этика ответы. Становление и развитие этических учений
Скачать 74.42 Kb.
|
частью этой субстанции, ее мо- дификацией, ее модусом. Человек как часть природы подчиняется природным зако- номерностям. В человеке тело и дух — это одна и та же сущ- ность, субстанция, имеющая два модуса: протяженность и мыш- ление. На уровне человека про- тяженность и мышление состав- ляют тело и душу. «Объектом идеи, составляющей человече- скую душу, служит тело, иными словами, известный модус протя- женности, действующий в действительности (актуально), и ничего более», поэтому сложность человеческой души соответствует слож- ности человеческого тела. Спиноза приблизил метод психологии к методам механики, физики и геометрии и свел все многообразие психической жизни к двум началам — разуму и страстям. Он считал, что человеческие поступки объясняются его природой, психическими состояниями, аффектами. Поэтому этика, в свою очередь, должна исходить из естественных законов поведения, из которых и следуют определенные действия с такой же необходимостью, с какой «из природы треугольника следует, что три угла его равны двум прямым». Главное основание добродетели, считал мыслитель, — стремление к самосохранению. При этом движущей силой человеческого поведения является осознание пользы. Добро тождественно пользе человека, а зло — тому, что препятствует пользе. В природе не существует ни добра, ни зла, все это — человеческие ситуации. Спиноза изображал человека предельно реалистично. Каждый из нас стремится не только сохранить свое бытие, но и расширить его путем увеличения своей власти, своего совершенства, чтобы достичь как можно большей независимости от внешних причин. Совершенствование человека сопровождается естественным чувством удовольствия (радостью), а уменьшение совершенства — печалью и неудовольствием. Состояние души и тела, по Спинозе, выражают страсти (желания, аффекты). «Желание есть самая сущность человека». Все страсти вытекают из стремления каждого к сохранению своего существования. Понятие страсти выражает пассивные состояния человеческой души, порождаемые чувственным, недостоверным познанием. Б. Спиноза называет рабством бессилие человека перед лицом своих страстей, ибо в них выражается слабость человека, обусловленная его сущностью как природного существа. Таким образом, чувственно-абстрактное знание, состоящее из смутных идей, порождает пассивные состояния (аффекты) человеческого тела и духа. Человек, мыслящий лишь о том, что он ощущает, скован своими страстями. Находясь на этом уровне познавательной деятельности, человек лишь частично осознает свои желания, не понимая их истинных причин. Однако всякая страсть перестает быть пассивным состоянием, как только человек образует о нем ясную и отчетливую идею, т.е. познает его (активные аффекты). Путь перехода от пассивных аффектов к активным является путем добродетели, нравственного совершенствования. То, что определяется пассивными состояниями, может также определяться разумом. Добродетель же находится в переходе от одного уровня детерминации к другому. В результате эгоизм, который движет поведением человека, становится моральным лишь тогда, когда он становится разумным эгоизмом. В этике Спиноза отстаивал позиции разумного эгоизма. Он считал, что первая и единственная основа добродетели или правильного образа жизни есть искание собственной пользы. Идеал нравственного человека — мудрец, поднявшийся над эгоистическими интересами и избавившийся от страданий, связанных с попыткой выступить против необходимости. Рационалистическая методология Спинозы позволила ему сформулировать основное требование этики: «Не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать Этика Иммануила Канта Этика — главная часть философской системы Иммануила Канта (1724—1804). Он исходит из приоритета практического знания над теоретическим, деятельности над познанием. Практический разум в его учении создает принципы и правила морального поведения. Это законодательствующий разум, перерастающий в волю. Философ строит свою этику на прин- ципах рационализма, авто- номности, априорности, ори- ентации на должное, а не на сущее. Рационализм кантовской этики означает убеждение философа в том, что не чув- ственные влечения и не по- рывы сердца, а разум должен судить о добре и зле. Под автономностью эти- ки Кант понимал независи- мость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ни чувства, ни эгоизм, ни пользу, ни вред не должно принимать во внимание. Мораль автоном- на и в отношении религии. Человек морален изначально, и поскольку он морален, он верит в Бога. Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию» Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Поступки, совершенные без расчета, пользы, в основе которых лежит лишь идея долга, являются более возвышенными и благородными. Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону. В априорности долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм1. Желая показать независимость требований долга от реальной эмпирической жизни индивида, Кант вводит понятие «легальных» и «моральных» поступков, в основе которых лежат гипотетический и категорический императивы. Императив — это правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон — это принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определенных целей (удовольствия или успеха). Например, приноси пользу другим людям, если хочешь, чтобы они делали полезное для тебя. Среди поступков этого типа могут быть поступки, сами по себе заслуживающие одобрения. В целом это поступки, которые сами по себе не могут осуждаться, они допустимы, легальны. Этика легальных поступков соответствует области обыденного нравственного сознания. Однако Кант признает этику, обосновывающую собственно моральные поступки. Принципы морали восходят к одному верховному принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели. Категорический императив гласит: «Относись всегда к другому человеку как к цели, но никогда — как к средству». В нем утверждается формальное выражение того идеала, который в соответствии с практическим (моральным) разумом человечества должен быть безотносителен к реальности. В качестве условий применимости категорического императива Кант выдвигает три постулата практического разума: полная автономия человеческой воли, ее свободы: «Ты должен, значит, ты можешь»; надежда на счастье вопреки внутренним и внешним препятствиям: «Должно существовать бессмертие души человека»; в стремлении к счастью и стремлении к добродетели перенесение надежд личности в сверхэмпирический мир: «Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать». Так Кант вернулся к религии, показав, что религиозная вера есть следствие моральности человека. Марксистская этика Основатель марксизма немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818—1883) выводил этические взгляды и нормы морали из экономических отношений, из социально-экономических условий существования классов. Этика марксизма, с одной стороны, продолжает линию классической философии с ее принципом рационализма в объяснении морали. С другой стороны, марксизм преодолевает абстрактное морализаторство через материалистическое понимание общественного развития. Мораль понимается не как особая сфера духа — божест-венной воли, а как продукт общественного производства матери- альных благ. Марксистская этика утверждает, что формирование и усвоение человеком нравственных принципов и норм могут проис- ходить только в процессе практической деятельности Марксизм переосмысливает натуралистическое,выводимое из «природы человека», пони- мание человека и морали. По- нимание сущности человека возможно не путем выявления биологических и антропологи- ческих свойств человека, изуче- ния совокупности обществен- ных отношений. Раскрытие сущности человека, по мар- ксизму, предполагает исследо- вание процесса социально- экономической жизни вместе с явлениями духовной жизни — ценностями, идеалами. Поэтому нравственные ценности пони- маются не изначально данными человеку от природы, а вырабо- танными в ходе общественного развития. Марксистская этика основана на убеждении во всесилии социальной практики. Источники морали следует искать в реальном мире, в материальных условиях жизнедеятельности общества. А так как общество развивается и изменяется, то и мораль, порожденная общественными отношениями, также развивается и изменяется. Причины изменения морали — в изменении способа производства, который имеет определяющее значение для всех других общественных отношений. Марксизм доказал не только зависимость морали от общественного бытия, но и раскрыл ее функциональное значение. Мораль сама может оказывать воздействие на породившее ее бытие. В то же время мораль может играть прогрессивную