Диагностика ТАТ. Tat manual Thematic Apperception Test руководство
Скачать 151 Kb.
|
Глубокая интерпретация. Если кто-нибудь, ссылаясь на преимущества ТАТ в инициировании процесса фантазирования и на то, что фантазии являются проявлением подавленных бессознательных влечений, скажет что они доступны расшифровке, этот кто-то должен значительно расширить данное руководство техникой такой рашифровки. Но, с другой стороны, строгие ограничения объема этого издания не позволяют нам уделить внимание этим усилиям. Было бы необходимо суммировать в нескольких параграфах теории и методы психоанализа, необходимые для глубокой интерпретации, что было бы одинаково самонадеяно и обманчиво, так как мало информации может создать впечатление у дилетантов, что они Маги бессознательного. Глубокая интерпретация требует от исследователя настолько хороших знаний, чтобы история, каждая ее часть, для него были как рассказ ребенка, пытающегося с помощью воображения описать свое тело, его функции или органы; или пытающегося описать тело другого человека; или пытающегося изобразить в скрытой форме свои трудности с родителями или братьями и сестрами; или намекает на некоторое травмирующее событие в детстве. Выводы такого рода могут быть подтверждены только данными полученными психоаналитически и будет лучше, если исследователи будут предоставлять на рассмотрение глубокую интерпретацию экспертам, работающим в этой области и имеющих необходимые навыки и беспристрастность для верификации этих выводов. Формальный анализ. Под этим заголовком мы поместили способность различать вариации наглядных атрибутов темы, структуры, стиля, настроения. Соответствие реальности, силы замысла и языка истории. Среди этих атрибутов мы отыскиваем подтверждения темперамента, зрелости эмоций, способности наблюдать, интеллектуальному уровню, эстетике воображения, литературным способностям, податливости, психологическим озарениям, реальности восприятия, интегративности когнитивных процессов. Обсессивные, маниакальные и депрессивные тенденции несложны в распознании. Разъединение темы и языка и повторения в изложении, несоответствие чувств и действий и причудливые элементы – свидетельствуют о нарушениях мышления. Первый важный вклад в этой области был сделан Masserman и Balkan. Много работы еще предстоит сделать. Достоверность. Видя, что в ТАТ находит отражение быстрая смена настроения так же хорошо как в реальных жизненных ситуациях субъекта, мы не рассчитываем что повторная достоверность будет высокой, а вот мысли, большей частью, содержание выделенных тенденций, характерные черты, вот они будут постоянными. Однако данных по этому пункту у нас недостаточно. Описание картинок. Ниже приведен список картинок, предназаначеных для первой и второй серии в четырех вариантах (B для мальчиков, G для девочек. M для мужчин старше 14 лет, F для женщин старше 14 лет). Номер, за которым не стоит никаких буквенных обозначений (B, G, M, F), обозначает картинку, предназначенную для обоих полов и всех возрастов (№1, 2, 4, 5, 10, 11, 14, 15, 15, 16, 19, 20). “ВМ” означает, что картинка предназначена для показа мальчика и мужчинам. “В” значит, что это картинка только для мальчиков, “G” только для девочек; “BG” для мальчиков и девочек; “М” для мужчин старше четырнадцати; “F” для женщин старше четырнадцати лет; “MF” для мужчин и женщин старше четырнадцати лет. (Номера и буквенные обозначения печатаются на обратной стороне картинки). Картинки первой серии* 1. Маленький мальчик сосредоточенно смотрит на скрипку, лежащую на столе перед ним. (рисунок Christiana D. Morgana); 2. Деревенская сцена: женщина с книгами в руке на переднем плане; на заднем плане мужчина, работающий в поле, и наблюдающая пожилая женщина. (роспись Leon Kroll, копирована по специальному разрешению Департамента Юстиции США); 3 BM. На полу, около кровати, лежит свернувшись мужчина, положив голову на правую руку. Около него на полу револьвер. (рисунок Christiana D. Morgana); 3 GF. Молодая женщина стоящая со склоненной головой, закрывает лицо правой рукой. Ее левая рука, вытянутая вперед, придерживает деревянную дверь. (рисунок Samuel Thal); 4. Женщина, ухватившаяся за плечи мужчины, лицо и тело которого повернуты так, как будто он пытается вырваться от нее. (Иллюстрация C. C. Beall, воспроизведено по специальному разрешению Crowell-Collier Publishing Company); 5. Женщина среднего возраста, стоящая на пороге комнаты заглядывает через полуоткрытую дверь. (рисунок Samuel Thal); 6 BM. Невысокая пожилая женщина стоит повернувшись спиной к высокому молодому человеку. Молодой человек смущенно склонил голову. (рисунок Christiana D. Morgana); 6 GF. Сидящая молодая женщина смотрит через плечо на пожилого мужчину с трубкой во рту, который, видимо, направляется к ней. (фрагмент иллюстрации H.Rubin, воспроизведенная по специальному разрешению The Saturday Evening Post, ® 1941 при участии The Curtis Publishing Company); 7 BM. Седой мужчина смотрит на молодого человека, угрюмо смотрящего в пространство. (рисунок Samuel Thal); 7 GF. Пожилая женщина сидит на диване и читает или говорит девочке, сидящей перед ней. У девочки на коленях лежит кукла. Девочка отвлеклась. (“Волшебные сказки” Shulkin, воспроизведено по специальному разрешению The Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк). 