Средства гармонизации композиции
Скачать 16.53 Mb.
|
Отношения и пропорцииОтношения. Характеризуют собой наиболее простой вид соразмерной связи элементов композиции. Определяются связью между двумя величинами формы, например, длиной и высотой прямоугольника. С композиционно-художественной точки зрения оцениваются численно и чисто зрительно. Могут быть сближенными и отдаленными. К сближенным отношениям можно отнести те, которые находятся в пределах от 1:1 до 1:0,5, к отдаленным – от 1:0,5 до 1:0 (условно). Первые типичны для форм, приближающихся к квадрату и отличающихся монументальным, статичным характером. Вторые – для форм, приближающихся к линейной форме и отличающихся в определенном (вертикальном) положении неустойчивостью и легкостью. К сближенным отношениям можно причислить «золотое сечение», или просто «золото». Оно равно 1:0,62. Это отношение образуется на основе несложного геометрического построения с разделением стороны квадрата на соответствующие части (рисунок 27, А). По-другому это отношение выражается формулой, где большая величина так относится к меньшей величине, как их сумма – к большему отрезку. Оно характерно для уравновешенной формы и выражает золотую середину в построении композиции. Пропорции. Размерные отношения элементов формы изделий являются той основой, на которой строится вся композиция. Поэтому пропорции являются одним из наиболее важных средств композиции. Исследованием пропорций занимались ученые, зодчие и художники с давних времен, так как это средство композиции при умелом его использовании дает непосредственный эффект гармонизации. Пропорционированием в совершенстве владели древние зодчие и мастера-ремесленники. Современная техника значительно изменилась, поэтому использовать давно сложившиеся приемы и методы пропорционирования в настоящее время далеко не всегда возможно. Сегодня необходимо творческое осмысление пропорций в технике, особенно при проектировании сложных объемно-пространственных структур. В технику, например, нельзя механически переносить пропорции из архитектуры. Пропорции лишь тогда становятся эффективным композиционным средством, когда принимаются с учетом сущности изделия, а не навязываются произвольно. Методы пропорционирования в технике не могут быть такими же, как в архитектуре. Это связано с разной степенью обусловленности формы конструкцией. В архитектуре систему пропорции можно разработать заранее и уже она во многом будет определять конструкцию и являться основой композиции. В технике же это почти невозможно. Нельзя пропорционировать, например, станок раньше, чем определится его кинематика или хотя бы в общем виде будет выбрана силовая схема. В данном случае художественно-конструкторская отработка формы должна идти параллельно с инженерной отработкой конструкции. Пропорции станки могут определяться лишь в связи с его инженерной компоновкой, с основой его конструкции. При пропорционировании промышленных изделий правомерны два основных подхода. При первом проектировщик может относительно свободно задавать пропорции, т. е. вначале разрабатывать форму и от нее идти к конструкции. Такой подход правомерен при проектировании мебели, некоторых бытовых приборов, оборудования и т. п. При разработке сложных изделий, размерные отношения которых определяются конструкцией, требуется иной подход. В этом случае художник-конструктор работает в контакте с инженером и должен вовремя корректировать строй формы в целом и отдельных ее элементов. Разграничение отмеченных подходов к пропорционированию в известной мере условно. Художник-конструктор в любом случае должен представлять себе важность пропорций как средства композиции и диапазон своих возможностей. На многие проявления композиции пропорциональные отношения могут оказывать непосредственное влияние. Соподчинение элементов формы во многом обусловлено наличием определенной закономерности в размерных соотношениях между элементами. С пропорциями связаны такие важнейшие закономерности, как усиление динамичности или статичности формы, увеличение ее зрительной устойчивости. В размерных отношениях пропорции выражают связи формы и конструкции, т. е. взаимосвязаны с тектоникой. Особенности же объемно-пространственной структуры они характеризуют непосредственно. Пропорции могут строиться на контрасте или нюансе соотносимых величин, развивать ритм или метрический повтор, в известной мере определять характер формы. Особенности пропорционирования зависят еще от тех дополнительных средств (тоновой контраст, светотеневая структура и т. д.), которые будут использованы для того, чтобы усилить взаимодействие закономерности. Пропорции характеризуют гармоничную связь нескольких форм. Главным их элементом часто служит пропорциональный модуль. Он дает возможность производить композиционное построение на основе использования кратных величин, т.е. простого их умножения или сокращения в определенное число раз. Как правило, для модуля используются натуральные (целые) числа, позволяющие получить в результате их деления или умножения также целые кратные числа. Модулем может быть не только число, но и любая величина, не связанная с метрической или другой системой измерения. Им может быть любой элемент композиции, например, ширина или высота прямоугольника. С его помощью можно построить модульную сетку, в которую легко вписываются любые пропорциональные величины (рисунок 27, Б). А А:В=(А+В):А+=1:0,62 Б А:В=а:b=2:1 Рисунок 27 - Основные виды отношений и пропорций А Геометрическое построение и буквенно-численное выражение «золотой» пропорции, Б Геометрическое построение и буквенно-численное выражение модульной сетки
