Главная страница

Сущность права Проблемы теории и философии права


Скачать 1.72 Mb.
НазваниеСущность права Проблемы теории и философии права
Дата28.02.2018
Размер1.72 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLeyst_O_E_Suschnost_prava.doc
ТипДокументы
#37395
страница34 из 36
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36
Конституции отзывались с традиционным уважением, но редко кто мог пояснить, в чем именно состоит юридическое (а не только политическое) значение конституционных норм.

*(229) См.: Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. С. 129.

*(230) См.: там же. С. 180-181.

*(231) Переломов Л.С. Указ. соч. С. 116-117.

*(232) Платон. Сочинения в трех томах. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 70.

*(233) См.: там же. С. 189, 208 и др.

*(234) Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 20.

*(235) Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35, 62; см. также с. 20-21, 38 и след.

*(236) Некоторые современные политологи полагают даже, что государство появилось в Западной Европе только в XIV-XVII вв. (см.: Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. С. 122).

*(237) Изензее И. Государство // Вестник Московского университета. Серия 12 "Социально-политические исследования". 1992. N 6. С. 36.

*(238) Вертикальная соподчиненность четко выражена в строении управленческого аппарата. Соотношение разных уровней органов правосудия (а также органов законодательной власти в федерациях) определяется соотношением их компетенций и подзаконностью принимаемых ими правовых актов.

*(239) Кант Иммануил. Сочинения на немецком и русском языках. Т. I. M., 1994. С. 285.

*(240) Хайек Ф. Дорога к рабству // Новый мир. 1990. N 7. С. 209-215.

*(241) Самощенко И.С. Законность и правопорядок в советском социалистическом обществе // Общая теория советского права. М., 1966. С. 346 и след.

*(242) См.: Теория государства и права. М., 1968. С. 383 и след.

Правонарушение, совершенное гражданином, пояснял Н.Г. Александров, законности не нарушает (правонарушитель наказывается, а причиненный им вред возмещается на основе права и закона). Правопорядок как результат осуществления законности нарушается лишь при массовом попустительстве правонарушениям со стороны правоохранительных органов либо при безнаказанном нарушении законов должностными лицами или органами государства, облеченными властными полномочиями. Законность нарушается также принятием "незаконных законов" (законов, противоречащих конституции).

*(243) См.: Вышинский А.Я. Революционная законность и задачи советской защиты. М., 1934. С. 6; Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 288 и след.; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970. С. 501 и след.; Алексеев С.С. Общая теория права. Т. I. M., 1981. С. 217 и след.

Вполне обоснованны и справедливы сетования Н.В. Витрука о некритическом и бездумном воспроизведении этих устаревших суждений в современной литературе (см.: Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 2. Теория права. М., 1998. С. 509 и след.)

*(244) Локк Джон. Сочинения в трех томах. Т. 3. М., 1988. С. 274-275.

*(245) Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 258-259.

*(246) См.: Баймаханов М. Верховенство права как системообразующий признак понятия правового государства // Научные труды Адилет [Алматы]. 2001. N 1. С. 36 и след.; Матюхин А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алматы, 2000. С. 171 и след., 180 и след. и указанную там литературу.

*(247) См.: Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984.

*(248) Напоминая слова Канта: "Кто делает из себя червяка, тот не может потом жаловаться, если его попирают ногами", немецкий юрист второй половины XIX века Рудольф Иеринг писал: "В моем праве попирается и отрицается право вообще, в нем оно защищается, утверждается и восстанавливается. ...Деспотизм всегда начинал с посягательства на частное право, с насилия над отдельными лицами; когда его работа здесь закончена, дерево валится само собой... Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеянием права, должен в свой черед так же поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона - словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества... Без борьбы нет права, как без труда нет собственности. Наряду с положением: "В поте лица твоего будешь ты есть хлеб свой" стоит одинаково верное положение: "В борьбе обретешь ты право свое". С того момента, когда право отказывается от своей готовности к борьбе, оно отказывается от самого себя..." (Иеринг Рудольф. Борьба за право. М., 1991. С. 3, 37-38, 49, 04).

*(249) Российская газета 1999. 31 дек. С. 5.

*(250) См.: Общая теория права. М., 1994. С. 103 и след.; Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998. С. 152 и след.

