Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

  • Задание 1. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Каков круг лиц, которые могут призываться к наследованию, а также каковы их права и обязанности»

  • Задание 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «В чем состоит суть теории естественного права»

  • Задание 3. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы: Почему дисциплина Правоведение включена во все учебные планы не юридических специальностей

  • - Что изучает дисциплина учебная Правоведение

  • - В чем особенности предмета и метода Правоведения

  • Проваведение. Правоведение. Статья 1116 гк рф. Лица, которые могут призываться к наследованию (действующая редакция)


    Скачать 34.28 Kb.
    НазваниеСтатья 1116 гк рф. Лица, которые могут призываться к наследованию (действующая редакция)
    АнкорПроваведение
    Дата09.06.2022
    Размер34.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПравоведение.docx
    ТипСтатья
    #581648

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра экономики и управления

    Форма обучения: заочная


    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    ПРАВОВЕДЕНИЕ



    Группа Вл19Э371

    Студент

    А.И. Харитонова

    МОСКВА 2020

    Задание 1. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Каков круг лиц, которые могут призываться к наследованию, а также каковы их права и обязанности?»

    Статья 1116 ГК РФ. Лица, которые могут призываться к наследованию (действующая редакция)

    1. К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

    К наследованию по завещанию могут призываться также указанные в нем юридические лица, существующие на день открытия наследства, и наследственный фонд, учрежденный во исполнение последней воли наследодателя, выраженной в завещании.

    2. К наследованию по завещанию могут призываться Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации, а к наследованию по закону - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса.

    Задание 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «В чем состоит суть теории естественного права?»

    Теория естественных прав стара как мир. Она была известна как минимум в Древней Греции, хотя у меня нет сомнений, что и месопотамские цивилизации, и Китай, и Индия знали о ней еще 4-5 тысяч лет назад. В Библии мы также находим достаточно оснований для натуралистских позиций. Вместе с этим, в современном мире наблюдается удручающая картина, когда многие люди едва ли понимают, что собой представляет натурализм.

    Суть: Есть некие права, которые даны человеку без государства, до государства и независимо от государства и общества. В этой статье мы не будем рассматривать вопрос происхождения этих прав: от Бога или от природы, главное, что здесь общее — это данность. Человек не приобретает эти права, не вступает в них, не получает в качестве привилегии от кого-либо. Независимо от того, каким будет список естественных прав — сейчас это не имеет значения, — сама суть заключается именно в неких данных правах, которые не отделены от природы человека. 

    Право как данность и право как возможность различны. Когда вы имеете гражданские права, то вы можете решать, воспользоваться ими или нет в данный момент времени. Например, право голоса — оно сегодня есть у всех взрослых граждан, но далеко не все ходят на выборы, а значит, имея на то право, они им не пользуются. Право на свободное передвижение внутри страны также гарантируется конституциями, но многие люди могут почти всю жизнь прожить в одной деревне, хотя государство вам это право гарантирует. В то же время, в определенных обстоятельствах государство может временно лишать людей этих и других прав, например если идет война или эпидемия, то право на передвижение может быть ограничено. В сущности, государство, будучи гарантом безопасности на определенной территории, имеет, в свою очередь, на то право (законные основания). 

    Есть права, которые даются определенным людям в силу обычаев. Эти права поддерживаются обществом без особых усилий, в силу традиций и легитимности в глазах всех. Например, право занимать престол у представителя определенной династии или право на совершение религиозных обрядов для потомственных священнослужителей (как брахманы в Индии и коэны в Древнем Израиле). Теоретически и здесь остается возможным отказаться от такого права, освященного обычаями, если обладающий таким правом человек соизволит это сделать (хотя едва ли без последствий). 

    А вот естественное право у каждого человека дано по-умолчанию и без всяких условий. Нельзя заранее выбрать его, как нельзя и дискреционно отнять это право у другого человека. Наиболее ясно это видно в естественном праве на жизнь. Каждый человек начинает свое существование, будучи живым. Эта жизнь не заработана им, не дана ему другими людьми (когда мы говорим, что мать дает жизнь ребенку — это метафора); человек входит в мир бесплатно и безальтернативно. Никто из людей не может отнять жизнь у себя подобных произвольно (лишь в рамках закона, в случае смертной казни, применяемой в отношении опасного преступника или при нападении — тогда это будет самообороной, т.е. защитой жизни). В сущности, забрать жизнь человека может только Бог — и чаще всего Он и пользуется этим правом (кто не верит в Бога, может ограничиться тем, что законы природы дали — законы природы и взяли обратно). 

