Главная страница
Навигация по странице:

  • Одесского института предпринимательства и права

  • Гири. ГИРИ. Старший преподаватель юридического факультета Одесского института предпринимательства и права Японское право аксиологические аспекты


    Скачать 61 Kb.
    НазваниеСтарший преподаватель юридического факультета Одесского института предпринимательства и права Японское право аксиологические аспекты
    Дата28.11.2020
    Размер61 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГИРИ.doc
    ТипДокументы
    #154823

    Поляков А.С.


    Старший преподаватель юридического факультета


    Одесского института предпринимательства и права

    Японское право: аксиологические аспекты

    Правовые системы многих стран Азии не обладают той степенью единст-
    ва, которая свойственна западным правовым семьям. Однако у них много
    общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отли-
    чающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все
    эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но, в зна-
    чительной мере, остаются, верны взглядам, в которых право понимается со-
    всем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.
    Считается, что принципы, которыми руководствуются страны Востока, бы-
    вают двух видов:

    1. Признаётся большая ценность права, но само право понимается иначе,
    чем на Западе, имеет место переплетение права и религии;

    2. Отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные от-
    ношения должны регламентироваться иным путём.

    Настоящая статья посвящена рассмотрению базовых аксиологических
    аспектов японского права.

    Буквально все стороны жизни японского общества своеобразны и непо-
    вторимы: философские взгляды, религия, длительная изолированность от
    всего мира, высокая эстетическая культура, симбиоз средневековой самурай-
    ской морали с современной деловитостью; удивительное трудолюбие, вер-
    ность семейным традициям, глубокое чувство патриотизма и любовь к роди-
    не. Новое в Японии тесно переплетено со старым, иностранное – с нацио-
    нальным.
    Это национальное своеобразие нашло отражение и в праве. Для правовой
    культуры Востока вообще и для Японии в частности характерно более дли-
    тельное сохранение общинно-феодальных традиций. Например, особенно-
    стью китайской и японской правовой культуры было то, что считалось необ-
    ходимым сохранять законы, особенно уголовные в тайне, так как согласно
    идущему с глубокой древности представлению, неизвестность грядущего на-
    казания сильнее удерживает от совершения преступления, нежели точное
    знание конкретного наказания. Здесь чётко просматривается влияние религии
    на правовое развитие Японии и Китая. Как в повседневной жизни верующий
    человек не знает, какое наказание за конкретный проступок его ожидает от
    высших сил, так и уголовные законы того времени, выполняющие функцию
    наказания и проистекающие из императорских указов, носили «божествен-
    ный характер».

    Одной из важных парадигм современных социокультурных теорий, явля-
    ется постоянно осознаваемая идея органической связи религии и права. Ото-
    бражая трансцендентные сферы бытия, религия, безусловно, наиболее отда-
    лена и независима от права, которое является более адекватным выражением
    социума. Тем не менее, между религией и правом, как отдельными субстан-
    циями, существуют определённые взаимоотношения, объяснения, которым
    можно найти, применив аксиологический подход, рассматривающий право,
    как социальную ценность и социальное благо1. В настоящее время аксиоло-
    гический метод всё более широко используется в процессе изучения права, в
    особенности национальных правовых систем, ввиду наибольшего соответст-
    вия такому объекту исследования, как культура. Действительно, право вы-
    ступает как «…основной идеологический и практический признак культурно-
    цивилизационного процесса».

    Особенности системы японского права во многом открываются через по-
    нимание системы регуляции поведения, сложившейся в японской культуре.
    Религиозная традиция Японии даёт нам ключ к познанию многих сторон
    действительности и лежит в основе организационных устоев японского об-
    щества.
    При всей своей модернизации жизнь современного японца неразрывно
    связана с религиозными обрядами, пусть даже отчасти утратившими свой ре-
    лигиозный смысл. Религия как догмат иногда исчезает, но религиозное чув-
    ство, как правило, переживает всяческие религиозные формы и течения. Ис-
    кусственное искоренение религиозного сознания прерывает «связь времён»,
    и разрушает духовную жизнь общества и традиционную культуру.
    Вся история Страны Восходящего солнца неразрывно связана с синто –
    национальной религией японцев, являющейся ядром всей культуры. Без син-
    то «японец – не японец, а Япония – не Япония». Синто даёт возможность
    каждому японцу осознать свою национальную самоидентификацию. Основ-
    ной «несущей конструкцией» для государственной жизни Японии является
    фигура верховного правителя - императора, являющегося универсальным ин-
    тегратором, то есть воплощающим религиозные, символические, прагмати-
    ческие, правовые и судебные функции.

    Формирование раннеяпонской государственности происходит около IV –
    V веков. Название «Япония» впервые фиксируется в начале VIII в. Исходя из
    общеисторических закономерностей, можно с уверенностью констатировать,
    что в процессе формирования японской государственности религиозно-
    идеологические факторы должны были играть значительную роль. Формиро-
    вание государственности, безусловно, диктует потребность в обращении к
    письменности. Интересующий нас более всего идеологический аспект функ-
    ционирования японской государственно-правовой системы обеспечивается
    созданием законодательных и мифологическо-летописных сводов.
    Первым из полностью дошедших до нас сочинений является «Кодзики»
    (712 г.). По тексту этого памятника хорошо видно, что «… официальная ис-
    тория понималась, прежде всего, как история страны, персонифицировавше-
    гося в истории (то есть мифе и собственно истории) правящего, а также дру-
    гих могущественных родов»3. Текст «Кодзики» имеет ясно выраженную
    идеологическую направленность: он призван обосновать легитимность пра-
    вящей династии («императоры» как прямые потомки богини солнца Аматэ-
    расу), а также справедливость занимаемого ныне положения главами других
    влиятельных родов (поскольку их божественные предки играли ту или иную
    роль в обустройстве японского государства в мифологические времена). Та-
    ким образом, задача «Кодзики» и последовавшего за ним мифологическо-
    летописного свода «Нихон сёки» (720 г.) состояла в том, чтобы создать та-
    кую модель прошлого, которая бы адекватно отражала социальную структу-
    ру настоящего. Именно наличие прошлого считалось (впрочем, считается и
    теперь) необходимым условием для оправдания существования тех или иных
    социальных установлений и институтов. Идеальная схема общественного
    устройства предполагала, что чем более древним было происхождение того
    или иного рода, тем большими правами пользовался он в настоящем. Резуль-
    татом соотношения космологического строя представлений с исторической и
    государственно-правовой действительностью было появление свода импера-
    торских указов VII – VIII вв. «Сэммё». По содержанию «Сэммё» прослежи-
    вается характер связи социальных и государственных институтов того пе-
    риода с обрядово-культовой практикой и религиозно-идеологическими заим-
    ствованиями. В текстах «Сэммё» император часто титулуется следующим
    образом: «Наш государь, сын Ямато, о коем молвят с трепетом, что как бог
    явленный, великой страной восьми островов правит, … пребывает в согласии
    с законами, начатыми и установленными государем, о коем молвят с трепе-
    том, правившим Поднебесной…»4. Исполнение сэммё было средством обес-
    печить стабильность и благополучие государства и проводилось в рамках
    тщательно разработанного имперского ритуала. Именно поэтому, начиная с
    этого времени и кончая X в. (период, когда общегосударственные законы в
    значительной степени перестали соблюдаться ввиду распада вертикали вла-
    сти) Японское государство обычно квалифицируется как Рицурё: кокка –
    «государство, основанное на законах».

