Главная страница

этика ответы. Становление и развитие этических учений


Скачать 74.42 Kb.
НазваниеСтановление и развитие этических учений
Дата21.12.2022
Размер74.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэтика ответы.docx
ТипДокументы
#857095
страница3 из 4
1   2   3   4
подвижничество — непосредственное служение людям. Он сформулировал основные признаки подвижничества:

  1. помощь в любых условиях и жизненных обстоятельствах;

  2. подвижник должен находиться в тех же условиях, что и те, кому он помогает, терпеть ту же нужду;

  3. деятельная помощь, а не просто сочувствие;

  4. чистота мотивов помощи.



Человек не должен использовать несчастье других для самоут­верждения, любования собой.

Философ-гуманист, Альберт Швейцер сам вел очень жертвен­ную жизнь. Он писал:
Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя лю­дям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи — ка­кой бы скромной ни была его деятельность

Швейцер провозглашал единственно верную, по его мнению, предпосылку этики: «Я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить». «Я есть жизнь» — это исходный постулат, который принимается, но рационально не обосновывается. Жизнь — это тайна, и ни одна наука не может сказать, что это такое. Под жизнью он понимал не особую форму движения материи, а бытие вообще. Воля к жизни, по его мне­нию, и является высшей бытийной реальностью. Это создает почву для создания «универсальной» этики. Вместо этики, имевшей своим предметом межчеловеческие отношения, выдвигалась задача создать этику, имеющую дело с отношением человека ко всему сущему.

Таким образом, этика, по мнению Швейцера, имеет космиче­скую природу. Ее высшим принципом является благоговение перед жизнью. Она утверждает безграничную ответственность за все, что живет. Поэтому добро есть то, что способствует сохранению жизни, а зло — то, что уничтожает жизнь.

«Благоговение» выражается в стремлении сохранить любую жизнь, делать максимально возможное добро. Швейцер полагал, что зло является злом даже тогда, когда оно неизбежно или жиз­ненно необходимо. Полностью зла избежать невозможно, но чело­век способен уменьшить его. Эти нормативные выводы имеют у А. Швейцера не символический смысл, а являются прямыми реко­мендациями к действию. Этика благоговения перед жизнью приво­дит к определенным практическим следствиям. Первое: подлинного благоговения перед жизнью можно достичь только через самоотре­чение, то есть уяснение того факта, что человек ничуть не лучше другого живого существа. Второе: поскольку человек постоянно вступает в конфликт с другими жизнями, постольку удел нравст­венной личности — сознание своей неистребимой вины. Чистая совесть, по А. Швейцеру, есть изобретение дьявола. Этика благого­вения не мирится, но энергично противостоит необходимости, тол­кающей человека на конфликт с другими жизнями. Но именно по­этому она оказывается благодушной иллюзией
28.Этические установки в деятельности царской полиции и советской (российской) милиции. Нравственные основания полицейской службы в Российской империи. Нравственные традиции советской милиции. Морально-этические проблемы в деятельности российской милиции, полиции (Аминов 4.1-4.3)

    1. Нравственные основания полицейской службы в Российской империи

Основание Петром I российской полиции стало важным шагом в укреплении абсолютизма в России, формировании всей системы государственного управления. В ряду создания органов государст­венного контроля и политического сыска образование в 1715 г. в Санкт-Петербурге полицейской канцелярии стало началом создания российской полиции1.

В 1721 г. Петром I был утвержден Регламент {устав) Главного магистрата. Он провозглашал, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подбор человеческой безопасности и удобности». То есть изначально полиция возникла как нравственно-правовой «инструмент» утверждения добропоря­дочности и человеческой безопасности в обществе, потому что ина­че было бы невозможным претендовать на роль «души гражданства» (общества), как было сказано в петровском Регламенте.

С этого самого времени и вплоть до реформы 1861 г. на офи­церские должности в полицию, как правило, назначались те, кто прошел школу офицерства в российской армии с ее боевыми тра­дициями. Это были люди служебного долга, высокой чести и дос­тоинства, чья нравственная сущность совпадала с теми нравствен­ными целями, которые изначально ставились перед полицией2.

В 1782 г. в царствование Екатерины II вышел документ, кото­рый кардинальным образом изменил деятельность российской по­лиции и по сей день считается одним «из самых замечательных па­мятников не только русского законодательства, но и всей истории административного права XVIII века»3. Документ этот — «Устав Благочиния, или Полицейский». В нем, пожалуй, впервые в истории российской полиции была сделана попытка систематизировать и
очертить ее обязанности, определить структуру полицейского
управления столицы, обязанности Управы благочиния (полицей-
ской) и многое другое

Кроме того, в Уставе впервые была предпринята попытка сис-
темного изложения нравственного содержания полицейской дея-
тельности. Чтобы понять нравственную направленность службы
полиции, достаточно бегло взглянуть на названия пунктов Устава, в
котором перечислялись качества, какими должен был обладать по-
лицейский: 1. Здравый рассудок. 2. Добрая воля в отправлении по-
рученного. 3. Человеколюбие. 4. Верность службе императорского
величества. 5. Усердие к общему добру. 6. Радение к должности.
7. Честность и бескорыстие. В документе разъяснялось, какие нрав-
ственные требования предъявляются к различным чинам полиции.
Например, частному приставу и квартальному надзирателю должны
быть свойственны «беспорочность поведения, здравый рассудок,
точность, бескорыстие» *.
В 1802 г. в соответствии с
Манифестом Александра I в
целях упорядочения управле-
ния государством было создано
Министерство внутренних дел,
в состав которого входили во-
семь отделений (впоследствии
они трансформировались в ми-
нистерства). В свою очередь,
при Министерстве внутренних
дел был создан Департамент
внутренних дел, который де-
лился на четыре экспедиции,
ведавшие организацией раз-
личных сторон жизни Россий-
ского государства. Экспедиции
состояли из отделений. Второ-
му отделению второй экспеди-
ции были «вверены дела город-
ских полиций: дела о безопас-
ности улиц и домов от пожара
и воровства, содержание по-

жарной и вообще полицейской команды, чистота и освещение, ох-
ранение добрых нравов, обуздание мотовства, безмерной роскоши,
жестокости»2 и многое другое, что касалось полицейской службы в
тот период.
Примечательно, что почти на протяжении столетия в различных
документах, непосредственно связанных с деятельностью россий-
ской полиции, встречается указание на то, что одной из ее главных
задач является «охранение добрых нравов», сохранение нравствен-
ной целостности общества.

Таким образом, исполнение сотрудником своих функциональ-
ных обязанностей как в прошлые времена, так и в нынешние свя-
зано с исполнением правоприменительной деятельности во имя
достижения нравственного благополучия в обществе. То есть как
сто или даже двести лет назад, так и ныне «охранение нравов» (бла-
гонравие) составляет смысл работы правоохранительных органов.
При этом охрана нравов возможна лишь при использовании нрав-
ственных средств. Это особенно важно при «сопротивлении злу си-
лою», а именно в таких ситуациях нередко оказываются сотрудники
по роду своей деятельности.

Поскольку мораль и нравственность чрезвычайно консерватив-
ны (и это величайшее благо, иначе бы каждая новая эпоха создава-
ла мораль заново и в мире царил бы не только нравственный, но и

правовой беспредел), в нашем случае
было бы целесообразным обращение к
профессионально-этическому опыту
российских правоохранительных орга-
нов прошлого в целях его творческого
применения в наши дни. Общность
культурных традиций настоящего и
прошлого, а также сопоставление его с
деятельностью зарубежной полиции де-
лают этот опыт бесценным. Так, если
главным оружием городового в России
всегда были «вежливость, находчивость
и российская сметка», то в Европе по-
лицейский уже в конце XIX в. был воо-
ружен каучуковой дубинкой, веревочной
петлей с палочками, которая накидыва-
лась на запястья задержанному1.

Анализ различных документов ми-
нувших лет показывает, что среди
нравственных качеств, которыми дол-

жен был обладать полицейский, первостепенными были: долг, со-
весть, справедливость, честь, достоинство. Однако в перечне этих
важнейших качеств главное место занимали верность императору и
верность присяге. В «Клятвенном обещании околоточных надзирате-
лей»
(присяге) 1894 г. сказано, что полицейский обещает «верно и

нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота сво-
его до последней капли крови» быть преданным императору. На это
же нацеливает и «Инструкция городовым московской полиции». В ней,
в частности, говорится, что городовой должен «питать в душе своей
непоколебимую преданность государю императору, исполнять
службу его императорского величества по совести»1. Аналогичное
указание мы встречаем и в «Инструкции для стражников уездной
полицейской стражи», в которой указывается, что чины стражи,
«храня непоколебимо преданность государю императору, службу его
императорского величества должны исполнять честно, по совести,
памятуя священные слова присяги»2.

Поскольку в дореволюционное
время русского человека с детства вос-
питывали в духе священного отноше-
ния к Богу и государю, требование
быть верным императору для полицей-
ских, как и всех подданных империи,
означало не слепое поклонение, а вер-
ность государю как гаранту личности и
собственности. Проводя параллель с
современностью, это означает, что со-
трудник органов внутренних дел дол-
жен хранить верность президенту стра-
ны как гаранту конституционных прав
граждан, то есть охранять не интересы
отдельной партии или ее членов, а
быть защитником интересов личности
и собственности граждан.

Представляются важными слова в тексте присяги о том, что околоточный надзиратель клялся исполнять свой долг, не щадя своей жизни, и быть верным присяге «до последней капли крови». То есть, оказавшись в ситуации выбора, когда нет никаких внеш­них «контролеров», кроме собственной совести, даже если жизни угрожает опасность, полицейский обязывался не допустить неспра­ведливости, чего бы это ему ни стоило.

Есть еще одно актуальное для нас положение присяги, смысл которого заключается в том, что полиция — опора государства, а любой чин полиции есть человек государственный, и потому его долг состоит в том, чтобы посвятить всего себя служению обществу (народу, гражданам).

Для полицейского как человека государственного проблема взаимоотношений органов внутренних дел с обществом была всегда первостепенной значимости. Сложный узел этих взаимоотношений

в конечном итоге получал свое проявление в форме нравственной готовности сотрудника оказать содействие всякому, кто обращается к нему за помощью. Ведь зачастую полицейские чины в глазах наро­да оказываются единственными представителями власти, отмечается в одном из номеров журнала «Вестник полиции». Это делало поли­цейскую службу очень ответственной и требовало от сотрудников «высокой самоотдачи», которая формировалась благодаря строгому самовоспитанию и критическому отношению к самому себе1.

Нравственная готовность к постоянному служению обществу нашла свое отражение и в соответствующих документах, регламен­тирующих поведение полицейских чинов. В «Инструкции городо­вым» содержится указание на то, что «городовой должен помогать не только тем, кто обращается за помощью, но и любому, кто нуж­дается в такой помощи»2. На службе городовой обязан был быть всегда в форме при бляхе и оружии, соблюдать чистоту и опрят­ность в одежде, обращаться с публикой вежливо и предупредитель­но, невзирая на возможное вызывающее поведение граждан. Ему строго воспрещалось под каким бы то ни было предлогом брать на сбережение платье (одежду) от посторонних лиц; стеречь покину­тый товар и исполнять подобные поручения по просьбам частных лиц; ходатайствовать по делам в местах полицейского управления; во время службы входить в излишнюю откровенность, могущую повредить делу и роняющую значение городового.

Кроме того, отдельно указывалось на то, как должен вести себя полицейский в свободное от службы время. Вне службы ему как «государеву слуге» предписывалось «вести жизнь честную, ни в чем не зазорную, воздерживаться от пьянства»3. Так, например, городо­вой обязан был избегать непристойных шуток, сквернословия, бражничества, плясок и пения в публичных местах. Столичным околоточным надзирателям с учетом этих требований было даже запрещено посещать трактиры и рестораны в свободное от службы время в качестве частных лиц. В инструкциях подчеркивалось, что «строгая честность, беспристрастие и неподкупность суть такие ка­чества, которыми должны отличаться все чины полиции, ибо тогда только они приобретут необходимое для успешного отправления службы доверие и уважение всех обывателей, которые, видя в чинах полиции своих защитников и охранителей, будут охотно исполнять все законные требования и оказывать им со своей стороны содействие»4.

