|
сравн характеристика. Сравнительная характеристика судебников 1497, 1550гг и Соборного Уложения 1649
Сравнительная характеристика судебников 1497, 1550гг и Соборного Уложения 1649
Судебники 1497 и 1550гг 1. Общая характеристика источника: а) История принятия документа Судебник 1497 г. получил силу закона с сентября (тогдашнего нового года) будучи утвержден ("уложен") великим князем с его детьми и боярами. Новый общий закон не имел названия, но обычно он именуется судебником, по аналогии с Судебником Ивана IV и по существу своего содержания. Источниками являлись Русская Правда, Псковская судебная грамота, уставные грамоты, разного рода льготные, пожалованные, охранительные, судные грамоты, а также указы и инструкции в области суда и управления, издававшиеся как московским, так и иными княжествами. Судебник 1550 года был принят на первом Земском Соборе при участии Боярской Думы. Появились новые учреждения, изменился статус государя, и все это необходимо было официально закрепить. Общество нуждалось в едином источнике права, который бы провозглашал его права и обязанности. Источниками являлись нормы Русской Правды, обычное право, судебная практика и Судебник 1497 года б)Структура источника Содержание Судебника 1497 г распадается на четыре части: 1)Деятельность центрального суда и нормы уголовного права (ст.1-36).
2)Организация и деятельность местных судов (ст. 37-45).
3)Гражданское право и гражданский процесс (ст. 46-66) (наследование, договоры личного найма, купли-продажи, переход крестьян от одного хозяина к другому, о холопстве).
4)Дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68) Судебник 1550 г., как и Судебник 1497 г., делится на две половины, из которых в первой говорится о порядке суда, а вторая содержит узаконения по частному гражданскому праву. Содержал около 100 статей и имел определенную структуру: главы были сгруппированы определенным образом, что значительно упрощало работу с этим документом
|
1. Общая характеристика источника а) История принятия документа Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места.
Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Разбойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Новоуказными статьями. б) Структура источника Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В нем систематизировано и обновлено все российское законодательство, наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии господствовавшего сословия и устанавливало неравное положение зависимых сословий.
|
В) Отличительные черты Судебник 1497г. Древнерусское судопроизводство, кроме правосудия, имело еще значение кормления для служилого сословия. Эта последняя сторона иногда отодвигала на задний план главное назначение суда и тяжело ложилась на народ. Судьи и их чиновники вымогали «посулы»; кто более давал, тот и был прав. Строго запрещал брать посулы боярам и окольничим и вместе с тем определял количество законных пошлин. Пошлины эти значительно понижены сравнительно с прежними уставными грамотами (общее правило Судебника брать боярину с виноватого от каждого искового рубля двенадцать денег, а его дьяку или тиуну восемь денег; деньга – полкопейки). Для областей в Судебнике существует суд наместничий и волостельский; но при этом он различает наместников и волостелей с судом боярским, и таких, «которые держат кормления без боярского суда». Первые имели более власти, и могли даже присуждать к смертной казни. Но такие права были связаны только с наместничеством в наиболее важных городах, каковы Новгород, Тверь, Нижний и некоторые другие. Судебник 1550 г. Явился памятником, направленным на ликвидацию последствии боярского правления и дальнейшее развитие и укрепление экономических и политических позиций тех социальных групп, на которые опиралось правительство Ивана IV, — дворян-помещиков, а также верхов посада. Судебник представляет новый шаг в развитии юридической техники того времени. Он состоит из глав и статей, которые большей частью тематически сгруппированы (например, ст. 76-97, относящиеся к гражданскому нраву). значительно усиливает роль центральных судебных органов. Предусматривается территориальный характер суда «по приказам» (ст. 7,72). Возрастает значение великокняжеского суда, сосредоточившего контроль за судом удельных князей по делам, совершенным на Территории Московского уезда (ст. 100). Усиливает контроль центральных органов за нижестоящими. Это обеспечивалось, прежде всего расширением института доклада. Он становится обязательным не только по наиболее опасным уголовным делам, но согласно ст. 71 является обязательным для всех наместников, устраняя их кормление с боярского суда. С тем подтверждает значение губных органов. Проявлением процесса усиления роли центральных органов, в частности, судебных, являются и нововведения Судебника 1550 г. о судебной ответственности наместников и волостелей за взяточничество и волокиту, установление санкций за нарушение порядка судебного рассмотрения, определение новых видов преступлений.