    В естественное право не входит право на жилье или еду, так как есть данное, а есть приобретаемое или выбираемое. Современная концепция прав человека включает в себя как естественные права, так и права позитивного происхождения, которые возникают у человека по тем или иным причинам в силу деятельности государства. Дом и еда представляют собой ресурсы, которые необходимо произвести с помощью труда, либо собственного, либо чужого. Поэтому люди не могут иметь право на дом и еду, ибо их надо откуда-то взять. В этом случае получилось бы, что люди имели бы право на продукты труда друг друга. Однако человек испытывает голод и холод, ему надо спать и где-то жить, чтобы естественное право на жизнь не прекратилось самым трагичным образом. Что же делать? Всё просто — человек имеет право вести хозяйственную деятельность, которая позволит ему накормить себя, согреть, обеспечить кровом и т.д. Для этой цели ему, в т.ч., нужна собственность (дом, орудия труда) и возможность реализовать данные от природы таланты. При этом каждый человек имеет такие права, а значит, его хозяйственная деятельность не должна ограничивать другого человека, подрывая его право на жизнь. Интересно заметить, что право собственности у средневековых авторов не входит в естественные права (т.к. человек изначально жил в Эдеме, где ресурсы не были ограничены), но поскольку оно необходимо для обеспечения права на жизнь в условиях ограниченных ресурсов, его можно считать естественным — с христианской точки зрения оно стало таковым, когда смерть, голод и холод стали частью человеческого бытия. 

    Кстати, право на размножение можно считать естественным. Оно тесно связано с правом на жизнь, кроме того, наследники нужны для того, чтобы плоды трудов человека можно было передать своим потомкам и они не были утеряны. 

    Отсюда следует, что гипотетические разные списки прав не аргумент против естественного права. Можно отчетливо выделить то, что к естественному праву относится может, то, что для сохранения его необходимо, и то, что относится к особенностям современного общества. Хотя исторически, если проследить развитие теории натурализма, мы не встретим базовых разночтений. Теоретики всегда связывали естественное право с разумом. Цицерон (I век до Р.Х.) говорил: “Конечно, существует истинный закон: это верный разум; он соответствует природе, присутствует во всех людях; он неизменен и вечен; его предписания взывают к долгу, его запреты удерживают от ошибки…Преступление — заменять его противоположным законом; недопустимо не исполнить хотя бы одно его распоряжение, и никто не может полностью его упразднить”. Фома Аквинат (XIII век) писал: “Естественный закон — участие вечного закона в разумном творении…человеческий закон в той мере является таковым, в какой он соответствует здравому разуму, а значит, проистекает из вечного закона. Если же закон противоречит разуму, то он называется несправедливым законом; однако в этом случае он перестаёт быть законом и становится актом насилия”. Гуго Гроций в XVII веке писал: “Право естественное есть предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым”.

    Бесспорно, что теория натурализма сталкивалась за свою многотысячелетнюю историю с рядом возражений и теоретических сложностей. В основном они касаются не позиции о данных человеку неотчуждаемых правах, а о проблемах их исполнения в обществе. Можно и нужно дискутировать на тему — какие права естественные и неотчуждаемые. Но главное — отталкиваться от того, что у каждого человека есть что-то такое, что никто другой из людей не вправе произвольно отнять и исполнение обществом чего и есть справедливость. Представим, если такой установки нет — тогда любой политический режим или отдельный человек может делать с другими людьми что угодно, но никаких оснований, кроме силы, запретить им это делать или наказать их у нас не будет. 

    Люди на протяжении тысячелетий понимали и продолжают понимать, что обман, убийство и присвоение чужого — это то, что достойно осуждения и не имеет отношения к справедливости и разуму. 