Около ста лет назад один из авторов журнала «Вестник поли­ции», разъясняя обывателю, сколь сложна и необходима служба чи­нов полиции, отмечал, что «в холод, вьюгу и во мраке ночи» поли­ цейские охраняют покой граждан и нередко выполняют долг ценой своей жизни. Далее автор писал, что «при массе труда, при постоян­ной опасности и материальной необеспеченности, это уже служба не на страх, а за совесть, это не дело, а подвиг; тут не материальные выгоды, а идеалы общегосударственные; здесь не низшие служа­щие, а герои»1. Подобное отношение к сотрудникам полицейского ведомства находит свое отражение в фактах оценки со стороны го­сударства и его высоких чиновников — тех, кто преданно служил Отечеству. Например, среди награжденных орденом св. Владимира 4-й степени в 1907 г. был пристав села Балакова Тедерс, которого император наградил «за мужественное и самоотверженное выпол­нение служебного долга».

В свою очередь, реагируя на это событие, самарский губернатор Якунин издал специальный приказ по полиции Самарской губер­нии, в котором отмечал: «В лице пристава Тедерса я приветствую чиновника, запечатлевшего собственной кровью верность служения своему государю, и горжусь тем, что среди чинов полиции высо­чайше вверенной мне губернии служат лица, готовые в смутную годину горячо любимого нами Отечества на столь высокие подвиги мужества и доблести»2.

Таким образом, преданность долгу, служение «не за страх, а за совесть», защита интересов государства и героизм — нравственные традиции российской полицейской службы.

Обращает на себя внимание тот факт, что нормативные документы того периода соответствовали нравственным ценностям и воспитанию русского человека. В частности, особый смысл и значение придавалось доброму имени любого человека, вне зависимости от его социального положения (крестьянин, купец, дворянин). Эта национальная тради­ция также нашла свое отражение в упомянутой ранее «Инструкции городовым», которой предписывалось заботиться о «добром имени и чести своего звания»3. Повелевалось не только блюсти личную нравст­венность, но и предотвращать «непристойные поступки» со стороны других служащих, сообщая о них ближайшему начальнику.

Вместе с тем руководители полицейского ведомства всегда стремились к тому, чтобы на службу в полицию попадали люди достойные, а поэтому при подборе кандидата нравственные требо­вания часто имели решающее значение. В частности, предписыва­лось осуществлять «строгий подход к нравственным качествам кан­дидатов на службу и строгую разборчивость при определении на должности»4.

В одном из номеров «Вестника полиции» отмечалось, что поли-
цейский руководитель только тогда может рассчитывать на хоро-
шую службу своих подчиненных, когда он делает упор не только на
«муштру» и строгость дисциплины, но когда он наряду с этим от-
носится к подчиненным гуманно, кропотливо занимается их воспи-
танием1. В документах, регламентирующих взаимоотношения в
коллективе органов внутренних дел, показывается, как конкретно
этот воспитательный процесс должен был осуществляться.

В частности, в «Букваре современного городового» (п. 11) обращает-
ся внимание на то, что поддержание дисциплины в подразделении
должно достигаться не резкостью и грубостью, а моральными средст-
вами. Здесь же идет речь и о том, что специфика полицейской служ-
бы «существенно разнится от военной своим скорее индивидуаль-
ным, чем коллективным характером», а поэтому «воспитывать поли-

цейского надо, вникая в подробно-
сти службы каждого из них, давая
совет и оценку их действий, воз-
буждая этим к себе доверие и рас-
положение, а не страх»2. Словом,
утверждалось, что успешное руко-
водство подчиненными возможно
лишь тогда, когда во взаимоотно-
шениях с ними опираешься на
нравственные регуляторы.

В истории России есть немало
имен, которые могут служить
примером для современных руко-
водителей правоохранительных
органов. Это люди чести и долга,
подлинные профессионалы своего
дела, целью жизни которых было
служение Отечеству «по совести».

К таким личностям можно отне-

сти руководителя полицейской стражи Санкт-Петербурга — полиц-
мейстера 4-го отделения полковника
1   2   3   4


написать администратору сайта