Сущность права Проблемы теории и философии права
Скачать 1.72 Mb.
|
4. Право в гражданском обществеКатегория "гражданское общество", отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII-XIX вв. и обстоятельно разработана в "Философии права" Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации)*(190). В "Философии права" отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Под гражданским обществом Гегель понимал современное ему буржуазное общество. "Гражданское общество, - писал он, - создано, впрочем, лишь в современном мире..."*(191). Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о частном праве и равенстве его субъектов, о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом вперед в развитии общественных наук. На исследовании гражданского общества как особого этапа развития человечества основаны многие теоретические выводы современной социологии, политологии, теории права, теории конституционализма и других общественных наук. Формирование и развитие гражданского общества заняли несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе*(192). Его идеологические, экономические, политические предпосылки складывались в Западной Европе в период позднего Средневековья (примерно XV-XVI вв.); в борьбе против сословно-феодального неравенства и произвола идеи гражданского общества стали воплощаться в действительность. Исторической вехой становления гражданского общества была революция в Англии (1640-1649 гг.), от которой некоторые историки ведут отсчет Нового времени*(193). Если начало реальному бытию гражданского общества положили принятие и утверждение биллей о правах (Англия, США) или Декларации прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации. Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами - едва ли не главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением средневекового способа производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является "просто право, равное право"*(194). Важно отметить, что становление и утверждение в качестве основы общественной жизни юридического равенства людей, положившие начало Новому времени, - столь же глубокий переворот в истории, как, скажем, разрушение первобытной общины доисторического времени и переход к кастово-сословному строю Древнего мира. Громадное социальное значение имело то, что впервые в многовековой истории человечества все люди независимо от их социального происхождения и положения были признаны юридически равными участниками общественной жизни, обладающими рядом признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия. Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. Само гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений. В сословно-кастовых обществах господствующая социальная группа была организована в государство, которое поддерживало сословные границы и охраняло привилегии высших сословий, от имени которых (или их предводителя) и осуществлялась государственная власть. В сословных обществах государственная регламентация охватывала многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни общества. Отделение общества от государства, а государства - от общества поставило ряд острых социальных проблем их соотношения, проблем, решаемых при помощи права. К ним относится прежде всего проблема прав граждан (равенство, свобода, собственность)*(195). Эти права (в современной литературе они иногда именуются "формальные права", "права первого поколения") постоянно попирались чиновниками абсолютистских государств и представителями высших сословий феодального общества. В борьбе против феодального и чиновничьего произвола революционные движения XVII-XVIII вв. добивались закрепления этих прав в законодательстве*(196) и такой организации государственной власти, которая гарантировала бы неприкосновенность прав человека и гражданина. В результате преобразования государства (см. гл. 5) право разделилось на две обширные группы норм, одни из которых регулировали отношения и деятельность государства, его органов и должностных лиц (публичное право), другие - сферу отношений между индивидами (частное право). Свобода и равенство членов гражданского общества, избавление от сословной скованности привели к расцвету индивидуализма. В сфере частного права утвердился принцип: "Разрешено все, что не запрещено законом"*(197). В сфере публичного права (для должностных лиц и государственных органов) действует другой принцип: "Разрешено только то, что вытекает из компетенции и (или) предписано законным распоряжением". Смешение или нарушение сфер действия этих принципов способно причинить обществу существенный вред. Запрет гражданам делать все, что не разрешено (дозволительный порядок совершения юридических действий), существенно ограничивает свободу и инициативу людей, вынужденных каждый раз испрашивать специальные разрешения для заключения большинства договоров у государственных органов и (или) должностных лиц; бюрократическое согласование сделок и обязательств сковывает инициативу граждан, порождает застой, создает условия для взяточничества и коррупции. Не менее пагубно распространение частноправового принципа "разрешено все, что не запрещено" на сферу публичного права. Справедливо отмечалось, что в нашей стране участие должностных лиц в приватизации государственной собственности под лозунгом "разрешено все, что не запрещено" придало приватизации грабительский характер*(198), привело к невиданному обогащению ряда высших должностных лиц, ставших за время пребывания в должности мультимиллионерами или миллиардерами. Разгосударствление общественных отношений, разграничение сфер частного и публичного права, запрет