Главная страница

Парсонс Т. О структуре социального действия, монография. Талкотт Парсонс. О структуре социального действия


Скачать 5.67 Mb.
НазваниеТалкотт Парсонс. О структуре социального действия
АнкорПарсонс Т. О структуре социального действия, монография.doc
Дата21.08.2017
Размер5.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПарсонс Т. О структуре социального действия, монография.doc
ТипДокументы
#8413
КатегорияСоциология. Политология
страница42 из 77
1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   77

Классификация компонентов объектной ситуации


Здесь мы должны кратко повторить то, что было ска­зано выше о структуре объектного мира, а также о даль­нейшей работе над классификацией компонентов этой структуры50. Структура объектного мира с наиболее аб­страктной точки зрения получает свою форму от разли­чения социальных и несоциальных объектов, дальнейшей дифференциации первых из них по категориям качеств и деятельностей и дальнейшей дифференциации вторых по категориям физических и культурных объектов. Несоци­альные объекты, как мы помним, отличаются тем, что «эго» не считает, будто они обладают какими-то ожида­ниями относительно его поведения. «Эго» знает, что со­циальные объекты «ожидают» от него таких-то и таких-то вещей; несоциальные же объекты, по его мнению, таких ожиданий к нему не имеют. Следует также напомнить, что культурные объекты отличаются от физических тем, что первые являются объектами «интернализации », а вто­рые нет.

50 Каждая система действия в определенном смысле имеет три компонента: эталон ценностной ориентации, структурный объектный мир и ряд лока­ционных и интегративных фокусов. Из этих трех наборов компонентов ценностные эталоны и объектный мир являются общими, без каких-либо существенных различий как для личности, так и для социальной системы и Даже для системы культурной. Различие между личностной, социальной и культурной системами заключается 1) в различии интегративных и лока­ционных центров и 2) в эмпирической организации и интеграции этих эле­ментов в конкретные механизмы, контролирующие действие. Таким обра­зом, эти компоненты объектной ситуации, точно так же, как и эталоны ценностной ориентации, могут быть проанализированы сразу и целиком, и категории, выведенные таким образом, должны быть применимы для всех трех видов систем.
Принимая это различение как исходный пункт для себя, мы начинаем далее дифференцировать объекты по тем линиям, которые имеют значение в ориентациях дей­ствия.

Социальные объекты можно разделить на индивиду­альных акторов и коллективы, которые являются систе­мами действия, включающими множество индивидуаль­ных акторов, но при этом рассматриваются как целое. Среди физических объектов один подкласс имеет столь существенное значение для действия, что он должен быть отмечен. Это организм индивидуального актора — как собственное тело «эго», так и тело «другого». Внутри класса индивидуальных социальных объектов желатель­но отличать личность «другого» от личности самого «эго» как объекта. Интернализация культурных объек­тов не вводит дальнейшего различения объектов. Здесь различение касается различных частей личности «эго » и «другого», а также частей в структуре коллектива.

Наконец, мы должны разделить объекты в соответ­ствии с тем, являются ли свойства их, на основании ко­торых актор ориентируется по отношению к ним, атри­бутами класса (качествами или деятельностями) или же приобретаются ими в результате отношений. Это разли­чение не идентично различению качеств и деятельности; в действительности оно с ним пересекается. Не выводит­ся оно и из различения универсализма и партикуляриз­ма, хотя тесно связано с ним. Оно выводится из разли­чения между актором как таковым и системой действия, которая включает статус и роль в отношениях. Абст­рактный актор — это просто набор свойств, по кото­рым он может быть классифицирован, — в действии он включается в систему отношений. Социальные объекты, следовательно, могут различаться в соответствии с ка­кими-то свойствами, которыми они обладают независи­мо от своих отношений, а также в соответствии с теми, которые они приобретают в связи с возможностью уча­ствовать в отношениях, а эти последние в свою очередь могут быть социальными, биологическими или про­странственными.

Схема 6 в краткой форме представляет структуру объектного мира. Каждая из таких «единиц», отсчиты­ваемых слева, может быть интегрирована в действие не­сколькими (или многими) различными способами. Это, разумеется, дает еще различные виды объектов в зависи­мости от того, каким образом они интегрируются в дей­ствие. Колонки, образующие главное содержание схемы, указывают различные способы, которыми каждая едини­ца может быть интегрирована как объект (схема 6).

