контрольная. Психология религии. Таким образом, специфичность психологической помощи таким клиентам очевидна
Скачать 27.46 Kb.
|
Содержание Введение.......................................................................................................................3 1. Психологическое консультирование и религия...............................................4 2. Психологическое консультирование верующих. Особенности работы специалиста в области психологии религии........................................................9 Заключение...........................................................................................................13 Список использованной литературы..................................................................14 Введение В современной практике психологической помощи часто возникает необходимость помощи религиозным клиентам, в России в основном идет речь о клиентах - христианах. Обычно при этом возникает ряд специфических вопросов, которые необходимо решить таким образом, чтобы не нанести вред клиенту, решая его проблему. Одним из таких вопросов является проблема особенностей мотивации клиента по поводу обращения за помощью. Если обращение к психологу происходит по собственной инициативе, у религиозного клиента зачастую присутствует чувство вины как по поводу проблемы, так и по поводу визита к психологу. Если к психологу направляет клиента священник, понимающий, что трудности клиента носят не духовный, а психологический характер, то единственной мотиваций клиента может быть послушание, что также не способствует эффективному сотрудничеству с психологом. Проблемы, которые возникают у самого психолога прежде всего определяются необходимостью взаимодействовать со значимыми ценностями клиента, которые, возможно, не являются ценностями самого психолога, а также трудностью сопереживания чувствам и отношениям, связанным с не разделяемыми психологом видами деятельности. Таким образом, специфичность психологической помощи таким клиентам очевидна. 1. Психологическое консультирование и религия Психология религии (religious psychology) – отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания. Пытается понять и объяснить поведение верующих в целом и представителей различных религиозных течений в частности. Этот раздел психологии исследует душевные процессы, выражающиеся в религиозных переживаниях и состоянии души (набожность, благочестие и пр.), их роль в жизни личности, включая кризисные моменты. Психология религии не занимается вопросами объективного существования Бога, Его благодати - это вопросы философии и богословия, но она исследует то, как конкретный человек или группа людей понимает существование Всевышнего и Его действия в их жизни. Данная область исследований берет свои истоки с конца XIX – начала XX вв. На данный момент накоплен значительный опыт о содержании религиозного сознания, а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях: 1) Общая теория психологии религии – изучает религиозное сознание, религиозные чувства, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества; 2) Дифференциальная психология религии – рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи; 3) Психология религиозных групп – изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, чувства и поведение верующих; 4) Психология религиозного культа – исследует влияние религиозных обрядов на человека; 5) Педагогическая психология атеистического воспитания – разрабатывает принципы формирования атеистического мировоззрения Религия (от лат. relegere - воспроизвести, religari - соединить себя, соединиться) – связь со Священным, открытость и доверие к Нему, готовность принять Высшее в качестве руководящего начала своей жизни. Иными словами, религия подразумевает под собой возможность достижения человеком контакта с божеством. Энциклопедический словарь дает нам следующее определение: «религия - это организованное поклонение высшим силам. Оно (поклонение) предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание. Вместе с тем оно предполагает веру, т.е. религиозное настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном». Религия тесно связана с культурой и определить причинно-следственную связь между ними не всегда представляется возможным. Макс Мюллер, один из родоначальников современного религиоведения сказал: «В наши дни почти невозможно говорить о религии, не обидев кого-нибудь. Некоторым религия кажется слишком священным предметом для научного изучения; другие ставят ее в один ряд с алхимией и астрологией, считая, что она сплетена из ошибок и галлюцинаций, недостойных внимания ученого. В некотором смысле я согласен с этими двумя мнениями. Религия есть священный предмет, и в ее самой совершенной или самой несовершенной форме она заслуживает наивысшего уважения». Эти слова произнесены во второй половине XIX века, но звучат они