социология ответы к зачету. вопросы социология. Становление и основные этапы развития социологии как науки
Скачать 408.5 Kb.
|
Теоретический блок вопросов по дисциплине «Социология» Становление и основные этапы развития социологии как науки Этап формирования научных основ социологии. Позитивизм (О. Конт) Социально-биологическая школа (Г. Спенсер) Социально-психологическая школа (Г. Тард, Г. Лебон) Географическое направление (Э. Реклю, Л.И. Мечников) Марксистская школа (К. Маркс, В.И. Ленин) Социально-правовое направление (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев) Классический этап. Изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э. Дюркгейм) политических и экономических явлений (М. Вебер) социальных закономерностей (Г. Зиммель). Поиск эмпирических подходов (В. Парето, П.А. Сорокин, З. Знанецкий) Современный этап. Представлен целым рядом школ – направлений, по-разному трактующих предмет социологии и ее задачи. В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания. Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания. В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др. Социологический проект О. Конта. Создал классификацию наук; назвал науку социологией; определил методы и основную задачу социологии (познание объективной реальности); Основные работы: «Дух позитивной философии» и «Курс позитивной философии». Конт - создатель позитивизма. Объявил о необходимости создания новой теории общества, которая должна быть позитивной. Главная идея позитивистского метода Конта - отделение наук от метафизики и теологии. Задача науки - открывать законы, понимаемые как постоянные, повторяемые связи между явлениями. Термин “позитивный” (по Конту) может быть использован в 4 значениях: реальный, полезный, определенный, положительный. Западная социология. Развитие социологии в России. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяюттри основных этапа: первый — с середины XIX в. до 1918 г.XXв.; Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900) и Н. К. Михайловский (1822 — 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии второй — с начала 20-х гг. до конца 50-х гг., характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. третий— с начала 60-х гг. до наших дней. социология вновь восстанавливает статус социального института. Объект и предмет социологии, ее место в системе общественных наук. социология - это научное изучение общества и общественных отношений. объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества. Объектами социологического познания могут являться: глобальное мировое сообщество; традиционное национальное общество; микрообщество (социальная группа, семья и т.д.); индивид. предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду. Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят: групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ); становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.); социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.). Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем: 1) Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах. 2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук. 3) Все социальные и гуманитарные науки изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей. Между тем социология не претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества. При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику: 1) Социология – социальная философия Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин. 2) Социология и психология. Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодействие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания. 3) Социология и политология. Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы. Резюмируя: Объектом социологической познания является общество. Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления. Наиболее тесная связь у социологии с историей, с философией,историей и т.д Структура социологического знания. Структура социологического знанияэто определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней. Основываясь на вычислении нескольких разных критериев, получаем представление о современной социологии как о сложноструктурированной системе научного знания. В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей: верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки); четвертый — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня; третий — частные, или специальные, теории; второй этаж представлен эмпирическими исследованиями; нижний этаж — прикладные исследования. Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология, а последний — прикладная социология. Три верхних этажа — теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям. Теоретическая социология — это социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания как концептуальной и методологической основы познания общественной жизни. Фундаментальная социология представляет собой глубокое и всестороннее исследование социальной реальности с целью получения основополагающих знаний и выяснения закономерностей рассматриваемых социальных явлений. Эмпирическая социология — комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик и техники социологического исследования. Функции социологии. Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя разработку теории и методов социологических исследований, в частности методов сбора и обработки социологической информации. Прогностическая функция. На основании социологических исследований могут быть построены кратко-, средне– и долгосрочные прогнозы, определяющие перспективы развития социальных структур, изменение демографической ситуации, уровня жизни, интенсивность урбанизации, исход избирательных кампаний и т. п. Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей организации различных социальных общностей и моделей социального управления. Социально-технологическая функция. Типичным примером реализации данной функции на практике является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Такие службы занимаются определением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами и т. п. Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий. Идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология выполняет определенную идеологическую функцию. Формируя представления людей о состоянии общества, она в конечном счете влияет на общество. Социологические законы: сущность, особенности и классификация. Социологический закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий. Социологические законы выражают устойчивое взаимодействие сил и их равнообразующую, которая раскрывает сущность явлений и процессов. Исследовать социологические законы и закономерности – значит установить существенные и необходимые связи между различными элементами социальной сферы. Законы различаются по времени действия Общие – действующие во всех общественных системах. (Закон стоимости и товарно-денежных отношений). Специфические — действующие в рамках одной или нескольких общественных систем. (Закон перехода от одного типа общества к другому) Законы различаются по степени общности. Законы — характеризующие развитие социальной сферы в целом. Законы — определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, групп, наций и т.д Законы различаются по способу их проявления: Динамические — определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях Статистические (стохастические) — отражают тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, обуславливают связь явлений и процессов не жестко, а с определенной степенью вероятности Система основных понятий в социологии. Общество - это совокупность индивидов и социальных групп, связанных устойчивыми формами социальных связей и отношений. Социальные отношения. Социальными отношениями называют устоявшуюся, исторически сложившуюся в конкретных пространственно-временных условиях, систему связей отдельных индивидов и социальных сообществ, которые характеризуются неодинаковым участием в экономической, духовной и политической жизни общества, различным социальным положением, образом жизни, источником и уровнем доходов и качеством жизни. Социальная солидарность. Социальная солидарность объяснялась через разделение труда не только в позитивизме, но и в марксизме. В марксистской трактовке основанием социальной солидарности является разделение труда как разрешение противоречия между тем, что материальные потребности человека множественны, а производственные возможности ограничены, поскольку каждый производит особый продукт. Именно поэтому человек стремится к согласию с другими: он производит продукт, без которого другие существовать не могут, но он также не может существовать без продуктов, производимых другими. Социальная справедливость. Карл Маркс отождествлял социальную справедливость с социальным равенством. Идея равенства - моральная идея, присущая многим религиозным учениям. Джон Ролз, говоря о социальной справедливости как честности, указывал на два основных принципа, ее составляющих. Первый: всеобщее равенство в распределении прав и обязанностей. Второй: «социальное и экономическое неравенство, например, в богатстве и власти, справедливо, если только оно приводит к компенсирующим преимуществам для каждого человека». Социальная структура. Социальная структура - разделение членов общества по различным основаниям, наиболее общие из которых соответствуют основным подсистемам социума. |