роль только тогда, когда она отвечает потребностям общественного развития. И наоборот, ее реакционная роль определяется защитой устаревших и отмирающих общественных форм и сил. Наряду с прогрессивными идеями в марксистской этике имеются положения, требующие существенной переоценки. Прежде всего, это касается учения о классовой сущности морали, ее подчинении политике, необходимости революционного насилия и диктатуры Марксистская этика не была воспринята индустриально разви- тыми странами, так как ее классовая сущность не соответствовала смыслу института частной собственности и принципам рыночной экономики. Практическое применение марксистская теория про- шла в России (СССР) путем принудительного насаждения наду- манных и утрированных идей равенства, братства, коллективизма Этика Фридриха Ницше Немецкий мыслитель Ф. Ницше (1844—1900) называл себя иммо- ралистом, иррационалистом, антихристом и т.п. Он объявил необ- ходимость великой переоценки ценностей, разработал иерархию страстей и обосновал идею воли к власти. Существующие формы морали, по его убеждению, стали главными препятствиями на пути возвышения человеческой личности. Переоценка ценностей, пред- лагаемая Ницше, была направле- на на высвобождение творческой энергии личности, которая сме- тает на пути утверждения своего «я» все стереотипы, устоявшиеся ранее. Для полного «освобождения жизни» человек должен ликви- дировать традиционные, ориен- тированные религией, навязы- ваемые внешним миром нравст- венные ценности. Ценности, которые, по его мнению, подлежали переоценке, — это, прежде всего, христианско- социальные добродетели: любовь к ближнему, сострадание, защита слабых. На смену им должны были прийти новые: власть сильных, индивидуализм, мораль гос- под, установки «сверхчеловека», который находится «по ту сторону добра и зла», он вне всяких ценностей. Ницше полагал, что в мире существует организующее начало, которое мы знаем в виде жизни. Эту силу он называл волей к власти. Для Ницше жизнь — это стремление к полноте власти. Ницше полагал, что западноевропейская культура шла к своему закату из-за того, что была ориентирована на идеалы, противоречащие жизни, воле к власти. Добиться перелома в европейской культуре, по Ницше, можно, лишь отказавшись от ее двух основных иллюзий. Одна из них — христианская мораль. Вред, причиненный христианством европейской культуре, Ницше усматривал в противоречащем жизни утверждении слабости, всепрощения, ненасилия. Как пишет философ, христианство проповедуют калеки, убогие телом и духом, обиженные жизнью люди. Призывами к скромности и равенству эти плебеи пытаются оправдать свою бездеятельность, бездарность, опустить до своего уровня способных и сильных. Равенство — это другая иллюзия, лежащая в основе социализма, демократии. К равенству стремятся слабые, сильные избегают его всеми средствами. Люди в целях безопасности установили между собой равенство, противоречащее природе, считал Ф. Ницше. Общество, в его понимании, должно быть иерархическим по структуре и аристократическим по духу. Должна быть вершина общества, представленная немногими, а остальные должны стремиться к ней. Нужно бороться против объединения слабых. Они тянутся друг к другу и оказываются сильнее одиноких героев Главная идея учения Ницше — сильному мораль не нужна, он должен быть вне морали. Мораль нужна слабому. Мораль рабов, как угнетенных, должна уступить место морали господ. Ницше был убежден, что мораль — это «учение об отношениях власти, при которых возникает феномен «жизнь». Она органичное свойство человека, мера его воли к власти. Нравственность, добродетель знатного человека, в частности философа, аристократа, — это прямое выражение и продолжение его силы. Провозглашая идею торжества жизни, Ницше выступал против возведения любых рамок, ее ограничивающих. Именно этим объясняется его нравственный декаданс, направленный против моральных устоев общества. «Чего добивается мораль?» — спрашивал Ницше. И сам же отвечал: «Она добивается постоянного воспроизводства «среднего человека», обывателя, лишенного творческого начала Мораль — это средство подчинить человека интересам рода и тем самым заставить работать для других. Нравственность, добродетель, таким образом, — это потребность, защита, способ жизни человека. Если у человека рабская натура, то она тоже выражает его волю, так как эта воля очень слабая, то