*(251) См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права (по изданию 1898 г.) // История русской правовой мысли. Биографии. Документы. Публикации. М., 1998. С. 106 и след.); Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.). Т. 1. М., 1995. С. 133 и след.

*(252) Социальные нормы иногда называют этическими (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий и др.). В произведениях Аристотеля, стоиков, Спинозы, Канта и других философов понятие "этика" охватывает и право, и нравы, и нравственность - все вообще правила общежития.

*(253) Под юридическим значением понимается возникновение, изменение, прекращение прав или обязанностей, субъекта права, его правового статуса, правоспособности, дееспособности, деликтоспособности, и т.д. Для сложных фактических составов точнее определение - "порождает правовые последствия", так как входящие в состав отдельно взятые факты юридическое значение имеют, но правовых последствий еще не порождают.

*(254) Проблема протонорм решается на основе конкретных юридико-антропологических исследований правовых и доправовых систем архаических и традиционных обществ (см.: Мачин И.Ф. К вопросу о происхождении права // Проблемы теории государства и права. М., 2001. С. 327-341; Рулан Норбер. Юридическая антропология. М., 1999).

*(255) Основатель социологии Огюст Конт даже утверждал, что идея права порождена теократическими авторитетами, представлениями о сверхъестественной воле и потому должна быть упразднена в процессе перехода от теологической стадии развития общества к позитивной (промышленной) (см.: Антология мировой правовой мысли в пяти томах. Т. III. Европа. Америка. XVII-XX вв. М., 1999. С. 409).

*(256) См.: Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

*(257) См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

*(258) См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999. Особ. с. 219 и след., 236 и след.

*(259) Например, древнерусского княжеско-общинного государства, стоявшего на пороге (только на пороге!) феодального строя (см.: Алексеев Ю.Г. Рецензия на книгу А.А  Зимина "Правда Русская" // Вопросы истории. 2001. N 8. Особ. с. 156).

*(260) Своеобразна позиция В.Е. Чиркина, который, предлагая различать власть государственную и политическую, примером последней считает предгосударственную власть повстанцев в освобожденных от колонизаторов районах (см.: Сов. государство и право. 1988. N 1. С. 27; Государство и право. 2000. N 6. С. 9). Однако и такое понимание политической власти, отличной от государственной, порождает ряд сомнений. В истории было много прогрессивных и непрогрессивных государственноподобных образований, располагающих властью, к которой неприменима примелькавшаяся политическая терминология. Например, была ли власть Золотой Орды над русскими княжествами в XIII-XV вв. "политической властью" или просто военной властью завоевателей?

*(261) Исключение составляют органы местного самоуправления в странах, где муниципалитеты органически связаны с системой государственных органов. Так обстоит дело в современной России, согласно Конституции которой органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями (ст. 132).

*(262) См.: Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 324 и след.

*(263) Мораль (от латинского "морус" - нравы) и нравственность - одно и то же. Этика (от греческого "этос" - нравы, обычаи) - философская дисциплина, изучающая мораль (нравственность).

*(264) См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 308-315.

*(265) См., например: Карева М.П. Право и нравственность в социалистическом обществе. М., 1951; Якуба Е.А. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений при социализме. Харьков, 1970; Алексеев Л.И. Единство правовых и моральных норм в социалистическом обществе. М., 1968.

*(266) Еще и сейчас некоторые авторы со ссылкой на устаревшие источники утверждают, что мораль имеет "вездесущий, всепроникающий характер" (см.: Абросимова О.К. Взаимодействие права и морали в современном российском обществе. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 5).

*(267) См.: Пергамент А.И. Правовое положение внебрачных детей должно быть изменено // Сов. государство и право. 1956. N 3.

*(268) Например, в Курсе лекций по общей теории права различаются справедливость воздающая (принцип древних правовых систем талиона), уравнивающая (равенство граждан перед законом), распределительная (учет всех обстоятельств личности при распределении материальных и иных благ) (см.: Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород, 1993. С. 116).