Различие в модальности применимо, главным обра­зом, к социальным объектам и только к форме интер­активных отношений; первые две колонки поэтому пред­ставляют различение для социальных объектов. Несоци­альные объекты появляются время от времени в правой

колонке, поскольку различение качеств — деятельностей неприменимо к ним51. Последние релевантны для действия только в качестве эмпирических и символических средств, условий и препятствий для удовлетворения диспозиции потребностей.

51 Здесь, по-видимому, должно быть исключение из правила. Организм как физический объект пригоден для различения качеств — деятельностей; таким образом, несоциальная колонка оказалась размещенной в самом низу диаграммы.
Классификация социальных объектов по каждой из модальностей приводит к различению, используемому в нашем анализе актора и ситуации: актора как индивида и как объекта, «другого» как индивида и как объекта и кол­лектива как объекта.

Мы уже отмечали, что "актор"— это особый вид ме­тодологической абстракции, точка отсчета. Отдельный актор, осуществляющий отдельное действие в отдельный момент времени, не может быть объектом ориентации, которая обладает направленностью в будущее. Только эмпирическая система действия, которая обладает дли­тельностью во времени и может соотноситься с данной точкой отсчета (т.е. личностью) может быть таким объек­том. С точки зрения любого данного актора, «эго», его собственная личность (т.е. его система действия или любая часть ее, более продолжительная во времени, чем то действие, которое он совершает в данный момент) мо­жет быть и является объектом, специфическим, конкрет­ным объектом, отличным от личности любого другого актора. Включение личности «эго », именно как объекта, а не только как актора, очень важно для теории действия. Только благодаря использованию такой конструкции ста­новятся возможными многие из наиболее значимых ана­литических приемов теории действия, таких как исполь­зование механизмов идентификации и связанное с ними понятие «интернализации» культурных норм. Можно сказать, что здравый смысл главный центр тяжести пе­реносит на различение «эго» и «другого» как двух от­дельных сущностей. Теория действия признает это раз­личение как фундаментальное и воплощает его в одной из главных своих классификаций. Но она использует так­же классификацию, согласно которой определенные ана­литические различения, например, между модально­стями объектов, применяются совершенно одинаково как к «эго», так и к «другому», потому что, будучи объекта­ми для «эго», в точном смысле, эти категории, имеющие значение при ориентации на объекты, применимы и к дру­гому. Это делает возможным связать собственную лич­ность «эго» как объекта с прочим объектным мироч таким способом, который был невозможен, пока сохра­нялось жесткое различие качеств между «я» как конк­ретной сущностью и всеми объектами, которые опреде­лялись как нечто, принадлежащее «внешнему» миру. По существу, мы имеем аналитическое расщепление конк­ретного «я » на два компонента: «я » в качестве актора и в качестве объекта.

Эти различения необходимы для анализа взаимодей­ствия социальных объектов и делают возможной основ­ную структурную гомологию52 между разными лично­стями (не на конституциональном или биологическом основании), а также между личностями и социальными объектами. Эта гомология фундаментальна для нашего анализа взаимозависимости двух систем.

Второе главное различение внутри категории соци­альных объектов — это различение между индивидуаль­ным актором и коллективом как системами действия. Следует помнить, что индивидуальный актор (как лич­ность или как ее подсистема) определяется здесь как си­стема действия. Коллективная система действия, членом которой может являться или не являться актор, может быть объектом ориентации, точно так же как и актор ин­дивидуальный. Коллективом в этом случае может быть как общество в целом (самодостаточная социальная сис­тема), так и часть социальной системы.

52 Понятие «гомология» относится к некоторым формальным видам иден­тичности. Оно будет рассмотрено в конце данной главы.
В коллективе как системе действия не может являть­ся точкой отсчета ни какой-либо актор, ни его личность и следовательно, строго говоря, индивидуальная лич­ность как таковая не представляет релевантной точки отсчета вообще, если мы говорим о социальной системе с аналитической точки зрения. (Разумеется, эмпирически дичностная система члена коллектива должна быть весь­ма релевантна для нашего понимания функционирования коллектива как социальной системы.) Если «эго» и «дру­гой» ориентированы друг на друга, вопрос о том, явля­ются ли они членами одного и того же коллектива, дол-ясен быть важен для их ориентации: он будет определять качество отношений «эго» и «другого». Они не должны с этой точки зрения ориентироваться сами на коллекти­вы как объекты, но на «других» как объекты, которые имеют характеристику принадлежности к отношениям или к членству в коллективе. По этой причине членство в коллективе классифицируется в схеме 6 как качество ин­дивидов, которые являются объектами, а не как качество коллективов. Структура их членства (т.е. количество и виды участия) — это уже, с другой стороны, качество кол­лектива.

