скк. ССК. Субкультура
Скачать 15.96 Kb.
|
Субкультура Понятие «субкультура» рассматривается в культурологии в рамках осмысления проблемы взаимоотношений культуры и общества, а также проблемы социализации. Культура и общество – две формы бытия, не существующие одна без другой. Общество необходимо культуре для обеспечения ее потребности самоосуществления и развития, так же как культура необходима обществу для регуляции совместной жизни и деятельности людей. Культура и общество – формы бытия, находящиеся в постоянном взаимодействии, взаимосвязи и взаимозависимости. С одной стороны, уровень развития культуры (нравственной, правовой, политической) в значительной степени определяет развитие общества. С другой – общество влияет на культуру, порождая самые разнообразные культурные феномены, в том числе и субкультуры. «Суб» – приставка, выражающая подчиненность чему-либо, отношение части к целому. Поэтому субкультура – это часть культуры того или иного общества. Почему она возникает? Культура любого общества – это многообразное и богатейшее явление. Приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней – процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. И потому та или иная группа, класс осваивают в господствующей культуре лишь то, что соответствует их интересам, потребностям, духовным порывам. Следовательно, каждая группа, класс создают свою специфическую субкультуру. Под субкультурами понимаются модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, поселенческими, территориальными, классовыми и т. п. особенностями той или иной группы людей. Субкультуры трактуются именно как модификации, поскольку, сохраняя «ядро» (характерный для данной культуры менталитет, иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения в рамках той или иной группы людей), они отличаются друг от друга: 1) нормами, регулирующими связи и отношения между людьми (воинская субкультура, врачебная и т.д.); 2) особенностями жизнедеятельности, истории и быта (городская субкультура, субкультура казачества и т.д.); 3) идеологическими различиями в понимании целей развития общества и его перспектив (пролетарская субкультура, буржуазная и т.д.). Субкультуры – историческое явление, возникающее в культуре в связи с развитием общества. Социально однородное первобытное общество порождает гомогенный (однородный) тип культуры, единый для всех членов общества. Общество гетерогенное (разнородное) формирует различные субкультуры в целостном культурном пространстве. Так, уже в средневековой культуре в Европе различаются, с точки зрения по меньшей мере, четыре культурных слоя и четыре субкультуры: 1) «культура храма и монастыря» – религиозно-спиритуалистическая, аскетическая, антигедонистическая; 2) «культура замка и дворца» – светская, рыцарская и придворноаристократическая, политизированная, этизированная и эстетизированная; 3) «культура хутора и села» – крестьянская, фольклорная, во многом сохраняющая языческие традиции первобытности; 4) «культура средневекового города» – бюргерская культура формирующегося города, культура ремесленников, торговцев, представителей нарождающейся интеллигенции, которая стала предшественницей ренессансной культуры. Дальнейшее развитие, усложнение и дифференциация общества приводят к возникновению множества субкультур, которые можно классифицировать по различным основаниям: • по возрасту (молодежная, детская, субкультура пожилых и т.д.); • по поселенческому признаку (городская, сельская и т.д.); • по профессиональному признаку (учительская, воинская, врачебная и т.д.); • по классовому признаку (крестьянская, пролетарская, буржуазная, дворянская и т.д.); • по месту в социальной структуре (маргинальная, криминальная и т.д.). Кроме того, по временному основанию все субкультуры могут быть поделены на два типа: традиционалистские, т. е. существующие в любом обществе (например, профессиональные субкультуры); инновационно-авангардные, возникающие в конкретные периоды истории в связи с критикой господствующей культуры. Особенно разнообразно представлены в современном обществе молодежные субкультуры, которые характерны, прежде всего, для динамичных, развивающихся обществ, поскольку в таких обществах молодежь по своему образу жизни, ценностям и установкам существенно отличается от 184 старшего поколения. Существует международный термин для обозначения многообразных молодежных субкультур нашего времени – тинэйджеры (англ. буквально – подростки). К таким молодежным субкультурам относят рокеров, скинхедов, панков, тедов и др. В учебнике «Культурология» (под ред.Н.Г. Багдасарьян) [5, с. 85-86] выделяются три основные молодежные субкультуры: – «мажоры»: данную группу образуют молодые люди, занимающиеся, как правило, мелким бизнесом. Они ориентированы на «легкое» добывание денег и «красивую жизнь». Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями; – «яппи» («неояппи»): выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличают деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. «Яппи», как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление «делать деньги» и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов; – «люберы» («гопники»): отличаются жестокой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, ярко выраженной криминальной направленностью и во многих случаях – связью с уголовным миром. Их «идеология» опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные «уголовной романтикой», и культ физической силы. Основу деятельности таких групп составляют мелкий рэкет и спекуляции. Группировки такого толка, как правило, хорошо вооружены, а потому в условиях 185 политической нестабильности могут представлять серьезную опасность для общества. В советский период для отечественной гуманитарной науки была характерна абсолютизация классового подхода к культуре, в соответствии с которым субкультура рабочего класса отождествлялась с передовой культурой, а помещичье-буржуазная – с реакционной, отстаивающей интересы эксплуататорских классов. Классовые различия, действительно, существуют в культуре, но они далеко не единственные и часто не самые важные. Помимо классовых различий, в современном обществе существуют различия между городом и деревней, центром и периферией и т. д. Современные социологи более актуальным для современного общества считают исследование «культуры бедности» («культура выживания»), которая присуща неимущим слоям городского и сельского населения, имеющим скудные средства существования. Ей противопоставлена «культура богатых», для которой характерно престижное, расточительное потребление, культ гедонизма, презрение к физическому труду и т.д. И та, и другая субкультуры – всего лишь варианты одной культуры, часть более целостной системы. |