сегодня как никогда современно. Почему же так важно исследование религии и ее влияния на людей? Специалисты прекрасно понимают, что религия выполняет несколько существенных функций в нашей жизни, три из которых приведены ниже. Религия: 1) Удовлетворяет естественную человеческую любознательность – дает свое объяснение происхождения и развития мира; 2)Значительно снижает страх перед неожиданностями и превратностями жизни, давая уверенность в благоприятном исходе тех или иных событий, утешает человека в тяжелые периоды; 3) Дает авторитетные предписания, включающие дозволения, запреты, ограничения, правила и советы для повседневной жизни своих приверженцев. Разные религии и даже различные течения одного и того же вероисповедания вмещают как свои специфические особенности, так и общие принципы. И как бы психолог ни стремился объективно исследовать психологические основы религии, он все равно будет находиться в рамках своего собственного религиозного (или атеистического) мировоззрения. Ни для кого не секрет, что человек является существом религиозным: кто-то верит в существование Бога, кто-то истово исповедует материалистические взгляды. Людей, безразлично относящихся к вопросам духовности и мироустройства, нет. И психологи здесь не исключение. Поскольку религиозный опыт связан с активной деятельностью души (или, выражаясь научно, психики), исследования в области психологии религии представляют определенный интерес, как для самой психологии, так и для общества в целом. Большое влияние на развитие психологии религии оказали взгляды И.Канта, Ф.Шлеермахера, исследования таких европейских ученых, как В.Вундт, Э.Старбук, Т.Фехнер, Г.Тиррел, Ф. фон Хьюгель, У.Джеймс, А.Маслоу, Дж.Фаулер, Э.Эриксон, Э.Фромм, В.Франкл и др. Проблемы психологии религии рассматривались с позиций глубиной психологии и гуманистической психологии. Заметим, что до XVII столетия европейская наука относила понятие религия по большей части к христианству. Считалось, что религиозность проявлялась в набожности, благоговейном отношении к христианскому Богу. А уже с середины XVII века значение этих терминов было изменено. Религия стала расцениваться в качестве различных систем верований и обрядов. Религиозность же теперь имела отношение к любому виду Высших Сил в анимизме, буддизме, христианстве, исламе и т.д. Таким образом, религиозность определяет личностное приспособление конкретного человека к определенным правилам религиозной жизни, являясь тем самым субъективным звеном в религии. Здесь имеет смысл привести следующую цитату: «Религиозность в психологическом плане может рассматриваться как обратная связь между человеком и сверхъестественной действительностью. Психология религии принципиально занимается только человеком как партнером этой связи и исследует отображения, образы, понятия сверхъестественной действительности, которые созданы людьми. В наше время эта наука занимается проблемами структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления». Специалисты в области психологии религии утверждают, что существует три типа страхов, в которых проявляется религиозность: -личное беспокойство, возникающее из-за недостаточной интеграции личности; -невротический и моральный страх - формируется чувством вины или чувством своего долга перед кем-либо. Наличие и функционирование этого чувства психологически очень важно, поскольку человек живет в среде, где конкретизированы понятия добра и зла. Джон Генри Ньюмен (1801-1890) когда-то написал: «Если получилось так, что, согрешивши против совести, мы чувствуем ответственность, стыд, испуг, то это может означать, что существует Один (Бог. – прим. Сергея Саратовского), перед кем мы должны отчитаться, перед кем чувствуем стыд, чьего гнева мы боимся»; -экзистенциональное беспокойство - возникает у человека из-за необходимости постановки перед собой вопроса о смысле жизни. И здесь наиболее типичными будут переживания и беспокойства о самых фундаментальных для человека вопросах добра и зла, о происхождении жизни и существовании жизни загробной (посмертной). Эрих Фромм указывал: «Нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности - в системе ориентации и объекте для служения; но это ничего не говорит нам о специфическом контексте ее проявления. Человек может поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам, невидимому богу, святому человеку или вождям с дьявольским обличьем; он может поклоняться предкам, нации, классу или партии, деньгам или успеху; его религия может способствовать развитию разрушительного начала или любви, угнетению или братству людей; она может содействовать его разуму или приводить разум в состояние паралича; человек может считать свою систему религиозной, отличающейся от систем светского характера, но может также думать, что у него нет религии, и интерпретировать свое служение определенным, предположительно светским целям - таким как власть, деньги или успех, - лишь как заботу о практическом и полезном. Вопрос не в том, религия или ее отсутствие, но в том, какого рода религия: или это религия, способствующая человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или религия, которая эти силы парализует. … Тезис о том, что потребность в системе ориентации и объекте для его служения корениться в условиях человеческого существования, видимо, достаточно подтверждается фактом универсального присутствия религии в истории». 