Главная страница

Техника в древнем мире и средних веках. Техника в древнем мире и средних веках


Скачать 53.2 Kb.
НазваниеТехника в древнем мире и средних веках
Дата27.10.2022
Размер53.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТехника в древнем мире и средних веках.docx
ТипРеферат
#758315
страница3 из 5
1   2   3   4   5

Энеолит. Возникновение металлургии



Хотя неолитические общины Европы VI-V тыс. в основном сами удовлетворяли свои основные потребности в продуктах питания, материалах для изготовления орудий труда и оружия, одежде и украшениях, тем не менее, археология располагает свидетельствами довольно оживлённого обмена в это время. Основным предметом обмена в неолитическом обществе Европы, видимо, были различные породы поделочного камня, высококачественное сырьё для изготовления орудий труда, прежде всего обсидиан, и те породы, которые предназначались для шлифованных орудий. Ценность обмениваемого продукта или изделия зависела от многих факторов: места происхождения, веса, удалённости от какой-либо общины, редкости в новой местности, статуса семейства, вовлечённого в обмен. Многие изделия из неместного сырья, вероятно, приобретали ритуальные либо церемониальные функции или же использовались для выражения различий в социальном статусе. Первые шахты по добыче кремня и красящих веществ в Европе появились уже в палеолите. В энеолите1 использование шахт приобрело гораздо более крупные масштабы. С их помощью добывали не только высококачественный кремень и другие породы камня, но и металлические руды, в первую очередь медные. В качестве орудий труда применялись кирки, сделанные из прочных рогов, и каменные молоты. Опыт, накопленный при добыче кремня в шахтах, был использован и при добыче медной руды. Шахты (рудники) отрывали сверху, а затем уже следовали жилам руды, которую добывали теми же роговыми кирками и каменными молотами, что и кремень.

Овладение искусством металлургии ознаменовало собой новую стадию развития человеческой цивилизации. Её значимость вряд ли может быть переоценена. Металлургия развилась изначально в древних центрах культуры – Египте и Месопотамии – в IV тысячелетии до н.э. Отсюда технология плавления и ковки металлов распространялась по транскавказской территории и Малой Азии, а также далее на север и запад, первоначально очень медленно.

Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований. Земледельцы имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Женщины были хранительницами дома, очага. Первоначально именно они занимались селекцией растений, поэтому благодатная почва отождествлялась с плодородием в образе женщины. Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев. Пастухи-кочевники, напротив, поклонялись мужскому началу — богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Понятие патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями

Главным достижением неолита был переход от присваивающего хозяйства к производящему, то есть земледелию и домашнему скотоводству с осёдлым образом жизни. За время этого перехода техника поднялась в своём развитии от стадии умения до уровня ремесла. Другим важнейшим рубежом в становлении человека, человеческого общества и его трудовой деятельности стал переход от первобытно-общинного строя к классовому обществу и государству. В Греции этот переход явился результатом социальной революции VII–VI вв., уничтожившей остатки родового строя. Общественный переворот ознаменовал собой революцию и в области мышления, а именно возникновение античной науки в виде натурфилософии.

Техника и научные знания цивилизаций Древнего Востока



Неолитическая революция создала условия для появления первых государств. Особую роль в этом процессе сыграло поливное земледелие. Не случайно центры зарождения первых государств в Старом Свете – бассейны великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ. С одной стороны, ирригация значительно повышала производительность труда и позволяла выделить в обществе значительные слои людей, свободных от земледельческого труда (ремесленников, торговцев, воинов, жрецов, чиновников), а с другой – требовала согласованной организованной работы большого числа людей. По мере развития ирригационных систем они постепенно выходили за рамки отдельной общины. Возникала потребность в единой ирригационной системе, обеспечить функционирование которой могло только государства.

Появившиеся на рубеже III-IV тыс. до новой эры первые государства проводят значительные ирригационные работы, сооружают каналы и плотины, создают искусственные озёра. Некоторые из таких проектов представляли собой решение сложных инженерных задач, например, постройка Фаюмского канала в XIX в. до н. э. в Египте, значительно расширившая площадь орошаемых земель, постройка 400-километрового канала Паллукат в VI веке до нашей эры в Месопотамии (приведшего впоследствии к экологической катастрофе). Изобретение в начале II тыс. до нашей эры в Древнем Египте шадуфа (колодезного журавля, т.е. рычага с противовесом, позволяющего легко поднимать грузы) позволило расширить зону орошаемого земледелия на более высокие участки местности. Появление государства привело к развитию строительных технологий: возведение величественных построек было демонстрацией богатства и влияния правителя, знаком его престижа. Многие из сооружений эпохи Древнего Востока сохранились до наших дней и до сих пор поражают воображение туристов. Важнейшим строительным материалом был кирпич-сырец. С III тыс. до нашей эры применялся также и обожженный кирпич.

Спецификой государств Древнего Востока была огромная роль в экономике храмовых хозяйств, охватывавших большую часть, а порой и всю плодородную землю. Храмовые хозяйства были основной экономической опорой государства и ключевым звеном в организации ирригационных работ. Обычным явлением было существование при храме школы, в которой готовили будущих жрецов и чиновников. Следует особо подчеркнуть, что храмы Древнего Востока были центрами накопления и передачи знаний. Крупные владения храмов нуждались в эффективных методах учёта и управления. Эта потребность в сочетании с духовными запросами жреческой элиты привела к появлению письменности, которая позволила записать священные предания и гимны, и одновременно вести подробную хозяйственную документацию. Потребности жреческого хозяйства в учёте средств и точном измерении площади земли привели к развитию геометрии и математики, в том числе зарождению элементов алгебры. Появились позиционные системы счисления для записи чисел–десятичная в Египте и шестидесятиричная в Шумере. Наследники шумеров, вавилоняне, умели решать квадратные уравнения с двумя неизвестными, знали «теорему Пифагора», свойства подобных треугольников, умели вычислять объем пирамиды, составляли чертежи полей, рисовали карты, но не всегда соблюдали масштаб. Для определения времени сельскохозяйственных работ был необходим календарь. Наиболее точный календарь был создан в III тысячелетии до н. э. в Египте. Он состоял из 12 месяцев по 30 дней. В конце года вставлялось 5 дополнительных дней. Этот календарь отличался от современного только отсутствием високосных лет. Составление календаря было невозможно без астрономических наблюдений. Египтяне стали записывать положение звезд, объединили их в созвездия и создали первые звездные таблицы. Наблюдая положение звезд на ночном небе, египтяне научились определять время.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта