Главная страница

этика ответы. Становление и развитие этических учений


Скачать 74.42 Kb.
НазваниеСтановление и развитие этических учений
Дата21.12.2022
Размер74.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэтика ответы.docx
ТипДокументы
#857095
страница1 из 4
  1   2   3   4

26.Становление и развитие этических учений. Античная этика. Происхождение этики. Этические воззрения Сократа. Сократические школы. Социально-этическое учение Платона. Этика Аристотеля. (Аминов 3.1

Становление и развитие этических учений

  1. Античная этика Происхождение этики

Этика — древнейшая наука. Она возникла на рубеже VI—IV вв. до н.э., когда начался распад родо-племенного строя и формирование раннего рабовладельческого государства. В этот период происходи­ло осмысление человеком себя как личности.

Созданию этики способствовал не теоретический интерес к данной области знания, как это бывает у большинства наук, а сам факт общественной жизни. Мораль зарождается в человеческом обществе не в какой-то определенный момент его эволюции, она свойственна ему в той или иной форме, на всех стадиях его разви­тия, поскольку во все времена человеческая воля ограничивалась самыми разнообразными нормами нравственности в виде обычаев, традиций, религиозных или государственных установлений. В дан­ном случае мораль предшествует познанию, становится мощным стимулом его развития. Будучи сначала должным и безотчетным, моральное сознание в какой-то момент начинает «запрашивать» объяснение своей нравственной ценности. При этом объяснение ценности морали неизбежно приводит к пониманию принципов бытия, его структуры и закономерностей: «должное» выясняется при помощи «сущего»1. Однако, несмотря на важность морали в развитии общественного и индивидуального сознания, первые из­вестные истории попытки научного обоснования этики возникли сравнительно поздно на фоне ясно обозначившейся парадигмы точных естественных наук.

Официально родоначальником этики считается Аристотель. В IV в. до н.э. он образовал понятие «этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки — «этика»2. На самом же деле этика берет свое начало с открытия, сделанного софистами в V в. до н.э. и заключавшегося в том, что законы природы и законы морали существенно различаются. Если законы природы постоянны и имеют обязательный характер, то нормы морали изменчивы в зависимости от нравов и обычаев, существующих у тех или иных народов в те или иные времена. При этом источником обоснования моральных норм оказывался разум. Это открытие софистов было подхвачено и развито Сократом и Платоном1.

В то же время было бы несправедливым отрицать существова­ние философской этики у мыслителей, живших в досократовский период. Нет сомнений в том, что она существовала у пифагорейцев (VI—IV вв. до н.э.), у Гераклита (544—483 до н.э) и Демокрита (ок. 460 — ок. 370 до н.э) если не как законченная стройная система, то в виде ряда обобщений, находящихся в логической связи с их мета­физическими воззрениями. Это так называемый период предэтики, когда впервые обнаруживаются те общие этические принципы, ко­торые были положены в основание теорий позднейших философов- моралистов.

В моральной традиции древнейшего периода греческой мысли существовали два противоположных понимания добродетели: ге­роический идеал самоутверждения, разрушение всяких границ и пределов личности, нашедший свое воплощение в героях Гомера «Илиада» и «Одиссея», и идеал соразмерности, соответствующий принципу на дельфийском храме, который отстаивали семь мудре­цов — «Ничего сверх меры».

Этическая проблематика в трудах древнегреческих философов появляется примерно в VIII—V вв. до н.э., но окончательное ста­новление этики происходит только в классическую эпоху (IV в. до н.э.). Это было связано с утверждением в большинстве греческих государств-полисов демократического правления.

Новый образ жизни потребовал от человека способности осоз­навать и выражать свои интересы, формулировать свои позиции и доказывать их истинность. Это вызвало появление V в. до н. э. фи­лософского направления софизма и софистов, преподавателей фи­лософии. Этическую концепцию софистов можно выразить в тези­се, провозглашенном Протагором (ок. 490 — ок. 420 до н.э.): «Че­ловек, мера всех вещей», согласно которому человек сам является критерием добра и зла, нет никакого объективного содержания добродетелей, моральные ценности зависят от пользы и интересов человека, т.е. являются относительными.

Этические воззрения Сократа.

Против крайностей этого учения выступал Сократ (470—399 до н.э.), по мнению которого всеобщие моральные нормы существуют объ­ективно и задача человека познать их, чтобы соотнести с ними свое поведение и достичь добродетели, а следовательно, и счастья. Со­крат был не согласен с софистами, утверждающими субъективный характер моральных представлений. Он полагал, что в любом обще­стве существует общезначимая и устойчивая система ценностей. Однако Сократ соглашался с софистами в том, что человек само­стоятельно приходит к пониманию добра, а не подчиняется навя­занным ему ценностям. В итоге он приходит к выводу, что добро­детель есть знание. Соответственно нравственное поведение по­строено на основе истинного знания, а безнравственное основано на невежестве. Невежественный человек не осознает общих прин­ципов, на которых строится общество, и не следует им1.

Этические воззрения Сократа занимают особое место в антич­ной этике, так как именно он заложил ее основы и дал начало многим этическим школам. Свои философско-нравственные взгляды Сократ излагал в беседах и диалектических спорах, глав­ной целью которых было выяснение вопроса о смысле жизни че­рез самопознание. «Познай самого себя» — основной принцип учения Сократа, означавший, что высшее благо составляют по­знание человеком своего внутреннего мира, достижение им гар­монии духовных сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения.

Сократ исходил из положения, что «благо — не что иное, как удовольствие, и зло — не что иное, как страдание». Каждый чело­век стремится к пользе и счастью, избегая для себя всего дурного. В то же время для разных людей бывают приятны разные вещи. Часто один и тот же человек может быть раздираем одновременно жела­нием разных удовольствий. Кроме того, нет строгой границы между удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с другим. Страда­ние может скрываться под видом удовольствий. Путь к удовольст­виям может лежать через страдания.

Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо вы­бирать между разными удовольствиями, между удовольствиями и стра­даниями. Человек выбирает для себя лучшее. Такова его природа. И если тем не менее он ведет себя плохо, порочно, то этому может быть только одно объяснение — он ошибается и вместо предполагае­мого удовольствия и радости получает одни неприятности. Чтобы не ошибаться, нужно уяснить, что есть истинное удовольствие.

Признавая равнозначными мудрость и благоразумие, Сократ признавал человека вместе и умным, и благоразумным, если чело­век, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствует­ся этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравст­венно безобразное, избегает его.

В системе ценностей Сократа совпадали мораль и мудрость, достичь которых возможно постоянным критическим осмыслением своего собственного знания: «Я знаю, что я ничего не знаю». Но, изменив свой способ мышления, человек может познать, что есть добро и зло, и впредь следовать только добру1.

Сократические школы

Под влиянием учения Сократа во времена античности возникли так называемые сократические школы, развивавшие разные аспек­ты учения своего учителя.

Первая школа — киренаики — была основана в IV в. до н.э. уче­ником Сократа Аристиппом из Кирены. Он считал, что главная цель в жизни человека — получение наслаждения, которое и является высшим благом. Представители этой школы полагали, что удоволь­ствие есть благо само по себе, оно не зависит от способа удовле­творения и может вызываться даже самыми безобразными вещами. Удовольствия различаются по степени интенсивности, поэтому те­лесные удовольствия предпочтительнее духовных.

Наслаждение — это ярко выраженное положительное пережи­вание, следовательно, отсутствие страдания — это еще не наслаж­дение. Счастье — это совокупность наслаждений, и стремиться к ним надо ради них самих. При этом не стоит сетовать на прошлое или страшиться будущего. В мышлении, как и в действиях, следует придавать значение только настоящему. Только им мы можем сво­бодно распоряжаться. Вместе с тем переизбыток наслаждений при­водит к страданиям. Чтобы этого избежать, следует обратиться к разуму. Следовательно, знания ценны не сами по себе, они нужны для того, чтобы лучше наслаждаться. Добродетель — умение господ­ствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями.

