Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое задание

  • Материал и размеры композиции Карандаш, тушь, акварель, цветные карандаши. Формат листа – А3. Равновесие

  • Динамическое

  • Материал и размеры композиции

  • Средства гармонизации композиции


    Скачать 16.53 Mb.
    НазваниеСредства гармонизации композиции
    АнкорСредства гармонизации композиции.doc
    Дата12.12.2017
    Размер16.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСредства гармонизации композиции.doc
    ТипУчебное пособие
    #11097
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Симметрия и асимметрия



    Эта пара средств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в сторону, то композиция является дисимметричной. При значительном таком отклонении она становится асимметричной.

    Очень часто симметрия, как и асимметрия, выражается в сопоставлении нескольких композиционных осей. Самый простой случай – соотношение главной оси и подчиненных ей осей, определяющих положение второстепенных частей композиции. При значительном расхождении второстепенных осей с главной осью композиция может разрушиться. Для достижения ее целостности используются разные приемы: сближение осей, их слияние, принятие общего направления. На рисунке 17 представлены формальные композиции (схемы), построенные на их основе.













    Рисунок 17 - Композиции с разными осями симметрии

    • Практическое задание

    1 Создать симметричную композицию (разные виды симметрии) (Приложение А, рисунки 15-16).

    2 Создать асимметричную композицию (Приложение А, рисунок 17).

    Требования:

    • выполняется 7-10 поисковых вариантов композиции;

    • внимательно отнестись к компоновке элементов; при реализации основной идеи заботиться об аккуратности исполнения.

    Материал и размеры композиции

    Карандаш, тушь, акварель, цветные карандаши. Формат листа – А3.

    Равновесие

    Правильно построенная композиция является уравновешенной.

    Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон. Количественное соотношение тональных и цветовых контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным. Если же в одной части число контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части либо ослабить контрасты в первой. Можно изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.

    Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов (рисунок 18).


    Рисунок 18 - Равновесие контрастных пятен в композиции



    Неуравновешенная композиция выглядит случайной и необоснованной, вызывающей желание дальше работать над ней (производить перекомпоновку элементов и их деталей) (рисунок 19).



    Рисунок 19 - Уравновешенная и неуравновешенная композиция

    Правильно построенная композиция не может вызывать сомнения и чувства неопределенности. В ней должна быть успокаивающая глаз ясность соотношений, пропорций.

    Рассмотрим простейшие схемы построения композиций:



    А Б В Г

    Рисунок 20 – Схемы уравновешенности композиции
    Изображение А – уравновешенное. В сочетании его квадратов и прямоугольников различных размеров и пропорций чувствуется жизнь, ничего не хочется изменить или добавить, есть композиционная ясность пропорций.

    Можно сравнить устойчивую вертикальную линию на рисунке 20, А с колеблющейся на рисунке 20, Б. Пропорции на рисунке Б основаны на небольших различиях, которые мешают определить их равноценность, понять, что изображено - прямоугольник или квадрат.

    На рисунке 20, В каждый диск в отдельности выглядит неуравновешенным. Вместе они образуют пару, которая находится в состоянии покоя. На рисунке 20, Г та же самая пара выглядит совершенно несбалансированной, т.к. сдвинута относительно осей квадрата.

    Равновесие бывает двух видов.

    Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы (рисунок 21).



    Рисунок 21 - Статическое равновесие

    Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз (рисунок 22).



    Рисунок 22 - Динамическое равновесие
    Чтобы фигура казалась изображенной в центре плоскости, ее нужно немного передвинуть вверх относительно осей формата. Круг, расположенный в центре, кажется смещенным вниз, этот эффект усиливается, если низ круга окрасить в темный цвет (рисунок 23).



    Рисунок 23 – Уравновешенность круга
    Крупную фигуру в левой части плоскости в состоянии уравновесить небольшой контрастный элемент в правой, который активен в силу своих тональных отношений с фоном (рисунок 24).


    Рисунок 24 – Уравновешенность крупного и мелкого элемента


    • Практическое задание

    1 Выполнить уравновешенную композицию, используя любые мотивы (Приложение А, рисунок 18).

    2 Выполнить неуравновешенную композицию (Приложение А, рисунок 19).

    Требования:

    • выполнить поисковые варианты (5-7 шт.) в ахроматическом исполнении с нахождением тональных отношений;

    • работа должна быть аккуратной.

    Материал и размеры композиции

    Тушь. Формат листа – А3.


    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта