Главная страница

Технология создания анимационного продукта


Скачать 172 Kb.
НазваниеТехнология создания анимационного продукта
Дата22.06.2018
Размер172 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаkursovaya._tehnologiya_sozdaniya_animats.produkta.doc
ТипКурсовая
#47642



Федеральное агентство по образованию

Югорский государственный университет

Институт спорта и туризма

Кафедра сервиса и туризма

Курсовая работа

По дисциплине «Техника и технология в СКСиТ»

На тему: Технология создания анимационного продукта


Выполнила: студентка гр. 8272

Куранова Е.С.

Проверил:

Чистяков С.Н.
Оценка ____________________

Подпись __________________


г. Ханты-Мансийск 2010 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………2

Глава 1
1. Роль анимации в туризме………………………………………………5

2. Создание анимационного продукта……………………………………7

3. Выбор темы……………………………………………………………...10

3.1 Определение формы и содержания………………………………13

3.2 Накопление и отбор материалов………………………………….15

Глава 2

4. Написание сценарного плана…………………………………………..17

4.1 Работа над композицией……………………………………………20

4.2 Апробирование сценария в работе…………………………………25

5. Оформление сценария…………………………………………………..26

Глава 3

6. Проведение исследования………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………..32

Анализ научно-методической литературы…………………………34

Литература……………………………………………………………35

Приложения………………………………………………………….....

Введение
В последнее время все больше туристских предприятий и спортивно -оздоровительных учреждений стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация. Слово это довольно быстро прижилось в кругах специалистов туристского профиля. Аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно -курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ. Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно -оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.

Таким образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.

Однако интересно, что одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:

- возраста участников или зрителей;

- уровня образованности;

- пола;

- этнической принадлежности;

- настроения на момент реализации данной программы и т.д.

Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы. Кроме того, необходимо укрепление материально-технической базы анимационных служб на туристских предприятиях.

Для того чтобы анимационные программы были действительно интересными, необходимо их правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.

Организация призвана обеспечивать оптимальное взаимодействие всей анимационной команды, то есть согласованность, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов. Организация анимационной деятельности как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений.
Именно поэтому в современном обществе возникает острая проблема в правильной организации досуга, так как свободное время человека является важнейшей социальной сферой. От организации досуга населения зависит морально-психологический климат в обществе, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье. Но будет недостаточно просто придумать анимационный продукт и апробировать его на туристах, необходимо знать технологию создания, ведь именно от этого зависит дальнейший отдых и настроение отдыхающих.

Выбранная мною тема является интересной и актуальной, так как особое место в гостиничных предприятиях на современном этапе развития занимает анимационная служба, обеспечивающая организацию анимационной деятельности туристов. Именно анимация является источником большой дополнительной прибыли и привлекательности гостиничного комплекса.

Поэтому целью нашей работы является: проанализировать технологию создания анимационного продукта.

Задачи:

  1. Показать роль анимации в сфере туризма;

  2. Проследить за этапами создания анимационной программы;

  3. Выявить проблемы при создании и реализации анимационного продукта и пути их решения.

Объектом исследования является анимация в индустрии гостеприимства.

Предметом исследования является технология создания анимационного продукта.

Методами научного исследования являются: анализ научно-методической литературы, ретроспективный анализ, практический опыт.
Гипотеза: правильный подход к технологии создания анимационного продукта приведет к росту спроса на данную услугу.

Глава 1

1.Роль анимации в туризме

Глобальный рост и развитие туризма во всем мире оказывает большое влияние на содержание и организацию профессионального туристского образования.

По оценкам специалистов, в настоящее время включение анимационных программ культурно-познавательного, спортивно-туристского, развлекательного характера в содержание туристских маршрутов и поездок, в работу отелей повышает их престиж и востребованность на рынке туристских услуг.

Развлекаясь, человек или группа людей удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных подсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.

Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения. Социальная направленность развития индустрии развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а так же проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека) по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовую единицу. Опыт развития индустрии развлечений в различных странах позволяет представить принципиальный состав его самостоятельных единиц.

К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся предприятия туризма, включая средства размещения туриста. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивает развлечения в форме своей не основной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов индустрии развлечений, безусловно, имеет важное значение. В широком смысле радостные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки (передвижение к месту отдыха, фактом смены своего местоположения и самим отдыхом). Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответствующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлечения должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека.

Аниматоры создают такую атмосферу увлеченности и азарта, что находящиеся неподалеку туристы переключают свое внимание на игру и мало-помалу сами втягиваются в процесс.