1 Создать абстрактную композицию по пропорциям золотого сечения (Приложение А, рисунки 26-27). 2 Создать композицию по собственным пропорциональным соотношениям. Материал и размеры композиции Тушь. Формат листа – А3. Размер и масштаб Эта пара средств гармонизации в отличие от предыдущей пары характеризует собой не внутреннее, а внешнее состояние или величину формы. Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величина ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как большая или малая. Исходной для размера является некая абстрактная единица, включаемая в ту или иную систему мер – метр, дюйм и т.д. В зависимости от размера форма характеризуется в композиционном плане как высокая или низкая, длинная или короткая и т.д. Масштаб же выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной величиной или, в композиционном плане, с тем впечатлением, которое производит эта форма на человека. Такая величина заключает отношение натурального размера к изображаемому размеру. Это так называемый размерный масштаб, он может быть выражен в числах – 1:2, 1:5, 1:10 и т.д. Благодаря масштабу можно создать уменьшенные или увеличенные масштабные копии (чертежи, макеты) любых натуральных форм. Масштаб – это отношение всей композиции дизайна к окружающим ее предметам. Необходимо хорошо продумать предназначение композиции, место, где она будет располагаться, и только тогда определить ее конструкцию и масштаб. Иначе она будет смотреться гротескно. Композиционный масштаб подчинен раскрытию художественной идеи, заключенной в форме. Разделяется он на крупный и мелкий. В соответствии с ним форма может выглядеть либо крупной, монументальной, либо мелкой, легкой. Сделать так, чтобы натуральная форма зрительно не подавляла человека и в то же время не выглядела игрушечной, - очень сложная композиционная задача. Решается она за счет членения формы. Крупный масштаб относим со слабо расчлененной формой, мелкий – с сильно расчлененной формой. Всякое членение придает форме мелкий (легкий) характер, подчеркивая ее большие размеры. Прочие приемы масштабной корректировки формы показаны на рисунке 28. Членение формы Деталировка формы Рельефная обработка формы Рисунок 28 - Основные приемы масштабной корректировки форм (левый вертикальный ряд – укрупнение, правый вертикальный ряд – размельчение)
Построить разномасштабные графические композиции с помощью геометрических фигур (Приложение А, рисунок 28). Требования:
Материал и размеры композиции Гуашевая покраска. Формат листа – А4. Вопросы для повторения 1 Что такое композиция? 2 В чем заключается процесс создания композиции? 3 От чего зависит выразительность композиции? 4 Какова роль доминанты в композиции? 5 Перечислите способы организации композиционного центра. 6 В чем разница между нюансом и контрастом? 7 Какие объекты можно отнести к статичным, а какие будут динамичными? 8 В каком случае композицию можно назвать дисимметричной? 9 Что такое равновесие в композиции и от каких факторов оно зависит? 10 Охарактеризуйте принципиальное отличие уравновешенной композиции от неуравновешенной. 11 Перечислите виды равновесия в композиции. 12 В чем отличие ритма от метра? 13 С какой целью используется членение плоскости на части? 14 Что такое «золотое сечение»? Раздел 2 Пластические средства построения композиции Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в том или ином направлении обусловливает разный его пластический характер – линейный, плоскостной, объемный и пространственный. Пространственная форма Пространственную форму, или просто пространство, как и в целом пространственную композицию, отличает преимущественное движение в глубину при наличии прочих координатных направлений развития. Строится такая композиция на основе сопоставления в пространстве разных пластических форм (линейных, плоскостных и объемных). Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем. Восприятие может быть: - с одного главного направления при относительно статичном положении зрителя в пространстве; - с разных точек при движении зрителя вокруг композиционно-пространственного центра или внутри него; - при движении зрителя вглубь пространства. В первом случае пространственная композиция воспринимается зрителем фронтально по отношению к главной плоскости, формирующей ее. Во втором случае она носит концентрированный объемно-пространственный характер, который и определяет ее название. В третьем случае раскрываются черты глубинно-пространственной композиции. Фронтально-пространственная композиция Отличается небольшой глубиной и преимущественным фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции. Но в отличие от нее составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фронтальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы. В архитектурной композиции этим формам придается значение объемов, обращенных своей главной фронтальной плоскостью к зрителю. В дизайнерских разработках они становятся пространственно-плоскостными формами. Основные их виды представлены на рисунке 29. 1 Плоские 2 Прямоугольного 3 Складчатые профиля 4 «Жалюзи» 5 «Свитки» 6 Вогнуто-выгнутые 7 Волнообразные 8 Каннелюрные 9 Крупноперфорированные 10 Мелкоперфори- 11 Решетчатые 12 Линейные рованные 13 Закрытые призмы 14 Открытые призмы 15 «Стеллажные» Рисунок 29 - Основные виды пространственно-плоскостных форм При построении фронтально-пространственной композиции следует учитывать следующие условия:
Построение пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием разных графических средств (Приложение А, рисунки 29-30). Требования Композиционные задачи: раскрытие образа (архитектуры) или выделение главного элемента композиции; зрительное углубление пространства. Материал и размер композиции Цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы. Формат 40/60. Объемно-пространственная композиция Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. В дизайнерских разработках – сопоставимо с развитием в ширину и высоту. Характер дизайнерских объемно-пространственных композиций чаще всего подчеркивается глубинным расположением разных по своим пластическим свойствам элементов – линейных, плоскостных и объемных. Объемно-пространственная композиция воспринимается с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например, в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы. В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов. Характер композиции рассматриваемого вида также раскрывается в пластической моделировке включаемых в нее элементов. В приемах такой моделировки четко раскрываются доминирующие свойства разных пространственных элементов – их конфигурация, расположение, силуэт и членение. При этом решаются следующие композиционные задачи:
Построить и выполнить в макете выразительную по пластике объемную композицию модели слова с использованием закрытых или открытых форм (Приложение А, рисунок 32). Материал и размеры композиции Цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы. Формат 40/60 Глубинно-пространственная композиция Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определяется отношением глубины пространства к ширине. Открытость является композиционным признаком или художественным свойством глубинного пространства. Степень открытости выражается отношением глубины пространства к высоте ограничивающих его плоскостей. Большая протяженность и полная открытость присуща внешнему пространству. Ограниченное по протяженности и открытости, в том числе и по вертикали, пространство выступает как внутреннее. При доминировании высоты над шириной и глубиной пространственная композиция носит вертикальный характер. При относительно небольшой высоте она приобретает черты горизонтального пространства. При равных значениях основных координатных параметров ограничивающих плоскостей – кубического. Частичное повышение или понижение высоты ведет к обогащению пространственной композиции. В построении глубинно-пространственной композиции большую роль играет планировка. Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида: осевая, лучевая и центрическая. Виды планировок могут быть совмещены, образуя сложную планировочную систему расположения пространственных элементов. В планировочной организации глубинного пространства главным свойством является формирование его композиционного центра. Этот центр выявляется своим главенствующим положением относительно второстепенных элементов пространственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах: - центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы; - центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы; - формирование центра происходит на основе асимметричного расположения вокруг него подчиненных элементов. Планировочный характер глубинного пространства выявляется за счет его разного членения по горизонтальной плоскости. Выделяются три основных вида такого членения: по глубине, ширине и свободное членение – в разных координатных направлениях. Каждый такой вид определяет свой характер построения глубинно-пространственной композиции. Первый – раскрытие в ней перспективных планов (кулис), их различное расположение по глубине (приближение и удаление). Второй – образование продольных осей – «нефов». Третий – формирование так называемого перетекающего пространства, в котором отдельные зоны располагаются свободно, проникая друг в друга. Часто планировка основывается на совмещении разных видов. Основные виды планировочной организации глубинного пространства в композиционной взаимосвязи условных пластических элементов представлены графически на рисунке 30. Если учесть возможность изменения геометрии планировочных форм, то можно говорить о крайнем разнообразии и множественности вариантов планировочных построений глубинно-пространственных композиций. Главная композиционная задача здесь заключается в том, чтобы эти построения приобрели свой четкий, ярко выраженный пластический характер. 1 Симметрично-осевая 2 Лучевая с центром 3 Асимметрично-осевая с центром 4 Угловая с центром 5 Перекрестно-осевая 6 Периметральная 7 Центрическая 8.Свободной планировки с центром Рисунок 30 - Основные виды глубинно-пространственной композиции Для выявления глубины пространства часто недостаточно подчеркивания начальной и конечной его границ. Требуются промежуточные членения пространственно ограничивающих плоскостей в виде вертикальных выступов – «пилястр» или «кулис» - с интервалами между ними, причем в таком количестве и размере, при которых обеспечивается их четкий отсчет в пространстве. Преувеличение или преуменьшение количества и размеров этих членений ведет к нарушению композиции, целостности глубинного пространства или к проявлению его монотонности. Наиболее успешно проблема решается при выявлении передних, средних и задних планов композиции. Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и поворота плоскостей в сторону линии горизонта или перспективной точки схода. В той же степени она зрительно увеличивается или уменьшается с помощью искусственного сокращения или расширения интервалов между уходящими в перспективу элементами. С учетом решения тех или иных художественных задач внутреннее пространство может быть подвергнуто необходимой графическо-пластической моделировке. Проводится эта моделировка за счет использования разных композиционных средств – членения и фактурно-рельефной обработки плоскостей, использования на них тона, надписей и знаков. Изменения могут касаться разных координатных параметров пространства – его «верха» и «низа», боковых плоскостей. Основные приемы такой трансформации средствами тона представлены на рисунке 31. 1 Понижение 2 Расширение 3 Повышение 4 Сужение 5 Удаление 6 Приближение 7 Сохранение 8 Сокращение 9 Углубление 10 Разрушение Рисунок 31 - Основные приемы зрительной трансформации внутреннего пространства за счет тона
Построить и выполнить в макете выразительную по пластике глубинно-пространственную композицию выставочной экспозиции с использованием закрытых или открытых форм (Приложение А, рисунок 31). Материал и размеры композиции: Цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы. Формат 40/60 Вопросы для повторения 1 Каким может быть восприятие пространственной композиции? 2 Из каких элементов составляется фронтально-пространственная композиция? 3 Перечислите основные виды пространственно-плоскостных форм. 4 Что такое конфигурация форм? 5 С каких сторон воспринимается объемно-пространственная композиция? 6 Какие композиционные задачи решаются при пластической моделировке объемно-пространственной композиции? 7 Перечислить основные виды глубинно-пространственной композиции на примере схем планировок. 8 Какие приемы зрительной трансформации внутреннего пространства используются за счет тона? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1 Браиловская, Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand made»/Л.В.Браиловская. – 3-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 249с. 2 Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. – 144с. 3 Малиновская, Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах/Л.В. Малиновская. – М., 1994. – 180 с. 4 Проектирование в графическом дизайне: Учебник для вузов / С.А. Васин, А.Ю. Талащюк, Ю.В. Назаров и др.; под ред. С.А. Васина. – М.: Машиностроение-1, 2006. – 320 с. 5 Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие / В.Б.Устин. - 2-е изд., уточненное и доп. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 239с. Дополнительная литература 6 Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция/Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 1969. – 239с. 7 Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна/Т.Ю. Быстрова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. – 228с. 8 Медведевских, А.Ю. Использование графических средств в создании зрительного образа плоскостной композиции: методическое пособие для преподавателей и студентов специальностей «Дизайн», «Профессиональное обучение (дизайн)», «Технология и предпринимательство» / А.Ю. Медведевских, О.В. Ремизова. – Курган, 2008. – 24с. ПРИЛОЖЕНИЕ А Работы студентов кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Курганского государственного университета Организация композиционного центра Рисунок 1 - Варианты организации центра Рисунок 2 - Доминанта Рисунок 3 - Композиционный центр Открытая и закрытая композиция Рисунок 4 - Открытые композиции Рисунок 5 - Закрытые композиции Нюанс Рисунок 6 - Нюансные композиции Рисунок 7 - Нюансные композиции Контраст Рисунок 8 - Контрастная композиция Рисунок 9 - Контрастные композиции Статика Рисунок 10 - Статичные композиции Рисунок 11 - Статичная композиция Динамика Рисунок 12 - Динамичные композиции Рисунок 13 - Динамичная композиция Повтор в композиции Рисунок 14 - Повторяющиеся элементы в композиции Симметрия Рисунок 15 - Симметричная композиция Рисунок 16 - Зеркальная симметрия Ассиметрия Рисунок 17 - Асимметричный индивидуальный знак «Лена» Равновесие Рисунок 18 - Уравновешенная композиция Рисунок 19 - Неуравновешенная композиция Ритм Рисунок 20 - Ритмические композиции Рисунок 21 - Музыкальный ритм Рисунок 22 - Ритмические композиции Рисунок 23 - Ритмическая композиция Метр Рисунок 24 - Метрические композиции Рисунок 25 - Метрическая композиция Пропорции Рисунок 26 - Абстрактная композиция с пропорциями золотого сечения Рисунок 27 - Композиция с золотым сечением Масштаб Рисунок 28 - Композиция с элементами большого масштаба Фронтально-пространственная композиция Рисунок 29 - Построение фронтально-пространственной композиции в неглубоком пространстве с выявлением характера пластики. Рисунок 30 - Фронтально-пространственная композиция Глубинно-пространственная композиция Рисунок 31 - Построение глубинно-пространственной композиции, где графика подчеркивает характер пластической организации пространства Объемно-пространственная композиция Рисунок 32 - Построение объемно-пространственной композиции СОДЕРЖАНИЕ
Учебное издание ВАСИЛЬЕВА АЛЕНА ЮРЬЕВНА СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ Учебное пособие Редактор Н.Л. Борисова Подписано к печати Форма 60х84 1/16 Бумага тип. № 1 Печать трафаретная Усл. Печ. Л. 2,0 Уч.-изд. Л. 2,0 Заказ Тираж 100 Цена свободная Редакционно-издательский центр КГУ 640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25 Курганский государственный университет |