Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2 Преследование старообрядцев

  • 1.3 Направления старообрядчества

  • 2. СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

  • Старообрядчество в современной России. Эссе Горохова Г.А.. Старообрядчество в современной россии горохова Галина Анатольевна Оглавление


    Скачать 52 Kb.
    НазваниеСтарообрядчество в современной россии горохова Галина Анатольевна Оглавление
    АнкорСтарообрядчество в современной России
    Дата29.03.2022
    Размер52 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭссе Горохова Г.А..doc
    ТипДокументы
    #424580


    ЭССЕ
    СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    Выполнила: Горохова Галина Анатольевна

    Оглавление
    Введение

    1. ИЗ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА 2

    1.1 Реформы Патриарха Никона и начало раскола

    1.2 Преследование старообрядцев 4

    1.3 Направления старообрядчества 5

    2.СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 6

    Заключение

    Список литературы
    Введение

    В России живет множество народов со своими традициями, обычаями, неповторимой культурой. В современной России проживают и последователи трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма, и последователи ведических культов, и многие другие религиозные общины.. Некоторые религии, бытующие на территории России, уникальны и неповторимы. Их сосуществование и многообразие и делает собственно Россию Россией.

    Существование на современном этапе старообрядчества — в той форме, в которой оно смогло сохраниться — можно считать уникальным явлением. Сегодня старообрядчество продолжает существовать как самобытная, устойчивая к изменениям культура. « Старообрядчество, или Древлеправославие, - совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих принятую Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу» (1)

    Основная причина реформы, которую с 1653 года начал проводить Патриарх Никон при деятельной поддержке царя Алексея Михайловича, носила политичесикй характер. И государство, и церковная иерархия считали необходимым привести обрядовую жизнь Русской Церкви в соответствие с богослужебной практикой восточнославярских народов (белорусов и украинцев), чтобы обеспечить беспрепятственное вхождение этих народов в состав России

    Появление книгопечатания тоже послужило косвенной причиной реформ Патриарха Никона, повлекших за собой церковный раскол. Точное следование греческим и славянским источникам, взятым при печатании за образец, было обязательным требованием. Окончательную редакцию утверждал сам Патриарх. (2)

    Целью моей работы является изучение страрообрядчества в современной России как уникального явления христианской культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию.
    I. ИЗ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА

    1.1 Реформы Патриарха Никона и начало раскола
    В эпоху усиления Русского государства, наступившего после разрухи Смутного времени, вновь на первый план в светской и церковной идеологии вышла византийская теократическая идея.

    Московское царство стало главным покровителем прежде великих, а теперь пришедших в глубокий упадок восточных православных патриархатов — Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Пророчество старца Филофея о славе «третьего Рима» казалось определенно сбывшимся. Светские и церковные власти Руси стремились подтвердить преемственность Москвой политического, культурного и духовного наследия Византии. Для этого ещё в XVII в. эта работа продолжилась, особенно оживившись при царе Алексее Михайловиче (1645-1676). По тем же образцам вносились изменения в обрядность и чины богослужений.

    В Русской Церкви было принято древнее двуперстное знамение. Крестились двумя пальцами правой руки. При Никоне стали вводить «троеперстие»: в Восточных Православных Церквах к XVII в. повсеместно было принято трехперстное сложение при крёстном знамении, почти такое же древнее, как и двуперстное. Даже простое изменение формы крёстного знамения уже глубоко затрагивало чувства верующих. Организаторы реформ обвинили приверженцев двуперстия в ереси. То же проделано в отношении других обрядовых и богослужебных несогласий. «Сугубая аллилуйя» - двукратное славословие Бога в определённых местах богослужения — было заменено на троекратным; хождение крестным ходом «посолонъ» (по движению солнца) - хождением «противосолонъ» (против солнца); служение литургии на семи просфорах (особых хлебах) - служением на пяти просфорах. Некоторые слова славянского текста Символа веры, отсутствовавшие в греческом оригинале, были исключены. Таким образом, обрядовым расхождениям был придан характер — как различиям в вере.