Тем не менее важно иметь в виду, что коллективы как таковые, современные, прошлые и будущие, могут быть объектами ориентации. Действия индивидов, являющих­ся членами их, в репрезентативных или эксклюзивных ролях ориентированы на коллективы (свой собственный или какие-то другие) как системы действий, а не просто на индивидов с качеством членов коллективов. Сохране­ние эксклюзивности данной системы отношений внутри корпоративной структуры или коллектива, а также зап­рещение или пресечение определенных корпоративных видов деятельности — это ориентация на коллектив. Это уже не ориентация на отдельного «другого» как объект, но на систему отношений, возникающую между множе­ством «других», которые образуют систему.

Исключительно важно осознавать, что коллективный объект обычно представляет собой частичную социальную систему. Индивидуальный же актор, как правило член не одного, но многих коллективов. Он — член всех субсистем, в которых имеет какие-то отдельные роли. Понятие коллектива, в котором сам актор являет­ся членом, как объекта ориентации других фундамен­тально для понятия роли, которое, в свою очередь, имеет решающее значение в анализе социальных систем. С этой точки зрения роль актора в отдельном коллективе — это организованная субсистема его системы действия в це­лом. Существует нормативно регулируемая ориентация на коллектив как объект, т.е. на организованное множе­ство «других» в терминах взаимосвязи ролевых ожиданий «эго», связанных с его собственным действием, с одной стороны, а с другой — с его ожиданиями их меж­индивидуально организованных или случайно совпадаю­щих реакций на различные возможные формы его пове­дения.

Внутри категории несоциальных объектов как еди­ниц имеет место дальнейшее разделение, которое не пря­мо релевантно классификации модальностей: это разли­чение между организмами и другими несоциальными объектами53. Концептуализируя их, теория действия не рассматривает актора как организм; общепризнанное (хотя обычно имплицитно) предположение, что он явля­ется таковым, — основная ошибка, биологизирующая анализ поведения. Но конкретный индивид, который осу­ществляет поведение, все же всегда представляет собой определенный аспект организма. Его следует отличать от других объектов, поскольку в своем личностном аспекте он «привязан» к отдельному организму. Это, разумеет­ся, одинаково верно как для «эго», так и для «другого». Качества и способности к деятельности организма дают критерии, которые могут оказаться чрезвычайно важным фокусом для ориентации действия, опять-таки как для собственного организма «эго», так и для организма «другого». Например, значение собственного пола для лич­ностной структуры «эго», а также в его собственном «признании » своей сексуальной роли, может анализиро­ваться с точки зрения роли отдельных «характеристик» его тела как объекта его ориентации, благодаря которым он «причисляет себя» к прочим лицам того же пола как отличным от лиц противоположного пола. То же самое относится, конечно, и к способностям или свойствам, та­ким как физическая сила или ловкость.

53 В схеме следует обратить внимание на то, что это весьма особый класс несоциальных объектов, поскольку к нему применимо различение качеств и деятельностей, в то время как различение это не применимо к дрУгим несоциальным объектам. Именно поэтому личность актора и его организм оказываются неразделимыми.
Должно быть совершенно ясно, что мы здесь гово­рим об организме или теле как объекте. Это определяет организм как источник мотиваций или как «ид» в соб­ственном значении54. Энергия, которой физиологический организм снабжает действие, в соответствии с парадиг­мой теории действия инкорпорирована в виды мотива-ционной ориентации. Она не входит в констелляцию объектов, но направлена на них. Различение «эго» как тела, «эго» как личности и «эго» как актора лежит в ос­новании многих особенностей теории действия. Это важ­но для того, чтобы избежать путаницы, характерной для многих традиционных биологических подходов к чело­веческому действию. Но, как ни фундаментальны эти раз­личения, существуют не менее важные, а именно — раз­личение организма «эго» и «другого», выделяемого в качестве объекта из других в данной ситуации.