    Последний вопрос этой статьи: существуют ли естественные права без гаранта? Да. Гарант не может предшествовать тому, что он должен гарантировать. Человек изначально жив, это его право обеспечено Богом и природой. Мы можем насыщать себя, можем согреть себя, можем вылечить себя и т.д. — это первичная гарантия нашего самого базового права. До государства с его судами и полицией, до появления монополии на силу, люди не занимались истреблением друг друга, только если не находились по тем или иным причинам во враждебных отношениях (что происходит и при государствах). Едва ли люди начнут убивать друг друга на острове, где нет государства. Общество предшествует государству, кроме того, обычаи и религиозные предписания вкупе с социальным контролем могут действовать на правопорядок в обществе равных и близких культурно людей ничуть не менее действенно, чем самая эффективная государственная правоохранительная система.

    Задание 3. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

    Почему дисциплина Правоведение включена во все учебные планы не юридических специальностей?

    Цивилизованное общество не может обходиться без регулирующего воздействия на жизнь людей со стороны права. Современному человеку, а тем более специалисту в любой сфере деятельности необходимо хотя бы общее понимание того, что есть право, каково назначение законодательства, какова его действительная роль в том или ином обществе, как использовать правовой инструмент для достижения общественных и личных целей, наконец, как устроена и действует система права государства.

    Особо следует сказать об отношении к праву в России. Можно даже утверждать, что некоторая отсталость нашего общества в значительной степени связана с традиционным правовым нигилизмом, пренебрежением к праву как со стороны рядовых граждан, так и со стороны власть имущих: будь то чиновники при царях, номенклатурные работники при генеральных секретарях, или современные государственные служащие. Отсюда и пренебрежительное отношение к правовым знаниям. Если правовое воспитание (именно воспитание, а не просвещение) и поддерживалось директивными органами, то только в духе беспрекословного уважения к системе, когда права и свободы человека и гражданина уходили на третий план. К тому же речь могла идти только о тех из них, которые были дарованы власть имущими.

    Дисциплина «Правоведение» предусмотрена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для многих специальностей неюридического профиля, определяя минимум обязательных требований к правовым аспектам общепрофессиональной подготовки будущих специалистов.

    Изучение курса «Правоведение» имеет своими целями, во-первых, повышение правовой культуры студентов, во-вторых, приобретение ими элементарных навыков по юридической защите своих гражданских прав и свобод, в-третьих, дать элементарные знания (привить умения и навыки) для последующей ориентации в правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от избранного им рода занятий.

    Прикладное значение настоящего курса состоит в том, чтобы в ходе освоения материала приобрести навыки по взаимодействию с органами государственной власти такими как прокуратура, суды, нотариат, органы внутренних дел, сформировать навыки и умения по работе с законодательством РФ, юридическому анализу конкретной жизненной ситуации, оперативному поиску, толкованию и применению правовых норм как в профессиональной деятельности, так и для защиты личных прав.

    Разумеется, в рамках курса рассматриваются далеко не все юридически значимые проблемы, а только базовые, наиболее удовлетворяющие практическим потребностям.

    Таким образом, учебная дисциплина (предмет) «Правоведение» изучает вопросы основных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, уголовного и т.д.), которые, с одной стороны, дают общее представление о роли тех или других правовых норм, а с другой – представляют необходимые знания для того, чтобы ориентироваться в решении проблем, сопровождающих каждого человека на протяжении всей его жизни. Хотя изучение курса и позволяет грамотно оценивать некоторые жизненно важные ситуации, не следует думать, что на все вопросы можно получить ответ из учебника. Но учебник позволяет грамотно и по адресу обратиться за помощью или хотя бы информацией для решения вопросов.

    учебное пособие «Правоведение» рассчитано на студентов неюридических специальностей; для студентов-экономистов и менеджеров курс имеет также важное прикладное значение.

    - Что изучает дисциплина учебная Правоведение?

    Правоведение - это наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, развития, а также терминологию государства и права. Предмет правоведения - это круг вопросов, составляющих теоретическую основу отраслевых юридических наук. Например, основы государственного строя, федеральные законы, правоотношения, правонарушения, законность и правопорядок и т.д.

    - В чем особенности предмета и метода Правоведения?