2. Лица Выделаются группы сложившиеся и складывающиеся.
Боярство. Верхнюю страту боярства составляют служивые князья, бывшие ранее удельными князьями, которые владели вотчиной. Если служивый боярин переставал служить великому князю, то он мог лишиться вотчины. Второй стратой были бояре, которые должны были нести службу великому князю московскому с отрядами своих феодалов. Слуги вольные и дети боярские. Это были средние и низшие слои боярства. Они также служат князю московскому, но эти несут лишь личную службу князю. В условиях феодального общества, характер их службы носил обязательный характер. Слуги под дворским. Это слуги, которые служат дворскому или дворецкому. Это могут быть даже лично несвободные люди, даже холопы. В отличие от бояр, слуги подворские получают поместье. Это земля, которая дается за службу на период службы. Поместье нельзя подарить или передать по наследству. Духовенство – привилегированная группа, их правовой статус определен тарханами. Как известно, Иван IVпрекратил передачу тарханных грамот, по которым духовенство не подлежало налогообложение. Горожане. Они получают название «посадские люди». Положение горожан в процессе централизации ухудшается, они впадают в зависимость от своего посада. Они должны были выплачивать налоги. Среди них были и привилегированные лица, купцы. Купечество подразделялось на гостей (купцы, которые знают языки и торгуют за границей), гостиную сотню (мене привилегированные, но они тоже не платили податей), суконную сотню (купцы, торгующие сукном). Крестьяне, сельские поселенцы. В рамках крестьян можно выделить несколько страт. Во-первых, это были государственные крестьяне, количество которых сокращалось в условиях централизации. Они именуются черносошными крестьянами. Они платили налоги подати в пользу государства. Были и владельческие и частновладельческие, которые были зависимы от конкретного хозяина. У них было наиболее угнетенное положение. До середины 15в. преобладали натуральные налоги. Старожильцы, крестьяне, долго жившие на какой-то земле. Они считались хорошими послухами, свидетелями. Существовали новоприходцы. Считалось, что иметь холопов было экономически невыгодно. Шел процесс сокращения численности холопов.
3. Гражданское право 3.1. Вещное право Право собственности и владение. Больших изменений нет. Все ранее существовавшие 4 формы феодального владения повторяются. Устав о вотчинах - подробнее описывается родовой статус вотчин. Вотчины делятся на 2 части: родовые и купленные. Разный правовой режим. Родовую вотчину могли выкупить родичи в течение 40 лет. Устанавливается владение. Повторяется право приобретательской давности. Сроки совпадают с предыдущим судебником. Продолжает существовать кормля.
3.2. Обязательственное право. Обязательства из договоров и из причинения вреда. Форма заключения договора: письменная и устная. Письменные договоры могли быть строго официальными (с гос. регистрацией) или с распиской. Устные договоры могли заключаться и при свидетелях, и без них. Появляется крепостная форма заключения договора - он неоспорим. Правило пятнания продаваемых лошадей - при продаже заново пятнать и регистрировать. Договор купли-продажи. Дается применительно купли-продажи краденой вещи. Договор займа делится на 2 вида: кабала «за рост служите» - 15 руб., кабала «за рост платите». Размер процента не установлен законом, но на практике был примерно 20% годовых. Повторятся правило о купце, взявшем товар и потерявшем его. Договор личного найма. Полностью повторяется Судебник 1497 г. Залог. Причинение вреда. Судебник 1550 г. повторяет Судебник 1497 г. Виды договоров.