Динамичность, заводной характер состязательности позволяет людям раскрепоститься, проявить какие-то способности, таланты. А, кроме того, командные игры ещё и сближают.

Следовательно, создаваемая атмосфера соперничества – с одной стороны и коллективизма, взаимовыручки – с другой способствуют оживлению отдыха, а это и есть основная задача, стоящая перед аниматорами.


2. Создание анимационного продукта

Создание анимационного продукта начинается с драматургического замысла. Драматургия здесь выступает в качестве концепции сюжетно-образного построения и проведения программы как массового действа. Будучи частью технологии культурно-досуговой деятельности, драматургия туристских культурно-досуговых и анимационных программ имеет свою специфику. Если в театральном искусстве в качестве исходного материала выступает пьеса, которая строится на основе художественного вымысла, то в культурно-досуговой деятельности исходным является сценарий, сформированный на основе реального фактического материала (документов, событий, персоналий). Вследствие этого режиссер театральной постановки проделывает путь от пьесы к жизни, а режиссер культурно-досуговой программы – от жизни к пьесе (сценарию). В театре драматургическая концепция определена границами пьесы, а в культурно-досуговой программе – общественно значимым событием, выраженным в художественной форме.

К специфическим особенностям драматургии культурно-досуговых программ относятся:

- профессиональная ограниченность творчества сценариста рамками конкретного общественного события;

- осуществление драматургического творчества – как индивидуального, так и коллективного;

- публицистический литературный характер (оперативный и динамичный, злободневный, остроактуальный);

- наличие документальной основы (обязательное включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории);

- использования в содержании многообразия выразительных средств: различных видов искусства, включая самодеятельное творчество; документальных материалов;

- герой драматического произведения – наш современник или его художественный образ, построенный на прототипе – современнике;

- неразрывное единство драматургического замысла и реального воплощения на уровне создания сценария;

- широта спектра обстоятельств воплощения (не только сцена, но и улица, зрительный зал, площадь города, спортивная арена, зал ресторана и т.д.).

Сценарий культурно-досуговой программы, в отличие от пьесы, не является самостоятельным литературным произведением. Будучи литературной основой будущей постановки, он является не догмой, а руководством к действию. Поэтому, в процессе постановки (режиссерской проработки, репетиций) он может быть изменен, доработан, дополнен новыми материалами.

Культурно-досуговая программа – универсальная форма художественного моделирования. Разнообразнейшие виды и формы моделей, такие как театрализованные представления и праздники, народные гулянья и танцевальные вечера, спортивные состязания и турниры, художественные выставки и шоу, объединяются в общее понятие «культурно-досуговая программа». Сценарий программы должен соответствовать требованиям ценностно-ориентированного и активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу и отвечать характеристикам: актуальность содержания; преемственность и последовательность комплекса программ; жанровое и содержательное разнообразие; возможность модификации.

Построение любой культурно-досуговой программы начинается с творческого замысла. Замысел – это предвосхищение события, ощущение его. Именно замысел становится движущей силой для дальнейших действий по отбору фактического материала, выразительных средств воплощения. В замысле заложена логика будущего сценария, из которой, как из зерна вырастает драматургическое повествование.

Таким образом, замысел представляет собой задуманное автором построение программы, включающее разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса её воплощения.

Процесс работы над замыслом культурно-досуговой программы осуществляется сценаристами. Ими являются драматург и режиссер, работающие в художественно-эстетическом единстве. Разработка замысла сценария и оформление его в виде документа происходят поэтапно. Сначала осуществляется отклик на социальный заказ.

Социальный заказ на культурно-досуговую программу в туристском комплексе (ТК) проистекает из концепции анимационной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей туристов в отдыхе и развлечениях. Для повышения эффективности анимации в ТК необходимо следовать принципу дифференцированного подхода к аудитории. На данном этапе работы над замыслом должно произойти изучение культурных потребностей и запросов отдыхающих, ведь сценарий задумывается и пишется для конкретной аудитории.

Культурно-досуговая программа интерактивна по своей природе, т.е. в основе её лежит общение. На уровне замысла следует придумать форму общения и степень активности аудитории.

К тому же в качестве социального заказа сценарий должен выступать как программа педагогического влияния на аудиторию, формирующего сознание и настроение участников на активную культурно-досуговую деятельность.


  1. Выбор темы

Тема и идея – фундамент творческой деятельности.

На этом этапе работы над замыслом определяются тема и идея постановки. Тема – предмет, о котором автор хочет рассказать зрителю, или круг вопросов, которые подлежат обсуждению. Предмет общения должен быть интересен для конкретной аудитории и иметь культурную и воспитательную ценность. Здесь происходит отбор содержания общения. Из многообразия жизненных явлений и связей между ними автор отбирает лишь те, которые для данной программы наиболее интересны, актуальны, характерны. Наибольшей популярностью в любой аудитории пользуются так называемые вечные темы: любви и ненависти, дружбы и вражды, жизни и смерти, одиночества и единения, борьбы и победы и т.п.

Тема раскрывается через поступки героев, персонажей. Поэтому на данном этапе работы над замыслом автор определяет количество и качество персонажей: их характеры, облик, поступки, отношения. Находится такое оптимальное количество персонажей разного качества, которое обеспечит раскрытие идейного содержания будущей программы.

Идея сценария отвечает на вопрос: «Что я хочу сказать зрителям?». И если тема – предмет, то идея – мнение автора об этом предмете. Именно идея определяет то чувство, которое должно зародиться в душе у зрителя. На основе чувства должно сформироваться отношение к увиденному. Тема раскрывается во имя донесения идеи. Тема и идея неразрывно связаны и составляют стержень, на котором держится смысл сценария. Этот стержень не дает сценаристу углубиться в побочные темы, соединяет все фрагменты сценария в единое целое, что усиливает впечатление.

Сценарист, как и любой другой художник, не может быть бесстрастен к предмету повествования. В искусстве отношение автора к изображаемому объекту принято называть жанром. Жанр – особенности художественного произведения, которые определяются эмоциональным отношением автора к объекту изображения. Если явления, которые изображает художник, вызывают в нем сострадание и негодование, рождается трагедия; если же смех и отвращение, то получается сатирическая комедия и т.д. Чистый жанр в культурно-досуговой программе немыслим, так как он не передаст всей гаммы отношений к происходящим событиям. Поэтому жанр здесь определяется по доминирующему отношению: насмешливо-ироническое превращает программу в КВН, патриотически-патетическое – в торжественное собрание или парад, интимно-сокровенное – в вечер камерной музыки или поэзии и т.п.

Практически жанр культурно-досуговой программы модно определять как сравнение с устойчивыми иллюстрациями того или иного события, например: как шаманские танцы у костра, как путешествие в космосе, как в сказке, как в замке с привидениями, как в гостях у бабушки и т.п. Такой подход к определению жанра сразу ясно определяет атмосферу, отношение, настроение.

Близкое к жанру понятие – стиль – определяется как совокупность характерных черт. Стоит на вечеринку пригласить артистов-цыган, запланировать проведение конкурса цыганского танца, нарядить обслугу бара, где проводится вечеринка, в цыганские костюмы, как будет повод говорить о том, что вечеринка задумана в цыганском стиле. Так же на этом этапе закладывается начальный образ будущей программы. Сценарист должен найти стимул (побуждающий причину действий), что-то такое, что станет отправной точкой его творчества, вызовет ряд ассоциаций. Таким началом, из которого будет расти программа, может стать песня как лейтмотив повествования; сценический персонаж или герой, который потянет нить сквозного действия; традиционный обряд, который ляжет в основу кульминации и т.п.

Пока только на ассоциативном уровне сценарист должен почувствовать дух, настроение будущей программы.

Одним из наиболее эффективных методов творческого поиска может стать метод мозгового штурма. Суть метода – набрасывание большого количества идей, рассмотрение проблемы с разных точек зрения, поиск различных подходов к ее решению. Чтобы мозговой штурм не превратился в безрезультатное коллективное обсуждение, он должен быть проведен по определенным правилам.

- Задачи решаются не все сразу, а постепенно – одна за другой – в такой последовательности: оценка исходной ситуации (содержание соцзаказа, возможности реализации, потребности зрительской аудитории); определение масштаба и формы программы; определение темы, идеи, жанра и ряда выразительных средств; отбор содержания и ответственных за него проработку элементов; формирование творческой группы и распределение функций; уточнение формулировки заданий ответственным лицам и оценка адекватности понимания задания.

- Работа группы управляется «Главным», задача которого – удерживать внимание группы на решении очередной проблемы, направлять творческую энергию в позитивное созидательное русло, оценивать и отбирать выдвинутые идеи.

- В группе должны быть следующие функционеры: аниматоры, стимулирующие творческий процесс; генераторы, выдвигающие нестандартные идеи; модераторы, следящие за тем, чтобы полемический задор не выходил за рамки приличия; критики, представляющие оппозицию, вскрывающие недостатки и слабые стороны идей. Зачастую эти функционеры не назначаются заранее, а в процессе обсуждения спонтанно избирают ту функцию, которая наиболее близка им.

Мозговой штурм хорош не только как способ быстрого и качественного формирования костяка идейного замысла, но и как возможность уже на уровне планирования достичь единства взглядов, выработать настрой на достижение единой цели, т.е. объединить разрозненных исполнителей в творческий коллектив.

3.1 Определение формы и содержания

Следующая конструктивная деталь замысла – форма и содержание. Форма культурно-досуговой программы – это структура организации взаимодействия участников: аниматоров, актеров, зрителей – между собой и с информационным потоком. Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание лепит форму. Форма – способ осуществления содержания, поэтому работа над тем и другим идет одновременно. Форма диктует свои законы в выборе соответствующего драматургического решения. Так, если в спортивном состязании содержание раскрывается через фрагменты поединков спортсменов (тайм, забег и пр.) и действия болельщиков по поддержке команд, то основными конструктивными составляющими шоу-конкурса станут авторизованная работа ведущего, блоки выступлений конкурсантов, содержание конкурсных заданий.

В содержании сценария должны найти место признаки, присущие драматургическому произведению: сюжет, конфликт, композиция. Эти драматические элементы прорабатываются в процессе разработки содержания программы.

На этом этапе работы в воображении автора создается художественно зримый образ (видение) будущей программы, который может быть выражен в театрально-символической форме: через музыку, световые эффекты, декорации, костюмы. Специфической чертой работы драматурга над сценарием культурно-досуговой программы является сочетание литературной и режиссерской проработок. То есть, сценарист, предаваясь фантазиям на тему содержания, непременно должен предполагать способ воплощения сценарного замысла в реальных действиях и событиях. Вот почему зачастую режиссеры культурно-досуговых программ сами пишут сценарий для своих постановок или работают в абсолютном художественно-эстетическом и идейном единстве со сценаристом, который, в свою очередь, хорошо знаком со спецификой режиссерской работы, с материальными возможностями будущей постановки, с уровнем мастерства специалистов-исполнителей, с характером аудитории.

3.2. Накопление и отбор материалов

На этом этапе происходит накопление, отбор и обработка фактических и художественных материалов, поиск реальных героев, уточнение событий. Эта работа ведется творческим коллективом в индивидуальном порядке. Каждый ответственный за решение локальной задачи (формирование содержания фрагмента, написание диалогов ведущих, проработка монолога мастера игры и пр.) действует самостоятельно в рамках общей идеи.

Здесь же необходимо решить вопросы, связанные с отбором способов активизации аудитории, чтобы зрители чувствовали себя соучастниками происходящих событий. К элементам активизации относятся:

  1. Прямое обращение к аудитории («Здравствуйте, участницы конкурса, болельщики, а так же все, кто неравнодушен к женской красоте и собрался сегодня здесь, на конкурсе красоты «Мисс РМАТ»!» или «Я вас не слышу! Где ваши руки? Давай! Давай!» и т.п.)

  2. Коллективное действие (поют все вместе, аплодисменты, все вместе зовут Дедушку Мороза и т.п.)

  3. Участие в обряде, ритуале, церемонии (подъем флага, исполнение гимна, скандирование болельщицких закличек и слоганов и т.п.)

  4. Включение в сценарий «местного материала»(использование фактов и данных о конкретных лицах, участвующих в программе, включение в концертную программу номеров местных самодеятельных артистов: отдыхающих, детей отдыхающих, поваров, спортинструкторов, аниматоров и т.п.)

  5. Внесение в сценарий элементов игры (со всем залом вместе, с представителями зала);

  6. Организация переклички (перекличка – переговоры между собой художественных персонажей, они ведутся громко в присутствии аудитории и используются, как правило, при организации рауса-встречи).

  7. Внедрение подсадки (в качестве подсадки используются аниматоры, которые смешиваются с аудиторией отдыхающих или туристов и ведут себя, как активные зрители: участвуют в играх и конкурсах, аплодируют, отвечают на вопросы интервью и т.п., тем самым, повышая уровень активности аудитории).


Глава 2

4. Написание сценарного плана

Отобранные материалы представляют собой эпизоды, которые требуют соединения в единое повествование. Родовой метод соединения эпизодов в сценарии культурно-досуговой программы – монтаж.

Приемы художественного монтажа:

1. Контрастность

Основан на чередовании резко не схожих между собой элементов сценария. Позволяет ярче выразить конфликт как основу драматургии. Драматургия культурно-досуговых программ в силу своей специфики отличается слабовыраженным сюжетом, что влечет за собой ослабление конфликта. Действительно, не станет же сценарист во время праздничной программы выводить на сцену разрушителей праздничной атмосферы! Однако этот факт не отрицает наличия конфликта, столкновения мнений. Здесь конфликт выражается в столкновении противоборствующих явлений, элементов сценария.