    Особенности науки теории государства и права выражаются не только в ее предмете, но и в методе. Поэтому после выяснения того, что является предметом изучения, необходимо рассмотреть как изучаются государство и право.

    Метод (греч. methodos ) – путь исследования, способ познания чего-либо.

    Методы правоведения – это способы и приемы познания, получения объективных знаний о государственно-правовой действительности, используемые всеми юридическими науками[20] (Цыганов В.И.).

    Метод должен соответствовать уровню задач познания и изучаемому предмету. Объективность полученных любой наукой знаний зависит от того: правильно ли выбран метод ее изучения. Но для этого сами методы должны быть изучены, усовершенствованы.

    Учение о методах, об их классификации и эффективном применении называется методологией. Термин “методология” складывается из двух греческих слов: “метод” (путь к чему-либо) и “логос” (наука, учение). Методология – это учение, наука, знание о методах.

    Методология теории государства и права – это направление ее исследований, посвященное закономерностям научного познания и разработке наиболее соответствующих предмету и задачам познания методов.

    Методология теории государства и права - это особое направление исследований, в рамках которого изучаются закономерности процесса познания объекта, вырабатываются наиболее правильные, эффективные приемы и способы исследования правовой системы общества

    Методология юридической науки представляет собой относительно самостоятельную область юриспруденции, в рамках которой рассматриваются условия и формы научного познания государства и права, основания, принципы и методы юридических исследований.

    Система методов теории государства и права - это совокупность приемов познания предмета, последовательно применяемых наукой в зависимости от этапа, стадии познавательного процесса

    Методы ТГП обычно распределяют в зависимости от критериев на различные классификационные группы. Методы теории государства и права можно сгруппировать в определенную систему: общенаучные, специальные, частноправовые. Методологической основой этой классификации считают всеобщий философский метод (материалистический и диалектический методы), которые пронизывают весь процесс научного познания. Данную классификацию подверг критике В.М. Сырых за то, что она не раскрывает органические связи между различными группами методов. Он предложил преодолеть данный недостаток путем распределения методов познания в соответствии с основными этапами познавательного процесса.

    Любой познавательный процесс проходит два основных уровня:

    1. Эмпирический уровень, на котором наука получает знания об эмпирических фактах, собирая и обобщая первичную информацию об объекте. К методам эмпирического уровня относятся: 1) методы сбора и изучения единичных фактов; 2) методы обобщения единичных фактов.

    1) К эмпирическим методам сбора и изучения единичных фактов относятся:

    а) методы толкования права, с помощью которых уясняется содержание, смысл правовых норм, выраженная в них воля законодателя. К методам толкования права относятся следующие способы: лингвистический, логический систематический, историко-политический, телеологический (целевой), юридический;

    б) конкретно-социологические методы, которые связаны с применением в области права достижений конкретной социологии; изучением фактического поведения людей в сфере политики и права, с помощью метода наблюдения, анализа письменных источников, анкетирования и интервьюирования, социально-психологического метода.

    2. К эмпирическим методам обобщения единичных фактов относятся:

    а) метод сравнительного правоведения, который состоит главным образом из методик выявления фактов сходства и различия, присущих государственным и правовым системам разных стран;

    б) статистические методы, которые применяются к фактам, полученным при помощи методов анкетирования, наблюдения, анализа письменных источников, социально-психологических методов с целью выявления в них общего и устойчивого;

    в) метод социально-правового эксперимента, когда в ограниченной сфере создается реальный набор государственно-правовых условий с целью изучения их приемлемости для практики и более широкого распространения;

    2. Теоретический уровень, на котором на основе полученной на первом этапе информации образуются, изменяются и дополняются понятия науки; обнаруживаются закономерные связи между отдельными сторонами предмета. К методам теоретического уровня относятся: а) методы научной абстракции (метод восхождения от конкретного к абстрактному); б) методы познания закономерностей;

    а) Цель теоретических методов научной абстракции – это преобразовать полученные на эмпирической стадии исследования, представления об отдельных государственно-правовых фактах в теоретические абстракции, т.е. общие понятия, которые охватывают однотипные явления и процессы, раскрывая их существенные свойства и признаки.

