Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятия «мораль» и «нравственность»: общее и особенное.

  • Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практического освоения действительности. Исторические формы морали.

  • Структура и функции морали. Мораль строится из 3-х составляющих: нравственного сознания

  • Происхождение нравственности и права: что первично Продумать и прокомментировать

  • СРС 1. Срс 1 Нравственность, мораль и этика понятия и практическая значимость их освоения


    Скачать 17.38 Kb.
    НазваниеСрс 1 Нравственность, мораль и этика понятия и практическая значимость их освоения
    Дата03.10.2022
    Размер17.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРС 1.docx
    ТипДокументы
    #710847

    СРС 1

    Нравственность, мораль и этика:

    понятия и практическая значимость их освоения.


    1. Предмет и место этики в структуре философского знания. Задачи
      этики.

    Этика (от греческого слова «этос», означающего нрав, привычку) - философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль. Она изучает природу морали, ее структуру, происхождение и историческое развитие нравственных ценностей и норм, а также дает теоретические обоснования различных систем нравственности. В сферу исследования этики входит все, что связано с образом жизни человека, его поступками, долгом, целями и смыслом его стремлений, его взаимодействием и общением с другими людьми, и его надеждами на счастье. Этика тесно связана с философией и политикой, именно поэтому философ Аристотель ставил ее между ними: психология – основа для появления этических ценностей, а политика – основное их применение.

    Этические проблемы были основой первых размышлений древнейших людей о мире, многие философские учения носят ярко выраженный этический характер. Во все времена человеческая мысль явно или неявно видела свою цель в формулировке и обосновании определенных систем ценностей. В древнем обществе эту задачу выполняла религия. С ее помощью, под страхом кары перед богом, толкались этические нормы.

    В качестве самостоятельного раздела философии этика впервые появляется в Древней Греции. В греческой культуре, более динамичной и менее привязанной к традиции, чем многие другие, этические размышления поначалу занимали второстепенное место и лишь со временем приобрели важное значение. Возможно, именно это дало возможность найти этике определенное место в системе мысли, в то время как в других культурах, таких, к примеру, как китайская или индийская, этическая проблематика охватывала собой и пронизывала все рассуждения о мире. Их философия в целом носит этический характер. В этих условиях новые системы нравственности, возникающие в результате переосмысления традиции, тесно связаны с религией и быстро оформляются в вероучения.


    1. Понятия «мораль» и «нравственность»: общее и особенное.

    Мораль – нормы поведения людей, которые требуют делать хорошее, не приступая к плохому. Нравственность – проявление морали, непосредственно само проявление добра и уважения. Т.е. мораль – это требование относиться ко всем хорошо, чтобы получить это обратно; нравственность – когда человек делает добро, чтобы получить его взамен.

    Отличие заключается в том, что мораль – лишь идея, мысли о том, что такое зло, а что добро. А нравственность – конкретные поступки людей, совершаемые в жизни.

    1. Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практического освоения действительности. Исторические формы морали.

    Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практического освоения действительности - один из основных способов регуляции действий и освоения действительности человека в обществе с помощью норм. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия.

    1. Структура и функции морали.

    Мораль строится из 3-х составляющих: нравственного сознания, нравственной практики и нравственных отношений.
    Нравственное сознание обобщает и осмысливает нравственную практику людей.
    Нравственная практика охватывает поведение и поступки индивидов в той мере, в какой они сознательно подчинены нравственным целям.
    Нравственные отношения – результат воплощения представлений о моральном благе в нравственной практике людей.
    Основная, на мой взгляд, функция морали – регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование отдельного человека. Также можно отнести следующие функции морали:
    Оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
    (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
    Контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
    Интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
    Воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

    1. Происхождение нравственности и права: что первично?

    Продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие
    высказывания (письменно):

    «Нравственность — это разум сердца» (Г. Гейне).

    - Нравственность исходит из сердца. Добро должно проявляться от себя, из души, а не корысти.
    «Нравственное — это повиновение свободе...» (Г.В.Ф. Гегель).
    - Человек сам себе ставит рамки допустимого, ограничивая свою свободу во благо своей и всеобщей нравственности.
    «Проповедовать мораль легко, обосновывать ее — трудно» (А.
    Шопенгауэр).
    - Само понятие морали истолковано кучу раз, передавать и делиться моральными установками не трудно, в связи с их повсеместным применением. Но вот объяснить появление данных установок задача не из легких, так как они подкрепляются лишь разумом человека, а не законом и правом.
    «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой).
    - Разумность и нравственность нацелена на всеобщий комфорт. Разумный поступок не должен переступать моральные принципы.
    «Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть»
    (И. А. Ильин).
    - Свои принципы и интересы необходимо защищать. В первую очередь, это формирует из тебя человека, как индивидуума.
    «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).
    - Все законы сформированы на общих нравственных понятиях и имеют свои корни в моральных установках.
    «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к
    долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален,
    если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель).
    - Законы ограничивают людей в плохих поступках лишь на правовом уровне. Мораль же, не даёт совершить зла из-за уважения и понимания, что хорошо, а что плохо.
    «...Моральную силу невозможно создать параграфами закона...»
    (К. Маркс).
    - Мораль формируется из воспитания и понимания, что есть зло, а не требованием и ограничением недопустимых действий.
    «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьев).
    - Сильное ограничение прав человека не сильно урегулирует поступки людей, а лишь научит находить лазейки в законах и принудит перешагивать возможные полномочия.


    написать администратору сайта