54По отношению к системе действия психоаналитическая концепция «ид» приводит к различению двух вещей: 1) органической энергии, которая вхо­дит в действие как мотивация и тем самым предпосылка для личности; 2) некоторых аспектов диспозиций, которые организованы в личности по отношению к объектному миру. Последний компонент с настоящей точки зрения представляет часть, а не предпосылку личности как системы дей­ствия. В современной социологической теории, по-видимому, наблюдают­ся тенденции включать большую часть последних в бессознательную часть «эго». Различение между пунктами 1) и 2) жизненно важно для теории дей­ствия. Вопросом, который еще предстоит решить, является вопрос о том, соотносится ли эта линия и в каких именно точках с той, которая проведе­на Фрейдом между «ид» и «эго», и должна ли она проходить внутри лич­ности как системы действия, а не между нею и органической потребност-но-мотивационной системой.
Остальная система несоциальных объектов класси­фицируется на физические и культурные объекты. Но, как ни важно это различение физических и культурных объектов для различных целей, по отношению к соци­альным объектам они имеют много общего: с одной стороны, они представляют объекты непосредственного ког-нитивно-катексического значения, а с другой — имеют значение инструментальных средств (т.е. «ресурсов»), условий и препятствий. В настоящем контексте это — еди­ницы объектной системы, отличные от других единиц, основные различения между которыми находятся на вто­ром плане. Дом, автомобиль, дерево или книга — различ­ные объекты ориентации в том смысле, что они различи­мы: дом как единица отличается от другого дома, а также от автомобиля, но все они также отличимы от акто­ров как единиц и от тел данных акторов. Однако внутри класса несоциальных объектов это различение между объектами физическими и культурными остается имею­щим весьма заметное концептуальное и эмпирическое значение.

Особый важный класс таких несоциальных единиц составляют, однако, конкретно как физические, так и куль­турные объекты. Из всех, указанных выше, только дерево чисто «естественный » объект. Дом же и автомобиль пре­имущественно осознаются как физические объекты, созданные и адаптированные человеком; в то время как книга — главным образом культурный или символический объект, который обладает «физическим воплощением». Именно «содержание» книги, а не бумага, чернила или переплет, превращает ее в объект ориентации.

Объектом ориентации «эго» является не его моти­вация и не интернализованные им культурные эталоны. Мы уже отмечали, что для аналитических целей интер­нализованные ценностные эталоны рассматриваются как независимая категория системы действия, а не как часть объектного мира.

Следует снова остановиться здесь на том пункте, который выше в целом уже затрагивался. Система объек­тов познается актором (акторами), которые рассматри­ваются в исследовании. И только будучи познанной (когницированной)55, она превращается в ряд объектов ориентации. Мы должны, следовательно, отличать познанную ситуацию от той, черты которой, «как они есть в действительности», могут быть познаны или в принци­пе познаваемы для какого-то наблюдателя, но в данный момент не известны актору (акторам). Взаимозависи­мость между ситуацией актора, как он на нее ориентиро­ван, и ситуацией, как она представляется современному или позднейшему наблюдателю, приводит к некоторым весьма важным проблемам эмпирического анализа. В принципе то же самое можно сказать и о тех новых эле­ментах, которые могут привходить в ситуацию и кото­рые могут быть предвидимы для наблюдателя. Следова­тельно, различение между тем, что известно актору, и тем что ему неизвестно, всегда потенциально важно. В каче­стве эталона, с помощью которого это оценивается, не­обходимо принимать оценку ситуации, как она известна или познаваема для наблюдателя. Когнитивная ориента­ция актора может не только полностью проигнорировать какой-то объект, так что актор останется в полном неве­дении относительно него, но в ней он может быть также искажен. Сюда могут входить ошибки перцепции или ин­терпретации. Это может иметь главнейшее значение для анализа действия, а может служить только подсобным средством с точки зрения концепции ситуации «как она есть в действительности», которая является эквивален­том той, которая известна наблюдателю. Знание, потреб­ное наблюдателю, не является и не может быть абсолют­ным, необходимо только, чтобы оно было адекватно решаемой проблеме.