В С. 1497 договоры представлены не полно. Купля-продажа упоминается в ст. 46, 47, условия ее не раскрыты, главное внимание уделяется присутствию свидетелей, которые могли бы подтвердить ее.
Чаще всего говорится о договоре займа (ст. 6, 38, 48, 55), но его совершение также не закреплено. Указывается на возможность назначения судебного поединка при спорах, при рассмотрении дел о займах присутствуют в суде «лучшие люди». В ст. 36упоминается долг с кабалой и без нее. Повторяется формула РП о займах разорившегося купца: при злостном банкротстве он мог продаваться в рабство, а при «бесхитростном» получал специальную грамоту о рассрочке выплаты долга от администрации. По договору найма, человек, покинувший хозяина раньше срока, терпит убытки (ст. 54)
Кроме того, указано на возможность участия в договорах женщин, стариков и детей (ст. 52), отпуск холопов на волю предстает как особая договорная форма представленная документами (ст. 18). Иски о земле (ст. 61-62) базируются на строго определенных границах между земельными владениями. Устанавливается давность (3-6 лет) по земельным спорам. И это все, что сказано об обязательственном праве, тогда как в практической жизни земельные сделки и аренда имели масштабный характер. Ситуацию конкретизируют ст. 2, которая обязывает судей «никакого жалобщика не отсылать», а «давать ему суд». Таким образом, суды принимали любые иски по любым делам.
При заключении любых сделок выделяются два главных момента: документальное оформление любого договора для возможности обращения в суд (отсутствие документов было причиной назначения судебного поединка); свободное волеизъявление сторон (любых сословий) при определении содержания большинства условия сделок. Сделка оформлялась письменно в нужном количестве копий, датировалось, на документе ставили подписи свидетели, указывалось имя дьяка, скрепившего грамоту печатью; в нем перечислялись все условия сделки, подробно описывались земельные границы участка. Практически вся земля в обжитых районах была документально описана, и судам лишь оставалось решать дела на основе содержания предъявленных документов.
С. 1497 более четко, чем РП, выделял обязательства из причинения вреда, правда, лишь в одном случае: ст. 61 предусматривала имущественную ответственность за потраву. Как своеобразные обязательства из причинения вреда рассматривает Судебник некоторые правонарушения связанные с судебной деятельностью. Судья, вынесший неправое решение обязан был возместить сторонам происшедшие от того убытки. Такая же мера применялась к лжесвидетелям. Закон прямо указывает, что судья наказанию за свой проступок не подлежит (ст. 19).
С. 1550 сохранил суть и принципы С. 1497. Изменения коснулись договора займа, он мог заключаться «с кабалой на услужение» и без «кабалы» с обычными %. Во втором случае лицо оставалось полностью свободным и отвечало лишь имуществом (ст. 36). Займ с «кабалой», то есть обращение в «кабальное холопство», был разновидностью феодального найма и оформлялся соответствующим документом. Поэтому Судебник запрещал обращать в холопы детей феодалов (детей боярских) – они предназначались для службы государю (ст. 81). Услужение в городах в любом случае не вело к зависимости. Кроме того, Судебник запрещал сделки с «родовыми вотчинами» (ст.85) и злостный купец-банкрот уже не обращался в рабство, а отрабатывал долг до погашения (ст. 85, 90). Таким образом, имущественная ответственность по обязательствам в Судебнике укрепляется с появлением феодального варианта зависимости должника в виде долговой кабалы и отработки долга до искупа.
3.3 Брачно-семейное право сохраняло признаки обычного права, но включало в себя элементы церковного права. Так, юридические последствия мог иметь только церковный брак (венчание). Никакие другие браки законом не признавались.
Судебник 1497 года устанавливал общность имущества супругов, запрещая мужу распоряжаться приданым жены без её согласия.