Еще больше различных видов справедливости называет Ж.-Л. Бержель, который, после перечисления многих понятий справедливости, замечает, что существует много интерпретаций этого понятия и, в зависимости от конкретного случая, можно прибегнуть к любой из них (см.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 58 и след.). Обоснование различных понятий справедливости см.: Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

*(269) Как писал Платон, есть два вида равенства, они хоть и одноименны, но на деле во многом чуть ли не противоположны между собой. Одно - "равенство меры, веса, числа"; другое равенство выше: "Большему оно уделяет больше, меньшему - меньше, каждому даря то, что соразмерно его природе. Особенно большой почет воздает оно всегда людям наиболее добродетельным; противоположное же - тем, кто меньше преуспел в добродетели и воспитанности. Каждому оно разумно дарит надлежащее". Справедливость, заключает Платон, заключается в "равенстве, установленном в каждом отдельном случае для неравных согласно природе" (Платон. Сочинения в трех томах. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 231-232).

*(270) Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., 1984. С. 452; см. также: С. 150 и след., 324 и след., 368, 462 и след.

*(271) По сообщению Л.В. Головко, категория "справедливость" (equite) современной французской философией трактуется через призму внутренних ощущений человека, проявляемых в оценке отдельного конкретного случая (см.: Государство и право. 2001. N 8. С. 90, прим. 10).

*(272) Даже авторы, стремящиеся разработать концепцию справедливости, вынуждены заметить: "Нормативное определение справедливости невозможно, она может выражаться через разные понятия и категории, порой несовместимые" (Булгаков В.В. Концепция справедливости в праве. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Белгород, 2002. С. 8).

*(273) Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 29. Ст. 2950.

*(274) Достаточно известны результаты попыток построить нравственные системы на ином (не человеческом) основании: этика как служение церковной организации породила иезуитскую мораль; лозунг "нравственно то, что помогает строить коммунизм" привел к принципиальному отрицанию общечеловеческой морали, к подмене этики демагогией и примитивным политиканством. Кроме того, дегуманизация общественных отношений стала причиной распространения моральных оценок даже на технику, устарелость которой именовалась "моральным износом".

*(275) См.: Аристотель. Указ. соч. С. 317 и след.

*(276) См.: Уинстенли Дж. Избранные памфлеты. М. - Л., 1950. С. 251-252.

*(277) Как отмечено в гл. 2, "замиренная среда" может создаваться и поддерживаться вооруженной силой, полицейским произволом, жестокими наказаниями и террором. Мораль обществ, задавленных гнетом и принуждением, обычно зовет к смирению, уходу во внутренний мир, терпению и надеждам на будущую справедливость и воздаяние. Однако если в обществе есть силы, предпочитающие вынужденному "замирению" борьбу против угнетения, нравственность угнетенных классов или сословий зовет к сплочению этих сил в революционной борьбе за освобождение от гнета. Роль революционной морали была особенно велика и заметна в период разрушения сословно-феодального строя.

*(278) Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. I. M., 1965. С. 260, 261.

*(279) См.: там же. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 149.

*(280) Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права // История русской правовой мысли. Биографии. Документы. Публикации. М., 1998. С. 116. См. также: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.). Т. 1. М., 1995. С. 153.

*(281) Просветители и гуманисты XVI-XVIII вв. в числе моральных обязанностей называли обязанности по отношению к самому себе (основа самосохранения и совершенствования личности).

Либеральный мыслитель И. Бентам, ссылаясь на теорию утилитаризма, обстоятельно доказывал, что право не должно касаться этих обязанностей.

В советской этике существование таких обязанностей не замечалось, поскольку одним из политических лозунгов-призывов была "самоотверженность" личности в борьбе за общее благо. К тому же материальная и духовная ущербность государственно-социалистического образа жизни создавала ряд препятствий для всестороннего развития личности.

*(282) Пережитки времен единства ряда моральных и религиозных категорий обнаруживаются в современных конституциях светских государств, называющих "свободой совести" право избирать любую религию или быть атеистом.

*(283) Право и мораль смешивали еще римские юристы II-III вв. (см.: Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 23, 25).

*(284) Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., 1910. С. 61-62.