55 Когнитивная потребность может не быть эксплицитной или сознательной
Другой источник осложнений и возможных недора­зумений — вопрос о том, должна ли ориентация "эго" на какой-либо объект быть сознательной полностью или хотя бы отчасти. Ответ совершенно ясен: это не обяза­тельно. Критерий здесь — является ли действие "эго" по отношению к объекту настолько осознанным, что он спо­собен к интерпретации своего действия как основанного на ориентации на то, чем является данный объект, — на­личный или еще только ожидаемый. Это значит, конеч­но, что данная «ситуация» часто бывает объектом не­скольких познавательных процессов со стороны актора: он предвидит ее развитие в соответствии с актуальными правилами валидной перцепции, и он может также вос­принимать ее как обладающую свойствами, приписывае­мыми ей его бессознательными диспозициями потреб­ностей для того, чтобы снабдить объект некоторыми возможными эмпирически невалидными свойствами, хотя он был уже воспринят им как обладающий какими-то дру­гими свойствами. Например, действие какого-то лица в роли, связанной с властью, может интерпретироваться (т.е. восприниматься) бессознательно как обладающее некоторыми характеристиками агрессивности. Бессозна­тельное, в психоаналитическом смысле, может анализи­роваться с точки зрения теории действия, и формулиров­ка его в современной психоаналитической теории не очень сильно отклоняется от принятой в теории действия. Другими словами, линия между сознательным и бессоз­нательным совершенно не связана с каким-то ограниче­нием анализа с точки зрения системы отсчета теории дей­ствия, включая, конечно, и познавательную ориентацию.

Ни одна из этих двух проблем не создает трудностей для нашей классификации объектов, хотя они вызывают большей частью сложности при эмпирическом анализе. «Реальная» ситуация (ситуация наблюдателя) и «осоз­наваемая» ситуация (ситуация актора) могут быть опи­саны в терминах нашей классификации объектов. Осоз­нанно воспринимаемая ситуация средне-невротического взрослого человека и искаженно воспринимаемая ситуа­ция его бессознательного реинтерпретатора являются одним и тем же объектом, описываемым в одних и тех же категориях. В действительности здесь возможно описа­ние разнообразных вкладов в формулирование многих важных проблем, возникающих при исследовании лично­сти и социальных систем.

В заключение можно снова указать, что схема эта­лонных переменных как компонентов переменных цен­ностных ориентации и классификация структурных ком­понентов объектной системы общи для всех трех типов систем, в которых организуются элементы действия — личности, социальной системы и системы культурной ориентации. Отсюда развивается все то, что обеспечива­ет теории единство. Это концептуальное единство и его следствия, облегчающие систематический эмпирический анализ, будут показаны в трех следующих главах, в ко­торых мы попытаемся представить систематическое рас­смотрение каждого из этих трех типов систем и некото­рые концептуальные и эмпирические взаимосвязи их друг с другом. Мы не делаем попытки продемонстрировать эмпирические гипотезы, которые можно отсюда вывес­ти, поскольку наша цель — показать, что они могут быть выведены из этой концептуальной схемы. Не следует за­бывать, однако, что применимость в исследовании реаль­ного поведения человеческих существ — решающее ис­пытание для любой теоретической схемы.

Базовая структура отношений взаимодействия


Взаимодействие «эго» с «другим» — это наиболее элементарная форма социальной системы. Характерис­тики этого взаимодействия в наиболее полной форме представлены во всех социальных системах.

При взаимодействии «эго» и «другого» каждый яв­ляется объектом ориентации для другого. Основных от­личий от ориентации на несоциальные объекты — два. Во-первых, поскольку результат действия «эго» (т.е. его успех в достижении цели) зависит от реакции «другого» на то, что делает «эго», «эго» начинает ориентироваться не только на возможное внешнее его поведение, но также и на то, чего, по мнению «эго», «другой» ожидает от его поведения, поскольку «эго » ожидает, что ожидания «дру­гого» могут оказывать влияние на поведение «другого». Во-вторых, в интегрированной системе эти ориентации на ожидания других взаимно дополняют друг друга.

Коммуникация посредством общей системы симво­лов — предпосылка такой взаимной комплементарности ожиданий. Альтернативы, которые открываются «друго­му*» должны обладать в какой-то мере стабильностью в Двух отношениях: во-первых, как реальные возможнос­ти для «другого» и, во-вторых, по своему значению для

«эго ». Эта стабильность предполагает генерализацию от частностей данных ситуаций «эго» и «другого», каждая из которых непрерывно изменяется и никогда не бывает полностью идентична для двух следующих друг за дру­гом моментов времени. Когда такая генерализация до­стигается, и действия, жесты и символы приобретают бо­лее или менее то же самое значение как для «эго», так и для «другого», мы можем говорить, что между ними су­ществует общая культура, благодаря которой опосреду­ется их взаимодействие.