3.4. В сфере наследственного права возникает тенденция к постепенному расширению круга наследников. Хотя женщины и не могли наследовать поместья, но завещание на имущество мог сделать любой член семьи.
После смерти мужа вдова владела всем имуществом, совместно нажитым в браке до тех пор, пока наследники мужа не выплатят ей стоимость приданого. Это было прогрессивным шагом государства по защите имущественных прав женщин, состоявших в браке.
Определенной новацией стало изменение условий наследства без завещания. «Если человек умрет, не оставив завещания, - устанавливалось в Судебнике, - то при отсутствии у него сыновей все его имущество передается дочери, а при отсутствии дочери наследует ближний его рода».
В наследовании земли и имущества родителей участвовали не все сыновья, а только те, кто оставался в доме отца и его хозяйстве на момент смерти главы семьи. При наличии сыновей дочери устранялись от наследования недвижимости (статья 60 Судебника).
Важные дополнения в семейно-брачное право после Судебника 1497 г. внёс церковный Стоглав, принятый в мае 1551 г. на церковном Соборе в Москве под председательством Ивана Грозного. Стоглав включал в себя 100 глав (отсюда и его название).
Для заключения брака, по Стоглаву, требовалось согласие родителей или опекунов. Возраст вступления в брак устанавливался:
· 15 лет для мужчин;
· 12 лет для женщин.
Стоглав практически сохранил требования к брачному возрасту, установленные ранее в «Русской Правде».
Помимо согласия на брак требовалась «венечная память», т.е. разрешение на брак священнослужителя - архиерея.
Венчание проводилось приходским священником.
Развод допускался в исключительных случаях. Поводы к разводу, которые были установлены ранее, значительно сокращены.
4. Земельное право. Основными формами земельной собственности были:
= вотчина(наследственное землевладение);
= поместье(условное землевладение).
Вотчины подразделялись по видам субъектов права на:
· дворцовые;
· государственные;
· частновладельческие;
· церковные.
По способам приобретения вотчины подразделялись на:
· родовые;
· выслуженные;
· купленные.
Для родовых общин устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения вотчин. На это требовалось соглашение всего рода. Община играла важную роль в распределении «крестьянских земель». Она определяла предельные размеры земельных участков, распределяла налоговую и другую повинность за пользование землей, могла стать наследницей имущества, контролировала договорные обязательства членов общины.
Для купленных вотчин устанавливалось, что их собственниками являлись одновременно муж и жена, так как предполагалось, что вотчина приобреталась супругами совместно на их общие средства.
Поместные наделы жаловались государем за службу из княжеских (дворцовых) земель. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные озера и пруды, охотничьи угодья, городские дворы.
Судебник 1947 г. законодательно защищал права собственников на землю, устанавливал меры наказания тем, кто посягнет на частную собственность. Так, Судебник определял: «Если кто-нибудь перепашет межу или повредит межевые знаки у боярина и монастыря, на земле великого князя..., он подвергается битью кнутом и с него взыскивается рубль в пользу истца. Если перепашет или перекосит межу крестьянин у крестьянина своей же волости или села, то волостель или посельский (староста) взыскивает с виновного штраф в 2 алтына и вознаграждение в пользу потерпевшего…».
Кроме прав собственников на землю Судебник 1497 г. впервые ввел норму, устанавливавшую зависимость крестьян от феодалов. Статья 57- я Судебника Ивана III ограничивала право крестьян уходить от своего феодала на другие земли и в другие княжества двухнедельным сроком – за неделю до Юрьева дня (26 ноября по старому стилю) и в течение недели после Юрьева дня. Причём уходивший крестьянин был обязан выплатить «пожилое» - плату за прожитые у помещика годы в сумме от 50 копеек до 1 рубля – огромные деньги по тому времени. Этой нормой фактически было положено начало закрепощению крестьян, ограничению его свобод.
| В) Отличительные черты
В Соборном уложении закреплялся статус главы государства— царя как самодержавного и наследного монарха.