    Одним из главных инициаторов реформ был любимец царя Алексея Михайловича патриарх Никон. Приверженец теократии, он стремился к возможно более полному выражению её величия.

    Но теократию Никон толковал по-своему. По его представлениям, она подразумевала не столько «симфонию» - единение Церкви и государства, - сколько отчетливое главенство Церкви. Если по классической византийской версии государственная власть выражала свою подчинённость вере, идеалам и интересам Церкви, то, по Никону, она должна была официально признать главенство церковных учреждений и иерархов. Позиция Никона напоминает версию теократической идеи, сформировавшуюся на католическом Западе.

    Растущие претензии Никона в конце концов переполнили чашу терпения самодержца, к тому же царь представлял себе отношения Церкви и государства иначе. На Московском соборе 1666-1667 гг. с участием патриархов Александрийского, Антиохийского Никона обвинили в хуле на царя и Русскую Церковь, самоуправлении и жестокости по отношению к подчинённым, лишили сана и отправили в ссылку. Тот же собор 1666-1667 гг. утвердил новые обряды и чины богослужений. Старые книги и обряды были объявлены неправославными.
    1.2 Преследование старообрядцев
    Решения Собора 666-1667 гг. встретило серьёзное сопротивление со стороны духовенства и мирян. Верующие не могли понять логики обвинений старого обряда и старых книг. Вначале власти действовали уговорами. От противников реформ требовали отказаться не от самих старых книг, а от обвинений в адрес своих оппонентов-реформаторов в отступлении от правой веры. Тогда от увещеваний и ссылок власти переходили к жестоким телесным наказаниям.

    Уважение в народе вызвало сопротивление монахов Соловецкого монастыря. Они наотрез отказались принять новые книги и обряды. Чтобы заставить монахов сдаться, царское войско с 1668 г. пыталось перерезать все пути снабжения монастыря продовольствием.. Не выдержав напряжения осады, в 1670 г. монахи первыми начали стрелять, тогда как стрельцам было запрещено открывать огонь. Лишь в 1676 г. стрельцы с помощью перебежчика проникли в монастырь и расправились с его защитниками как с бунтовщиками.

    Незадолго до этого приняли смерть за свои убеждения две близкие к царскому двору знатные женщины, сёстры из боярского рода Соковниных — боярня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их сослали в Боровской Пафнутьев монастырь, где в 1675 г. они скончались от голода. Немало было замучено и менее знатных приверженцев старой веры.

    В раскол ушли незаурядные люди. Вожди староверов — протопоп Аввакум, Лазарь, суздальский священник Никита Пустовойт, диакон Федор, инок Епифаний — были талантливыми проповедниками, людьми исключительного мужества. Они противостояли насилию земной власти над человеческим духом и совестью, нов этом противостоянии обе стороны оказывались одинаково пристрастны. Староверы были привержены идее «третьего Рима» не меньше, чем реформаторы. Однако для них принятие «порченых» греческих образцов являлось свидетельством измены своей идее. «Третий Рим» - последний, «четвертому не бывать», значит, разрушить его суждено антихристу незадолго до Страшного Суда. Если же «порча веры» исходит с вершин власти «третьего Рима», то это явно говорит о наступлении царства антихриста.

    Разрыв с Церковью, которую староверы, или старообрядцы, поспешили объявить прибежищем антихриста, сказывался на вождях раскола не менее, чем на их противниках — угодничество перед властью. Обоюдное ожесточение разрушающе действовало на христианское сознание. В начале своей борьбы протопоп Аввакум с полным основанием обвинял власти в нарушении заветов Спасителя: «Огнём, да кнутом, да виселицей хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так — не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам учить». (3)

    В апреле 1682 г. по царскому приговору Аввакум и его сподвижники были переданы в Пустозёрске (ныне территория Ямало-Ненецкого автономного округа) ужасной казни — сожжены в срубе.

    После кончины царя Федора Алексеевича (1676-1682гг.) царями были провозглашены его братья Иван и Пётр, а их сестра Софья — правительницей. В Москве вспыхнул бунт стрельцов, предводителями которых выступили ревнители старины. Вожди раскола добились согласия патриарха Иоакима на публичное состязание староверов со сторонниками нового обряда. Оно состоялось вскоре после коронации юных царей. Подготовка к диспуту сопровождалась волнениями народа. Во время состязания священник-старовер Никита Пустосвят набросился с побоями на епмскопа Холмогорского Афанасия. Депутация старообрядцев была удалена из царских палат. Вскоре начались аресты и казни вождей стрелецких выступлений. - старообрядцев. Собор 1862 г., созванный патриархом Иоакимом, наметил целую систему карательныхмер против старообрядчества почти в духе инквизиции.. А в 1685 г. царевна Софья издала 12 статей (указов), предписывающих конфисковывать имущество староверов, их самих бить кнутом и ссылать, а за «перекрещивание в старую веру» тех, кто был крещен уже после введения реформ, полагалась смертная казнь.

    Преследование старообрядцев в России усилилось во времена Петра I (1682-1725), а в последующие десятилетия попеременно усиливалось или ослаблялось. Царица Елизавета I (1741-1762) была сильным противником старообрядцев, а Екатерина II (1762-1796) и Александр I (1801-1825) были относительно терпимы к последователям «старой веры». В конце XVIII в. была предпринята попытка воссоединения старообрядцев с Русской православной церковью, в результате чего появилась так называемая Одноконфессиональная церковь, которая поддерживает свои прежние ритуалы. Однако большинство старообрядцев оставались враждебными к ней. (3)
    1.3 Направления старообрядчества
    Вскоре после раскола старообрядчество начало дробиться на отдельные течения — так называемые согласия и толки.

    К концу XVII столетия у староверов не осталось ни одного священника «старого рукоположения». Это грозило полностью парализовать деятельность старообрядческой Церкви. Тогда часть старообрядцев решила принимать к себе священников «нового поставления». Другие не желали принимать от «новообрядческой церкыи» не только священнослужителей, но даже крещения. Этих старообрядцев стали называть беспоповцами.

    Беспоповцы, лишившись священнослужителей, остались почти без всех таинств. Три из них - таинства крещения, покаяния и брака — стали совершать сами миряне. Со временем у них сформировался особый слой наставников, избиравшихся для совершения таинств, богослужений, управления общинами. Беспоповцев называли также перекрещиванцами: они перекрещивали всех новообрядцев, приходивших к ним.

    Те из них, кто не признавал таинства брака и обрекал себя на безбрачие, стали именоваться безбрачниками, или федосеевцами — по имени их идеолога Феодосия Васильева. В 1771 г. федосеевцы основали в Москве ставшее знаменитым Преображенское кладбище. Беспоповцы, которые признавали таинство брака, совершаемое мирянами-наставниками, назывались беспоповцами-брачниками.

    Особое согласие, общину, беспоповцев, составляют нетоверы. У них нет храмов и некоторых церковных служб — отсюда их расхожее название. Сами себя они называют спасовцами, так как надеются, по их утверждениям, на одного только Спаса (Спасителя).

    Старообрядцы не оставляли надежд получить каноническую трёхчинную иерархию (епископы — священники — диаконы). Надежды осуществились в 1846 г., когда к ним присоединился митрополит Босно-Сараевский Амвросий, по национальности грек. Этому событию предшествовали долгие поиски подходящей кандидатуры, а также ходатайство к правительству Австро-Венгрии от имени Белокриницкого моняатыря в Буковине (Западная Украина). Проживавшие в Австро-Венгрии старообрядцы просили разрешения иметь своего епископа.