2. Психологическое консультирование верующих. Особенности работы специалиста в области психологии религии Европейские специалисты выделяют три отдельных направления пастырского консультирования: религиозное консультирование, пастырское окормление в области психического здоровья и пастырскую психотерапию. И здесь важное место занимает тезис о разграничении функций врача-психиатра и священника. Вот, например, мнение Папы Римского Пия XII по этому важному вопросу: «Разрешение от грехов ни в коей мере не применимо к действиям психолога. Оно исходит лишь через священника во время Таинства Покаяния. В случае реальной вины чисто психологическое воздействие не может быть целительным». Иными словами, психолог (психотерапевт) не должен брать на себя роль духовника, но его задача - направить верующего пациента к священнику, помогая ему перед этим избавиться от психологических затруднений. Разрешение вопросов, связанных с затруднениями духовными находятся в компетенции священнослужителя конкретной конфессии. Психолог может лишь способствовать прояснению психологических особенностей той или иной кризисной ситуации и осознанию пациентом причин своих духовно-психологических проблем. В своей статье «Аспекты психического здоровья для пастырского консультирования» В.Бир определяет консультирование – как психологический термин, а психотерапию - медицинский. Далее он указывает на разницу между консультированием и советованием. Задача грамотного консультанта - не додумывать за клиента, а облегчить ему пути мышления. Автор также указывает, что консультант должен проявлять не симпатию, а эмпатию (в качестве дисциплинированного сострадания). Надо отметить, что имеется серьезное различие между пастырским консультированием (консультант - Бог - клиент) и светским консультированием (консультант – клиент). Особое место в современных психологических исследованиях занимают описания разнообразных искажений духовного опыта. Эти патопсихологические феномены возникают как внутри традиционных конфессий, так и (по большей части) являются характерными для псевдорелигиозных культов нового времени. «Руководство по оказанию помощи жертвам духовных насилий» (под редакцией M.Langone) указывает на критерии, соответственно которым культ противостоит религии: 1) Религия уважает автономию индивидуума / Культ форсирует уступчивость личности; 2) Религия толерантно относится и даже поощряет вопросы и независимые мнения / Культ отвергает возможность критического мышления; 3) Религия способствует психо-спиритуальной (духовно-психологической. – прим. Сергея Саратовского) интеграции / Культ различает в своих участниках «хорошее новое «Я» и «старое плохое «Я»; 4) Религия старается напитать духовные нужды / Культ эксплуатирует духовные нужды; 5) Религиозная конверсия предрасполагает к раскрытию внутренних ресурсов для достижения личностной идентичности / Культовая конверсия воздействует на внешние паттерны поведения, не заботясь о внутренней идентификации; 6) Религия поощряет брак / Культ зачастую заставляет относиться к членам семьи как к врагам; 7) Религия уважительно относится к сексу между мужем и женой / Культ либо допускает сексуальную разнузданность, либо призывает к полному «умерщвлению плоти». Возможно выделить различные типы ситуаций взаимодействия психолога с религиозным клиентом: 1. Ситуация, когда кризис или возникшая у клиента проблема не связана с его религиозностью. К таким ситуациям можно отнести проблемы и конфликты, не затрагивающие ценностно-смысловую сферу личности. 2. Ситуация неглубокой религиозности клиента, когда его проблема связана с нравственным выбором либо определяет наиболее значимые для него бытийные отношения, но не осмысляется клиентом как религиозная проблема. 3. Ситуация клиента осмысливается как проблема, связанная с его религиозностью, психолог же не является религиозным либо его религиозность связана с исповеданием другой религии. 