Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные проблемы средневековой философии звучали следующим образом

  • Вторичность философских истин по отношению к догматам католического вероисповедания

  • Библия

  • Библия понималась как полный свод законов бытия и повелений Бога , особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета.

  • Рационалистическое обоснование догматов церкви, а на ранних этапах – борьба с язычеством, патристика

  • В противоположность мистике метафизическая методология апеллировала к формальной логике и схоластике

  • Философии средневековья была присуща тенденция к назидательству, учительству

  • Прошедшая красной нитью через все средневековье дискуссия о природе универсалий

  • Августина Блаженного

  • Халевина_Задание2. Средневековая европейская философия


    Скачать 23.34 Kb.
    НазваниеСредневековая европейская философия
    Дата20.12.2021
    Размер23.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаХалевина_Задание2.docx
    ТипДокументы
    #310677

    Задание 1

    Средневековая европейская философия – крайне важный содержательный и продолжительный этап в истории философии, охватывающий тысячелетний период от распада Римской империи до эпохи Возрождения (V-XV вв.). Это была эпоха возникновения и расцвета мировых религий. Иной по отношению к античности тип философствования был обусловлен принципиально иным типом цивилизации, развитием феодальных отношений, новых социально-политических условий.

    Основные проблемы средневековой философии звучали следующим образом:

    • Сотворен ли мир Богом или существует от века?

    • Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир?

    • Каково место человека в мире и какова роль его в истории сквозь спасения человеческой души?

    • Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость?

    • Что есть общее, единоличное и отдельное в свете учения о «тринитарности» (триединстве, троице)?

    • Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит?

    • Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума?

    Основные черты, особенности и идеи средневековой философии


    Вторичность философских истин по отношению к догматам католического вероисповедания, в основе которого лежат два принципа: креационизм (от лат. creation – творение) и Откровение. Первый из них – сотворение мира Богом – стал основой средневековой онтологии, второй – средневековой гносеологии. Следует особо подчеркнуть, что творением Бога считается не только природа, но и Библия как средоточие мудрости Слова.

    • Средневековой философии был свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия в глазах ученых и в массовом сознании была не просто «Книга книг», но боговдохновенное произведение, слово Бога, Завет и тем самым объект веры. Библия стала отправным источником или мерой оценки любых теорий философии. Несомненно, что в ней содержались идеи, коренным образом отличавшиеся от языческого мировоззрения. Прежде всего это идея единого, уникального Бога, находящегося в запредельном (трансцендентном) мире. Такая концепция исключала многобожие в любом варианте и утверждала идею о единой сущности мира.

    • Поскольку Библия понималась как полный свод законов бытия и повелений Богаособое значение приобретала экзегетика – искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. Соответственно, и вся философия была «экзегетична» в своих формах. Это означало, что очень много внимания уделялось тексту произведений, способам его толкования. Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии. Выстроилась сложная иерархия авторитетов, где первое место заняли тексты синоптических (совпадающих) Евангелий, затем тексты апостольских посланий, библейских пророков, учителей и отцов церкви и т. д. Текст стал началом и концом любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (текст как основа для собственных размышлений). При этом использовались все достижения формальной логики, в первую очередь аристотелевская. Давление авторитетов породило явление «псевдоавторства», когда автор приписывал свои тексты либо пророкам «Ветхого завета», либо апостолам и т. д. для придания особой ценности своего труда в глазах общественности.

    1. Рационалистическое обоснование догматов церкви, а на ранних этапах – борьба с язычеством, патристика (учение отцов церкви). По мере того, как католицизм становился господствующей идеологией Западной Европы, философия стала использовать для апологетики (защиты веры) положения античных философов, в первую очередь, Аристотеля.

    2. В противоположность мистике метафизическая методология апеллировала к формальной логике и схоластике. Термин «схоластика» происходит от греч. σχολαστικός – школьный, ученый. Подобно тому, как в средневековой школе ученики зазубривали наизусть священные тексты без права собственной оценки, так и философы некритически относились к этим текстам. Схоласты усматривали путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в чувственном созерцании.

    3. Философии средневековья была присуща тенденция к назидательству, учительству. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма философских трактатов – диалог авторитетного учителя и скромного, поддакивающего, алчущего знаний ученика. Самое главное качество средневекового учителя – энциклопедичность, подкрепляемая виртуозным знанием текста Святого Писания и правил формальной логики Аристотеля для дальнейших выводов из священных книг. В середине века мы часто встречаем произведения в виде «суммы» знаний: «Суммы теологии», «Суммы против язычников» и т. д.

    4. Прошедшая красной нитью через все средневековье дискуссия о природе универсалий (от лат. universalis – общий, т.е. общих понятий), в которой нашло отражение отношение философов к учению о Святой Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). Позиции оппонентов в этом споре тяготели к двум полюсам – реализму (от лат. realis – действительный) и номинализму (от лат. nomen – имя).


    Согласно утверждениям реалистов, истинно реальными являются только общие понятия, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, представляя собой сущности, идеи в божественном понимании. Как видим, реализм имел немало общего с платонизмом. К числу реалистов следует отнести Августина БлаженногоИ. С. ЭриугенуАнсельма Кентерберийского, Фому Аквинского.

    Номиналисты, напротив, считали, что универсалии суть имена, данные человеком, в то время как конкретные вещи существуют реально. Номинализм представляли такие философы, как И. Росцелин, П. АбелярУ. Оккам, И. Дунс Скот.

    Как крайний номинализм, так и крайний реализм нашли порицание со стороны церкви. Более поощрительно она относилась к умеренным проявлениям обоих течений, которые нашли отражение в трудах П. Абеляра и Фомы Аквинского.



    написать администратору сайта