8 ВМ. Подросток смотрит прямо с картины. С одной стороны виден ствол ружья, а на заднем плане неясно виднеется картина хирургической операции, подобная образу мечты.(рисунок Samuel Thal с иллюстрации Carl Mueller. Воспроизведено по специальному разрешению Crowell-Collier Publishing Company); 8 GF. Молодая женщина сидит, положив подбородок на колени, и смотрит в пространство. (“Лили” Taubes, воспроизведено по специальному разрешению The Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк). 9 ВМ. Четверо мужчин в спецовках лежат на траве отдыхая. (рисунок Samuel Thal с фотографии “Сиеста” Urlic Meisel. Использовано с разрешения Monkmeyer Press Photo Service). 9 GF. Молодая женщина с журналом и сумкой в руке наблюдает из-за дерева за другой молодой женщиной в вечернем платье, бегущую по берегу. (Иллюстрация H. M. Meyers, воспроизведено по специальному разрешению Crowell-Collier Publishing Company); 10. Лицо молодой женщины напротив мужского плеча. (рисунок Samuel Thal); Картинки второй серии 11. Дорога пролегающая между высокими скалами с одной стороны и глубокой пропастью с другой стороны. На дороге, вдалеке, неясные фигуры. Со скалистой стены свешивается голова дракона на длинной шее. (“Die Fels-Shlucht” Boecklin, Schack Gallery, Мюнхен) 12 М. Молодой человек лежит на диване с закрытыми глазами. Над ним склонилась фигура старого человека. Его руки распростерты над лежащим. (рисунок Samuel Thal); 12 F. Портрет молодой женщины. Странная старая женщина в платке позади нее гримасничает. (рисунок Christiana D. Morgan c картины Augustus John); 12 BG. Весельная лодка выиащенная на берег лесного водоема. На картинке нет людей. (Фотография H/ G/ Grainger, ® 1934 воспроизведено по специальному разрешению Camera Craft); 13 MF. Молодой человек стоит с опущенной головой, закрывая лицо рукой. Позади него фигура женщины, лежащей на кровати. (рисунок Samuel Thal); 13 В. Маленький мальчик сидит на пороге избы. (“Mr. Abe Lincoln, Jr” Администрация фермерской безопасности, фотография Nancy Post Wright); 13 G. Маленькая девочка поднимается по лестничному маршу (“В сад на крыше”, фотография Hisao E. Kimura, American Photography, 1934, с разрешения American Photographic Publishing Company); 14. Силуэт мужчины (или женщины) на фоне яркого окна. Остальная часть картинки абсолютно черная. (рисунок Christiana D. Morgan); 15. Изможденный мужчина с сжатыми руками среди могильных камней. (Гравюра Lynd Ward, “Барабан сумасшедшего”, Нью-Йорк, 1938, Jonatan Cape & Harrison Smith, Inc. Воспроизведено по разрешению автора); 16. Чистый лист. 17 ВМ. Обнаженный мужчина держится за веревку. Он либо поднимается, либо спускается. (рисунок Samuel Thal по незаконченному наброску Daumier); 17 GF. Мост над водой. Женская фигура наклонилась над ограждением. На заднем плане узкое строение с маленькими фигурами мужчин. (Гравюра Lynd Ward, “Барабан сумасшедшего”, Нью-Йорк, 1938, Jonatan Cape & Harrison Smith, Inc. Воспроизведено по разрешению автора); 18 BM. Мужчина схваченный сзади тремя руками. Фигуры противников не видны(рисунок Christiana D. Morgan); 18 GF. Женщина сжимает руками горло другой женщины, которую она прижимает к перилам лестницы. (рисунок Samuel Thal); 19. Хмурые тучи над занесенным снегом деревенским домиком. (“Ночной ветер”, Burchfield, воспроизведена с разрешения владельца, Mr. A. Conger Goodyear.) 20. Слабо освещенная фигура мужчины (или женщины) напротив фонаря** * Эти картинки №12BG, 13G и 20 были предложены Dr. R. N. Sanford; № 4, 6GF, 8ВМ, 9GF и 19 Dr. F. Wyatt; и № 2, 7GF, и 8GF Dr. J. Ruesch. Мы выражаем признательность Mr. Samuel Thal за десять рисунков сделанных специально для нас (№3GF, 5, 7ВМ, 8ВМ, 9ВМ, 10, 12М, 13МF, 17ВМ и 18GF); и так же выражаем признательность Mr. C. D. Morgan за резервные рисунки № 1, 3ВМ, 6ВМ, 12F, 14, 18ВМ. ** Много часов мы провели просматривая периодические издания и книги в поисках оригинала с которого была сделана эта репродукция. В использовании ее в научных целях, мы надеемся, что не наносим автору и издателю никакого ущерба. Мы будем крайне признательны за информацию касающуюся картинки №20. Перевод Кошкина К.А. (Московский Институт Психиатрии МЗ РФ). E-mail: koshkin@arstel.ru |