4 нед. Конспект. Свобода воли
Скачать 18.03 Kb.
|
Alikhan Bokeihan University Конспект По дисциплине: Психология на тему: «Концепция «Свобода воли» личности в независимом обществе» Выполнила студентка группы «Право Государственно-правовых дисциплин» Юридического факультета 1 курс Мустафина Ильсия Габдулгазизовна Семей 2022 Тема: Концепция «Свобода воли» личности в независимом обществе. Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества. Одна из самых важных ценностей современного мира - свобода личности. Французский философ Жан Буридан рассказал об осле, которого поставили между двумя равноудаленными друг от друга стогами сена. Обладая абсолютной свободой, не решив какую съесть, осел умер от голода. Это говорит о том, что абсолютно свободным человек быть не может. Главный ограничитель свободы - свобода других людей. Немецкий философ Г. Гегель сказал, что свобода есть осознанная необходимость. Этими словами он сказал, что все в мире подчинено необходимости. Если человек осознает ее, то он становится свободным в принятии решения. В этом выражается свобода воли личности. Ряд философов считают, что необходимость – это объективные законы природы и общества, независящие от сознания человека. Сегодня человек находится в постоянном стрессе. Подлинно свободный человек не станет рабом сиюминутных настроений и изберёт здоровый образ жизни. Отклонение поведения человека от принятых социальных норм вызывает реакцию общества. А негативное отклонение влечёт за собой санкции (наказание). Такое наказание называют ответственностью, это вид внешнего воздействия на человека. Но есть вид ответственности - внутренний регулятор наших действий – т.е. чувство ответственности и долга. Бывает так, что чувство ответственности притупляется. Человек в толпе может повести себя совсем иначе. Это связано с влиянием массовости. Принцип свободы воли накладывает отпечаток на религию, этику и науку. В рамках этики существованием свободы воли определяется моральная ответственность каждого человека за собственные поступки. В науке изучение свободы воли позволяет выявлять способы прогнозирования поведения людей. Свобода воли и ответственность Человек несет ответственность перед всем обществом и каждым его членом за каждый совершенный поступок. Ответственность может быть нравственной или правовой, духовной или материальной, индивидуальной или коллективной. Там, где человек получает право действовать, неизбежно он принимает на себя ответственность за каждое свое действие. Иными словами, ответственность – это часть общественных отношений. Именно посредством механизма ответственности обществом контролируется поведение отдельных личностей, коллективов и социальных групп. Теряя чувство ответственности, человек выпадает из общественной жизни, утрачивает важные связи, которыми он соединен с окружающими людьми. Контроль и корректное регулирование поведения посредством определенных механизмов ответственности и составляют важнейший, ключевой механизм сознательного управления развитием общества. Свобода воли же, по общему убеждению людей, характерна только для человека и предполагает, что человек способен самостоятельно, вне зависимости от условий изменить или выбрать свой мотив поведения. Это означает, что свобода воли говорит не о беспрепятственном воздействии рассматриваемой причины, то есть мотива, а о том, что сама эта причина может быть или не быть, может быть в том или ином формате. Разделяя понятия свободы действий и свободы воли, можно легко различить также понятия твердости, силы воли и упорства, а также понятие свободы воли. Сила воли – это способность человека не отступать с пути достижения поставленной цели, не пасовать перед трудностями, проявлять мужество и настойчивость. Принцип и назначение свободы воли Чтобы легче понять принцип такой свободы воли лучше будет привести пример. Предположим ситуацию: прохожего сбила машина и некий человек проходит рядом. Предположим также, что некий человек обладает характером безразличным, жестоким и не сострадательным – детерминизм характера будет проявляться в машинальном игнорировании чужих страданий. Если же такой человек сострадательный, то детерминизм, то есть отсутствие свободы воли, будет заключаться как раз в помощи. Сознательность и способность выходить за рамки накопленного опыта позволяют делать выбор вне зависимости от личностных черт и это будет являться свободой воли. Но ещё большей свободой воли является выбор изменить свой характер, сделать желанные движения воли настолько естественными, что они и станут характером. Рассмотрев с этой точки зрения то, что означает свобода воли, мы можем понят не только её суть, но и её предназначение. Свобода воли дарована не для того, чтобы делать человека независимым от неких сил, а для того, чтобы делать счастливым. Желанный выбор всегда предполагает конечной целью счастье и напрягая волю ради достижения целей правильных, человек обретает счастье, а не независимость. Можно сказать, что свобода воли в выборе желанного приводит даже к большей зависимости, так как налагает обязательства, игнорируя которые цель свободы воли будет отдаляться от человека. Желающий стать чемпионом налагает на себя такое количество напряжения, которое вряд ли можно увязать с понятием свободы, но в этом и есть воля, выбор и достижение цели. Отдать свою свободу добровольно ради чего-то – значит быть свободным выбирать ради чего мы живем. Индивидуальные особенности воли Истинный покой и счастье человек способен обрести только на своем месте. Даже если мы поместим птицу в блистательную золотую клетку – она не будет счастлива, точно также и золотая клетка различных социальных условностей или собственности не способна сделать человека по-настоящему счастливым. Свобода воли и знания Если мы детерминированы своим характером – мы склонны принимать лишь определенное знание, то, которое согласуется с нашим характером. И если мы хотим положительных изменений и нас не устраивает наш характер, то усилия воли следует направлять не на знание, которое нам любопытно и приятно, а на знание, которое нам полезно и ведет к счастью. Знание первое, то есть приятное, удовлетворяет лишь любопытство и вызывает кратковременное удовлетворение, без глубинных изменений. Знание второе – это такое знание, направив на которое напряжение воли, мы достигаем счастья. Отличие первого от второго очевидны, первое приятно, а второе полезно, к первому наш ум стремится сам, а второе нам следует культивировать усилием воли, разумом. Но и знания можно воспринимать по-разному. Поэтому, разумному человеку следует приложить усилия для обретения знаний, чтобы совершать правильные выборы. Свобода воли и морально-нравственный аспект Путь разума заключается в согласии воли с добродетелью. Добродетельный характер, облагороженный знаниями всегда совершает поступки, которые не оставляют за собой несправедливых чужих страданий. Но это не следует идеализировать. Свобода воли в морально-нравственном аспекте – это осознание последствий своих поступков, вместе с сознательным выбором этих последствий в виде действий. Если я выбираю правильный путь, тот путь, который не причиняет других ненужных страданий и при этом приносит счастье мне и окружающих, избавляя их от страданий – это правильный путь. Если же, руководствуясь корыстными или порочными мотивами, я потакаю своим желания и совершаю преступления – это неправильный путь. Технически человек волен выбирать самостоятельно. Но выбор правильного пути всегда связан со знаниями. Бог и свобода воли В вопросе обсуждения свободы воли частым детерминирующим фактором становится судьба или Бог. Мол Бог это всевидящее око, которое полностью контролирует всё не давая кому-либо свободу выбора. На самом деле это не совсем так. Бог даёт свободу выбора каждому живому существу. И фактически это как раз проявляется в материальном мире, где живое существо создает его исходя из своей воли. Когда же душа выбирает Бога – Он лишь идёт навстречу. На вопрос выбора между Богом и мирскими мотивами всегда следует отвечать не интеллектом, а сердцем, не заученным шаблонами, а естественным побуждением. К Богу не могут сами по себе привести знания, добродетель, долг, сила, слава и прочее, к Нему может привести только любовь, а все остальное может быть лишь в союзе с любовью. |