Кроме того, эта общая культура или система сим­волов неизбежно обладает в своих определенных аспек­тах нормативным значением для акторов. Поскольку она существует, соблюдение ее конвенций — необходимое условие для того, чтобы «эго» был «понимаем» «дру­гим», что позволяет «эго» в определенной степени вы­числить тип реакции «другого», которая «эго» ожидает­ся. Этот общий ряд культурных символов представляет опосредующее звено, в котором формируется структу­ра последовательных действий обеих сторон таким об­разом, что одновременно возникает определение ряда приемлемых реакций со стороны «другого» на каждое из возможных действий, которые «эго» собирается предпринять, и наоборот. Это, следовательно, должно служить условием стабилизации всей системы компле­ментарных ожиданий; не только «эго», но также и «дру­гой» должны не только коммуницировать друг с дру­гом, но они должны соответствующим образом реагировать на действия друг друга.

Тенденция к последовательному соответствию реак­ций — это, следовательно, тенденция к конформности с нормативным эталоном. Культура — это не только ряд символических коммуникаций, но и ряд норм для дей­ствия.

Мотивации «эго» и «другого» интегрируются нор­мативными эталонами в ходе взаимодействия. Разнона-правленность удовлетворения и депривации здесь особен­но важны. Реакция, соответствующая (эталону) со стороны «другого » — это удовлетворение для «эго ». Если

«эго» конформен к норме, его удовлетворение — это ас­пект вознаграждения за эту его конформность по отно­шению к ней; обратное имеет место для случая наказания за отклонения. Реакции «другого» к конформности или девиантности «эго» относительно нормативного этало­на, следовательно, представляют собою санкцию на дей­ствия «эго». «Ожидания» «эго»,предъявляемые «друго­му», — это ожидания, связанные с ролями «эго» и «другого»; и эти санкции усиливают мотивацию «эго» к конформности с этими ролевыми ожиданиями. Таким образом, комплементарность ожиданий способствует взаимному усилению как у «эго», так и у «другого» мо­тивации к конформности с нормативным эталоном, оп­ределяющим их ожидания.

Система взаимодействия включает в себя также про­цесс генерализации не только в общей культуре, благо­даря которой коммуницируют «эго» и «другой», но так­же и в интерпретации скрытых действий «другого» по отношению к «эго» как выражающих интенции «друго­го »(т.е. как показывающих катексическо-оценочные ас­пекты мотивационной ориентации «другого»относитель­но «эго»). Эта «генерализация» предполагает, что «эго» и «другой » согласны в том, что некоторые действия «дру­гого» обнаруживают установки, которые «другой» при­нимает относительно «эго» (и наоборот: «эго» относи­тельно «другого»). Поскольку эти установки в данной парадигме интегрированы с общей культурой и последняя интернализована в диспозиции потребностей «эго», — «эго» чувствителен не только к открытым актам «друго­го», но и к его установкам. Он ощущает потребность не только в получении конкретных вознаграждений и избе­гании конкретных наказаний; его также радуют благо­желательные установки, и он избегает неблагожелатель­ных со стороны «другого». Действительно, поскольку он интегрирован с теми же самыми нормами, то у него воз­никают те же самые установки по отношению к себе са­мому как объекту. Следовательно, отклонение от нормы вызывает в нем чувство стыда перед «другим» и вины перед самим собой.

Т. П

Очевидно, что как идеальный тип эта парадигма вза­имодействия подразумевает взаимное удовлетворение, в конкретном смысле этого слова, хотя не обязательно рав­номерное распределение этого удовлетворения. Как мы увидим в следующей главе, это также парадигма процес­са обучения генерализованным ориентациям. Даже если в игру входят специфические механизмы, такие как до­минирование и подчинение или же отчуждение от нор­мативных ожиданий, этот процесс все равно может быть описан и проанализирован в связи с категориями данной парадигмы. Она, следовательно, применима как для ана­лиза системы нормативных ожиданий, так и актуальной конформности или отклонения от таковых ожиданий в конкретном действии.

В заключение следует сказать, что это — основная парадигма для структуры отношений солидарного взаи­модействия. Она содержит в себе все основные элементы структуры ролей социальной системы, а также системы поддержки и безопасности личности. Она включает куль­туру в ее как коммуникативной, так и ценностно-ориек-тационной функциях. Это узловая точка организации всей системы действия.

