Главная страница
Навигация по странице:

  • Библиографический список

  • Матвеев

  • СОВРЕМЕННАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: МИГРАЦИОННЫЙ СРЕЗ Аннотация.

  • Ключевые слова

  • THE MODERN GLOBAL SECURITY: MIGRATION CASE Summary.

  • Мочалова

  • КОЛЛИЗИИ ДИАЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ: ИМПЕРАТИВЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Аннотация.

  • CONFLICT DIALOGUE IN CONTEMPORARY GLOBAL CULTURE: IMPERATIVES AND REALITIES Summary.

  • Существующий безвизовый режим въезда для граждан некоторых государств


    Скачать 63.96 Kb.
    НазваниеСуществующий безвизовый режим въезда для граждан некоторых государств
    Дата24.03.2022
    Размер63.96 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаelibrary_42906672_23518350.doc
    ТипДокументы
    #414312

    дельные лица, прибывавшие в республику из стран СНГ и Чечни. Примерно 90% вынужден- ных переселенцев составляли этнические дагестанцы.

    Существующий безвизовый режим въезда для граждан некоторых государств СНГ, от- сутствие эффективной нормативно-правовой базы привели к тому, что в Дагестане прожи- вают и осуществляют незаконную трудовую деятельность 5-7 тысяч иностранцев, прибыв- ших в подавляющем большинстве из Азербайджана и Грузии [5, с. 57]. Необходимо отметить, что в республике дважды в год проводится оперативно- профилактическое мероприятие «Нелегальный мигрант». Это позволяет выявить правонару- шения в сфере миграции, допущенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, нарушившими режим пребывания на территории Российской Федерации. Также осуществля- ется контроль над трудовой деятельностью мигрантов отсутствия разрешения на работу, а также российскими гражданами, нарушившими правила привлечения и использования ино- странной рабочей силы и т. д. В последние годы Правительство РФ разработало и ввело в действие целый ряд важных законодательных актов, касающихся миграции как внутренней, так и внешней. Основным направлением деятельности органов власти региона по регулиро- ванию трудовой миграции является оказание содействия безработным гражданам республи- ки в трудоустройстве в связи с добровольным переездом в другую местность по предложе- нию органов службы занятости. В этих целях в Дагестане были сформированы федеральный и окружной банки вакансий, которые призваны обеспечить возможность выбора рабочих мест в соответствии с предпочтениями населения и требованиями работодателей. В заключении необходимо отметить, что миграционные настроения пронизывают даге- станское общество, а миграция воспринимается как один из способов удовлетворения соци-

    ально-экономических потребностей.

    Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод, суть, которой сводится к ми- грационным процессам социально-экономическим территориальным и этническим явлениям, в результате которых приводят к изменению численности населения и его социальной струк- туре, также к количественным и качественным изменениям в социумах.
    Библиографический список:


    1. Гимбатов Ш.М. Проблемы миграции в Дагестане. - Материалы научно-практической конференции Молодежь и наука. - Махачкала, 2002.

    2. Гимбатов Ш М. Миграционные процессы в Махачкале. - Вестник молодых ученых Дагестана. Ма- хачкала, 2002. Вып. 1.

    3. Росстат РФ. Перепись населения РФ 2002 г. М. 2002.

    4. Гимбатов Ш.М. Миграции сельского населения Южного федерального округа. - Занятость в XXI веке: Формы, тенденции изменения, закономерности и мера. Материалы 1 Международной научно- практической конференции / РГЭУ (РИНХ). - Ростов н/Д., 2003.

    5. Сайпулаев И.М., Эльдаров Э.М. Водохозяйственные проблемы и перспективы. - Махачкала: «Де- ловой мир», 2003.


    Матвеев А.А., аспирант кафедры философии,

    Ивановский государственный университет, г. Иваново
    СОВРЕМЕННАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: МИГРАЦИОННЫЙ СРЕЗ
    Аннотация. В статье описывается проблематика миграционных процессов и связанных с этим опре- деленных опасностей, которые с успехом может решить выработанная стратегия миграционной без- опасности как часть глобальной культуры безопасности.

    Ключевые слова: безопасность, миграция, глобализация, мультикультурализм, мобильность

    Matveev A.A.,

    post-graduate student of Chair of Philosophy, IvSU, Ivanovo
    THE MODERN GLOBAL SECURITY: MIGRATION CASE
    Summary. The article describes the problems of migration processes and certain hazards associated with it, which the developed strategy of migration security can successfully solve as part of a global safety culture.

    Key words: security, migration, globalization, multiculturalism, mobility
    В начале 21-го века мы наблюдали чрезмерное негативное внимание - или, как неко- торые называют это «моральной паникой», а именно – неуправляемая миграция, повлекшая интенсификацию взаимозависимости социально-экономических, политических и культурных процессов, протекающих во всех уголках мира. Этот процесс усиления взаимозависимости в рамках единого мирового сообщества получил название «глобализация». Подобное понима- ние разворачивающихся процессов представляется наиболее адекватным в рамках философ- ского дискурса, ибо демонстрирует качественную специфику глобализации, тогда как тради- ционно она мыслится в редуцированном (формальном) контексте - как интеграционный и унификационный тренд.

    Глобализация кардинальным образом изменила мир: не только в технико- технологическом плане, приоткрыв предметные миры будущего (пока еще не всему населе- нию земного шара), но и в мировоззренческом (можно даже сказать в идеологическом) клю- че. Глобализация позволила произвести тотальное сравнение материальных условий бытия и соответствующих им типов мировоззрений. Наверное, именно из этого факта и проистекает крайняя актуализация проблем безопасности, переросших национальный статус и сформиро- вавших в настоящее время систему глобальной безопасности.

    Главное условие глобальной безопасности, с нашей точки зрения, - это изменение со- знания людей, что, в свою очередь, является определяющим фактором формирования гло- бальной культуры безопасности [2]. Не следует понимать этот тезис слишком прямолинейно: идея трансформации сознания (коллективного и индивидуального) стала «общим местом» в социогуманитарных исследованиях. В нашем случае речь идет не о замене прежнего созна- ния на новое1, а об обнаружении нового системообразующего свойства, заново «перестраи- вающего» структуру сознания2.

    Феномен безопасности атрибутирован со всеми сферами деятельности, от того он становится глобальным, при этом её обеспечение составляет специфическую область жизне- деятельности человека в целом [2, С. 203]. Глобальная культура безопасности — то́повый фазис развития цивилизации, когда коллективный разум мирового сообщества признает от- ветственность за результаты ultra vires антропогенной деятельности.

    Традиционно выделяют следующие функции, которые берет на себя глобальная куль- тура безопасности: «защита окружающей среды, содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран; <..> предотвращение и урегулирование этнополитических конфликтов; сохранение культурного многообразия в современном мире» [4]. Эту сложную систему можно анализировать с разных позиций, выбирая каждый раз новый концепт и по- лучая при этом разные интепретационные модели (результаты). С нашей точки зрения, од- ним из срезов социокультурного бытия активно влияющего на перечисленные аспекты без- опасности, в настоящее время оказывается миграционная безопасность (миграционные про- цессы). Миграционный фактор становится во многом определяющим для абсолютного большинства сфер жизнедеятельности современного мультикультурного, поликонфессио- нального, многонационального глобализирующегося общества.




    1 Хотя именно так иногда и представляют себе некоторые авторы процесс изменения мировоззренских устано- вок.

    2 Именно в этом ключе понимается динамика сознания в рамках системного подхода [3; 5; 6].

    С недавнего времени (начало ХХI века) миграция перестала быть коллективной: это уже не переселение определенного этноса. Миграционный процесс эпохи глобализации пре- вратился в демократический и сугубо индивидуальный, зачастую переходящий в семейный пространственный дрейф. Этот факт, в свою очередь, вызвал к жизни новую мобильность -

    «демократичную». Демократичная мобильность предполагает свободу перемещения в любом направлении (возможность осуществлять эту свободу). В этом контексте миграционные про- цессы становятся все более непредсказуемыми (или, по крайней мере, малопредсказуемыми), а перемещение индивидов и их групп захватывает самые разные области социального, пре- вращая всех в «невольников (заложников) движения». Заметим здесь, что скорость переме- щений настолько динамична, что мигранты не успевают (не имеют возможности) ассимили- роваться на новом месте [1, С. 122]. А это, в свою очередь, способствует пролонгации мигра- ционных интенций, обусловливает сохранение, по сути, кочевого образа жизни.

    Эпоха глобализации кардинально изменила не только форму, но и содержание «вели- кого переселения народов», регуляторами чего выступили концепции толерантности и муль- тикультурализма. Выражаясь марксистским языком, миграция сейчас предполагает не столь- ко перемещение производительных сил, сколько, следующее за этим, перемещение произ- водственных отношений.

    Следует констатировать, что в большинстве западноевропейских стран «миграцион- ный кворум» уже достигнут. До формирования чувства этого кворума среди мигрантов пре- обладает ассимиляционная ориентация (задающая формы семиотического уподобления), ко- торая, при достижении порогового значения, уступает место диссимиляционной (формиру- ющей формы семиотического разуподобления и механизмы сохранения идентичности). Ме- тафора Ю. М. Лотмана - «культура и взрыв» - как нельзя лучше описывает социокультурную динамику последнего тренда.

