Парсонс Т. О структуре социального действия, монография. Талкотт Парсонс. О структуре социального действия
Скачать 5.67 Mb.
|
ВеберМ. Класс, статус и партия// Социальная стратификация, вып. 1. М., 1992, с. 19-38. У Вебера человек мотивируется социальной структурой: он не только получает материальное вознаграждение, зависящее от его места в процессе производства9; человек получает вознаграждение также и за свой образ жизни, и выражается оно в престиже, которым он пользуется в обществе, а это обеспечивает ему ряд возможностей и льгот, не зависящих от его места в производственных отношениях10. 9 Эти позиции внутри производственных отношений формируют в обществе классы, которые Вебер назвал экономическими; структура экономических классов у Вебера почти аналогична марксистскому представлению о классовой дифференциации, но все дело в том, что Вебер не выводит социальную структуру из этой экономически-классовой, как это происходит у Маркса, где образ жизни и сознание человека определяются его положением в системе производственных отношений; у Вебера структура социальных классов или сословий (статусов) в значительной степени автономна от экономических классов и определяется образом жизни человека. 10 Исследование Уорнера, проведенное в 30-х гг. в США показало, что в социальной структуре общины (Уорнер исследовал города различного типа) рабочие, занимающие в целом довольно близкие позиции в системе производственных отношений, в системе социальных классов распределились до вольно широко: вплоть до верхнего среднего класса включительно. Хотя, согласно ожиданиям самого исследователя, их экономическое положение должно было определять их место в социальной стратификации, первые же замеры показали, что по критерию социального престижа, связанного с образом жизни, между ними оказалась очень большая дистанция: часть рабочих попала в средние классы вместе с мелкими и средними предпринимателями. Фактически исследование Уорнера подтвердило теорию Макса Вебера об автономности экономической и социальной стратификации, хотя в это время в США работы Вебера были почти неизвестны и сам Уорнер их не знал. Эти две темы, намеченные в статье о мотивации экономической деятельности, получили дальнейшее развитие в работах Парсонса. В 1949 г. он возвращается к вопросу о судьбе модели «экономического человека » в экономической науке — «Возвышение и падение экономического человека» (1949 в), а в 50-х гг. предлагает социологическую модель экономического развития в двух статьях: «Социологическая модель экономического развития» (1956 е), и «Замечания об институциональной схеме экономического развития» (1958 f); в 1956 г. выходит первое издание труда, написанного в соавторстве с Н.Смелзером, — «Экономика и общество» (1956 а), переизданного в 1965 году. В этих трудах как бы отрабатываются переходные звенья между двумя науками, те пути, которыми достижения социологической науки могут быть использованы для объяснения различных феноменов, имеющих значение в экономических процессах. Основное значение, естественно, уделяется социальному действию, которое представляет собою как бы «сквозной» понятийный конструкт, позволяющий осуществлять этот переход и трансакцию знаний и понятийных схем из одной науки в другую. Так что можно сказать, что на протяжении многих лет Парсонс работал на развитие экономической теории. Развитие же второй темы разбираемой нами здесь статьи Т. Парсонса о мотивации экономической деятельности привело автора в дальнейшем к выработке основных аналитических элементов для теории социального действия, которые, согласно принятому им структурно-функциональному принципу, следовало положить в основание схемы, чтобы теория приобрела содержательный характер. Оформлению этих аналитических переменных и их пропаганде Парсонс посвятил много времени и сил, но результат не оправдал его ожиданий. И причина здесь была не в качестве заданных переменных, а в общем состоянии науки социологии на период их оформления. Огюст Конт, декларируя в свое время возникновение новой науки социологии — одной из важных ее характеристик назвал позитивизм, т.е. построение по типу естественных наук, с обязательным усвоением принятых в этих науках принципов: методы должны быть точными и объективными, теории — доказательными, а устанавливаемые закономерности — общезначимыми (Конт был убежден, что обществом правят объективные законы, являющиеся продолжением законов природы). В принципе ничего плохого не было для науки в том, чтобы таких критериев придерживаться; вся беда была, однако, в том, что, собственно, никаких методов, могущих быть точными и объективными, у только что народившейся науки не было. Правда, в 1835 г. вышел труд А. Кетле, основанный на использовании социальной статистики, но сама эта статистика в те времена была еще весьма узка по своим показателям и примитивна. Так оказалось, что социологи занялись в первую очередь построением теорий. А как обеспечить доказательность теориям, основанным на исторических примерах и иллюстрациях? Выход был найден в том, чтобы придать им форму теорий естественных наук, а также по возможности использовать терминологию этих наук, тогда создавалось впечатление неразрывной связи с ними и преемственности. Так появляются теории об обществе, построенные по аналогии с теориями естественных наук и как бы под них загримированные. Сам О. Конт назвал две части своего труда «Социальной статикой» и «Социальной динамикой», Кетле назвал свою работу «О человеке и развитии его способностей. Опыт социальной физики». Возникли школы: механистическая (считавшая, что в основе общества лежат законы механики, — Г. Кэри, Г. Скотт), географическая (считавшая, что все определяется в обществе географической средой его существования, — Г. Бокль), организмическая (описывавшая общество в терминах анатомии и физиологии — П. Лилиенфельд, А. Шефле, Р. Вормс); наконец, уже в конце XIX — начале XX века этот ряд «обогатился» социальным дарвинизмом (борьба за существование и естественный отбор как главные законы общественного развития — Г. Спенсер, У. Самнер, А. Смолл, Л. Гумплович). Конечно, молодая наука ничем не могла себя так скомпрометировать, как подобного рода теориями. Положение осложнилось также тем, что позитивизм постоянно как бы «давал подпитку» сциентизму, который, беря м. свое начало в сильнейшей традиции европейского Просвещения, в качестве основной своей ценности имел рационализм (поскольку главным содержанием традиции Просвещения был культ человеческого разума), а в качестве центральных идей в социальной сфере — прогрессизм и связанное с ним постоянное устремление к модернизации, инновации, технократизму. Прогрессистский пафос просвещения масс постоянно взывал к борьбе с традициями, ниспровержению всего оформившегося в устойчивые структуры, в особенности если структуры эти не были сугубо рационалистически обоснованными. В науке сциентизм порождал направленность к ее инструментализации, стремясь использовать научные теории и концепции в целях борьбы за какие-то идеи переустройства общества на новых основаниях. Нетрудно представить, какие идеи о переустройстве общества можно было выдвинуть на основании тех теорий, которые выше мы бегло перечислили! Эти претензии не могли, конечно, не вызвать решительного протеста серьезных ученых. В конце XIX века в социологии сформировалось направление антипозитивизма (нацеленное одновременно и против сциентизма). Во главе его оказался Макс Вебер, воспользовавшись идеями Виндельбанда, Дильтея и в особенности Риккерта, с которым он сотрудничал в методологических вопросах, выдвинул тезис о необходимости работать с сознанием субъекта (поскольку, будучи главным разработчиком в социологии концепта социального действия, пристальный интерес проявлял к проблеме мотивации этого действия), а следовательно, о необходимости гуманитаризации социологии как науки. Макс Вебер создал концепцию «понимающей социологии», чем заложил основание нового типа методик в социологических исследованиях, продвигавшихся в сторону того, что мы в наше время называем качественными методами. Но одновременно Вебер отстаивал принцип свободы от оценочных суждений как основу объективности социологических исследований. В русле этого течения сформировался как ученый и Т. Парсонс. Но направление это отличалось большим недоверием ко всякого рода теориям. Сформировавшись в борьбе со всеми этими «органицизмами» и «механицизмами», представители антипозитивизма как бы страдали некоторым комплексом теоретической неполноценности. Отказавшись от прямого переноса в социологию концепций и методов естественных наук, они продолжали считать эти науки образцом в деле организации исследований, оформления их результатов, построения теорий, однако идеал этот представлялся им недостижимым на том уровне развития социологии, на котором им приходилось работать. Поэтому первое же сопротивление своим попыткам заняться построением общей социологической теории Парсонс испытал внутри своего научного окружения, в лагере собственных единомышленников. Первые замечания о роли и месте теории в социологических исследованиях включены были Парсонсом в «Структуру социального действия » 11. 11 См. в особенности помещенные в настоящем издании главы I, II, XVIII и XlX. 12 См. наст, изд., с. 301-326. Затем появилась статья «Роль теории в социальном исследовании» (1938 а). В 1945 г. в материалах симпозиума «Социология двадцатого века» появляется доклад Парсонса «Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии», вошедший затем в качестве статьи в его сборник «Очерки по социологической теории чистой и прикладной» (1949 а)12. Тот же предмет трактуется и в статье 1948 г. «Состояние социологической теории» (1948 в) и еще в одной статье этого же периода — «Перспективы социологической теории» (1950 а). Во всех этих работах с различными вариациями предлагается подход к построению общей теории социологии. Отрицательную реакцию вызвало уже само намерение Т. Парсонса заняться общей теорией. Наиболее аргументировано сформулировал возражения Роберт Мертон. Он изложил свою точку зрения в статье «О социологических теориях среднего уровня», включенной в его сборник «О теоретической социологии»13, но это уже работа, написанная на основании более ранних статей14. Мертон утверждает, что в настоящее время создать общую теорию в социологии просто невозможно. «Под социологической теорией, — утверждает он, — понимаются «логически взаимосвязанные ряды высказываний (propositions), из которых можно вывести эмпирические закономерности (uniformities)». Эти ряды должны связывать между собой «работающие гипотезы », а «работающие гипотезы — это нечто большее, чем применение здравого смысла, которым мы пользуемся в обыденной жизни. Сопоставляя определенные факты, имеют в виду некоторые альтернативные объяснения и стремятся к тому, чтобы их проверить»15. Ничего такого не может предложить в настоящее время общая теория в социологии. Эта теория строится по образцу всеобщих философских систем XIX века, и ничего другого не может получиться на данном уровне знаний. 13 См.: Merton R.K. On Sociological Theories of the Middle Range// On Theoretical Sociolgy. Five essays, old and new. Free Press, N.Y., Macmillan, L., 1967. 14Сам Р. Мертон ссылается на свои статьи: Merton R.K. The Role-set: Problems in Sociological Theory // British Sociological Review, vol. 8, June 1957, pp. 106-120; Merton R.K. Introduction to Allen Barton «Social Organization under Stress». Wash., 1963. 15 Merton R.K. On Sociological Theories of the Middle Range, p. 48. Социальные теоретики, утверждает Мертон (нигде, кстати, не называя Парсонса по имени, хотя критика эта направляется прежде всего в его адрес), делают ошибку, беря за образец схемы именно научной теории, а не системы философского характера, которые они только и способны создавать. Эти их претензии основаны на трех недоразумениях: 1) они забывают, что научная теория не может появиться, пока не накопилось огромного количества данных наблюдений; 2) они считают, что могут брать за образец, например, физику, забывая, что «между физикой XX века и социологией XX века лежат биллионы человеко-часов терпеливого, дисциплинированного и кумулятивного исследовательского труда»; 3) они не имеют правильного представления о состоянии теории в физике: физика обладает целым набором специальных теорий и «исторически сложившейся надеждой» объединить их со временем в «теоретические семьи ». Мертон ссылается при этом на физика Ричарда Фейнмана, который утверждает: «Сегодня наши физические теории, физические законы представляют множество разнообразных частей и кусков, которые не очень-то подгоняются друг к другу»16. И еще одна ссылка на физика, в данном случае на Уатхей-да: «Для ранних стадий развития науки характерно, что она бывает претенциозно глубока в своих намерениях и тривиальна в своей работе с конкретными явлениями»17. А поскольку социологи в то же время претендуют сравнивать себя с физиками нашего времени, то общество начинает предъявлять к ним требование участвовать в разрешении глобальных социальных проблем, которые могут иметь последствия в виде войн, расовых конфликтов, психологической неуверенности и проч. «Ученые-обществоведы перед лицом этих проблем вооружены сегодня ничуть не лучше, чем были вооружены врачи во времена Гарвея и Сайденама для диагностики, исследования и лечения коронарных тромбозов». Единственно возможным путем для социологии в настоящее время Мертон считает работу со специальными теориями, — по его терминологии, теориями среднего уровня, — «из которых выводятся гипотезы, могущие быть исследованными эмпирически », а также конструирование «постепенно, а не внезапным наскоком» «более общей концептуальной схемы, которая будет адекватно объединять группы этих специальных теорий»18. 