С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян,устанавливалось право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.
Главное внимание уделялось судопроизводствуи уголовному праву.Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания стали устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.
Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г.
Соборное уложение 1649 г. регламентировало формы феодального землевладения. Уложение содержало специальную главу, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения.Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне. Определялся порядок наследования поместья сыновьями, часть земли после смерти владельца получали жена и дочери. Дочери также могли получить поместье в качестве приданого. Соборное уложение разрешало обмен поместья на поместье или на вотчину. Право свободной продажи земли, равно как и право ее залога, помещикам не было предоставлено.
В соответствии с Соборным уложением вотчина была привилегированной формой феодального землевладения. В зависимости от субъекта и способа приобретения вотчины подразделялись на дворцовые, государственные, церковные и, частновладельческие. Вотчинникам предоставлялись широкие полномочия по распоряжению своими землями: они могли продать, заложить, передать вотчину по наследству и т. д.
В Уложении ограничивается экономическое могущество церкви — запрещено приобретение церковью новых земель, сокращены многочисленные привилегии. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учрежден Монастырский приказ.
Соборное уложение также регламентировало залоговое право.
2. Лица Статьи Соборного Уложения рисуют правовое положение различных сословий и социальных групп общества: важные статьи, рисующие правовое положение крестьян (напр, ст. 1,5,12,16,32 главы 11, ст. 13 главы 2, ст.
94,235,262 главы 10, ст. 7 главы 13, ст. 9,15,37 главы 19) и т. д. Из них видно, что Уложение окончательно закрепило полное запрещение крестьянского выхода - отменялись “урочные лета” - срок для сыска беглых крестьян, после которого поиски прекращались и фактически сохранялась хоть малая возможность для выхода из крепостного состояния, пусть путем бегства. По Уложению розыск беглецов становился бессрочным, а за их укрывательство устанавливался штраф в 10 рублей. Крестьяне обладали все же некоторыми сословными правами. Беглых крестьян категорически предписывалось возвращать вместе с их имуществом, тем самым признавались их имущественные права. Признанием личных прав являлось положение, согласно которому вступившие в брак в бегах крестьяне подлежали возврату владельцу только семьями. Но в целом крестьяне были почти совершенно бесправны как в личной, так и в общественной жизни (ст. 13 главы 2, ст. 6 главы 9, ст. 261 главы 10) и т. д. Челобитьям посадских людей удовлетворяла специально посвященная им 19 глава. Согласно ей посадское население обособлялось в замкнутое сословие и прикреплялось к посаду (кроме того, борясь с попытками уклониться от посадского тягла, Уложение лишило людей “черных сотен” - права перехода из города в город (ст. 19,22,37,38 главы 19). Все жители посада должны были платить определенные подати и исполнять повинности в пользу государства. Из посада теперь нельзя было уйти, зато и войти можно было только при условии вступления в тяглую общину. Главное внимание Уложение уделяет феодалам. Оно закрепило привил-лигированное положение представителей господствующего класса (ст. 1 главы 9, ст. 27,30,90, главы 10, ст. 1 главы 11) и т. д. Из текста Уложения видно, какие группы населения должны быть отнесены к феодалам-землевладельцам (ст. 1 главы 9, ст. 1 главы 11, ст. 41-45,66 главы 16). Ряд статей подтверждает монопольное право феодала владеть землей с крестьянами (ст. 46 главы 16), устанавливает их привилегии (ст. 5,12,92,133,135 главы 10, ст. 16,56 главы 18,9 и 22) и их обязанности нести “государеву службу” (ст. 7,19 главы 7, ст. 69 гл. 16, ст. 2 гл. 20). Основная часть феодалов называлась “служилые люди”, хотя в их состав входили далеко не все феодалы, и не только феодалы, но и стрельцы, казаки, пушкари и т. д. , не имевшие ни крестьян, ни поместий, ни вотчин, и получавшие за службу денежное и хлебное жалование и некоторые льготы. Уложение как кодекс феодального права защищает право частной собственности, и прежде всего, собственность на землю. Основными видами собственности феодалов на землю были вотчины (ст. 13,33,38,41,42,45 главы 17) и поместья (ст. 1-3,5-8,13,34,51 главы 16). Уложение делает серьезный шаг в направлении приравнивания правового режима поместий к режиму вотчин, это-касалось широких кругов феодалов, в особенности мелких. Не случайно глава о поместьях стоит раньше в законе главы о вотчинах.
