1_14_Сущность_искусства_и_его_история (1). Сущность искусства и его история
Скачать 20.64 Kb.
|
Сущность искусства и его история Человек постоянно взаимодействует с внешним миром, осмысляет его. Искусство — это один из способов осмысления мира в художественно-образной форме. Для человека искусство — это возможность стать творцом, соединяя реальность и вымысел. Признаки искусства: образность, наглядность; эстетическая интерпретация реальности; эмоциональность; аллегоричность. На протяжении столетий люди вели множество споров о том, что же такое искусство на самом деле, в чём его сущность. Древнегреческий философ Платон считал, что искусство — это подражание нашему миру, который, в свою очередь, подражает идеальному миру идей. То есть произведение искусства для Платона — это копия копии. Ученик Платона Аристотель тоже говорил об искусстве как о подражании, но наделял искусство в том числе и познавательной функцией. Древние греки подчёркивали, что искусство — в особенности музыка и трагедия — может помочь очистить человеческую душу от земных страстей, облагородить её. Искусство Средних веков очень многообразно и интересно: это рисунки на полях книг, архитектурные сооружения и литературные памятники. Чаще всего искусство было сопряжено с религиозной жизнью человека, но мы можем встретить и шутливые песни на разные темы. Сегодня искусство по форме мало похоже на то, о чём писали Платон и Аристотель. Но это всё ещё попытка осмыслить реальность в художественно-образной форме. С развитием технологий стало популярно цифровое искусство, появился экспериментальный театр, авторское кино и перформансы. И хотя искусство претерпело массу изменений, важным его элементом остаётся художественный образ. Художественный образ — это авторское осмысление реальности, выраженное в художественном произведении; отражение действительности через искусство. В художественном образе переплетается авторский вымысел и отражённая действительность. Искусство как социальный институт Искусство — это особый вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней. Как социальный институт, искусство подразумевает несколько участников, играющих определённые социальные роли: художника, зрителя и критика. Сегодня искусство как структура довольно подвижно — автором может быть непрофессионал, а зритель может неожиданно оказаться частью произведения. Например, на многих современных выставках зритель должен прикоснуться к предметам экспозиции, чтобы что-то произошло. В современном театре зрителя иногда задействуют в представлении: актёр может обратиться к зрителю, дотронуться до него, позвать его на сцену. Такой театр называют театром вовлечения. Современные технологии позволяют создавать новые контексты, например онлайн-выставки или выставки с дополненной реальностью. Функции искусства Выделяют шесть главных функций искусства: познавательную (информационную) — искусство даёт нам возможность узнать больше об окружающем мире, истории и культуре; коммуникативную — через произведение искусства автор может выразить то, что невозможно высказать словами, например эмоции, чувства или мысли. Художественное творение — почти всегда шифр, который предстоит угадать зрителю. Поэтому порой искусство затрудняет коммуникацию, но в то же время наделяет человеческое общение бóльшим смыслом; ценностно-ориентирующую — само по себе произведение искусства — определённый культурный артефакт, а значит, имеет некую ценность; с другой стороны, искусство может стать моральным и нравственным ориентиром для человека; воспитательную — искусство влияет на человека независимо от того, какую социальную роль он играет — автора произведения искусства или зрителя; искусство формирует наше мировоззрение и влияет на поступки; компенсаторную — очень часто искусство помогает пережить радостные и горестные моменты; искусство может вдохновлять или же сглаживать негативные переживания; эстетическую — искусство учит нас тому, что такое красота и гармония, очищая и облагораживая нашу душу, подталкивая к хорошим поступкам. Виды искусства Существует множество форм искусства, следовательно, есть множество их классификаций. В начале XIX века немецкий философ Фридрих Шеллинг предложил разделить всё искусство на две категории: реальное и идеальное. К реальным искусствам относят живопись, музыку, архитектуру и скульптуру. К идеальным искусствам — литературу и поэзию. Шеллинг говорил, что слово — это наиболее совершенный способ выражения художественных идей, а потому считал поэзию высшей формой художественного творчества. Произведения искусства можно также разделить на: 1) пространственные — все виды изобразительного искусства, включая архитектуру и фотографию; 2) динамические — литература и музыка; 3) пространственно-динамические — театр, кино, хореография и другие. Кроме того, искусство можно разделить на: 1) элитарное — сложная форма и содержание, недоступные для массового понимания; 2) массовое — общедоступная форма, направленность на коммерческую выгоду. Искусство постоянно развивается, возникают новые формы и виды произведений — театр вовлечения, виртуальное искусство, дополненная реальность, — поэтому создать универсальную классификацию невозможно. Прекрасное и безобразное в искусстве Когда зритель или критик сталкивается с произведением искусства, он выносит о нём некое оценочное суждение: что-то может нравиться, а что-то — нет; что-то кажется нам красивым, а что-то — ужасным. Эти категории стали предметом отдельного философского учения — эстетики. Эстетика — это философское учение о таких категориях искусства, как прекрасное и безобразное. Эстетика особенно занимала немецких философов. Так, например, Иммануил Кант говорил, что красота — это целесообразность без цели. Когда мы созерцаем нечто прекрасное, мы не можем сказать, чем именно мы восхищаемся; мы как будто понимаем, что за этим прекрасным стоит некая высокая цель. Кант считал, что искусство «прекрасно описывает вещи, которые в природе безобразны»; талантливый художник, писал Кант, может прекрасно изобразить безобразное. Немецкие романтики считали, что безобразное — это гармоничное противопоставление прекрасному. Факторы, влияющие на восприятие искусства Как мы формируем наши оценочные суждения о том или ином произведении искусства? Во многом это зависит от обстановки, в которой мы находимся. Традиционно считают, что всякое произведение искусства, выставленное в музее, имеет определённую культурную ценность, а значит, «должно» нам нравиться. Однако современное искусство доказывает обратное — мы можем восхититься прекрасной уличной живописью по дороге домой, а можем впасть в недоумение, увидев «Фонтан» Марселя Дюшана в музее. Сегодня очень большое внимание уделяют концепции и идее экспозиции: современные выставочные центры или музеи — это арт-пространства, которые дополняют произведения искусства и нередко сами становятся таковыми. За организацию такого пространства отвечают кураторы выставки, так что кураторство можно считать одной из форм современного искусства. Искусство — это способ осмысления реальности в художественной форме. Искусство многообразно: художественные творения каждой эпохи уникальны, но всё это попытки осмыслить действительность и передать её через творчество. С одной стороны, через искусство мы можем выражать свои эмоции и переживания, с другой — искусство влияет на наше мировоззрение, вызывает определенные эмоции и заставляет задуматься. |