Вторую школу — киников (букв, др.-греч. собаки) — представляли ученики Сократа Антисфен и Диоген, которые считали, что доброде­тель свободна от любых внешних требований, а личность автономна от всех социальных институтов. Так, Антисфен развивая принципы Сократа, утверждал, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Для достижения бла­га, полагал он, следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе: (1) простоту жизни, следование собственной природе, презре­ние к условностям; (2) умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; (3) верность, храбрость, благодарность1. Анти-
сфеном был создан образ типичного киника, характерными призна-
ками которого были короткий двойной плащ на голое тело в любую
погоду, длинная борода, посох, чтобы ходить по дорогам и отбивать-
ся от врагов, нищенская сума для подаяний

Социально-этическое учение Платона

Основатель философского идеализма Платон (427—347 до н.э.) в своем учении о человеке и идеальном государстве создал социально- этическую концепцию. Этика Платона рассматривает, во-первых, природу высшего блага, а затем осуществление этого блага сначала в действительности единичного человека (учение о добродетели) и, наконец, в деятельности общества (политика).

Вся философия Платона носит этический характер. На вершине иерархии платоновских идей находится идея блага. При этом Платон рассуждает таким образом: ...то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наде­ляет способностью познавать, то ты и считай идеей блага, причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно то и другое — познание и истина, — но если идею блага ты будешь считать чем- то еще более прекрасным, ты будешь прав1.

Иными словами, все самое лучшее есть проявление идеи блага. Именно благодаря предпочтительному отношению Платона идее блага удалось создать весьма сбалансированную картину миро­здания, где не только все согласовано, но и находится в соответст­вии с высокими принципами нравственности.

Мораль, по Платону, возвышается над реальными людьми, она достояние «неба», где пребывают всеобщие образцы блага, справед­ливости, добра и др. «Небесный» мир выступает у него как единст­венный реально существующий, порождающий все многообразие земного мира. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспо­рядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами ду­ши стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым. Обретение добродетели и нравственно совершенная жизнь возможны только по мере отрешения души человека от всего земного.

Душа человека, согласно воззрениям Платона, состоит из трех частей — разумной, волевой и чувствующей. При этом каждой час­ти души соответствует определенная степень ее совершенства, дос­тижение которой влияет на степень добродетели человека. Разумно­сти соответствует мудрость, чувствам — умеренность. Добродетель человека зависит от того, какая способность его души является преобладающий и от степени совершенства этой способности. Ка­ждый человек должен вести такой образ жизни и заниматься такой деятельностью, которая соответствует части его души. В этом случае земная жизнь людей в обществе будет приближаться к порядку иде­ального мира2.

Исходя из этого, Платон создал идеальную картину общества, где имеются три сословия, каждое из которых обладает своими доб­родетелями. Первое сословие — правители-философы, главная доб­родетель которых — мудрость. Они наделены даром заглядывать в мир идей, им доверено решать все государственные дела: кому из людей принадлежать, к какому сословию, подбирать супружеские пары для лучшего потомства и т.д. Второе сословие — воины- стражи, главная добродетель которых — мужество, и они должны хорошо различать, чего бояться, а чего — нет. Воины, как и прави­ тели, не имеют собственности, чтобы она не служила предметом раздора, не имеют семьи. Третье сословие — земледельцы и ремеслен­ники. Их основные добродетели — умеренность и рассудительность. Они должны обеспечивать государство материальными благами.

Главнейшей всеобщей добродетелью, в понимании Платона, выступает справедливость, суть которой состоит в том, что она ука­зывает каждому сословию заниматься своим делом. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

По Платону, государство — необходимое условие восхождения человека к высшему благу. Государственное управление жизнью человека вызвано слабостью и несовершенством людей. Природа человека слаба, силы его ограниченны, поэтому людям нужно об­щежитие, нужны законы. Граждане платоновского государства не должны быть счастливы в отдельности. Идея долга является цен­тральной в этическом учении Платона, согласно которому люди должны черпать свою удовлетворенность в служении государству.

Этика Аристотеля

Аристотель (384—322 до н.э.) ввел термин «этика», дал классифи­кацию этических понятий, разделил этику на практическую и тео­ретическую. Этика в понимании Аристотеля — это жизненная муд­рость, «практические» знания о том, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Согласно Аристотелю, «всякое рассу­ждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное заключение...». Это означает, что человек, стре­мясь достичь счастья, претворить в жизнь этический идеал, делает правильный выбор в своих поступках через мышление.

Этика Аристотеля состоит из трех учений — о высшем благе, о природе добродетели и о конкретных добродетелях.

Благо — это цель любой деятельности. Существует иерархия благ, где низшие подчинены высшим. Высшее общее благо всегда является целью и никогда средством. Таким высшим благом явля­ется блаженство, которое понимается не как пассивное состояние, а как разумная деятельность духа, направленная на добродетель. Счастье, по Аристотелю, — это особое состояние удовлетворенно­сти, которое получает человек от совершенной им добродетельной деятельности. Мораль и счастье должны быть связаны между собой. Аристотель утверждал, что высшего удовлетворения жизнью чело­век может достичь, только совершая моральные поступки. Главны­ми условиями на пути к счастью он считал: нравственное и интел­лектуальное совершенствование, дружбу, здоровье и наличие внеш­них благ, активную гражданскую позицию

Соединив, таким образом, благо и счастье человека с добродете­лью, Аристотель рассмотрел ее природу. Он полагал, что этические добродетели являются свойствами характера темперамента челове­ка, их также называют душевными качествами. Из устройства его души проистекают все способности человека. Душа имеет низшую часть, которая сближает человека с животными и растениями. Высшей, подлинно человеческой частью души является разум. Од­нако человек не сводится лишь к разуму.

Согласно этике Аристотеля, добродетель — это внутренний по­рядок или склад души; порядок обретается человеком в сознатель­ном и целенаправленном усилии.

Аристотель делил все добродетели на нравственные (или этиче­ские) и мыслительные (разумные, дианоэтические). Подлинно нравственное поведение возникает тогда, когда верно направлен­ный разум согласуется с движением чувств, а чувства, в свою оче­редь, с разумом.

В содержательном плане под добродетелью Аристотель понима­ет «золотую середину» между крайностями — избытком и недостат­ком, являющимися пороками. Мужество — это середина между трусостью и безумной отвагой, щедрость — это середина между скупостью и расточительством1.

К добродетелям Аристотель относил кротость, мужество, уме­ренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ров­ность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическую мудрость, справедливое негодование. Первое место среди добродетелей отводилась справедливости. Аристотель выделял справедливость распределяющую и уравнивающую. Распределяю­щая справедливость требует разделить блага сообразно достоинству людей, а значит, одним она дает много, а другим мало. Уравни­вающая справедливость проявляется в основном в обменных отно­шениях, в которые люди вступают на равных основаниях.

Нравственные, или этические, добродетели, по утверждению Ари­стотеля, рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобре­тает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Ра­зумные добродетели развиваются в человеке, благодаря обучению

27.Этика эпохи Средневековья (X—XV вв.). Этика Нового времени. Этическое учение Б. Спинозы. Этика Иммануила Канта. Марксистская этика. Этика Фридриха Ницше. Этика Альберта Швейцера. (Аминов 3.2-3.3)

  1. Этика эпохи Средневековья (X-XV вв.)

Переход в V в. от Античности к Средневековью ознаменовался в этике переворотом — этика стала религиозной.