3.Гражданское право
3.1. Вещное право
В Соборном Уложении 1649 г. большое внимание уделяло защите форм феодального землевладения (гл. 16, 17). Глава 16 «О поместных землях» расширила права дворян, сделав первый шаг в уравнивании прав владельцев поместий и вотчин. Статья 2 гл. 16 устанавливала право обмена поместий на вотчину только с согласия царя: Обмен поместий различных качеств не влек за собой денежной компенсации. Закон предлагал расписать «меновые поместья» по «полюбовному челобитью» (ст. 3 гл. 16). В статье 8 гл. 16 говорилось, что в случае старости, болезни увечья, право пользования поместьем передавалось сыновьям если они несли военную службу: иногда по усмотрению царя поместье жаловалось в пожизненное пользование. Основанием получения поместного владения являлась служба государю (военная, административная и т. д.). В развитии правового статуса поместья особое значение имел прожиток, т.е. часть поместья, выделяемая после смерти его владельца на содержание вдовы, дочерей, престарелых родителей, несовершеннолетних детей. Матери или жены дворян, погибших на войне, получали на содержание поместье, которой подлежало передаче детям (ст. 22 гл. 16). Закреплялось право на дополнительное поместье за военную службу (ст. 24 гл. 16). Определялся размер поместий, получаемых вдовой и дочерью на содержание, в зависимости от обстоятельств смерти дворянина (ст. 30-32 гл. 16).
3.2. Обязательственное право продолжало развиваться в направлении замены личностной ответственности имущественной. Друг за друга отвечали супруги, родители, дети. Долги по обязательствам переходили по наследству; одновременно устанавливалось, что отказ от наследства снимает и долги по обязательствам. В законодательстве были определены случаи добровольной замены в обязательствах одного лица другим. В случае стихийных бедствий должнику предоставлялась отсрочка уплаты долга на срок до 3 лет.
Соборному уложению известны договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи, найма имущества и др. В Уложении нашли отражение и формы заключения договоров. Регламентировались случаи заключения договоров в письменной форме, для некоторых видов сделок (например, отчуждение недвижимости) устанавливалась крепостная форма, требовавшая «рукоположительства» свидетелей и регистрации в Приказной избе.
Соборное уложение устанавливало порядок признания договора недействительным. Договоры признавались недействительными в случае их заключения в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана.
Субъектами гражданско-правовых отношенийявлялись как частные, так и коллективные лица
3.3. Брачно-семейное право
Законную силу имел только церковный брак.Допускалось заключение одним лицом не более трех брачных союзов в течение всей жизни. Брачный возраст устанавливался для мужчин в 15 лет, для женщин — в 12 лет. Для заключения брака требовалось согласие родителей.
В соответствии с принципами домостроя устанавливалась власть мужа над женой, отца над детьми. Юридический статус мужа определял статус жены: вышедшая замуж за дворянина становилась дворянкой, вышедшая за холопа — холопкой. Жена была обязана следовать за мужем на поселение, в изгнание, при переезде.
Закон определял статус незаконнорожденных детей. Лица этой категории не могли усыновляться, а также принимать участие в наследовании недвижимого имущества.
Расторжение брака допускалось в следующих случаях: уход одного из супругов в монастырь, обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению.
