Главная страница
Навигация по странице:

  • Средневековая философия: особенности и характерные черты

  • Развитие средневековой философии

  • Мировоззрение в период философии средневековья

  • Проблемы философии средневековья

  • Проблема самопознания (разума и воли).

  • Универсалии – нечто общее, а не конкретный предмет.

  • Философия средневековья. философия средневековья. Средневековая философия особенности и характерные черты


    Скачать 7.16 Mb.
    НазваниеСредневековая философия особенности и характерные черты
    АнкорФилософия средневековья
    Дата20.04.2023
    Размер7.16 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлафилософия средневековья.pptx
    ТипДокументы
    #1077302

    Философия средневековья

    Подготовила: Семенова Ангелина 20-к-9/2

    Средневековая философия: особенности и характерные черты

    Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге.

    Средневековая философия: особенности и характерные черты

    Выделяют следующие особенности средневековой философии:
    • Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.
    • Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.
    • Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.
    • Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».
    • Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.

    Средневековая философия: особенности и характерные черты
    • Авторитарность – обращение к Библии.
    • Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.
    • Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.

    Средневековая философия: особенности и характерные черты

    Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:
    • Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.
    • Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.
    • Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.
    • Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.

    Развитие средневековой философии

    Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии:
    • Патристика
    • Схоластика
    • Мистика

    Развитие средневековой философии

    Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом. Спустя время, это понятие расширило свое значение, и стало состоять из 4 основных признаков: святость жизни, древность, ортодоксальность учения, официальное принятие церкви. В патристику были заложены основы христианских догматов. Истинная философия приравнивалась к теологии. По роли в обществе, патристику разделяют на апологетическую и систематическую, по языковому критерию – на греческую и латинскую, или на восточную и западную. Важнейшим вопросов патристики был вопрос соотношения веры и знаний, религии и философии. Религия опирается на веру, а философия на знание. Поскольку, это было время господства христианства, главенство религии было неоспоримым, но необходимо было прийти к выводу, что делать с философией: оставить ее подпоркой религии, и дальше переплетать в тесную нить, или отвергнуть, как богопротивное занятие, приносящее вред религии и вере.

    Развитие средневековой философии

    Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей. Ранняя схоластика возродила интерес к знаниям. Основными проблемами развития ранней схоластики были: отношение веры и знания, проблема универсалий, согласование аристотельской логики и других форм познания, согласование мистики и религиозного опыта. Расцвет схоластики – это время появления университетов и широкого распространения трудов Аристотеля. Поздняя схоластика – это время упадка средневековой философии. Системы старых школ подвержены критике, новые идеи не введены.

    Развитие средневековой философии

    Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.

    Мировоззрение в период философии средневековья

    Поскольку, основой духовной жизни средневековья было христианство, то и сама жизнь в этот период приобретала характерные черты. Жизнь средневекового человека воспринимается, как путь к искуплению грехов, возможность восстановления гармонии между Богом и человеком. Это связано с грехом Адама и Евы, который начал искупать Иисус. Человек – богоподобен, и искупление Иисус делит с человеком.

    Само понятие «человек» – разделено на «душу» и «тело». «Душа» – это сам человек, поскольку душу вдохнул в человека Бог, а «тело» – презренно и греховно. Человек в этом мире должен искупить грехи, получить оправдание на Страшном Суде и беспрекословно повиноваться Церкви.

    Картина мира для средневекового человека складывалась из образов и толкований Библии.

    Отношение к внешности человека, по сравнению с периодом античности, когда воспевались красивые тела и мускулистые фигуры, изменилось. В период средневековья человеческая красота – это торжество духа над телом.

    Мировоззрение в период философии средневековья

    Объяснение мира упирается в разделении на два полюса: душа и тело, небо и земля, Бог и природа.

    Любая деятельность человека расценивалась в русле религиозных представлений. Все что противоречило религиозным догматам было запрещено на уровне законов. Любые выводы и мнения проходили библейскую цензуру.

    Такие особенности мировоззренческих взглядов в средние века привели к тому, что наука не просто стояла на месте, а двигалась назад. Любые нововведения и идеи пресекались. Ограничение и сдерживание развитие науки вскоре приобрело настойчивый характер.

    Проблемы философии средневековья

    Человек – это образ и подобие Бога

    Проблема души и тела

    Проблема самопознания (разума и воли)

    История и память Сакральность истории бытия

    Универсалии – нечто общее, а не конкретный предмет

    Отношение к природе

    Мировоззрение в период философии средневековья

    Временные рамки философии средневековья определяют ее продолжением античности, но это новая система осмысления Бога, Мира и человека. Основная мысль философии средневековья – теоцентризм. Главными проблемами, рассматриваемыми в эпоху средневековой философии, являются:

    Отношение к природе. Природа более не рассматривается как нечто самостоятельное, посколоьку над всем стоит Бог, которому подвластно сотворение природы и чудес. Античные познания природы ушли в прошлое, теперь внимание сконцентрировано на изучении и познании Бога, человеческой души. Такая ситуация понимания природы несколько меняется в позднем средневековье, но и тогда природа воспринимается только как символические образы. Мир человеку дан не только во благо, но и для поучения.

    Мировоззрение в период философии средневековья

    Человек – это образ и подобие Бога. Определение понятию «человек» во все времена было разнообразным, не стало исключением и средневековье. Главным определением было то, что человек – это образ и подобие Божье. Платон и Аристотель пришли к мысли, что человек – это разумное животное. В связи с таким истолкованием возникал вопрос — чего в человеке больше – разумного начала или животного? Какие свойства в человеке существенны, а какие второстепенны? Равно, как и библейское понимание человека, также вызывало вопросы – если человек подобие Бога, то какие свойства Бога ему можно приписать? Ведь человек не всевластен и не бесконечен.

    Мировоззрение в период философии средневековья

    Проблема души и тела. Христианское вероучение гласит, что Бог воплотился в человека для искупления грехов человека и спасения мира. Дохристианские учения рассматривали различие и несовместимость божественной и человеческой природы.

    Проблема самопознания (разума и воли). Бог даровал человеку свободу воли. Воля, в эпоху средневековой философии, выносится на первый план, в отличие от античности, когда основой основ был разум. Воля и Бог помогают человеку творить добро, а не зло. Статус человека, в этот период – не определен. Он вырван из космоцентризма античности, и поставлен над ним, однако, но в силу греховной природы приземлен и несамостоятелен, потому что зависит от воли Бога.

    Мировоззрение в период философии средневековья

    История и память. Сакральность истории бытия. Возникает интерес к истории человечества, что привело к анализу памяти – антропологической способности, составляющей основу исторического знания. Время больше не рассматривается под призму жизни космоса и движения небесных светил. Время – достояние самой человеческой души. Строение человеческой души создает условие возможности времени – ожидание, устремление к будущему, внимание, прикованность к настоящему, память, направленная на прошлое.

    Универсалии – нечто общее, а не конкретный предмет. Вопрос состоял в том, существует ли универсалии сами по себе, или же они возникают только в конкретных вещах. Это породило спор между реализмом (изучение вещественности, действительности) и номинализмом (изучение наименований).

    Спасибо за внимание


    написать администратору сайта