Понятие системы и классификация типов систем


По мере нашего рассмотрения взаимодействия мы подошли х анализу системы. Прежде чем более полно описывать личность или социальную систему, разумно представить сначала эксплицитно принципиальные свой­ства эмпирических систем, которые релевантны для на­шего анализа. Наиболее общее и фундаментальное свой­ство системы — это взаимозависимость ее частей или переменных. Эта взаимозависимость основывается на су­ществовании определенных отношений между частями или переменными, что противоположно случайной вари­абельности. Другими словами, взаимозависимость — это порядок в отношениях между компонентами, входящи­ми в систему. Этот порядок должен обладать тенденцией к самосохранению, что наиболее обобщенным способом выражено в понятии равновесия56. Но это не должно быть, однако, обязательно статическое самосохранение или стабильное равновесие. Это может быть организованный процесс изменения — процесс, протекающий по опреде­ленной модели, а не случайно варьирующийся относи­тельно исходной точки. Это называется подвижным рав­новесием и хорошо иллюстрируется процессом роста. Кроме того, равновесие, даже когда оно стабильное, ни­коим образом не предполагает, что процесс не развива­ется: процесс продолжается даже в стабильных системах, стабильность сохраняется только для отношений, вклю­ченных в процесс.

56 То есть, если система должна быть достаточно постоянной, чтобы пред­ставлять ценность для изучения, то должна существовать тенденция к сохранению порядка, нарушаемая только исключительными обстоятель­ствами.
Особенно важная характеристика любой системы — внутренние ограничения на совместимость определенных частей или событий внутри одной и той же системы. В са­мом деле, это просто другой способ выразить, что отноше­ния внутри системы определены и что что-то там не может происходить. Молено проиллюстрировать это на примере Солнечной системы: орбита одной из планет, такой, как Юпитер, дана, и уже невозможно для орбит других планет распределяться случайным образом относительно этой ор­биты. Определенные ограничения предполагаются самим фактом, что задана величина одной из переменных. Такое ограничение может в свою очередь рассматриваться как с негативной, так и с позитивной точки зрения. С одной сто­роны, используя опять-таки пример Солнечной системы, если одна из ш^анет попросту исчезла бы, то сам факт, что на данной отдельной орбите не существует больше ника­кой массы, привел бы с необходимостью к изменению рав­новесия данной системы, потребовалось бы переоценить орбиты других планет, чтобы система вновь пришла в рав­новесие. Это можно выразить также таким утверждением: в структуре системы существует изменение. С другой сто­роны, та лее проблема может быть рассмотрена с точки зрения того, что произошло бы в случае сосуществования «не­совместимых» элементов или процессов внутри одной и той же системы. Несовместимость всегда условна по отноше­нию к данному состоянию системы. Если, например, орби­ты двух планет подойдут слишком близко друг к другу, го­раздо ближе, чем это совместимо с сохранением данного состояния системы, то произойдет одна из двух вещей. Либо начнется процесс, который будет направлен к восстановле­нию предшествующих отношений путем элиминирования несовместимости; либо (если вновь возникшие отношения сохраняются), необходим процесс приспособления других частей системы, приводящий систему в новое состояние равновесия.

Эти свойства имманентны всем системам. Однако для теории действия особенное значение имеет конкретное дополнительное свойство. Это тенденция к поддержанию равновесия в наиболее обобщенном смысле из всех вы­раженных выше, в определении границ по отношению к окружению — границ, которые не могут быть заданы из­вне, но которые самосохраняются посредством свойств некоторых конституитивных переменных, которые дей­ствуют внутри системы. Наиболее близкий пример — жи­вой организм, который представляет физиохимическую систему, не ассимилируемую физиохимическими услови­ями окружения, но поддерживающую в себе определен­ное отличие свойств по сравнению со средой. Например, поддержание константно для тела температуры у млеко­питающих — необходимый процесс, который опосреду­ет взаимозависимость между внутренней и внешними системами в отношении температуры; этот процесс под­держивает константу при всех видах вариабельности тем­пературы в окружающей среде.

Есть два фундаментальных типа процессов, необхо­димых для поддержания данного состояния системного равновесия, которые в системе действия мы называем размещение57и интеграция.