правительственного вмешательства в частные дела членов общества и строгое предписание законности действий лиц, облеченных властью, по-новому поставили ряд проблем права. По мере становления и развития гражданского общества в конституциях почти всех стран появляются статьи и обширные разделы о равенстве, правах и свободах граждан. Разграничение сфер личных (частных) и публичных (общих) интересов находит отражение в системе права, в делении его на частное и публичное. Это деление, намеченное в праве Древнего Рима, где существовали элементы гражданского общества, получает широкое распространение в странах, вставших на путь капиталистического развития. Именно в сфере частного права закрепляются идеи равенства прав членов общества, их личной свободы, безопасности и незыблемости собственности, самостоятельности, освобождения от свойственных сословным обществам идей "соборности", покорности властям и коллективам. Развитие гражданского общества порождает представление о конституции как о законе, определяющем не только устройство высших органов власти, но и права и свободы граждан (билль о правах, декларация прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство - публичная власть, сфера общих интересов, общество - сфера индивидуальных свобод, частных интересов). Исследователи отмечают, что если исходным пунктом европейского конституционализма как политического течения было свойственное еще эпохе абсолютизма крайне неопределенное истолкование конституций в качестве "основных законов всякого общества", не содержащее идей ограничения обществом власти государства*(199), то эволюция конституционализма привела к резкому сужению этого понятия, "которое приобретает конвенциональный (договорный) характер и определяет основной закон взаимоотношений общества и государственной власти. Конституция интерпретируется, по существу, как договор о распределении власти между ними"*(200). Развитие конституционного законодательства состоит в предоставлении гражданам средств воздействия на правотворчество государственной власти (через институты представительной и непосредственной демократии) и на саму государственную власть в целях подчинения ее праву (правовое государство, разделение властей). В процессе становления гражданского общества меняется не только содержание права, но и формы его выражения (источники права). "Условно мировую историю права можно разделить на две большие эпохи, - пишет профессор О.А. Жидков. - В древнем мире и в средние века право рождалось в основном не из установлений государства, а из реально существующих и признаваемых самим обществом отношений. В новое время право в своем саморазвитии по-прежнему отражает внутренние потребности общества и меняющиеся жизненные условия. Но в нем, особенно с развитием конституционных начал, законодательство становится уже ведущим источником права. Именно оно, а не средства саморегуляции, становится стержнем правовой системы, правообразующим фактором. Законодательство выступает как важнейший инструмент развития права, придавая ему системность, целостность"*(201). Основными источниками (формами) права в гражданском обществе становятся законы и другие нормативно-правовые акты. В структуре высших органов государства образуются представительные учреждения, осуществляющие законодательную власть, порядок создания и процедуры деятельности которых оформляются правом на конституционном уровне. Параллельно этому совершенствуется правосудие, создается единая система судов, которым придается значение особой власти, применяющей закон, охраняющей права и свободы граждан. Понятие "законность" приобретает новый смысл и содержание; оно означает прежде всего защиту личности от посягательств на ее права со стороны государства и его органов, пресечение чиновничьего произвола. Ведущая роль закона как основного источника права послужила причиной возникновения и соревнования ряда концепций права, из которых вырос плюрализм современных правопониманий. На рубеже XVIII-XIX вв. складывается идея правового государства, а господствующим направлением общественно-политической мысли становится либерализм. Либерализм делал основной упор на защиту и обоснование гражданской свободы, понимаемой как свобода частной инициативы, предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство, согласно этой концепции, должно лишь обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на гражданской свободе, отнюдь не ограничивая последней. Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь. В буржуазной политэкономии того времени это выражалось известными формулами: "free trade" (свободная торговля) в Англии; "laissez faire, laissez passer" (предоставьте свободу действий, не мешайте) во Франции. Низвержение феодализма открыло дорогу капитализму. В развитых странах Европы произошел промышленный переворот, прогресс хозяйственной и коммерческой деятельности сопровождался существенным изменением культуры и науки; все более наглядными становились результаты научной революции, начавшейся еще во второй половине XVII в.; множилось число философских школ и течений общественно-политической мысли; возникали новые виды искусства. С упразднением наследственных сословных привилегий коренным образом менялась классово-социальная структура общества. Бурно развивалось законодательство. Однако обществу и его праву присуща способность не только решать назревшие проблемы, но и создавать новые. Признание юридического равенства всех людей означало ликвидацию сословно-феодального неравенства, но сохраняло (и даже временами усиливало) социальное (фактическое, особенно имущественное) неравенство. Разрушение феодальных структур привело к пролетаризации части общества. В конкретных исторических условиях XIX века идея правового государства и либеральные лозунги о защите общества и личности от государственной власти, по существу, означали требование "нейтральности" государства в неравной борьбе наемных рабочих и владельцев капитала. Для первых право в период формирования гражданского общества практически выступало как формальная декларация недостижимых благ, для вторых - как оформление и страж богатства и связанных с ним социальных возможностей. Уже Гегель видел обремененность гражданского общества противоречиями богатства и бедности: "При чрезмерном богатстве гражданское общество недостаточно богато, т.