Главная страница
Навигация по странице:

  • Проверила: Мамбетова А.И.

  • Культурное пространство не есть обособленная, навечно отпущенная доля. Оно является полем течения истории. Важное свойство культурного пространства – его непостижимое естество.

  • Теперь остановимся на средствах освоения пространства рассматриваемой цивилизации.

  • – Синяя гора, на Синей горе – Синее дерево, оно подпирает синий небесный купол. Этот образ похож на строение юрты.

  • Корни Синего дерева расположены под землей. Вечнозеленое древо жизни получает силу и соки от нижнего мира.

  • Согласно этим представлениям, вселенная состоит из двух миров: “фни” (тленность) и “баи” (вечность). Соответственно этому, человеческая жизнь бесконечна.

  • Литература

  • Презентация по истриий. Презентация 22. Срс 2. Духовномировоззренческие основания казахской культуры


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеСрс 2. Духовномировоззренческие основания казахской культуры
    АнкорПрезентация по истриий
    Дата11.02.2022
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаПрезентация 22.pptx
    ТипДокументы
    #358921
    СРС №2. Духовно-мировоззренческие основания казахской культуры.
    Подготовили:
    Бегейбаева Гулбану РЯЛ 21-4
    Кожаберди Гулжайна РЯЛ 21-4
    Проверила:
    Мамбетова А.И.