57 Термин «размещение» (аллокация) взят из словаря экономистов, где он имеет очень общее значение, сохраненное здесь. В частности, экономисты говорят о размещении ресурсов в экономике.
Под размещением мы понимаем процессы, которые поддерживают распределение компонентов или частей системы, которое совместимо с поддержанием данного состояния равновесия. Под ин­теграцией мы понимаем процессы, посредством которых отношения с окружающей средой опосредуются таким образом, что внутренние отличительные свойства и гра­ницы данной системы как сущности сохраняются перед лицом изменчивости внешней ситуации. Следует осозна­вать, что самосохранение такой системы — это не только поддержание границ, но также сохранение своих особых отношений между частями данной системы внутри этих границ. Система — это, в некотором смысле, единица, свя­занная со своим окружением. Следовательно, самосо­хранение подразумевает не только контроль переменных окружения, но также контроль тенденций к изменению, т.е. к изменению этого отличного от среды состояния, идущего изнутри системы.

Два типа эмпирических систем, которые были про­анализированы в предыдущих главах, — это личности и социальные системы. Как уже неоднократно указыва­лось, это различные системы, которые не могут быть редуцированы друг к другу. Однако между ними есть оп­ределенная концептуальная преемственность или иден­тичность, которая выводится из следующих источников: 1) обе эти системы построены на основании фундамен­тальных компонентов действия, как это было показано в «Основных положениях» и в данной главе. Эти компо­ненты организованы различным образом и образуют сис­темы двух видов. Тем не менее компоненты остаются теми же самыми; 2) обе они не просто системы, но системы, сохраняющие свои границы, т.е. самосохраняющегося типа; поэтому обе они обладают характеристиками, ко­торые свойственны системам вообще, наряду с более спе­циальными характеристиками, которые присущи именно Данному особому типу систем; 3) третьим основанием для их тесной связи друг с другом является тот факт, что они взаимопроникают, в том смысле, что ни личностная сис­тема не может существовать, не участвуя в социальной системе, под которой мы понимаем интеграцию частей систем действий акторов, которые представляют собою части социальной системы, ни, наоборот, не может су­ществовать такая социальная система, которая не была бы, с точки зрения способа интеграции частей ее систе­мы действия, сформирована личностями ее членов. Ког­да мы используем термин «гомология», чтобы обозна­чить определенную формальную идентичность между личностями и социальными системами, которые можно понимать в вышеописанных терминах, должно быть оче­видно, что мы никоим образом не имеем в виду создать впечатление, что личность — это микрокосм социальной системы или что социальная система — это определен­ный вид макрокосма личности.

Несмотря на формальное сходство и последователь­ное эмпирическое взаимопроникновение и взаимозави­симость, обе они, личность и социальная система, оста­ются двумя различными классами систем, что имеет огромную важность.

1951

Схема 1. Компоненты системы отсчета действия

СУБЪЕКТ

ОЕЬЕКТ

1. Актор-субъект: актор, ориентация действия которого анализируется (в ситуации взаимодействия этот актор

называется "эго").

Актор-субъект иногда называется просто "актор" и всегда является "системой действия". Так, актор-субъект — это:

а. личность

б. социальная система

2. Объекты: те объекты, на которые ориентирован актор-субъект. Это — I социальные и II не-социальные

объекты.

I. Социальные объекты — это акторы (или системы действия),

но здесь они скорее объекты, чем субъекты для данного анализа (в ситуации взаимодействия этот актор называется "другой").

II. Социальные объекты — это:

а. личности

б. социальные системы


Личности и социальные системы (как субъекты, так и объекты) сопоставляются следующим образом:



* Каждая из этих ролей — это субсистема ориентации. Такую субсистему можно анализировать либо с точки зрения /I/ мотивов личности, функцией которых является ориентация; либо с точки зрения /II/ ценностей, которые личность при­нимает в данной конкретной социальной системе. Роли, следовательно, подраз­деляются на мотивационные аспекты и аспекты ценностные.

КУЛЬТУРНЫЕ СИСТЕМЫ

Культурные системы — это общие ценности, убеждения и вкусы акторов (как субъектов, так и объектов), взаимодействующих с системами символов (как объек­тами), следовательно, все подчеркнутые выше компоненты представляют абст­ракцию культурных систем от системы отсчета действия.
Схема 2. Производные от эталонных переменных




















1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   77


написать администратору сайта