    Для нас, очевидно, что в настоящий момент, именно миграционная безопасность ста- новится ключевым компонентом разноуровневых систем безопасности, ибо обеспечивает в свою очередь, экономическую, политическую и, в конечном итоге, национальную безопас- ность. Здесь еще раз важно подчеркнуть, что миграционную безопасность следует рассмат- ривать в ее соотношении с другими элементами системы глобальной безопасности, такими как: духовная безопасность, этническая, информационная, террористическая, демографиче- ская, социальная, трудовая и т.д. Миграционный хаос, который сейчас является неупорядо- ченным необходимо возвести в саморазвивающуюся систему. Таким образом, миграционный фактор становится во многом определяющим для абсолютного большинства сфер жизнедея- тельности современного общества. В этом ключе миграционная безопасность оказывается актуальной проблемой не только глобального, но и локального уровня, когда, например, внутренняя миграция касается конкретных городов и областей.

    Миграционная безопасность как свойство социальной системы, предполагает поддер- жание определенного состояния социума (или его локуса), при котором возможно не только стабильное мультикультурное существование, но и гармоничное этно-национальное разви- тие. Как институт миграционная безопасность предполагает осуществление базовых функ- ций: политическая (онтологическая) - контроль терроризма, сепаратизма, экстремизма; эко- номическая (праксиологичексая) - распределение трудовых ресурсов и нивелирование «де- мографических ям»; национальная (аксиологическая) - сохранение национального единства и многообразия этнокультур.

    Миграционная безопасность характеризует состояние бытия, когда совокупность со- отношений подчиненных срезов безопасности качественно переходит в состояние отсутствия притязаний на этническую, политическую, экономическую самоидентичность, сопровожда- ющееся генезисом культуры толерантности (терпимости), ненасилия и гармонизации мира во имя нравственной «просвещенности/ просветления» для обретения планетарного благопо- лучия.

    Таким образом, можно сказать, что глобальная культура безопасности в миграцион- ном срезе есть ничто иное как – уровень развития планетарного сознания которое готово

    принять на себя ответственность за результаты жизнедеятельности в области глобальных ми- грационных процессов на планете, и направлено на обеспечение безопасного функциониро- вания всего мирового сообщества.
    Библиографический список:


    1. Баньковская С. П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации // Полис Политические исследования. 2006. № 4. С. 120-126.

    2. Гафнер В.В. Опасности социального характера и защита от них: Учебное пособие/В.В. Гафнер, С.В. Петров, Л.И. Забара. М.: Флинта: Наука, 2012. 320 с.

    3. Глобальная безопасность: инновационные методы анализа конфликта. Под общей редакцией Смирнова А.И. Москва. Издательство Общество «Знание». 2011. – 272 с.

    4. Косов Ю.В. Безопасность: геополитический аспект. [Электронный ресурс]// URL://http://www.nationalsecurity.ru/library/00008/00008report5.htm.

    5. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность: философские проблемы но- осферного универсума. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с.

    6. Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума: Ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. 372 с.


    Мочалова Н.Ю., кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических наук

    НТГСПИ, г. Нижний Тагил
    КОЛЛИЗИИ ДИАЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ: ИМПЕРАТИВЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
    Аннотация. В статье рассматриваются новые аспекты диалогического взаимодействия в условиях глобального культурного пространства. Концепт диалога в условиях современного мира должен об- рести статус практического императива реального общения субъектов и их культур.

    Ключевые слова: диалог, глобальная культура, толерантность, идентичность.

    Mochalova N. Yu.,

    candidate of philosophy, associate Professor NTGSPA, Nizhny Tagil
    CONFLICT DIALOGUE IN CONTEMPORARY GLOBAL CULTURE: IMPERATIVES AND REALITIES
    Summary. The article deals with new aspects of Dialogic interaction in the global cultural space. The con- cept of dialogue in the modern world should acquire the status of a practical imperative of real communica- tion of subjects and their cultures.

    Key words: dialogue, global culture, tolerance, identity.
    Сегодня мы наблюдаем коллизии глобализирующегося мира со всеми многоуровне- выми и многоплановыми взаимодействиями и нарастающим межцивилизационным напря- жением. Речь идет не столько о традиционном противопоставлении Запад – Восток, но и ак- туальных противоречиях в успешной «единой» Европе, о противоречиях межкультурной идентичности в самых разнообразных аспектах. Мир не перестанет быть глобальным, а еди- ную на всех планету раздирают на клочья противоречий субъекты истории со своими при- страстиями и национальными, конфессиональными, политическими, идеологическими и прочими различиями. Это не может не породить пессимистических сомнений в нереализуе- мости самой идеи диалога и диалога культур в столь враждебном поликультурном мире.

    Призыв В.И. Вернадского к формированию культуры планетарного мышления остает- ся и по сию пору нереализованным императивом: «Человек впервые реально понял, что он – житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в ас-







    написать администратору сайта