Средства гармонизации композиции
Скачать 16.53 Mb.
|
Доминанта - центр композиции (фокусная зона)Фокусная зона – это центр зрительного интереса, наибольшего акцента, главный элемент композиции, который сразу бросается в глаза. Именно ему служат все остальные второстепенные элементы, направляя взгляд зрителя. Это смысловой центр. Часто фокусная зона состоит из самых больших и ярких элементов и является центром баланса. Как правило, фокусные элементы располагаются первыми при составлении дизайна. Фокусная зона не должна быть настолько большой, чтобы забить всю композицию. Она может быть и группой мелких цветов, и даже «пустотой», но все остальные элементы подчиняются ей и работают на нее, подчеркивая и усиливая ее воздействие на зрителя. Но ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с ее геометрическим центром. Фокус композиции может быть и на дальнем плане, и на ближнем, главное, что второстепенные элементы подводят взгляд к кульминации изображения, соподчиняясь между собой. И именно фокусная зона определяет всю идею композиции, делает ее выразительной. Когда имеется несколько ярких элементов, особенностей, глаза отвлекаются от центральной идеи в поисках наиболее важной детали, чтобы сконцентрироваться. Например, зеленое пятно на желтом фоне более заметно, чем много зеленых, т.к. это единственный центр внимания.
Композиционный центр — центр, позволяющий управлять вниманием зрителя. В композиционном центре не обязательно должно находиться нечто главное и значимое. Композиционный центр не предназначен для раскрытия или акцентирования основной идеи изображения. Главные задачи у него иные. Во-первых, он способствует формированию композиции как единого целого (не даёт картинке развалиться на составные элементы). Во-вторых, он удерживает внимание смотрящего. Зритель может долго рассматривать картину, при этом в композиционный центр его внимание будет возвращаться неоднократно. Это своеобразный магнит, постоянно притягивающий взор. Совершая визуальное путешествие по картинной плоскости, зритель часто начинает маршруты с композиционного центра и в него же и возвращается. Композиционный центр формируется не столько объектом или его смысловыми частями, сколько формальными элементами изображения: точками, штрихами, пятнами, цветом, фактурами, указателями, линиями и т.п. Если в изображении композиционный центр отсутствует, то зрителю не на чем остановить взгляд. В лучшем случае он безучастно прекратит просмотр и сразу же забудет изображение, в худшем - испытает раздражение и надолго проникнется отрицательными эмоциями. Поэтому начинающему автору следует твёрдо осознать: композиционный центр должен быть всегда. Варианты организации композиционного центра:
Рисунок 1 - Сгущение элементов
Рисунок 2 - Выделение цветом
Рисунок 3 - Другой по форме
Рисунок 4 - Другой по величине
Рисунок 5 - Композиционная пауза
Рисунок 6 - Два композиционных центра: главный и второстепенный
Выполнить задание на организацию доминанты – композиционного центра. Доминанта должна хорошо просматриваться в композиции (Приложение А, рисунки 1-3). Требования:
Материал и размеры композиции Тушь. Формат листа – А3. |