Этика Средневековья — это, прежде всего, западноевропейская христианская этика, которая опиралась на религиозную веру и пере несла моральные ориентиры из реальной жизни в сферу потусто­роннего и сверхъестественного. Основным источником морального учения христианства является Священное Писание, согласно кото­рому мир сотворен Богом. Христианской этике на основе Учения о Боге — теологии удалось сформулировать позитивный общедоступ­ный нравственный идеал. Реальностью, определяющей все сущее в мире, в религиозной этике является не природа, а сверхъестествен­ное началоБог. Мораль, добродетели, нравственные заповеди есть результат откровения. Они неизменны и вечны. Гарантией их суще­ствования и действенности является Бог

Притягательная сила средневековой христианской этики со­стояла и состоит в том, что она дает ясные и простые ответы на вопросы о несовершенстве и жестокости мира, обещает избавление от зла и бедствий для отдельного человека.

Постулаты христианской средневековой этики утверждают, что существует два вида бытия: абсолютное бытие, то есть Бог, и сотво­ренное Богом бытие — природа и человек. Человек, как подобие и образ Бога, имеет способность к духовной жизни, то есть служить Богу и поддерживать установленный им порядок, в том числе и моральный.

Вместе с тем в мире существует конкретное эмпирическое зло, возникшее из человеческого греха. Зло не было создано Богом и является лишь результатом своеволия людей, уклонением их от ис­полнения велений Бога. На вопрос, в чем состоит природа зла, христианство отвечает так: в неправильном употреблении свободы воли, в следовании собственным целям, а не божественному порядку.

Первые люди ослушались Бога и были изгнаны из рая. Оказав­шись в естественном, природном мире, человек, чтобы выжить, был вынужден заниматься практическими делами, отошел от Бога и впал в грех. Первородный грех наследуется от поколения к поколе­нию и поэтому все человечество погрязло во грехе. Греховность — это всеобщее качество людей, вытекающее из свободы и гордыни человека. Она ослабляет душу человека и склоняет его ко злу. Че­ловек слишком слаб в силу своей греховной природы, поэтому в мире столько зла и страданий.

Христианство полагает, что человек способен обрести счастли­вое бессмертие только через Бога. Все бедствия человеческой жизни — бедность, болезни, вражда, насилие, злоба — проявления всеобщей человеческой греховности. Конечно, Бог мог создать человека не­способным нарушить его заповеди, но тогда все добродетели поте­ряли бы свою цену, так как не были бы результатом свободного сознательного выбора. Поэтому всесильный Бог сознательно огра­ничил свое могущество, наделив сотворенного им человека свобо­дой воли. Он поставил человека во главе живых существ, дал ему

заповеди, чтобы тот им свободно следовал. Однако человек, пожелав сам стать как Бог и жить по своей воле, нарушил божественные заповеди, чем породил грех и склонность ко злу.

Быть нравственным — это значит соблюдать запреты и заповеди Бога, не отступать от пути, предначертанного им. Следовательно, религиозность и нравственность тождественны.

Человек может получить моральные ценности от Бога естест­венным путем. Так, в процессе творения души Бог закладывает оп­ределенные нравственные чувства (совесть, стыд, благородство и др.), которые предопределяют дальнейшее нравственное развитие личности. Однако для нравственного поведения людей этого оказы­вается недостаточно. Подверженные жизненным соблазнам и ис­кушениям люди могут не услышать или не понять голос собствен­ной совести. Поэтому им необходимы заповеди, предписания, ко­торые содержатся в Библии.

Спасение человека от греховности осмысливается в христиан­ской этике как восстановление утраченной духовной связи человека с Богом, обретение с ним полного духовного единения в Царстве Божием.

Люди приобщаются к Богу, прежде всего, через любовь, которая является ведущей христианской добродетелью. Духовная связь меж­ду человеком и Богом основывается в христианстве не на страхе, не на долге, а на любви. Христианская любовь бескорыстна, деятельна и милосердна. Она делает невозможным отвечать злом на зло. Хри­стианская любовь, понимаемая как этический идеал, не восторгает­ся врагами, но она учит их прощать и, если надо, вступать с ними в диалог. Заповедь любви — любви к Богу, любви к ближнему, в том числе и к своему врагу, — является краеугольным камнем религи­озно-нравственного учения христианства.

