Главная страница
Навигация по странице:

  • ОГЛАВЛЕНИЕ Введение

  • БЖД. Сущность этнического конфликта


    Скачать 27.69 Kb.
    НазваниеСущность этнического конфликта
    Дата20.04.2023
    Размер27.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБЖД.docx
    ТипРеферат
    #1075620


    РЕФЕРАТ
    по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

    Сущность этнического конфликта




    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Введение
    Чрезвычайная ситуация социального характера - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного социального или социально-политического явления и создающая реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства, повлекшая многочисленные жертвы и значительные материальные потери.

    Среди ЧС социального характера, которые связаны с воздействием на группы людей, выделяют политико-социальные конфликты. Политико-социальные конфликты включают в себя:

    - этнические конфликты;

    - религиозные конфликты;

    - экономические конфликты.

    В данном реферате речь пойдёт об этнических конфликтах.

    Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудной разрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. Это косовский, баскский, ольстерский, карабахский, грузино-абхазский кризисы и другие. Огромное количество этнических конфликтов продолжает дестабилизировать ситуацию в странах Африки и Латинской Америки.

    События последних лет продемонстрировали, что этнические конфликты в различных частях мира выходят за рамки внутригосударственных и даже региональных. Это имеет особое значение в связи с тем, что регионы этнической нестабильности ассоциируются все чаще и в периодической, и в научной литературе с потенциальными субъектами международного терроризма.

    Цель работы заключается в исследовании сущности и содержания этнических конфликтов.

    Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:

    - изучить сущность и содержание этнического конфликта;

    - рассмотреть типологию ситуаций межэтнического контакта;

    - рассмотреть последствия межэтнического взаимодействия.

    1. Сущность и содержание этнического конфликта



    Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям, (хотя можно стремиться к разным целям, но для их реализации хотеть воспользоваться одними и теми же средствами).

    Психологические причины возникновения конфликтов чаще всего выступают в виде этнических и национальных предрассудков и националистических настроений.

    Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Опыт СССР, Югославии и Чехословакии свидетельствует, что фиксирование за этносом-меньшинством определенной территории, как правило, чревато отделением этой территории. В мире существует сотни таких конфликтов в различных странах: Англия - Северная Ирландия, Франция – Корсика, Испания – баски, Турция - курды, Греция/Турция - Кипр. Также и на постсоветском пространстве существуют такие конфликты: Грузия - Абхазия, Молдова - Приднестровье, Армения/Азербайджан - Нагорный Карабах, Таджикистан/Узбекистан - Афганистан и др.

    Различают несколько форм этнических конфликтов: межэтническая напряжённость и политическая борьба, погромы, этнические чистки, открытая вооружённая борьба. Почву для таких конфликтов могут составлять прошлые межэтнические распри, войны, совершённое в отношении этнической группы насилие со стороны других групп или государства, религиозная нетерпимость и культурно-исторические споры. Их участниками могут быть представители одной и более этнических групп, он может носить межгрупповой характер или происходить между группой и государством.

    К этническим относят конфликты любых форм (организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления, гражданские войны и пр.), «в которых противостояние проходит по линии этнической общности». Их основные особенности таковы:

    1. Все межэтнические конфликты носят комплексный, сложносоставной характер. Поскольку суть их определяется в конечном счете стремлением этноса к собственной государственности (даже если в настоящий момент такая цель и не ставится ввиду отсутствия реальной возможности ее достичь), то эти конфликты неизбежно становятся политическими. Но этого мало: для того, чтобы этнический кризис “созрел”, этнос должен чувствовать себя дискриминированным и по социально-экономическим показателям (низкий уровень доходов, преобладание не престижных профессий, недоступность хорошего образования и т.д.), и по духовным (притесняют религию, ограничивают возможности использования языка, не уважают обычаи и традиции...).

    2. Конфликты этого рода всегда отличаются высоким накалом эмоций, страстей, проявлением иррациональных сторон человеческой природы.

    3. Большинство из крупных этнических конфликтов имеют глубокие исторические корни.

    4. Этнические конфликты характеризуются высокой мобилизацией. Защищаемые этнические особенности (язык, быт, вера) – это не свобода слова или собраний, которые волнуют далеко не всех. Эти особенности составляют повседневную жизнь каждого члена этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту.

    5. Межэтнические конфликты носят “хронический” характер, они не имеют окончательного разрешения. Ибо этнические отношения весьма подвижны. И та степень свободы и самостоятельности, которой удовлетворяется нынешнее поколение этноса, может показаться недостаточной следующему.

    Исследователи предлагают самые разные классификации этнических конфликтов. При классификации по целям, которые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:

    - социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);

    - культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;

    - политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

    - территориальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другому - «родственному» с культурно-исторической точки зрения – государству или создания нового независимого государства.


    1. Типология ситуаций межэтнического контакта


    Причины конфликтов могут рассматриваться как основания для выявления типологии конфликтов.

    Типологизация межэтнических конфликтов дана отечественными учеными.

    Выделяются конфликты:

    а) по характеру действии конфликтующих;

    б) конфликты стереотипов;

    в) конфликт идей;

    г) конфликт действий.

    По формам действия различаются ненасильственные и насильственные действия: региональные войны, краткосрочные вооруженные столкновения в отличие от институциональной формы (манифестаций, акций гражданского неповиновения).

    Формы ненасильственных конфликтов могут создавать психологическое напряжение, переселениям фрустрации, отчуждение.

    В то же время насильственные формы оборачиваются гибелью людей, вынужденными переселениями, разрушениями, возникновением новых стереотипов и т.д.