3.4 Наследственное право расширяло круг наследников. В него были включены дети от третьего брака. Наследование существовало как по закону, так и по завещанию. Все шире распространяется письменное завещание, при неграмотности завещателя завещание подписывали свидетели и оно утверждалось церковными властями. Сыновья наследовали землю все поровну и не один не мог продать свою долю без согласия других. Купленную вотчину, где жена была совладелицей, вдова получала в наследство. Соборное уложение определяет долю вдовы в движимом имуществе умершего супруга, она равняется 1/4 части. Имущество, не имевшее наследников, объявлялось выморочным и переходило в руки господина или государства. статья 15 главы XVII «О вотчинах» единовременно защищает интересы детей и регулирует отношения в сфере наследования. В соответствии с ней, если у наследодателя остались «дети глухи и немы», а их братья или сестры «учнут обидить их», вздумав «отлучать» «отцова или матерня имения», то имение, оставленное в наследство «розделити по жеребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был».
Таким образом, наследственное право органически вырастает из семейного в совокупности с вещным правом, т.е. из необходимости передать имущество по наследству своим родственникам.
4. Земельное правоПожалование земли представляло собой сложный комплекс юридических действий, включавший выдачу жалованной грамоты, составление справки, т.е. запись в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице, на которых основывается его право на землю: обыск, проводимый по просьбе наделяемого землей и заключающийся в установлении факта действительной незанятости передаваемой земли, ввод во владение, заключавшийся в публичном отмере земли, проводимом в присутствии местных жителей и сторонних людей.
Давность (приобретательная) становится юридическим основанием для обладания правом собственности, в частности, на землю, при условии, что данное имущество находилось в законном владении в течение срока, установленного законом: пятнадцать лет (по закону, принятому при сыне Дмитрия Донского великом князе Василии, начало XV в.), двадцать, тридцать или сорок лет (по церковным законам). Впервые законодательно срок давности владения недвижимостями был определен в Псковской грамоте (четыре и пять лет). Судебники установили трехлетний срок давности в отношениях между частными лицами и шестилетний в отношениях частных лиц с государством. Соборное Уложение не определяет общего срока давности и специально оговаривает сроки для выкупа родовых имуществ.
Законодательная тенденция XVII в., связанная с установлением фиксированных сроков давности совпадала с другими важными тенденциями в сфере регулирования поземельных отношений, именно с оттеснением на второй план в спорах по этим делам свидетельских показаний (как доказательств права собственности) и выдвижением на первый план документальной обоснованности права землевладения.
Договор в XVII в. оставался основным способом приобретения прав собственности на имущество, и в частности, на землю. При передаче земли одним лицом другому (через сделку), т.е. при вполне частном отношении, пожалование становилось закрепляющим сделку актом, свидетельствующим о неполном объёме права распоряжения землей, принадлежащего отчуждателю и приобретателю. Вотчины по праву XVI—XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения: дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие.
Дворцовые вотчиныформировались из еще не освоенных никем земель или из частных земельных фондов князей. Последние складывались чаще всего как результат приобретений, осуществлявшихся в ходе и результате различных сделок: купли получения в дар или по завещанию.
Правовой статус церковных вотчинбыл естественно обусловлен особым характером субъекта собственности. Субъект здесь не был достаточно консолидирован, так как церковными имуществами (в том числе землей) в XVI—XVII вв. пользовались и распоряжались отдельные церковные учреждения: монастыри, епископаты, приходские церкви.