она не может найти выражение в поступке человека и превращается в воображаемую месть, принимая форму морализации». Главной ценностью у Ницше провозглашалась воля к власти, а главным героем — сверхчеловек. Идеал сверхчеловека с течением времени приобрел ярко выраженные расистские признаки. У человека будущего — сверхчеловека — должна быть новая мораль, опирающаяся не на рассудок, а на волю. Главные заповеди будущей морали, предлагаемой Ф. Ницше, можно сформулировать следующим образом: люби самого себя; Главной ценностью у Ницше провозглашалась воля к власти, а главным героем — сверхчеловек. Идеал сверхчеловека с течением времени приобрел ярко выраженные расистские признаки У человека будущего — сверхчеловека — должна быть новая мораль, опирающаяся не на рассудок, а на волю. Главные заповеди будущей морали, предлагаемой Ф. Ницше, можно сформулировать следующим образом: 1-люби самого себя; 2-люди по природе не равны; 3-каждый должен стать свободным; 4-жизнь — это сила и красота. Они и должны служить критериям нравственности. Но даже новая мораль, которую предлагает Ницше, мораль сверхчеловека, который отвергает умертвляющий жизнь разум и избирается самой высшей добродетелью, не являлась для него приоритетной. Провозглашая первенство эстетических ценностей над моральными (так как искусство более всего соответствует включению человека в живой, ничем не расчлененный поток жизни), Ницше в итоге определяет свою позицию как «эстетический имморализм». Философ воспевал сильного человека, которого можно воспитать суровой, жесткой, насильственной дисциплиной. Сверхчеловек, в понимании мыслителя, — это цельная личность, с сильной и собранной волей, он открыто может утверждать себя в полной уверенности, что он тем самым утверждает жизнь в ее самом высшем проявлении. Ницше выступал за кастовую мораль. Любое отступление господ от своей твердой позиции по отношению к рабам уже ведет к ослаблению жизнеспособности, к упадку, декадансу, ухудшению расы, породы. Сверхчеловек без излишних сантиментов способен расправиться с рабами, жаждущими получить свои права. «Падающего подтолкни». Жизнеспособность, раса, здоровые и нездоровые инстинкты — эти биологические понятия широко входят в этику Ницше. В целом мораль Ницше противоречива. С одной стороны, он призывал быть сильным и не сдаваться ни при каких обстоятельствах, бороться, во что бы то ни стало. Он выступал против ханжества, лицемерия, фальши в человеческих отношениях. Он был убежден, что подлинная нравственность основывается на искренности, открытости, желании по-настоящему помочь, а не погубить слащавым отношением и временной иллюзорной поддержкой. С другой — его антигуманные, расистские призывы, которые позднее были взяты на вооружение фашизмом, вызывают категоричное отторжение и неприятие. Этика Альберта Швейцера Альберт Швейцер (1875—1965) — немецкий и французский философ, теолог, гуманист, музыкант, врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952). В основе его этики лежит восторг и благоговение перед жизнью. Размышляя над причинами кризиса европейской этики, Швейцер раскрыл причины ее бесполезности. Во-первых, этика не должна основываться на рационалистической теории познания, она вырастает только на почве мистики. Следовательно, этика должна быть не научной, а мистической, религиозной. Во-вторых, мораль не может иметь натуралистических оснований, более того, ее нельзя вывести из внешних фактов. В-третьих, этика никогда не может быть этикой общества, а только личности Швейцер выделял в жизни человека два периода: эгоистический, который посвящен удовлетворению частных стремлений; моральный, христианский, — это период самоотречения, слу- жения людям. Взаимосвязь между ними со- стоит в том, что чем больше вни- мания человек уделял себе в пер- вой половине жизни, тем лучше он развил свои способности и тем более полезен будет людям во вто- рой части жизни. По Швейцеру, безнравствен- ным является вмешательство во внутренний мир человека, навязы- вание ему своих мнений и оценок. Человек должен совершать только те поступки, за которые может не- сти полную ответственность. При этом руководством к дей- ствию является чувство вины за благополучную эгоистическую жизнь. В частности, философ по- лагал, что жители богатых стран несут ответственность за страда- ния народов третьего мира. Яркая черта личности и учения Швейцера — |