    Митрополит Амвросий поставил нескольких епископов в Австрии, а его преемник митрополит Кирилл поставил архиепископом «на Москву» Антония (Шутова). Так в 1853 г. была основана Московская старообрядческая архиепископия.
    2. СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    В 1988 г. на старообрядческом Освященном соборе, который был посвящён 1000-летию Крещения Руси, учредили Московскую митрополию, а старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси избрали архиепископа Алимпия.. Белокриницкая Церковь старообрядцев стала официально именоваться Русской Православной Старообрядческой Церковью.

    Часть старообрядцев не признала Белокриницкую иерархию и продолжала принимать «беглых» священников от новообрядческой церкви, за что и получила название беглопоповцев. В 1923 г. к ним перешёл архиепископ Саратовский и Петровский Николай (Шутов), беглопоповцы имеют свою трёхчинную иерархию с духовным центром в Новозыбкове.. Ныне глава этой церкви носит титул архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси.

    В конце XVIII столетия часть московских старообрядцев предложила перечень условий, на которых приверженцы старого обряда могли переходить под управление Русской Православной Церкви, не поступаясь своими обычаями. Эти правила с поправками митрополита Московского Платона (левшина) приняты в 1800 г. Так было положено начало Единоверческой Церкви, канонически подчинённой священноначалию Русской Православной Церкви. В Единоверческую Церковь допускаются только богослужебные книги, созданные по старопечатным (донниковским) образцам, сохранена старая обрядность, но священнослужители рукополагаются местным православным архиереем (епискоапом).

    В 1971 г. на Поместном соборе Русской Православной Церкви было признано, чем старые обряды «равночестны» послереформенным, т.е. так же каноничны (правомерны). Таким образом, Московская Патриархия сделала серьёзный шаг к преодолению раскола Русской Церкви, происшедшему три столетия назад.

    По статистике, в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям». Кроме столицы, больше всего старообрядцев проживают в Нижегородской области. Также поселения старообрядцев есть в Сибири, на юге России, на севере и других местах, куда их предки уходили от притеснений.
    Староверов в нашей республике Хакасия примерно 200 семей, в каждой из которых от трех до 15 человек. «Живут они по несколько семей и общинами в Бискамже, Балыксе, Абакане и его окрестностях, а также в Черногорске. Только в Абакане и его окрестностях наберется 100 человек». (5)

    Например, одна из самых ярких представителей староверов - сибирская отшельница Агафья Лыкова, живущая в нашей хакасской тайге в полном одиночестве, если не считать многочисленных животных из ее хозяйства и обитателей тайги.

    Заключение

    Подведём общий итог рассуждению. Несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения является примером духовной стойкости русского народа. Старообрядческие общины показали уникальную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность к старине, проявили себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

    Таким образом, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой культуры. Это касается как церковного пени (отсутствие пауз, непрерывность и однородность звучания), так и знаменитой старообрядческой иконописи, основанной на традициях русской и византийской школ. В общинах бережно сохранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но самое главное, что они создали культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям.

    Список литературы

    1. Василенко, Н.П. Раскол //Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: в 86 т — Спб., 1890-1907.

    2. Зеньковский, С.А. Русское старообрядчество: в 2-х т. - М., 2006.

    3. История религий / Под ред А.Н. Сахарова. - М.: Русское слово, 2007.

    4. Лунькова, В. Без интернета и паспорта: как живут старообрядцы в Сибири: Текст электронный Режим доступа: https://realty.rbc.ru/news/5f45055d9a794761f82f3870 (Дата обращения 28.12.2021)

    5. Мизонова, Ю. Между миром и тайгой: как живут тысячи старообрядцев в лесах на Енисее:Текст электронный .Режим доступа: https://gazeta19.ru/index.php/v-rossii-i-mire/item/18476-mezhdu-mirom-i-tajgoj-kak-zhivut-tysyachi-staroobryadtsev-v-lesakh-na-enisee (Дата обращения 28.12.2021)


    написать администратору сайта