Главная страница

Сущность права Проблемы теории и философии права


Скачать 1.72 Mb.
НазваниеСущность права Проблемы теории и философии права
Дата28.02.2018
Размер1.72 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLeyst_O_E_Suschnost_prava.doc
ТипДокументы
#37395
страница36 из 36
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36

*(383) Отдавая должное теоретической смелости и последовательности основателя этой концепции В.С. Нерсесянца, отметим, что недавно он упразднил и большую часть истории государства. Государство, по его мнению, конституируется только на основе "правовых законов", а все остальное, что до сих пор в истории считалось государством, было различными видами деспотизма, принципиально отличающимися от государства (см.: Нерсесянц В.С. Теория права и государства. Краткий учебный курс. М., 2001. С. 28-30, 46-49 и след.).

*(384) Раянов Ф.М. Юридическое право: время разобраться по существу. Уфа, 2001. С. 11-12.

*(385) Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1992.

*(386) О понимании советского права. Круглый стол журнала "Советское государство и право" // Сов. государство и право. 1979. N 8. С. 67.

Критику идеи противопоставления права и закона см.: Халфина Р.О. Что есть право; понятие и определение // Сов. государство и право. 1984. N 11.

*(387) Лисюткин А.Б. Вопросы методологии исследования категории "ошибка" в правоведении. Саратов, 2001. С. 134. См. также: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования М., 1999. С. 311.

*(388) Видные ученые и преподаватели теории государства и права выражают обоснованную обеспокоенность тем, что идеи "неправового закона", раньше излагавшиеся в специальной литературе, рассчитанной на сравнительно небольшой круг читателей, в настоящее время проводятся через издаваемую крупным тиражом учебную литературу, предназначенную для студентов юридических вузов, основной массе которых предстоит работа в правоохранительных органах (см.: Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) Саратов, 2001. С. 6 и др.).

*(389) В.М. Сырых выразил несогласие с этой идеей, не замечая, очевидно, что он является ее сторонником. Отказ от свойственного марксизму классового понимания права привел автора к выводу, что в классово-антагонистическом обществе каждый класс имеет свое право (меру свободы), но только господствующий класс имеет возможность возвести свое право (меру свободы) в закон (см.: Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Том 1. М., 2000. С. 258 и след.). Мы не видим, чем концепция В.М. Сырых отличается от распространенных идей противопоставления права закону, за исключением того лишь, что К. Марксу и Ф. Энгельсу, в противоречии с их ясными высказываниями (см. особенно: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 322-323; Т. 4. С. 443), приписывается гегелевский подход к праву как мере свободы (см.: Сырых В.М. Указ. соч. С. 259). В связи с этим непонятны рассуждения автора о том, что, хотя "советские юристы были марксистами по преимуществу в собственном воображении", "сползание российских правоведов с марксистских позиций" началось только в 90-е годы (прошлого века), а также неясно, каковы место и роль идей самого автора в этом процессе (см. там же. С. 15-17, 288 и след.).

*(390) См.: Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998.

*(391) См.: Нерсесянц В.С. Указ. соч.

*(392) См.: Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998. С. 172, прим. 2.

*(393) См.: Сырых В.М. Указ. соч. С. 21, 138-139, 147 и след.

*(394) Призыв В.М. Сырых к единству теории на основе диалектического и исторического материализма (см.: Сырых В.М. Указ. соч. Особ. с. 180-190) вряд ли найдет многих последователей, особенно с учетом того, что автор, защищая пресловутый классовый подход (см. там же. С. 255), отказывается (вслед за В. Тененбаумом) от свойственного марксизму классового понимания права, заменяя его гегелевским (см. там же. С. 258-259) и присоединяясь к идее различения права и закона (см. там же. С. 262 и след.). Поэтому трудно рассчитывать, что единение теоретиков права произойдет на основе всеобщего признания концепции, основанной на созданном В.М. Сырых соединении идей Гегеля, Маркса, Энгельса, Тененбаума и Нерсесянца.

*(395) Впервые опубликовано под заголовком "Три концепции права" в журнале "Сов. государство и право" (1991. N 12). Печатается с небольшими изменениями.

*(396) Первая из названных концепций нередко именуется "нормативной". Однако все вообще концепции права (кроме, возможно, "реалистического" правопонимания в США) считают нормативность сущностным качеством права и потому "нормативны" не менее, чем позитивно-нормативная или (иное название) позитивно-правовая концепция.

Необходимо оговорить также, что в тексте речь идет только об основных, наиболее известных и распространенных концепциях права. О разновидностях этих концепций и о других концепциях см.: Туманов А.В. Буржуазная правовая идеология. М., 1971; Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999 и указанную там литературу.

*(397) Баглай М. Правовое государство - от идеи к практике // Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. М., 1989. С. 115.

*(398) Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 53.

*(399) См.: Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. N 8. С. 52-58.


1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36


написать администратору сайта