*(285) "Вознаграждение за нравственный вред есть само нравственный вред, - писал Г.Ф. Шершеневич. - Оно не только не восстанавливает нарушенного равновесия, но само его усиливает. Нравственный вред допускает только нравственное удовлетворение: приговор общественного мнения, приговор государственного или третейского суда. Законодательство, устанавливающее принцип денежной вознаградимости нравственного вреда, вызывает безнравственные мотивы в представлении своих граждан. Нужно проникнуться глубоким презрением к личности человека, чтобы внушать ему, что деньги способны дать удовлетворение всяким нравственным страданиям. Переложение морального вреда на деньги есть результат буржуазного духа, который оценивает все на деньги, который считает все продажным" (Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.). Т. 2. М., 1995. С. 263).

*(286) Напомним, что Эйхман, Чикатило и некоторые другие убийцы в ходе открытых и гласных судебных процессов помещались за решетку или за пуленепробиваемое стекло в интересах их (подсудимых) безопасности.

*(287) Соловьев В.С. Нравственность и право // История философии права. СПб., 1998. С. 453.

*(288) Там же. С. 461.

*(289) Там же. С. 454, 458.

*(290) Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998. С. 223-223; История философии права. СПб., 1998. С. 444-446; Поляков А.В. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина // Правоведение. 1993. N 5. С. 83.

*(291) Правило "не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе" английский философ Т. Гоббс считал основой естественного права, из которого вытекают все человеческие законы (см.: Гоббс Томас. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1991. С. 122).

Российский государственный деятель и либеральный мыслитель М.М. Сперанский писал: "Все постановления, коими государство управляется, составляют неразрывную связь последствий, из одного начала истекающих. Начало сие весьма просто: не делай другому того, чего не желаешь себе" (Сперанский М.М. Проекты и записки. М., 1961. С. 175).

*(292) Идеолог анархо-коммунизма П.А. Кропоткин утверждал, что основным началом анархизма, т.е. равенства, является правило: "Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы и другие поступали с тобой в аналогичных случаях". См.: Кропоткин П. Нравственные начала анархизма. М., б/г. С. 32, 34-35, 57.

*(293) В работе "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" Кант писал: "Из столь кривого дерева, из какого сделан человек, не может быть вытесано ничего совершенно прямого. Природа избрала для нас лишь [путь] приближения к этой идее" (Кант Иммануил. Сочинения на немецком и русском языках. Т. I. M., 1994. С. 99).

*(294) Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. I. M., 1966. С. 270.

*(295) См.: Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971.

*(296) См.: Никитинский В.И. Эффективность норм трудового права. М., 1971; Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. М., 1980.

*(297) Так, ценность права обосновывалась, в частности, тем, что каждая правовая норма является оценкой, а некоторые нормы, сверх того, содержат оценочные понятия (см.: Рабинович П.М. Социалистическое право как ценность. Львов, 1985. С. 17, 27 и след.).

*(298) См.: Вълканов В. Някои противоречия в правото // Философска мисъл. София, 1980. Кн. 3, год 29. С. 46-56.

*(299) См.: там же. С. 56.

*(300) Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М., 1996. С. 283.

*(301) См.: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 430 и след., 668 и след.

*(302) Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1938. С. 163.

*(303) Соловьев В.С. Указ. соч. С. 456.

*(304) В трудах Макса Вебера показана роль протестантской этики в развитии капитализма в Западной Европе и США в том отношении, что принадлежность к определенным сектам расценивалась как надежная гарантия честного выполнения любого, даже устно заключенного договора (см.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 273 и след.).

*(305) См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.) Т. 1. С. 247-248. С. 157.

*(306) Мор Томас. Утопия. М., 1953. С. 176, 287.

*(307) Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 422.

*(308) Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1960. С. 42.

*(309) См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.). Т. 2. М., 1995. С. 210 и след.

*(310) См.: Пергамент А.И. Правовое положение внебрачных детей должно быть изменено // Сов. государство и право. 1956. N 3.

*(311) Так, массовому правосознанию не соответствовало устойчивое обыкновение судебной практики, согласно которому председательствующий судья оглашал обвинительное заключение по уголовному делу. При таком порядке суд сразу занимал обвинительную позицию, тем более, что оглашаемый текст нередко содержал не только обвинения, но и нелестные суждения в адрес подсудимых. Против этого обыкновения не раз выступала юридическая печать, предлагая поручать оглашение обвинительного заключения хотя бы секретарю (но только не председательствующему) судебного заседания. Спор завершился
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36


написать администратору сайта