    Все это оказывает отрицательное воздействие на развитие межнациональных отношений.

    Межэтнические конфликты в России отличаются многоликостью. По типологии Л. М. Дробижевой выделяются следующие конфликты:

    1. конституционные институциональные конфликты, переросшие в борьбу за независимость. От этнонациональных требований в области языка, культуры, которые не были единственными, хотя и занимали видное место, перешли к требованию полной государственной независимости (Прибалтика, Армения, Грузия, Молдавия);

    2. статусные, возникшие в результате борьбы за повышение статуса своей республики, области, края или этноса (бывшие автономные республики);

    3. этнотерриториальные. К 1996 г. актуальными были 140 притязаний такого рода на территории РФ, вспыхнуло 180 конфликтов: толчок был дан в результате декларативной реабилитации репрессированных народов, не обеспеченной организационно, психологически и материально (Северная Осетия);

    4. межгрупповые, межобщинные конфликты (например, русско-якутские в 1986 г., осетино-ингушские и др.).

    В реальности эти конфликты смешиваются друг с другом. Формы конфликтов: от региональных войн, краткосрочных вооруженных столкновений до невооруженных действий (свыше ста, манифестаций, идеологического противодействия).

    Итак, межнациональные отношения, в силу множества причин могут приобретать характер межэтнических конфликтов, которые отличаются большим разнообразием.

    Конфликтность в отношениях между народами стала одной из черт этнической ситуации в России на рубеже XX и XXI веков.


    1. Последствия межэтнического взаимодействия



    Этнические конфликты крайне опасны, поскольку их последствия могут быть разрушительными не только для конфликтующих изначально сторон, но и для всего мира. Так, например, с этнического конфликта между сербами и Австро-Венгрией началась Первая Мировая война, в которой участвовали десятки стран мира (часть из них, в результате, исчезла с политической карты мира), погибло более 8 млн. человек, более 30 млн. стали беженцами, а экономики многих государств были разрушены. Современные этнические конфликты вызывают особые опасения из-за роста числа беженцев и перемещенных лиц. По данным ООН\UNHCR, в 1970-е годы в мире насчитывалось около 8 млн. беженцев. В 1995 году, частично в результате этнических конфликтов в бывшем СССР и Югославии, их число достигло 27.4 млн. Во многих случаях этнические конфликты переходят в стадию геноцида - так произошло, например, в Руанде в 1990-е годы. Кроме того, ныне мир не приемлет "внешнего" пересмотра государственных границ. Так попытка Израиля аннексировать Голанские высоты у Сирии не была признана международным сообществом. Попытка Саддама Хусейна в 1990 году присоединить Кувейт вызвала войну с Ираком. Изменение государственных границ ныне возможно лишь "изнутри" - в том числе, в результате внутренних этнических конфликтов.

    Подобные вооруженные конфликты привели к появлению нескольких новых государств. Последним стал Восточный Тимор, получивший независимость от Индонезии. В конце 2004 года в мире насчитывалось от 15 до 28 вооруженных конфликтов (аналитики расходятся в оценках), участники которых боролись за независимость или, наоборот, за территориальную целостность государства. Еще не менее 70-80-ти движений, считающих себя национально-освободительными, теоретически могут перейти к вооруженной борьбе за независимость. В их числе несколько европейских народов, например, каталонцы в Испании, фламандцы и валлоны в Бельгии, венгры в бывшей Югославии, шотландцы в Великобритании и т. д. В большинстве случаев этой угрозы удается избегать политическими методами, предоставив подобным движениям больше автономии, политического влияния и т.д. Примерно четверть всех национально-освободительных (они же сепаратистские) движений переходит к вооруженной борьбе.

    В 20 веке мир потрясли три волны этнических конфликтов, закончившиеся образованием десятков новых, большей частью национальных, государств. Первая волна образовалась после окончания Первой Мировой войны, распада двух империй - Австро-Венгерской и Оттоманской, на территории которых возникли новые государства. Вторая волна была инициирована Второй Мировой войной и крахом колониальных держав. Третья волна образовалась после распада СССР. Многие исследователи считают, что ныне человечество находится на излете "третьей волны", что делает возможным предсказать, что новые этнические конфликты будут возникать относительно редко. Однако, при наличии многих народов, не имеющих своего государства (например, курдов, компактно живущих в Турции, Ираке, Сирии и Иране) никто не знает, когда и при каких условиях начнется "четвертая волна".

    Заключение
    Проблема межнациональных отношений стала одной из актуальных проблем современного общества. Многие ученые связывают возросший интерес к этничности с мировыми процессами интеграции и глобализации. В результате этого индивиды утрачивают возможность соотнесения себя с той или иной общностью на базе тех особенностей, которые существовали ранее. Психологи утверждают, что одной из особенностей нашего сознания является стремление идентифицировать себя с какой-либо группой. Именно из этого стремления и происходит рост значения национальной самоидентификации. Роль национальной принадлежности становится всё более значимой. Одновременно это порождает новые проблемы, которые заключаются в высокой степени конфликтности современных межнациональных отношений.

    Прогнозирование, предупреждение и разрешение этнических конфликтов - важная задача современной науки.

    Конфликт никогда не бывает статичным. Он постоянно развивается фактически по всем параметрам. Сам факт развития, изменения конфликта открывает возможности для его урегулирования. Именно в силу появления новых аспектов в отношениях между сторонами-участниками конфликта они могут прийти к согласию, которое еще вчера казалось невозможным. Таким образом, если конфликт не урегулируется в данный конкретный момент, то это не означает, что он вообще не подлежит урегулированию.




    написать администратору сайта