|
таблица. Стилистические функции звукозаписи в художественной речи
«Стилистические функции звукозаписи в художественной речи»
Функция
| Значение функции
| Пример
| Звукоподражание
| это употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
| Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно,
бесшумно шуршат камыши...
(К. Бальмонт) Партер и кресла – все; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит.
(А.С.Пушкин из отрывка «Евгений Онегин»).
| Выразительно-изобразительная функция
| звукопись не ограничивается отражением лишь слуховых впечатлений. Диапазон ее выразительных возможностей шире: она может рисовать различные по характеру действия (энергичные, порывистые и спокойные), отражать настроения и чувства героя.
| Например, в стихотворении А.С. Пушкина «Обвал» звукопись помогает представить переправу через Терек по снежному обвалу, перегородившему реку:
И путь по нем широкий шел:
И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вел степной купец...
В словосочетании конь скакал выразительно повторение мгновенных глухих согласных к и звукосочетаний ко - ка - ка, словно имитирующих стук конских копыт. В словосочетаниях влекся вол преобладают уже другие по качеству звуки: длительные согласные в, л, гласный о. Их повторение помогает представить замедленное движение вола. Следующая часть фразы - и своего верблюда вел степной купец - длиннее каждого из предыдущих простых предложений вдвое (что отражается и графически). В этих словах однообразно повторяются длительный согласный в и звукосочетания во - ве - во. Такая фонетическая организация речи усиливает выразительность слов, рисующих неторопливое движение верблюда.
| Эмоционально-экспресивная функция
| | (Каким наитием, какими истинами, о чем шумите вы, разливы лиственные? - Цв.; И шальной, шевелюру ероша, в замешательстве смысл темня, ошарашит тебя нехорошей, глупой сказкой своей про меня. - Паст.).
Нередко с помощью звукописи поэт стремится выразить переполняющие его чувства (Милая, ты ли? та ли? Эти уста не устали... – Ес).
| Смысловая функция звукописи
| выполняет серьёзную смысловую функцию в поэт-ой речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы.
| Например, в поэме «Облако в штанах» Маяковский с помощью аллитераций выделяет малознакомое слово лепрозорий: Мы, каторжане города-лепрозория, где золото и грязь изъязвили проказу, - мы чище венецианского лазорья, морями и солнцами омытого сразу!
| Композиционная функция
| роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.
| Например: Ты рванулась движеньем испуганной птицы, ты прошла словно сон мой легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, зашептались тревожно шелка (Бл.). Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием вздохнули духи словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х), образное выражение задремали ресницы получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки... Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.
| Понятие звукообраза
| подбор лексики, заданный звуковым обликом главного по смыслу слова; к тому же нередко это слово используется для заголовка.
| в стихотворении А.С. Пушкина «Адель» настойчиво повторяются звуки: а - ль: Играй, Адель, не знай печали Хариты, Лель тебя венчали и колыбель твою качали. Звуковые повторы глубже вводят в наше сознание главное слово, скрепляют логические связи созвучных с ним слов. В таких случаях говорят о звукообразе, то есть о художественном образе, усиленном средствами звукописи.
| |
|
|