    Таким образом, синтоистское миросозерцание должно было привести к
    культу предков. Идеологический контроль над прошлым приравнивался к
    контролю над настоящим, а «время осознавалось как континуум, имеющий
    неодинаковую ценность в различных своих отрезках». Следствием такой
    ценностной ориентации стало стремление государства монополизировать
    контроль над прошлым (особенно над далёким прошлым – мифами), то есть
    миром предков. В Европе и Америке культ предков давно перестал сущест-
    вовать. В Японии с её конституционным режимом он существует и доныне;
    там, где своды законов пишутся по образцу западных стран, где цивилизация
    во всех её видах пустила корни, - культ предков имеет огромное влияние на
    законы и обычаи страны. Поэтому структура вертикали государственной вла-
    сти Японии всегда была неразрывно связана с синтоизмом через культ пред-
    ков.
    Императорская фамилия самыми разнообразными путями была непосред-
    ственно вовлечена в японскую культуру, во главе которой находился импера-
    торский ритуал. Верховный правитель Японии именовался сумэра-но мико-
    то, что переводится как «Небесный повелитель» (позже микадо «Великие
    врата»), по учению синто есть представитель и наместник божества на земле,
    глава не только светской, но и духовной власти. Он являлся не только вер-
    ховным жрецом, но и верховным судьёй, имеющим «небесный мандат»,
    уполномочивающий его на осуществление правосудия. Принесение жертв
    богам и управление страной называется мацури, что выразилось в провоз-
    глашении единства «почитания богов и политики». Входя на престол, новый
    император проводил специальный магический ритуал, при котором, как счи-
    тается, от умершего императора к новому переходит его душа, полученная от
    богини Солнца – Аматэрасу. Фигура японского императора была священной.
    Но это была другая, отличная от Европы священность. Во-первых, в отличие
    от европейских монархов, а также от всех остальных японских семей, кланов,
    домов и родов, императорский дом не имеет фамилии, что, безусловно, не-
    мыслимо для Европы. Положение правящего дома в Японии было настолько
    прочно, что никакой фамилии ему попросту не требовалось. Во-вторых, это
    была своеобразная неприкосновенность – в том смысле, что японский импе-
    ратор не становился предметом живописного или словесного изображения
    или становился в минимальной степени. Японский император напоминает
    синтоистское божество, которое, как правило, тоже никогда не изображается.
    В других странах (например, в Великобритании, Швеции) монархи также яв-
    ляются главами национальных церквей, но только в Японии император лично
    отправляет религиозные ритуалы. Более того, его участие в этих ритуалах как
    бы лишено личностного момента. Он испрашивает благословения ками (бо-
    жеств) не для себя лично, а для всего народа.

    Таким образом, свойственный синтоизму культ предков в результате на-
    полнился историческим содержанием, позволяя передаваться во времени
    максимуму возможной информации: время воспринималось, прежде всего,
    как процесс преемственности. Оттого и идея революционных преобразова-
    ний, неизбежно связанных с волевым разрывом связи времён, то есть поко-
    лений, никогда не пользовались в Японии сколько-нибудь широкой популяр-
    ностью, отчего японские реформаторы всегда представляли свои новаторские
    идеи в контексте традиции, возврате к прошлому.

    Нынешний статус императора, который принятая после окончания Вто-
    рой мировой войны конституция определяет как символ единства нации,
    вполне вписывается в исторические реалии. Поэтому все социологические
    опросы показывают, что людей, которые выступали бы за отмену института
    императорской власти, чрезвычайно мало. Поскольку синто в широком по-
    нимании представляет собой базу формирования мировосприятия и миро-
    ощущения японцев, можно говорить о том, что императорский род был и ос-
    таётся центром японской культуры.

    Тем не менее, в условиях падения легитимности императорских указов и
    заимствования западной правовой системы, реальным правовым регулято-
    ром стали морально-правовые обыкновения – гири, представляющие собой
    социально-психологические нормы способствующие выработке общих для
    большей части населения Японии установки ценностей, и формирующие об-
    щенациональное сознание. Следует заметить, что у японцев никогда не было
    своих собственных национальных законов и чётко структурированной сис-
    темы права, непосредственно выросших на национальной почве. Тысячу три-
    ста лет назад Япония заимствовала целиком все свои законы (имеются в виду
    кодекс «Тайхо рицурё», свод законов «Ёро рицурё») у китайцев. Даже знаме-
    нитая «Конституция Сётоку» («Закон 17 статей») испытала влияние буд-
    дизма и конфуцианства. В XIX в. Япония целиком переняла французские и
    немецкие кодексы, построенные на римском праве, ввиду желания, во что бы
    то ни стало добиться равноправия с государствами – членами международ-
    ной семьи культурных держав. Америка и Европа, принудив Японию от-
    крыть свои порты для иностранцев, добилась для своих подданных привиле-
    гии экстерриториальности, то есть права судиться исключительно у своих
    консулов: ведение японских судов и властей на иностранцев не распростра-
    нялось. Такой порядок вещей Япония считала унизительным для своего на-
    ционального достоинства, но все претензии в этой области решительно от-
    клонялись европейскими державами до тех пор, пока Япония не ввела у себя
    целый ряд новых правовых уложений составленных по европейским образ-
    цам. Так, начиная с 1899 г. иностранцы, пребывающие в Японию, подлежат
    ведению японских судов.