    Космогония и мифология древних кочевников;
    Культурное пространство не есть обособленная, навечно отпущенная доля. Оно является полем течения истории. Важное свойство культурного пространства – его непостижимое естество.
    Например, понятие “земля предков” священно для кочевников, оно залог целостности собственной территории, в то же время это и признание неприкосновенности соседствующих земель. Межобщинные отношения возникают на почве суверенности территорий. Географические признаки земли предков отпечатываются в сознании народа как святые места, то есть, окружающая среда состоит из священных гор, рек и озер, долин и холмов, могил, где обитают духи предков и т.п. Их священность завещана в наследство грядущим поколениям в легендах и мифах, сказаниях и изречениях. Люди без высокой степени интеллектуальности, нравственности, самообладания, интуиции не смогли бы существовать в суровой степи. В культуре, сообразной пространству, человека и природу не разделяет “китайская стена“. Напротив, культура выполняет функцию связующего звена, знаменующего тонкое созвучие (гармонию) между ними. В исконной казахской культуре проблема экологии непосредственно связывалась с такими понятиями в системе нравственности как “обал” (злодеяние, воздаянием за которое служит кара Всевышнего) и “сауап” (благодеяние, воздаянием за которое служит милость Всевышнего). Теперь остановимся на средствах освоения пространства рассматриваемой цивилизации.
    Прежде всего следует обратить внимание на особую роль коня в жизни кочевников. Путем подчинения коня человеческой воле кочевники сделали огромный шаг в деле освоения пространства.
    Однако культурное пространство не является пустой и полой средой. Оно соединяясь внутренне с носителем культуры, находит свое проявление через его миропознание. Здесь огромно познавательное значение идеи древней философии об единстве, сообразности и гармонии макрокосмоса и микрокосмоса. Мы не собираемся ставить вопросы: что такое космос? Какова его структура? Как он появился? Наша цель сводится к описанию проявлений природных и космических творений в одной определенной культуре. То есть, рассматривать культурное пространство изнутри. – Синяя гора, на Синей горе – Синее дерево, оно подпирает синий небесный купол. Этот образ похож на строение юрты.
    Один из впечатляющих образов в представлении казахов о мире – мировое дерево. Символ мирового древа обозначает движение вверх, непосредственную связь Земли и Неба. Карабкаясь по высокому стволу этого дерева, герои эпосов могли достигать небесных тел. Еще одна роль, выполняемая мировым деревом, это то, что оно связывает верхний и средний миры еще с одним – нижним миром. Мир живых не теряет связи с прошлым, зоной аруахов (духи предков). Корни Синего дерева расположены под землей. Вечнозеленое древо жизни получает силу и соки от нижнего мира.
    Таким образом, в духовной культуре казахов обожествление неба как Тенгри-Бога является важным элементом этой культуры. Поднимать небо на божественный уровень не означало боязни его, науке известно, что это является особенностью мироощущения древних мифов и религий. Происхождение казахи начинают от верховного бога тюрков – Небесного Тенгри. Каганы, по его милости правящие народом, назывались “Рожденные на Небе и украшенные Солнцем и луной”. В тюркских текстах все победы тюрков связывались с Небесным Тенгри. Почитание Неба и его светил является важным признаком миропознания всех народов, принадлежащих тюркской цивилизации. Например, известно, что в эпосе “Огуз-наме” Огуз каган дает своим детям имена Небо, Солнце, Луна, Звезда, Гора, Море. Нельзя воспринимать тенгрианство как религию многобожия из-за того, что здесь обожествляются силы природы. Мнение о том, что до прихода ислама у казахов не существовало понятия конкретного бога, не соответствует истине. Кочевники считали единственным создателем Небесного Тенгри, впоследствии Тенгри и Аллах превратились у казахов в синонимы. Мифическое пространство построено по принципу верх-низ. Например, мифический персонаж Слухач следит обычно за событиями, происходящими в подземном мире, Жоямерген женится на дочери хана подземного царства змей. Такие персонажи как пери, дивы, летают по небу, но как правило, мифический герой встречается с ними на земле. Представления относительно небесного мира ограничиваются в эпосах древности лишь понятиями, имеющими символическое значение, в образе исполинского дерева, горы, где обитает семиглавый айдахар. В связи с распространением в евразийской степи исламской религии, подверглись изменениям и представления кочевых народов о космосе. Прежнее древнее наследие не исчезло, оно синкретически соединилось с исламской космогонией. Согласно этим представлениям, вселенная состоит из двух миров: “фни” (тленность) и “баи” (вечность). Соответственно этому, человеческая жизнь бесконечна.
    В исконной казахской культуре понятия Вселенная и Нур конкретизируются посредством правильного понимания Мира. Мир не означает простое скопление вещей и явлений, сведенных вместе. Мир – одно целое, то есть он внутренне соединен с человеком. Когда человек остается один на один с бескрайней Вселенной, возможно появление у личности осознания бренности, отторжения, отношения подчиненности. Поэтому, народное мировоззрение воспринимает космос не в качестве чуждой силы, а напротив, как очень близкую себе природную данность. В духовной культуре казахов применяются несколько способов овладения вселенной: изображение ее как благоприятную для жизни бесконечность (Бухар жырау), восхваление ее величия как возвыщающий, но не подавляющий человека мир (Казтуган), определение напевных ритмов ее частей (аль-Фараби). Равнение Солнца и Луны является одной из идей, широко распространенных в мировой культуре. В исламском мире Месяц превратился в религиозный логотип. Здесь следует учесть один факт. Символика Луны тесно связана с гомогенной культурной традицией. Она является признаком, соединяющим живой мир с миром духов. Установка на мусульманских кладбищах знака Месяца показывает преемственность поколений и традиций. Как отмечалось выше, Луна является образцом красоты и изящества. В казахском эпосе красота, нежность, изящность сравниваются с Луной: “Словно новорожденный месяц, идет, покачивая станом” (Кыз Жибек), “Единственная дочь Гульбаршин – словно пятнадцатидневная луна” (Алпамыс), “Хорошая Луна как Солнце, так же освещает мир” (пословица). Таким образом, культура в рамках пространства не отчуждаясь от космоса и мира, сумела соединить свои особенности с человеческим миром. Идея гармонии макрокосмоса и микрокосмоса не ограничилась только античной культурной ойкуменой. Опыт кочевников в освоении космоса является еще одним глубоководным течением духовного продвижения человечества. При рассмотрении типовых основ этой культуры, необходимо учитывать ее космический характер. Литература :
    1.«КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебник Алматы Введение 1 – РАЗДЕЛ: Теория культуры 1.1.Формирование предмета культурологии. 1.2. Культура и цивилизация. 1.3. Этнокультуры и мировая цивилизация ...»


    написать администратору сайта