Главная страница

Стили речи. Стилистика учит сознательному и целесообразному использованию законов языка и употреблению языковых средств в речи


Скачать 217 Kb.
НазваниеСтилистика учит сознательному и целесообразному использованию законов языка и употреблению языковых средств в речи
Дата21.03.2022
Размер217 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСтили речи.doc
ТипЗакон
#407776
страница3 из 4
1   2   3   4

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля – функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенден­циозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Стилевые особенности: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, четкость и логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного), общедоступность (понятность для широкой аудитории), оценочность.

Языковые особенности. Лексические особенности:

-стандартные формулы, речевые клише, т.е. те словосочетания которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: живой отклик, резкая критика, коренные преобразования, радикальные меры, знаковая фигура, мирное наступление.

-использование слов с переносным значением, фразеологизмов: на политической арене, акула капитал.

-употребление эмоционально-оценочной (экспрессивной) лексики:  милосердие, помыслы, дерзать, процветание, насаждать, обывательский, саботаж.

-использование книжной лексики, имеющий торжественную, патетическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвованиевоинство, отчизна, свершения, держава, страж.

- употребление специальной лексики, в зависимости от освещаемых тем, событий (лексика науки, экономики, политики, военная терминология и т.д.)

- используются разные изобразительные средства: метафора, метонимия (Москва готовится ко Дню города), антитеза, оксюморон (красноречивое молчание, мрачное веселье), перифразы (Страна восходящего солнца – вместо Япония; Туманный Альбион - Великобритания).

Морфологические особенности:

- употребление сложных слов и сокращений (ООН, ОАО, СНГ, высокоэффективное).

- использование глаголов в повелительном наклонении: вспомните, давайте обсудим, читайте в следующем номере, смотрите в следующем выпуске.

-использование формы страдательных причастий прошедшего времени:  меры по наведению общественного порядка усилены, решение принят.

- широко употребляются производные предлоги: на основе, в области, в свете, в духе, с учётом, по линии, по пути.

Синтаксические особенности:

- использование эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательных предложений, риторические вопросов, предложений с обращениями, повторами; назывных предложений.

- введение в авторский текст прямой речи.

- важную стилеобразующую функцию выполняют заголовки: от них во многом зависит, обратит ли читатель внимание на данный текст. Они могут быть утвердительными, содержать риторический вопрос. (Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.) Часто употребляется именительный падеж в названии заголовков: Профессия: как её выбрать?; Студент XXI века. Какой он?

Жанры публицистики. Публицистический стиль представлен множеством жанров. Их можно классифицировать по сфере применения:

1. газетные – очерк, заметка, интервью, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты, поздравление;

4. коммуникативные – пресс-конференция, телемост;

5. рекламные – объявление, плакат, лозунг.

Также основанием для классификации может служить содержание текстов:

- информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);

- аналитические (беседа, статья, рецензия, обзор, обозрение)

- художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

Заметка – краткое сообщение в газете на актуальную тему.

Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы. Основной стилистический признак жанра – логичность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же от посылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.

Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы, передаваемые по телевидению, радио или напечатанная в газете, журнале.

Прокламация – печатное воззвание агитационного характера, в том числе в форме листовки.

Манифест – воззвание, декларация, обращение общественной организации, политической партии, содержащие программу и принципы их деятельности.

Репортаж – оперативное сообщение о каком-либо событии.

Очерк – жанр изложения и анализа различных фактов и явлений социальной жизни с непосредственной их интерпретацией автором.

Эссе – жанр философской и публицистической прозы, характеризующийся свободной формой авторского изложения и трактовки затрагиваемой проблемы.

Художественный стиль – язык художественной литературы, т.е. применяется при создании художественных произведений. Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее.

Художественная литература – образное отражение действительности посредством слова. Изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи важнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т. п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Основными стилевыми признаками художественного стиля являются эмоциональность, выразительность, образность, субъективность, индивидуальность стиля (авторский стиль или идиостиль).

Функции художественного стиля:

Эстетическая: автор, используя разнообразные языковые средства, создает образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик.

Воздействующая (воздействие на чувства и мысли читателя).

Коммуникативная (автор стремится выразить свои мысли, чувства, донести свои идеи до читателя).

Жанры художественного стиля:

Эпические (повествование о событиях): роман, повесть, рассказ, сказка, новелла,

Лирические (передающие чувства, переживания лирического героя): элегия, ода, сонет, эпиграмма, романс, песня.

Лироэпические: поэма, баллада.

Драматургические (предназначенные для постановки в театре): трагедия, комедия, драма. Общее название драматических произведений – пьеса.

Языковые особенности художественного стиля речи.

Лексические особенности:

-Неоднородность лексического составасочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной; использование как общеупотребительной лексики, так и устаревших слов, неологизмов (Мать гутарила, кубыть к Коршуновым, за ихнюю Наталью).

-Широкое использование слов в переносном значении (у плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром).

-использование преимущественно конкретной лексики и в меньшей степени – абстрактной (Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей).


-использование поэтизмов (слова с окраской книжности, возвышенности, употребление которых ограничено, как правило, стихотворными жанрами литературы: ланиты, очи, чело, перси, перст, лира, чертог, ложе, венец, думы, дивный, дерзновенный, лучезарный, златокудрый, зардеться, разверзнуться, безмолвствовать.

Синтаксические особенности. Использование разнообразных синтаксических средств: повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения, простые и сложные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные; цитаты, прямая речь, диалог, причастные, деепричастные обороты и др.