    Тем не менее, говоря о праве Японии, следует всегда учитывать различие
    между законодательно сформулированным правом и его применением в кон-
    кретных делах. Действительно, идея права европейского образца практиче-
    ски не проникла в повседневную жизнь японцев. Главное для японцев - нор-
    мы поведения гири, установленные для каждого вида человеческих отноше-
    ний традицией. Корни понятия «гири» довольно туманны, а само слово фак-
    тически непереводимо и не поддаётся точному определению. Гири может
    быть понято как «сумма родственных значений, важнейшие из которых сле-
    дующие: 1) моральные начала или долг; 2) правила, которым человек обязан
    подчиняться в общественных отношениях; 3) нормы поведения, которым
    личность обязана следовать, иногда даже вопреки своему желанию»6.
    Существует множество противоречивых теорий об изначальном проис-
    хождении института «гири», но большей частью под «гири» понимают раз-
    новидность общественной нормы поведения, выработанной в феодальные
    времена сословием самураев. В период Камакурского сёгуната была даже
    предпринята попытка кодификации гири и придания им характера источника
    общеяпонского права. Однако политическая раздробленность порождала
    правовой партикуляризм: каждое княжество руководствовалось собственны-
    ми властными предписаниями и нормами обычного права. Лишь военно-
    политическое объединение Японии в период третьего сёгуната - сёгуната
    Токугава – создаёт предпосылки для унификации правовых укладов и фор-
    мирования общеяпонского права.

    Таким образом, правовая система Японии исходит из гири и опирается на
    его правила. Составители законов чётко отдают себе отчёт в том, что не сле-
    дует вступать в противоречие с нормами неписанных, но очень строгих пра-
    вил. Большинство японцев недолюбливает юридические правовые нормы. С
    одной стороны в народе считают, что от закона (хо) лучше держаться по-
    дальше, с другой – закон воспринимается как нечто чуждое, занесенное из-
    вне. Японцы ощущают свой гири перед начальством, страной, императором,
    и этого вполне достаточно. Так, например, хотя японское гражданское право
    берёт на себя обязанность регулировать исполнение обязательств, так же как
    в любой западной стране, на самом деле такая регуляция, по сути дела, не
    осуществляется. На самом же деле все обстоятельства неукоснительно дол-
    жен соблюдать тот, кто стоит ниже по иерархии. От вышестоящего ожидают
    лишь достойного отношения к соглашению. Все конфликтные ситуации бу-
    дут разрешаться не через суд, а по правилам гири.

    В целом нормы поведения японцев исходят не из юридических основа-
    ний, а скорее из сложившихся психологических установок. Нормы Запада всё
    больше проникают в японскую культуру, однако вряд ли японцы откажутся
    от своих взглядов на государство, власть, право, закон. Слишком глубоко эти
    взгляды вошли в национальную психологию, этику и культуру.

    1. См. Алексеев С.С. Теория права. – Харьков, 1994. – С. 125.

    2. Молодякова Э.В. Синто в послевоенные годы //Синто – путь японских богов: В 2 т. Т.1. Очерки по истории синто. СПб.: Гиперион, 2002. – С. 347.
    3. Мещеряков А.Н. Синтоизм и древнее государство (V – VIII вв.) годы //Синто – путь японских богов: В 2 т.,Т.1. Очерки по истории синто. СПб.: Гиперион, 2002. – С. 89.

    4. Норито. Сэммё. Пер. со старояп. Л.М. Ермаковой. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы,1991. – С. 19.

    5. Мещеряков А.Н. Синтоизм и древнее государство (V – VIII вв.) годы. – С. 89.

    6. Япония. Как её понять: очерки современной японской культуры / Под. ред. Осаму Икэно, Роджер Дж. Дэвис; пер. с англ. Ю.Е. Бугаева. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – С. 87.


    написать администратору сайта