Главная страница

Парсонс Т. О структуре социального действия, монография. Талкотт Парсонс. О структуре социального действия


Скачать 5.67 Mb.
НазваниеТалкотт Парсонс. О структуре социального действия
АнкорПарсонс Т. О структуре социального действия, монография.doc
Дата21.08.2017
Размер5.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПарсонс Т. О структуре социального действия, монография.doc
ТипДокументы
#8413
КатегорияСоциология. Политология
страница4 из 77
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77

Глава I. Введение




Проблема


«Многие ли нынче читают Спенсера? Нам сейчас труд­но понять, насколько большой интерес вызывали идеи Спен­сера в его время... Он был личным наперстником странного и непонятного бога, которого он назвал эволюцией. Его бог предал его. Мы пошли дальше Спенсера»1. Приговор про­фессора Бринтона звучит подобно заключению следовате­ля: «Смерть наступила либо в результате самоубийства, либо от руки одного или нескольких неизвестных людей». Мы должны согласиться с этим выводом. Спенсер мертв2. Но кто его убил и как? Проблема заключается в этом.

* Parsons Т. The Structure of Social Action. A Study of Social Theory with Special Reference to a Group of Recent European Writers by Tallcoto Parsons, Assistant Professor of Sociology Harvard University. Mc.-Graw-Hill. Book Company Inc., New York and London, 1937.

1 Brinton English Political Thought in the Nineteenth Century, London, 1933, pp. 226 — 227. Здесь и далее в настоящем издании библиографические ссыл­ки в переводах, за исключением необходимых уточнений, приводятся в той форме, как они даны у Т. Парсонса. — Прим. ред.

2 Конечно, нельзя утверждать, что все его мысли ныне несостоятельны, но мертва его социальная теория как целостная структура.
Очевидно, существуют определенные причины как того, что идеи Спенсера забылись скорее, чем идеи дру­гих мыслителей, так и того, почему Спенсер в свое время возбуждал общий интерес. Но не это является предметом настоящего исследования. Цель работы заключает­ся в раскрытии «преступления», жертвой которого пало нечто большее, чем просто судьба и репутация одного мыслителя. По общему направлению своих взглядов Спенсер принадлежал к позднему этапу позитивистско-утилитарной традиции. Эта традиция играла значитель­ную роль в интеллектуальной истории народов, говоря­щих на английском. Что случилось с нею3? Почему она погибла?

3 См. следующие две главы (II, III), где даны аналитическое и историческое объяснения.
Основная идея данного исследования состоит в том, что эта традиция пала жертвой мщения ревнивого бога — эволюции, в данном случае — эволюции научной теории. В настоящей главе не рассматривается, каким образом развивалась эта теория и во что она преврати­лась. Об этом речь будет идти позже. Сейчас необходи­мо остановиться на предварительной постановке про­блемы, а также на методе, при помощи которого данная задача должна быть решена, и на позициях, с которых эту работу следует оценивать.

Богом Спенсера была эволюция, иногда также назы­ваемая прогрессом. Спенсер был одним из самых после­довательных приверженцев этого божества, но далеко не единственным его почитателем. Вместе со многими дру­гими социальными мыслителями он верил, что человек приближается к вершине долгого линейного процесса, непрерывно и неуклонно идущего из глубины веков, от времен возникновения примитивного человека. Более того, Спенсер верил, что к этому наивысшему пункту уже подходит индустриальное общество современной ему Западной Европы. Он и его единомышленники были убеждены в том, что этот процесс будет продолжаться до бесконечности.

Позже многие ученые стали сомневаться в этом. Раз­ве не возможно, чтобы будущее заключалось в чем-ни­будь другом, чем в «большей и лучшей» индустриализа­ции? Напротив, новая концепция, согласно которой человечество приближается к поворотному пункту свое­го развития, наиболее ярко выступила во взглядах груп­пы социологов, приобретавших, несмотря на свою мало­численность, все большую известность.

Спенсер был крайним индивидуалистом. Но его эк­стремизм является лишь преувеличенным выражением глубоко укоренившейся веры в то, что, грубо говоря, по крайней мере на высокой стадии развития экономиче­ской жизни общества, мы имеем дело с автоматическим, саморегулирующимся механизмом, который действует таким образом, что цель, преследуемая каждым индиви­дом в своих частных интересах, в результате оказывает­ся средством для максимального удовлетворения жела­ний всех. Необходимо лишь убрать препятствия на пути действия этого механизма, а для этого не требуется дру­гих условий, кроме уже содержащихся в концепции ра­зумного эгоизма. Эта доктрина также стала предметом критики различных направлений, в том числе и не имею­щих отношения к проблеме данного исследования. Важ­но только, что таким образом пошатнулся еще один дог­мат веры в области социальных наук.

Наконец, Спенсер верил в то, что религия возникает из донаучных представлений человека относительно эм­пирических фактов его собственной природы и среды, т.е. религия является продуктом невежества и заблуждений. Религиозные идеи по мере прогресса знания будут заме­щены наукой. Религия — только фаза развития обожест­вляемой им науки. В самом деле, интерес к религии среди ученых типа Спенсера ограничивался примитивным че­ловеком; вопрос сводился к тому, каким образом из при­митивной религии развилась наука? В этой области так­же наблюдается увеличение скептицизма относительно взглядов Спенсера.

Краткое обозрение лишь нескольких вопросов до­статочно ясно показывает, что в эмпирической интер­претации некоторых самых важных социальных проблем совершается глубокая революция. Концепции линейной эволюции начали сходить со сцены, и их место стали за­нимать циклические теории. Различные виды индивиду-

ализма подвергались усиливающемуся обстрелу крити­ки. На их месте стали возникать различного рода соци­алистические, коллективистические и организмические теории. Снова и снова стали подвергаться атакам роль разума и статус научного познания как элемента дей­ствия. Возникло настоящее наводнение антиинтеллек-туалистических теорий человеческой природы и пове­дения, выступающих в самых различных вариантах. Такая резкая смена господствующего истолкования че­ловеческого общества в течение жизни одного поколе­ния едва ли может быть найдена где-либо в истории, за исключением, может быть, XVI века. В чем же причина этой революции?

Весьма вероятно, что эта смена взглядов в значитель­ной мере явилась просто идеологическим отражением определенных социальных изменений. Такое утвержде­ние поднимает много проблем, ответ на которые было бы трудно найти в понятиях спенсерианской мысли. Однако обсуждение данных вопросов выходит далеко за рамки настоящего исследования.

Не менее вероятным является утверждение о том, что значительная часть изменений произошла в результате «имманентного»4 развития основных частей теории эм­пирического знания. Именно это является рабочей гипо­тезой, лежащей в основании настоящего исследования. В данной работе будет предпринята попытка проследить и оценить значение одной определенной фазы этого раз­вития, которая разбирается и анализируется на примере работ группы социологов. Но прежде чем приступить к этому, необходимо сделать несколько методологических замечаний относительно взаимосвязи «теории эмпири­ческого знания», выяснить главные связи их элементов, а также объяснить, в каком смысле и с помощью какого процесса развиваются эти «основные части ». Только пос­ле этого станет ясным характер данного исследования и предполагаемые результаты.

4 Здесь этот термин употреблен в том смысле, в котором он используется обычно П.А. Сорокиным.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77


написать администратору сайта