    б) Цель теоретических методов познания закономерностей – установить необходимые существенные связи между отдельными явлениями и процессами государственно-правовой действительности, понять ее как единый, взаимосвязанный механизм.

    На этой стадии используется, в основном, системно-структурный метод, который предполагает четкое выделение структурных компонентов того или иного явления, отграничение одного элемента от других, установление его основных свойств, выявление иерархической соподчиненности (взаимосвязи) отдельных элементов, благодаря которой они приобретают свойства единого целого.

    В развитом научном знании на этой стадии особую роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному.

    Методы теории государства и права можно сгруппировать в определенную систему:

    I) Всеобщие философские методы – это мировоззренческие подходы к изучению государства и права, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют два противоположных метода - метафизику и диалектику.

    Метафизика – это философский метод, рассматривающий вещи и явления как законченные и неизменные, независимые друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

    Метафизика рассматривает государство и право в их неизменности и независимости друг от друга и от других общественных явлений, отрицает внутренние противоречия как источник их развития.

    Диалектика – это философский метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика противоположна метафизике. Диалектика рассматривает государство и право в их развитии.

    Законы диалектики:

    1. Единство и борьба противоположностей (единство прав и обязанностей);

    2. Переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное);

    3. Отрицания отрицания выражает преемственность развития, связь нового со старым (например, в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).

    На предыдущем, марксистко-ленинском этапе своего развития теория государства и права использовала, главным образом, так называемый основной метод - диалектический материализм. Диалектический материализм – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В рамках этого метода государство и право рассматривались как развивающиеся, динамичные социальные институты, причины развития которых находятся в экономике, материальных условиях жизни общества.

    II ) Общенаучные методы – это приемы, которые используются во всех или в большинстве наук, на различных этапах познания для достижения конкретных познавательных целей.

    К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, индукцию, дедукцию, системный метод, функциональный метод, формально-логический метод, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, аналогию, абстрагирование, моделирование, эксперимент.

    Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта познания на элементы.

    Синтез – соединение элементов в единое целое.

    Индукция – это умозаключение от частного (фактов) к общему.

    Дедукция - это умозаключение от общего к частному (фактам).

    Системный метод основан на рассмотрении объектов познания как систем Например, политическая система, правовая система, государственный аппарат.

    Функциональный метод – основан на проникновении в сущность объекта с помощью изучения его функций. Например, изучение сущности государства через его функции.

    Аналогия – это сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.

    Абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

    Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

    Эксперимент – апробация некой идеи, научной гипотезы в ограниченном масштабе для понимания обоснованности и эффективности идеи.

    Исторический метод требует рассмотрения государственно-правовых явлений в их развитии и исторической взаимосвязи.

    III ) Специальные (конкретно-научные) методы – это методы, получившие разработку в специальных конкретных науках и используемые ТГП для познания государственно-правовых явлений на основе специальных неюридических знаний.

    К ним относят: математический, кибернетический, социологический, статистический, психологический.

    Математический метод – это приемы оперирования с количественными характеристиками.

    Кибернетический метод – это метод исследования информационных потоков, функционирующих в сфере государства и права, то есть рассмотрение государства и права как информационных систем.

    Социологический (конкретно-социологический) метод – это исследование государства и права с привлечением социологических фактов и социологических процедур познания. К социологическому методу относятся: а) анкетирование; б) интервьирование; в) опрос; г) наблюдение; д) социологический эксперимент.

    Статистический метод – это метод сбора и обработки больших массивов данных о фактах, о тех или иных массовых, повторяющихся государственно-правовых явлениях, например, о таких как правонарушения.

    Психологический метод – это метод исследования психической сферы человека и социальных групп.

    IV ) Частноправовые методы ТГП разработаны и используются в рамках правоведения.

    а) Методы толкования права. Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания нормативно-правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

    б) Сравнительно-правовой метод (сравнительное правоведение) – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т.д.

    в) Формально-юридический метод – это метод исследования, при котором право изучается в “чистом виде”, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, моралью и т.д.). К конкретным проявлениям этого метода относятся: исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т.п.;

    г) Правовое моделирование;

    д) Правовой эксперимент;

    е) Правовое прогнозирование;


    написать администратору сайта