4. Ситуация клиента осмысливается как проблема, связанная с его религиозностью, психолог разделяет религиозные взгляды клиента. Первый тип ситуации не является особо специфичным, психологическая помощь в этой ситуации не требует от психолога знания психологии религии. Второй тип – неглубокой религиозности клиента, если клиент тем не менее демонстрирует свою религиозность, может быть определен с помощью вопросов о значимости религиозности для самого клиента. Если клиент говорит о своей религиозности, как о не имеющей для него большого значения, то и эта ситуация психологической помощи не является специфичной; проблема клиента может обсуждаться без учета декларируемой религиозности. Третий тип ситуации заслуживает самого серьезного внимания и требует от психолога знаний в области психологии религии, в частности, понимания того, каким образом религиозность представлена в психических структурах религиозной личности, что в религиозности данного клиента является осознанным, а что переживается на уровне интуиции, а также представления о религиозной практике в религии или конфессии клиента. В этой ситуации психолог должен помочь клиенту увидеть, способствует ли его религиозность развитию личности, увеличивает ли его психологическую свободу, является ли религиозность, определяемая клиентом как значимая, источником ценностей и смыслов, либо только защитным механизмом или стереотипом. Если значимая для клиента религиозность тем не менее не способствует развитию его личности, то задачей психолога, на наш взгляд, является осмысление с клиентом особенностей его религиозного мировоззрения. Психолог не должен ставить задачу разрушить мировоззрения клиента, его задача восстановить аутентичность. В этом случае клиент в ходе взаимодействия с психологом может осознать, что его религиозность не является адекватной, аутентичной, например, не вызвана стремлением установить связь со священным и сверхъестественным, а выражает намерение что-то получить в результате религиозных обрядов. Это возможно, в частности, тогда, когда детские представления о священном не пересматриваются личностью в ходе взросления либо в случае прихода к религиозной вере взрослого человека без критического пересмотра собственных взглядов и ценностей с новых для личности позиций. Неаутентичная религиозность может приводить к повышенной тревожности и перфекционизму, служить источником постоянных страхов. В то же время аутентичная религиозность является значимым ресурсом преодоления кризисов, проживания горя, выхода из психотравмирующих ситуаций и решения конфликтов. Для помогающего психолога такая религиозность клиента является механизмом, который необходимо активизировать у клиента. Естественно, такой вид психологической помощи легче осуществляется специалистом, разделяющим взгляды клиента, но, это, на наш взгляд, не является необходимым условием. Практикующий психолог, готовый помогать религиозным клиентам, должен быть подготовлен к ситуациям взаимодействия с представителями различных религиозных мировоззрений не только на уровне политкорректной «терпимости», но осмысливая религиозность клиента как фактор развития или препятствий в развитии его личности. Заключение Психолог не должен ставить задачу разрушить мировоззрения клиента, его задача восстановить аутентичность. В этом случае клиент в ходе взаимодействия с психологом может осознать, что его религиозность не является адекватной, аутентичной, например, не вызвана стремлением установить связь со священным и сверхъестественным, а выражает намерение что-то получить в результате религиозных обрядов. Это возможно, в частности, тогда, когда детские представления о священном не пересматриваются личностью в ходе взросления либо в случае прихода к религиозной вере взрослого человека без критического пересмотра собственных взглядов и ценностей с новых для личности позиций. Неаутентичная религиозность может приводить к повышенной тревожности и перфекционизму, служить источником постоянных страхов. В то же время аутентичная религиозность является значимым ресурсом преодоления кризисов, проживания горя, выхода из психотравмирующих ситуаций и решения конфликтов. Для помогающего психолога такая религиозность клиента является механизмом, который необходимо активизировать у клиента. Естественно, такой вид психологической помощи легче осуществляется специалистом, разделяющим взгляды клиента, но, это, на наш взгляд, не является необходимым условием. Практикующий психолог, готовый помогать религиозным клиентам, должен быть подготовлен к ситуациям взаимодействия с представителями различных религиозных мировоззрений не только на уровне политкорректной «терпимости», но осмысливая религиозность клиента как фактор развития или препятствий в развитии его личности. Список использованной литературы 1. Гараджа В.И. Религиоведение. / Гараджа В.И. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с. 2. Грановская Р.М. Психология веры. / Р.М. Грановская -СПб., 2004. - 576 с. 3. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. / В.Г. Крысько. -М., 2001. - 208 с. 4. Угринович Д.М. Психология религии. / Д.М. Угринович - М., 1986. - 352 с. 5. Шеховцова Л.Ф. Элементы православной психологии. / Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько. - СПб., 2005. - 252 с. |