их стороны каких-либо попыток к возмущению»10. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Как он пишет в «Политике», территория должна быть труднодоступна для вторжения, но иметь удобные выходы. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует определить так, чтобы они были знакомы друг с другом. Сравнение. Сходства и различия В первую очередь следует сказать о формах идеального государства. Мы видим, насколько их взгляды были различны. Платон выделял для себя лишь одну идеальную форму правления – аристократию. Аристотель, в свою очередь, выделял для себя несколько идеальных форм, каждая их которых могла иметь искаженную форму. Также следует обратить внимание, что государство для Платона представляет собой исключительно искусственное образование. Но Аристотель полагал, что государство существует как естественное образование. Затем обратимся к сравнению взглядов философов на положение граждан в обществе и общества в целом. Можно заметить, что в этом вопросе их мнения имели как сходства, так и различия. Сначала стоит сказать о сходствах. Сходство их мнений обнаруживается во взгляде на рабство. Платон и Аристотель были сторонниками этого явления. Оба философа полагали, что народ, находящийся у власти должен быть избранным, а это означало, что правящие люди должны отличаться от остальных и быть лучше. Но также можно увидеть и различия. По мнению Платона общество существует ради процветания государства и поэтому каждый член общества должен участвовать в управлении государства. Аристотель же делает упор на то, что государство является естественным образованием и поэтому человек, семья и личность должны существовать также в естественном порядке. И в конце стоит сравнить их мнения о размере и представлении территории, на которой должно располагаться их государство. Сходство их взглядов на этот вопрос можно увидеть в размере идеального государства. Оба философа утверждают, что территория, которую он занимает должно быть не слишком малым, но и не слишком большим. Размер идеального государства должен быть достойным и единым. Но Аристотель помимо этого подробно говорит об общем характере территории. Помимо размера территории он также рассуждает о ее природных качествах и свойствах. Итак, мы видим, что представления Аристотеля и Платона имели как сходства так и различия. Но также стоит сказать, что только осуществление идей Аристотеля возможно в современном мире. Платон сделал модель идеального государства слишком невоплотимой в жизнь. Заключение. Платон и Аристотель – наиболее крупные мыслители древней Греции. Они были самыми влиятельными из древних, средневековых и современных философов. Трактат Аристотеля «Политика» и знаменитый диалог Платона «Государство» являются наиболее значимыми творениями философов. Целью этих работ было создание модели идеального государства. Их концепции внесли наиболее существенный вклад в развитие политической мысли. Но мы выяснили, что их модели утопии во многом расходились и сейчас мы сможем убедиться в этом. В диалоге «Государство» отразились все стороны учения Платона. Но главным объектом стал проект идеального государства. Следует сказать, что он уделил большое место в своем произведении для выбора необходимого устройства государства. Он подразделял их на четыре вида. На тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Платон тщательно дает каждому из них определения. Но считает их не походящими для своего «мысленно построенного государства». Итак, для своего утопического государства он выбирает аристократию, так как считает именно ее наиболее совершенной формой правления. Общество в его государстве представляло собой следующую структуру. Идеальное общество должно было состоять из философов, которые должны были управлять государством, воинов, которые должны были его защищать и земледельцев или ремесленников, которые должны были трудиться и кормить это государство. Платон полагает, что если каждый будет заниматься делом, которое ему было предназначено, то это будет приносить большую пользу, и государство будет процветать. Что касается размера своего государства, то точнее всего его мысль была выражена в этой фразе: «Государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым». Платон отмечает, что государство должно быть не слишком большим и не слишком малым по территории. Далее следует сказать о политических взглядах Аристотеля, Главной целью трактата «Политика» являются рассуждения о модели идеального государства. Аристотель выделяет шесть форм политических устройств и разделяет их на две группы: правильные - монархия, аристократия и полития; и неправильные – тирания, олигархия и демократия. Однако наилучшей формой государства Аристотель называет политию. Философ считает эту форму правления наиболее правильной, но рассматривает и тот факт, что другие формы также могли быть в идеальном государстве. Что касается общества, которое должно было существовать в этом государстве, то стоит сказать о важном понятии – гражданин. Ремесленники и земледельцы не входили в это понятие. Аристотель считал, что естественным состоянием общества является рабовладение, а свободные люди подразделяются на три класса. Вопросу о территории своего утопического государства философ уделяет важное место. Он говорит не только о размерах, но и об особенностях такой территории. Мы четко можем наблюдать различия этих моделей, которые заключаются в разном представлении философов о форме правления, об обществе, которое будет существовать в этом государстве и территории на котором оно будет существовать и развиваться. Сходство заключается лишь во взгляде на рабство и в размере территории государства. Из этого можно сделать вывод, что перед нами две разных модели идеального государства, которые представляли себе два величайших философа древности – Платон и Аристотель. Список литературы Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т./ [Пер. с древнегреч. Н.В.Брагинской и др.]; Академия наук СССР: Т.4. - С. 375- Ин-т философии. - М.: Мысль, 2014. 644. - (Философское наследие. Т.90). Платон. Государство. Сочинения в 4 томах. Том 3. Часть 1. /Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф. Асмуса; Перевод с древнегрееского - СПб.,: Изд-во С-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2017. А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. ПЛАТОН-АРИСТОТЕЛЬ – М..:Молодая Гвардия, 2015. Рассел Б. История западной философии - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2019. Гриненко Г.В. История философии - М.: Юрайт-Издат, 2014. Платон. Сочинения в 4 томах. Том 3. Часть 1. Государство /Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф. Асмуса; Перевод с древнегрееского-СПб., 2017.С.419 Там же С.224 Платон. Указ.соч. С. 242 Платон. Указ.соч С. 228 Аристотель. Сочинение в 4 томах. Том 4. Академия наук СССР институт философии. Издательство «Мысль». Москва – 1983. С.7 Аристотель. Указ.соч.С. 457 Аристотель. Указ.соч.С. 508 Аристотель. Указ.соч.С.445 Аристотель. Указ.соч.С.608 |