16 Ibid. 17Ibid., p. 49. 18Ibid., p. 41. Теории среднего уровня касаются ограниченных аспектов социальных явлений, и каждая такая теория создает «представление (конкретный образ — image), из которого можно вывести ряд умозаключений ». Она проверяется на плодотворность «указанием сферы теоретических проблем и гипотез, которые позволяют исследователю определить новые характеристики явления». Именно такие идеи нужны для выдвижения конкретных гипотез. Но такая идея тем не менее все-таки уже теория, ибо «некоторые умозаключения, выводимые из такого рода идей, могут расходиться с ожиданиями здравого смысла, основанными на неверифицированном ряде «самих собою очевидных» предложений». И каждая такая теория — «это нечто большее, чем просто эмпирическое обобщение, т.е. высказывание, суммирующее некоторые наблюдаемые закономерности (uniformities) отношений между двумя или более переменными»19. Такая теория может заимствовать из общей теории только понятия (например, «социальная структура», «статус», «роль» и др.). Затем из них строится некоторое представление и формируется уже новое понятие (например, «ролевой набор»). Но это понятие — просто представление, нужное для осмысления какого-то компонента социальной структуры, и оно стоит в самом начале, а не в конце, подводя к некоторым аналитическим проблемам. Тем самым зависимость теорий среднего уровня от общей теории весьма слаба. Вот эти-то теории среднего уровня должны быть развиты, а теория общая должна возникнуть потом, в качестве объединяющего их конструкта. В настоящее же время, по мнению Р. Мертона, общая теория работает не в том направлении, она строит какие-то нереализуемые схемы из понятий, которые невозможно прямо включить в исследование. Но эта аргументация Парсонса не убедила, так как он вовсе не считал, что задача общей теории — выдвигать концептуальные схемы, которые можно было бы включать непосредственно в исследования эмпирического типа. Задача общей теории, с его точки зрения, — преобразование различных дескриптивных утверждений о фактах в некоторое связное целое, которое адекватно или определенно описывает предмет данной науки. Эта обобщенная концептуальная схема должна включать в себя все основные параметры, которые важны с точки зрения тех ответов, которые должна давать наука на различные вопросы, возникающие как внутри, так и вне ее, т.е. для того, чтобы оправдывать свое существование в обществе. 19 Ibid., p. 42. В идеале наука должна быть в состоянии давать динамический анализ развития тех явлений, которые входят в сферу ее компетенции. Но это возможно только при наличии логически замкнутой системы утверждений, т.е. когда теория достигает такого «состояния логической интеграции, при котором каждое значение любой комбинации суждений в данной системе явно соответствует некоторому другому суждению той же системы». Цель анализа, с одной стороны, «причинное объяснение прошлых конкретных явлений или процессов и предсказание будущих событий», а с другой — получение «знания законов, которые могут быть приложены к бесконечному ряду конкретных случаев с использованием соответствующих фактических данных»20. Социологическая наука в своем современном состоянии не может обеспечить главные условия динамического анализа, т.е. «непрерывное и систематическое отнесение каждой проблемы к состоянию системы как целого»21. Но если это невозможно обеспечить, то нужно применить какой-то способ упрощения. Способ упрощения, по Парсонсу, заключается в том, чтобы некоторые обобщающие категории, которые в развитой системе динамического анализа являются переменными, превратить в константы. Тогда мы получаем систему структурных категорий, которая и используется при рассмотрении динамических проблем. Такую систему применяет, например, наука физиология: там отдельные органы рассматриваются как постоянные величины (хотя они, естественно, таковыми в действительности не являются), и это дает возможность изучать процессы, протекающие в организме, ибо «структура системы, как она описывается в контексте обобщенной концептуальной схемы, является подлинно техническим аналитическим инструментом ». Такая структура категорий «обеспечивает уверенность в том, что ничто существенно важное не ускользнет при поверхностном обозрении, и связывает концы с концами, придавая определенность проблемам и их решениям»22. 20 |