е. не обладает достаточным собственным достоянием, чтобы препятствовать возникновению преизбытка бедности..."*(202). На том же основании Маркс вынес буржуазному обществу суровый приговор, основанный на выводе, что капитализм к середине XIX века стал тормозом развития производства и должен быть насильственно уничтожен стремительно нищающим пролетариатом. Однако история рассудила иначе. Движение рабочего класса породило механизмы противодействия эгоизму предпринимателей; промышленное общество сумело создать многочисленный средний класс; с развитием представительных институтов власти возникали предпосылки для все более широкого учета в законодательстве не только классово-эгоистических интересов буржуазии, но и интересов других классов, а также всего общества в целом. Расширялся и усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти; рос круг лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами; возникла и постоянно усиливалась зависимость представительных учреждений и законодательства от системы сложившихся в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных членов общества. Еще в XIX веке были выдвинуты и обоснованы требования дополнения "формальных прав" (равенство, свобода, собственность, безопасность и их конкретизация) "социальными правами" (право на труд, на образование, на материальное содержание нетрудоспособных, на медицинскую помощь и другие права). Некоторые из этих прав (право на труд, право на образование) упоминались уже в конституционных актах XIX века (Конституция Французской Республики 1848 г., Конституция Германской Империи 1849 г.), но широкое воплощение нашли после Первой мировой войны в конституциях Германии (1919 г.), Финляндии (1919 г.), Эстонии (1920 г.), Польши (1921 г.), Румынии (1923 г.), Литвы (1928 г.) и других стран. После Второй мировой войны "права второго поколения" (социальные права) получили международное признание в пактах о правах. Большое место в правовых системах развитых стран XX в. занимает социальное законодательство. В результате расширения социальной деятельности государства увеличилась сфера действия публичного права. Современное гражданское общество ряда развитых стран трудно назвать буржуазным*(203). Гибкое соединение в современной экономике различных форм собственности, существование мощных профессиональных союзов, развитие систем социальной помощи, успех широких демократических движений в поддержку прав, свобод личности и их гарантий - все это поставило пределы первобытному эгоизму буржуазного общества, вынудило имущие классы считаться с общенациональными интересами, идти на компромиссы с другими классами. Как законодательное закрепление прав "первого поколения" (равенство, свобода, собственность, безопасность) нашло обоснование в трудах Гоббса, Локка, Монтескье и других теоретиков "школы естественного права" XVII-XVIII вв., так и необходимость воплощения в законодательстве социальных прав ("права второго поколения") доказывалась рядом теоретиков-юристов XIX-XX вв. Большой вклад в теоретическое обоснование этих идей внесли французский ученый Леон Дюги, разработавший теорию социализации собственности, социальной солидарности и позитивных функций государства как системы общественных служб, а также немецкий юрист Рудольф Штаммлер, обосновавший идею "естественного права с меняющимся содержанием". Стержнем политико-правовой доктрины Дюги, в ее практическом воплощении, стала политика социального партнерства, взаимных уступок и соглашений общественных классов, оформления и защиты этих соглашений при помощи государственных учреждений, а главным в теории Штаммлера была идея необходимости учета законодателем настоятельных требований и пожеланий общественного правосознания ("предписаний естественного права"). В русле этих идей и направлений общественно-правовой мысли сложились понятия новых прав личности, особенно "права на достойное человеческое существование" (Новгородцев). Признание и обеспечение прав и свобод человека в гражданском обществе, основанном на частной инициативе и свободном предпринимательстве, - столь же важное условие создания "замиренной среды", сколь для сословно-кастовых обществ были важны юридическое оформление социальных групп в связи с их местом в системе разделения общественного труда, их сословная замкнутость и принудительный коллективизм. Наряду с международным признанием прав и свобод человека, в том числе социальных прав, актуальной проблемой гражданского общества стало обеспечение коллективной безопасности. Жестокой политической практикой XX века показана опасность тоталитаризма для прав, свобод и бытия не только отдельных людей, но и целых классов, наций и народов, а затем (после создания ядерного оружия) и всего человечества. Существенным новшеством правового развития стало признание приоритета общепризнанных норм международного права, запрещающих войны и нарушения пактов о правах человека, по отношению к внутригосударственному праву членов мирового сообщества. |