- Широкое использование стилистических фигур: инверсия – изменение привычного порядка слов (оба мы в страну обманную забрели и горько каемся), градация – возрастание или убывание какого-либо признака (светились, горели, сияли глаза), повтор (и слишком устали, и слишком мы стары для этого вальса и этой гитары), антитеза (волна и камень, стихи и проза, лед и пламень).

Морфологические особенности.

- использование глаголов, которые придают динамичность повествованию, конкретность или же передают чувства лирического героя (ядовито прищурился; втянул сквозь сжатые губы воздух; И чем могла б тебе помочь? От счастья я не исцеляю).

-широкое употребление прилагательных и наречий (таким невыразимым горем; свежо и остро пахли морем; ревнивых писем не пишу; всё сразу станет так постыло).

Словообразовательные особенности:

-использование разнообразных средств и моделей словообразования;

-окказиональные (индивидуально-авторские) неологизмы: завороть, молоткастый, прозаседавшиеся, прознобь.

Проблема выделения художественного стиля.

Вопрос о языке художественной литературы и его месте в системе функциональных стилей решается неоднозначно: одни исследователи включают в систему функциональных стилей особый художественный стиль, другие считают, что для этого нет оснований. В качестве аргументов против выделения стиля художественной литературы приводятся следующие:

1) язык художественной литературы не включается в понятие литературного языка;

2) он многостилен, незамкнут, не имеет специфических примет, которые были бы присущи языку художественной литературы в целом;

3) у языка художественной литературы особая, эстетическая функция, которая выражается в весьма специфическом использовании языковых средств.

Но с функциональной точки зрения нельзя говорить о многостильности художественной. литературы, так как использование отдельных языковых средств других функциональных стилей не определяет тот или иной функциональный стиль, главное, как используются эти средства и каковы их стилистические функции, в какой речевой организации они выступают. Наблюдения показывают, что языковые средства других стилей (например, научные термины, фразеология делового стиля) используются в художественной речи не в их основной, а в измененной функции (в соответствии с целью и задачами общения в эстетической сфере), т.е. изобразительно-выразительной, в эстетической функции. Тем самым в художественной речи могут использоваться языковые средства других стилей, но не сам стиль как таковой, с присущей ему речевой системностью и, главное, не в той же функции.

При всех неповторимо-индивидуальных лингвостилистических особенностях отдельных произведений художественная речь в целом имеет общие принципы отбора и закономерности функционирования языковых единиц, обусловленные реализацией эстетической функции. 

Таким образом, литературный язык является основным средством, обслуживающим коммуникативные потребности общества. Ему противопоставлены нелитературные варианты национального языка.


Нелитературные формы национального языка:

Просторечие – разновидность национального языка, включающая слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, отклоняющиеся от литературной нормы и имеющие оттенок стилистической сниженности.

Лексические особенности

- Лексика, характерная именно для просторечия и отсутствующая в других языковых системах (пацан, батя, выпендриваться, шибко, подшаманить).

-употребление слов в переносном значении (ср. гулять – 1) совершать прогулку литературное, нейтральное значение, 2) проводить время в кутежах, употреблять алкоголь (прост.), 3) совершать супружескую измену (прост); многозначное слово падать в значении садиться.)

-использование понятий родства, при обращении к постороннему человеку: братан, мать, мамаша, тетя, дядя.

-замена нейтральных слов более «литературными», по мнению говорящего: садитесь-присаживайтесь, спать-отдыхать, есть-кушать.

-использование эмоциональной, экпрессивно-окрашенной лексики: шпарить, крохобор, оборванец.

Фонетические особенности. Просторечное произношение характеризуется нарушением литературной нормы. К таким нарушениям относят:

- Смягчение согласных перед мягкими согласными. Например, кирьпич, сосиська, капитализьм.

- вставка гласного звука между двумя согласными: рубль – рубель, аванс-аванец.

-вставка согласного между гласными: какава (какао), радива (радио);

-ассимиляция согласных в глаголах 2-го лица –боисся, убьёсся.

-упрощение групп согласных- чё (что), када (когда), сколько (скока).

-Расподобление согласных: транвай, конпот, колидор, пинжак, конбикорм, секлетарь.

-произнесение твердого на месте мягкого согласного: возьму-возму.

-неправильная постановка ударения: докУменты, позвОнит, тортЫ, средствА.

Словообразовательные особенности:

-аналогическое выравнивание основ (т.е. отсутствие чередования, там, где оно должно быть): хочу – хочем, хочете, хочут вместо хотим, хотите, хотят.

-неправильное употребление приставок: заместо (вместо), навроде (вроде), напополам (пополам), вовнутрь (внутрь);

-неправильное образование форм местоимений: ихний, евошний, евонный.

Морфологические особенности:

-Склонение несклоняемых слов: пальто-пальта, польт; кино-кина.

-иной тип склонения: церква, простынь, мысля, болезня;

-употребления слова в другом роде: дорогая шампунь, завелся моль, красивая тюль.

-неправильное образование множественного числа: очередя, шофера, матеря.

-окончание –ов в р.п. мн.ч. у существительных, оканчивающихся в данной Фоме на –ей или имеющих нулевое окончание: делов, соседев, пять рублев, две пары чулков, ботинков.

-отсутствие окончания у некоторых слов во множественном числе: носок (носков), пять килограмм (килограммов).

-склонение некоторых неодушевленных существительных м. рода как одушевленных(окончание –а в винительном падеже): купить КамАЗа, уазика, соляриса и т.д.
1   2   3   4


написать администратору сайта