К числу источников, порождавших церковное землевладение , кроме пожалований и захвата пустошей, относились дарение и завещание со стороны частных лиц, игравшее важную роль, как в процессе формирования церковного землевладения, так и в ходе идеологической борьбы, развернувшейся в XVI—XVII вв. по вопросу о принципиальной допустимости институтов церковной собственности. Размеры церковного землевладения возрастали достаточно быстро, и этот факт не мог не сказаться на отношении к столь энергичному субъекту со стороны государства. Если государственные земельные владения подвергались постоянному дроблению в ходе земельных раздач (прежде всего в поместья), то церковь, не имевшая права отчуждать свои земли, только концентрировала их в своих руках, приобретая из различных источников — из пожалований государства ("черные", публичные земли) и частных лиц (частновладельческие земли). Уже с XVI в. государство предприняло ряд мер, направленных на сокращение церковного землевладения. На Стоглавом соборе был сформулирован принцип, согласно которому все земельные приобретения церкви (прежде всего, монастырские) нуждаются в обязательном санкционировании со стороны государства. На Соборе 1572 г. было запрещено богатым монастырям приобретать землю по дарственным от частных лиц. Собор 1580 г. запретил такие приобретения по завещаниям, купчим и закладным грамотам.
Общинные земли как объект вещных прав находились во владении, пользовании и распоряжении коллективного субъекта ― волости или посада (городской общины). То, что община пользовалась не только правом владения, но и распоряжения землей, доказывалось фактом раздачи земли новым поселенцам. Однако чаще всего реализация общинных прав распоряжения землей носила внутренний (для общины) характер, проявляясь вовне преимущественно в сделках мены. Наиболее распространенной формой внутриобщинной реализации прав распоряжения землей были земельные переделы.
В отношении родовых вотчин права рода в древнейшие времена включали общие для всех его членов правомочия по владению, пользованию и распоряжению. В XVI—XVII вв. единый комплекс родового имущества постепенно распадается на составные части, по отношению к которым отдельные представители рода наделяются только правом пользования и владения, а право распоряжения остается за родом. На это указывало, например, такое ограничение личных прав, как обязательность согласия всех родичей при отчуждении родового имущества отдельным членам рода. Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, причем в качестве покупателей они имели явное преимущество перед другими лицами. Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, но от имени всего рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи, на что прямо указывалось в Соборном Уложении (гл. XVI). Выкупленная родичами вотчина подпадала под особый режим распоряжения. Отдельный член рода не мог распорядиться ею по своему произволу. Закон связывал это землевладение целым рядом ограничений и условностей: родовая вотчина не могла быть выкуплена для третьего лица и на его деньги (в этом случае она возвращалась владельцу безвозмездно); она не могла быть заложена без соблюдения определенных условий и т.п.
Поместное землевладение складывалось в качестве особой, но в правовом отношении недостаточно определившейся формы землевладения уже в XVI—XVII вв. В тот период поместные выделы осуществлялись из княжеских (дворцовых) земель в пользу непосредственно связанных с княжеским двором лиц. Условность владения поместьем связывалась в правовом мышлении эпохи, прежде всего с первоначальным моментом его образования: за службу давалась земля. Однако, по отношению к уже полученному поместью, складывалась иная презумпция: наделённый землёй относился к ней, как к своей собственности, с чем связывались и его ориентации в сферах эксплуатации и распоряжения поместьем. Первоначальным обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшая для дворян с пятнадцати лет. По достижении этого возраста, поступивший на службу сын помещика, "припускался" к пользованию поместьем. Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк вплоть до достижения сыновьями совершеннолетия, с середины XVI в. — поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. Поэтому распоряжение этим имуществом было связано с рядом специальных ограничений. Например, вплоть до Соборного Уложения разрешался только обмен поместья на поместье, с 1649 г. был допущен обмен поместий на вотчины (при соблюдении необходимых обменных эквивалентов), но только с санкции государства (гл. XVII, ст. 2—7). К концу XVII в. устанавливается практика обмена поместий на денежные оклады ("кормовые деньги"), что в скрытой форме означало уже фактическую куплю-продажу поместий. Официальная продажа поместий (за долги) была допущена в XVII в. тогда как сдача поместий в аренду за деньги разрешалась уже ст. 12 гл. XVI Соборного Уложения.
| |
|
|