Любовь предполагает смирение. Оно означает отказ от собст­венного своеволия и выражается в умении обуздать свои страсти. Смирение невозможно без веры. Смирение и вера подразумевают надежду. Надежда означает, что каждый отдельный человек нахо­дится под покровительством Бога и всегда может на него поло­житься. Христианство осуждает пессимизм, тоску, поскольку они означают эмоциональное недоверие к Богу, сомнение в его мило­сердии и справедливости.

В христианстве нравственные заповеди обращены к внутренне­му человеку. Высшей нравственной инстанцией является не долг, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Бо­гом. Совесть же есть голос свободного духа, делающего человека независимым от природы и общества, подчиняющимся только соб­ственной высшей правде.

Таким образом, христианская этика возвышает мораль над дру­гими формами духовного освоения мира (кроме религии), придав ей абсолютный характер, освятив авторитетом Бога. Христианство показало равенство и одинаковость всех людей перед Богом, а фак­тически — в своих нравственных возможностях. Оно утвердило воз­вышенный и бескорыстный характер нравственности1.

Средневековая христианская этика за тысячу лет своего разви­тия прошла несколько этапов — патристика (IV—V вв.), схоластика (XI—XIII вв.), этика протестантизма (XV в.), на протяжении кото­рых представления о добродетелях и путях их достижения несколько менялись. Неизменной оставалась идея нацеленности действий и по­мыслов человека на единое и высшее Благо — Бога. С XIV—XV вв., в эпоху Возрождения, в этике на первый план выдвигается проблема человека. А главным моральным принципом становится принцип гуманизма (от лат. homo — человек). В этике этого периода Человек в значительной степени заменил собой божественные сущности, особую ценность обретает Человеческая личность во всех своих проявлениях, ее оригинальность и индивидуальность

Этика Нового времени

Новое время (XVII—XVIII вв.) — это эпоха грандиозных социально- экономических и политико-правовых преобразований, которые происходили на фоне духовного раскрепощения общественной и личной жизни, переориентации ценностей с религиозных, потусто­ронних — на земные, человеческие. Духовная жизнь Нового време­ни взяла ориентир на новые ценности, сформировавшиеся в период Возрождения и Реформации, а именно на развитие разума, науки и техники как основного условия общественного прогресса.

Главным носителем разума стал человек, следовательно, этика должна была основываться на жизненных потребностях и интересах людей. Важнейшим устремлением этого времени было желание спус­тить мораль с небес на землю, связать ее с условиями реальной жиз­ни, найти объяснение кризисных явлений не высшей и абсолютной предопределенностью, а жизненными причинами и факторами.

Этика Нового времени отказалась от идеи сверхъестественного источника морали и устремилась к практике и опыту, чувственно воспринимаемым явлениям общественной и личной жизни. Она искала рационального обоснования нравственных установок.

Философы Нового времени определяли моральную ценность человеческих поступков характером знаний о мире природы и о существовании человека. Показательны в этом смысле учения Б. Спинозы и И. Канта.

Этическое учение Б. Спинозы

Нидерландский философ-рационалист, натуралист Бенедикт Спиноза
(1632—1677) разработал этическую концепцию о вечной и беско-
нечной субстанции — она же «природа», она же «Бог» и дух. В его
учении субстанция «существует сама по себе и представляется сама

через себя». Таким образом, Бог
Спинозы не является личност-
ным существом в традиционном
религиозном понимании. Суб-
станция бесконечна в простран-
стве и вечна во времени. Суб-
станция неделима. Любая «ко-
нечная» вещь (конкретный че-
ловек, камень, цветок) является
  1   2   3   4


написать администратору сайта