Структура и функции социологии
Скачать 261.54 Kb.
|
Первый Профессиональный Институт Факультет: Финансы и кредит Специальность: Бакалавр экономики Курс: I РЕФЕРАТ по дисциплине “Социология” на тему: «Структура и функции социологии» Выполнил: Айдимамадов Толибек Н. Группа:УЭШД-11/11-С-1Б Москва 2012 Оглавление Введение Глава 1. Структура и функции социологии 1.1 Объекты социологии и элементы социологического знания 1.2 основные функции социологии Глава 2. Социальная структура общества и ее типы 2.1 Социальная структура общества и ее элементы 2.2 Типы социальных структур Глава 3. Понимающая социология М. Вебера Заключение Список литературы Введение Термин «социология» (от лат. societas – общество и греческого logos – учение) впервые был введен французским мыслителем О. Контом в 1838 году, т.е. намного позднее того, чем началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении к этому понятию и сейчас – науку об обществе О. Конт предложил слово «социология» для обозначения изучающей общество науки. В настоящее время существует понятие, что социология – это наука о взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем. Это наука о социальных процессах, об осмысленных социальных действиях людей, их поведении. Это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом. Это наука об обществе, как целостной системе. Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. Данное положение особенно актуально для социологического знания, которое должно освободиться от власти мифов, заблуждений, традиций и наслоений обыденного знания, основанного на наблюдениях повседневной жизни. Цель социологии состоит в получении достоверной, истинной информации, позволяющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребляющие эту информацию. Социология приобретает возможность и способность прояснять социальную ситуацию, делать её более понятной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на основе точной информации – как статистического, так и социологического характера. Овладевая социологическим знанием, социологически «просвещаясь», люди узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, условиях и различных формах деятельности; вместе с тем, они могут влиять на них, проявляя инициативу и активность, а проводимые социологические исследования имеют немалое теоретическое и практическое значение для оценки результатов тех или иных политических решений и действий. Таким образом, имеются достаточные основания сделать вывод о том, что социология – это очень «жизненная» наука. Конечно, у неё есть сугубо теоретические проблемы собственного научного развития, которые представляют интерес, прежде всего для самих социологов. Но главный смысл этой науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом её изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организаций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий. Коль скоро социология предстаёт перед нами в таком качестве, возникает вопрос о её функциях, речь о которых и пойдет ниже. социология знание общество вебер Глава 1. Структура и функции социологии Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических, а также так называемых прикладных положений социологии на том или ином этапе ее развития. Среди них имеются наиболее фундаментальные, составляющие главное содержание социологических концепций, школ и направлений. Основополагающую роль при этом играет тот круг общественных явлений, которые исследует социология, выявляя существующие между ними связи и отношения. Не менее важное значение имеет глубина их исследования, определяющая соответствующий уровень социологического знания в тот или иной исторический период. 1.1 Объекты социологии и элементы социологического знания Внимание социолога может быть направлено на любое явление общественной жизни. Это может быть общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой или же одна из сфер общественной жизни – экономическая, социальная, политическая, духовная. Это могут быть большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации). Предметом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания. Структура социологического знания – не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстают как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. Социологические представления и научные знания, равно как и их структура, формируются в зависимости от ряда факторов, в том числе: Круга объектов, изучаемых социологией; Глубины и широты научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах, и др. Если исходить из объектов, на изучение которых направлена социологи, то следует начать с общества как целого, ибо человек, как и любая социальная группа, социальных организации и институты, материальная и духовная культура – словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе люди относятся исходя преимущественно из своих социальных – экономически, эстетических и других потребностей и интересов. Даже потребности человека в пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные по своему содержанию потребности. Они имеют биологическую основу, но выступают в социальной форме и удовлетворяются социальными способами на основе развития материального производства и чаще всего в рамках семьи1. Подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы – один из важнейших методов научной социологии. Таким образом, исходный элемент структуры социологического знания – знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержание и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры. Другим элементом структуры социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика и искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего, он исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей. Важным элементом структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества, т.е. о класса, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой. Еще один элемент структуры социологического знания – научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Не менее важно для социолога нахождение путей и способов осуществления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функционирование всей политической системы общества. Важным элементом структуры социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д. Социальным институтом в социологии принято называть нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельность людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системе2. Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма существенной деятельности людей играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из названных институтов. Они обладают соответствующей внутренней организацией и занимают свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают функционирование общества. Существуют и другие элементы социологического знания, выделенные в соответствии с объектами изучения социологии, например, научные представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также малых групп межличностного общения и отдельных личностей. Все перечисленные научные представления, понятия, взгляды и теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между собой и образуют единую и достаточно сложную структуру социологического знания, которая боле или менее адекватно отражает все стороны общественной жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспроизводит общество как целостную социальную систему. Все это составляет структуру социологии как науки. 1.2 Основные функции социологии Основное содержание социологии, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых ею функциях. Остановимся на важнейших из них, к которым можно отнести познавательную, практическую и идеологическую функции социологии. Познавательная функция. Эта функция социологии заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов. Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе. Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы. Практическая функция. Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. В конечном счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Усложнение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и др.) усиливает потребность целенаправленного воздействия на социальные процессы. Свою роль здесь может играть и социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических размеров функционирования различных сторон общества и получения первичной социологической информации до выработки научно обоснованны выводов и рекомендаций. Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества. Идеологическая функция. Одна из важных функций социологии – идеологическая, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях в формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает определенное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения. Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок. Разумеется, неправильно, когда научный подход подменяется идеологическим, что нередко наблюдалось в недавнем прошлом советской социологии. Для ученого-социолога всегда важен объективный анализ общественных явлений. Однако его социальный статус есть момент самого этого анализа, что неизбежно отразится на его выводах и обобщениях относительно исследуемых общественных явлений и процессов. В этом смысле социология всегда идеологически ориентирована. А чтобы не допускать идеологических перекосов, надо избегать чрезмерных идеологизации и политизации, как в ходе социологических исследований, так и при формулировании выводов и обобщений, в том числе теоретических. Полезно также соотносить их с общечеловеческими ценностями. Функции социологии, как и структура социологического знания, указывает на ее место в системе общественных и гуманитарных наук. Глава 2. Социальная структура общества и ее типы Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на Западе научных трудов и учебных пособий социологий определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влиянии на поведение людей. Есть, разумеется, и другие толкования предмета социологии. Но во всех случаях проблеме социальной структуры общества отводится водное место. 2.1 Социальная структура общества и ее элементы Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие социологи. Можно сказать, что социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты. Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда. Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества. К основным элементам социальной структуры общества можно отнести: Классы, которые занимают различное место в системах общественно разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; Жителей города и деревни; Представителей умственного и физического труда; Сословия; Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); Национальные общности (нации, народности, этнические группы). Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами. Так что социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки, как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четного представления о том, какие социальные группы внутри него существую и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе в области экономики, социальной, политической и духовной жизни. Таково значение проблемы социальной структуры общества. К ее решению необходимо подходить на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики. 2.2 Типы социальных структур В зависимости от уровня развития разделения труда и социально-экономических отношений исторически складывались различные типы социальных структур. Так, социальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности – ученые, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т.д. Достаточно вспомнить яркие свидетельства развития научной мысли и духовной культуры Древней Греции и Древнего Рима, ряда стран Древнего Востока, чтобы убедиться, насколько велика роль интеллигенции в развитии народов этих стран. Это подтверждают и высокий уровень развития политической жизни в античном мире, и знаменитое римское частное право. Социальная структура феодального общества хорошо просматривается в развитии европейских стран докапиталистической эпохи. Она представляла собой взаимосвязь основных классов – феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Указанные классы, где бы они ни возникали, различаются между собой по их месту в системе общественного разделения труда и социально-экономических отношений. Особое место в ней занимают сословия. В отечественной социологи сословиям уделено мало внимания. Остановимся на этом вопросе немного подробнее. Сословия – это социальные группы, место которых в обществе определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами. В России существовали такие сословия, как дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. Ведущее из этих сословий – дворянство, о котором ныне много говорят и пишут, появилось в XII–XIII вв. как часть феодального военно-служивого сословия (дворовые люди), находившиеся на военной службе у русских князей. С XIV в. эти дворовые люди (дворянство) стали получать за свою службу земли – поместья. В XVII в. дворянство составляло основную массу российских феодалов, в интересах которых было оформлено крепостное право, утвержденное Соборным Уложением 1649 г. в царствование Алексея Михайловича – отца Петра I. Много для дворянского сословия сделала Екатерина II. Ее веление в 1775 г. привилегии дворянства были закреплены так называемой Жалованной Грамотой. В этом же году был утвержден орган дворянского сословия самоуправления – дворянское собрание, просуществовавшее до 1917 г. дворянские собрания собирались раз в три года и решали насущные вопросы жизни этого сословия. Существовали губернские и уездные дворянства, исправники и другие чиновники, которые занимались делами дворянства. Суть таких сословий, как духовенство, крестьянство и купечество, более или мене ясна широкому кругу наших людей. Что касается мещанского сословия, то оно появилось в 1775 г. на основании указа Екатерины II. Его составляли бывшие посадские люди – ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Указ разделял торгово-промышленное население на купеческое и мещанское сословия. Мещане объединялись по месту жительства в общины с правом самоуправления3. На поздних этапах развития феодального общества появились буржуазия и пролетариат. Сложную социальную структуру имеет капиталистическое общество, особенно современное. В рамках социальной структуры взаимодействуют, прежде всего, различные группы буржуазии, так называемого среднего класса и рабочих. Наличие этих классов в целом признается всеми более или менее серьезными социологами, политиками и государственными деятелями капиталистических стран, хотя некоторые из них делают различного рода оговорки, касающиеся понимания классов, размывания границ между ними и т.д. Опыт строительство социалистического общества в странах Центральной, Восточной Европы и Азии выявил основные направления развития его социальной структуры. Основными ее элементами считались рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, сохранившиеся в некоторых из этих стран (Польше, Китае) слои частных предпринимателей, а также профессиональные и демографические группы и национальные общности. В связи с существенным деформирование социально-экономических отношений деформировалась и социальная структура общества. Это касается, прежде всего, отношений между социальными группами города и деревни, в том числе между промышленным рабочим классом и крестьянством. Насильственная коллективизация по существу уничтожила большую часть предприимчивого и производительного крестьянства, а неэквивалентный обмен промышленной продукции на сельскохозяйственную постоянно вел к ухудшению условий жизни сельского населения, в том числе колхозников, рабочих и служащих совхозов и сельской интеллигенции. Существовавший тоталитарный режим относился ко всей интеллигенции в основном как к обслуживающей интересы рабочих и крестьян прослойке, мало считаясь с ее собственными интересами, а порой, проявляя к ней открытое неуважение, заставлял ее лучших представителей служить своим целям. Все это нанесло огромный урон развитию интеллигенции. Не был хозяином положения и рабочий класс, от имени которого правящая бюрократия осуществляла свою диктатуру. Все общество было подчинено сложившейся административно-бюрократической системе и огромному аппарату чиновников, который по сути дела заставил все социальные слои общества служить своим экономическим и политическим интересам. Понятно, что начавшаяся в середине 80-х годов в ряде социалистических стран перестройка общественных отношений была вначале с энтузиазмом поддержана большинством слоев общества именно потому, что провозгласила своей целью устранение деформаций также и в развитии социальной структуры путем установления гармонических отношений между всеми социальными группами, наиболее полного и справедливого удовлетворения их потребностей и интересов. Глава 3. Понимающая социология М. Вебера Выдающуюся роль в развитии социологии в конце XIX и начале XX века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1964–1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера «в качестве одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории»4. На философско-социологические взгляды Вебера оказали влияние выдающие мыслители разных направлений. В их числе неокантианец Г. Риккерт, основоположник диалектико-материалистической философии К. Маркс, такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницше и др. Свои взгляды Вебер изложил в таких работах, как «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Объективность социально-научного и социально-политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия» и др. М. Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой, по его мнению, заключаются в том, чтобы понять и объяснить 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; 2) какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотнесенного поведения других людей»5. Проблема ценностей. В своей социологии понимания Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политически, эстетических, религиозных. Речь идет, прежде всего, о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения и деятельности. В то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей, что неизбежно сказывается на ходе и результатах его исследований. М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. В отличие от Риккерта и других неокантианцев, рассматривающих указанные выше ценности как нечто над историческое, Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Тем самым ценности из области надисторической переносятся в историю6. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности. Она сыграла важную роль в развитии Вебером теории социального действия. Заключение Необходимо отметить, что благодаря реализации своих групп функций, социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных фактов, процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этот богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни. Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. Социологические исследования дают конкретную и обязательно достоверную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными фактами и процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сёл, отдельных предприятий и коллективов. Таким образом, результаты социологических исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. Список литература Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 2006. Кравченко А.И. Общая социология. – М., 2009. Левада Ю.А. Лекции по социологии. – М.: АН СССР, 2006. Советский энциклопедический словарь. – М., 2007. Социология. Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 407 с. 1 Поэтому можно согласиться с мнением, что начинать надо «не с человека, а с единицы куда большей – с самого общества как некоторой целостной системы» (Левада Ю.А. Лекции по социологии. – М.: АН СССР, 2006. – с. 37) 2 Левада Ю.А. Лекции по социологии… с. 41. 3 См.: Там же. 4 Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. – М.: Политиздат, 2009. – с. 17. 5 См.: Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 2008. – с. 499. 6 Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Указ. соч. с. 42. |