2. Последовательность

Когда эпизоды монтируются один за другим, логически цеп­ляясь друг за друга, сплетаясь в единую нить повествования.

3. Параллельность

Когда эпизоды проникают один в другой, так как действия идут параллельно (одновременное повествование об историче­ских событиях и современных, которое осуществляют двое ве­дущих).

4.Одновременность

Когда различные действия происходят одновременно в раз­ных частях сценической площадки или территории проведения программы (например, одновременно несколько различных иг­ровых аттракционов расположены на площадке или на сцене одновременно поет солист, его сопровождает подтанцовка, часть подтанцовки выносит в зал цветы для вручения почетным гостям, в это же время зажигается фейерверк).

5. Лейтмотив

Это сюжетный стержень, сквозная нить повествования, по­зволяющая соединить отдельные фрагменты и эпизоды программы в единый рассказ. Соединительный текст ведущего «Следующим номером нашей программы!..» свидетельствует об отсутствии лейтмотива.

6. Реминисценция

Буквально – воспоминание, повествование о событиях про­шлого.

Чтобы обеспечить интересное, захватывающее представле­ние, необходимо придумать для монтажа эпизодов сюжетный ход, который связывает все эпизоды и устремляет к единой це­ли (например! выявление победителя конкурса, совершение праздничного обряда, получение удовольствия от танцев или пения и пр.).

На этом этапе ведется работа по отбору выразительных средств воплощения идейного замысла. Воплощение всегда ма­териально. Оно представлено в движении звука, цвета, света, предметов, а также в пластике движения человеческого тела и голоса. Поэтому в сценарном замысле должно быть определе­но звуковое, световое, декорационное оформление, дана харак­теристика действий персонажей на сцене и зрителей в зале. Для проработки этого аспекта к деятельности творческой группы привлекают специалистов, художников, декораторов, флори­стов, оформителей, дизайнеров, модельеров, пиротехников, свето- и звукорежиссеров, композиторов. Им выдается задание по отбору выразительных средств (музыкального материала, кос­тюмов, декораций, светографии и пр.) для воплощения сценар­ной идеи и иллюстрирования фрагментов.

На этом уровне может, поя виться первый рабочий документ сценарный план, в содержание которого входят название программы, действующие лица, план происходящих событий, описание места действия, хронометраж фрагментов.

4.1 Работа над композицией

Композиция — соединение элементов художественного произведения в целое, соподчинение его частей по закону гармонии. Выразительными средствами культурно-досуговой программы являются: живое устное слово, музыка, хореография, кино, цирк и пр. От того, насколько все элементы композиции будут гармонично сочетаться друг с другом, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие программы зрительской аудиторией.

Законы гармонизации композиции:

1.Целостность (взаимосвязь и соподчиненность элементов)

Эпизод - структурная единица сценария. Он характеризуется сюжетной самостоятельностью, т. е., будучи вырванным, из общей канавы, является самодостаточным, законченным высказыванием (как абзац в тексте). Эпизод раскрывает одну из граней темы, поэтому содержит событие, вокруг которого разворачивается действие фрагмента. Но, являясь самостоя­тельной единицей, эпизод одновременно является неотъемле­мой частью целого. Композиционная целостность сценария не сводится к простой сумме эпизодов, в которой от переме­ны мест слагаемых результат не изменится. Целостность достигается:

- отобранностью оптимального количества эпизодов для рас­крытия темы (не стоит слишком «пережевывать», но и лаконич­ность должна быть умеренной);

- расстановкой, обеспечивающей развитие событий (не по­втор однообразных действий, не «бег по кругу», не перескаки­вание с одного на другое);

- тематической связью между эпизодами (один эпизод дол­жен вытекать из другого плавно, органично, без грубых стыков; связь эта не только логически-рациональная, но и эмоционально-иррациональная).

Драматический сюжет - это последовательность событий, их развитие; течение конфликта в конкретных обстоятельствах времени, места и образа действия. Фактически сюжет определя­ет сценарный план.

Фабула - причинно-следственная связь событий, определяющая введение персонажей с характерным поведением и задача­ми, необходимых для разворачивания конфликта и разрешения его. Фабула осуществляет связь сюжета с персонажами.

Например, сюжет таков: поймал рыбу, та попросила отпус­тить за выкуп - исполненное желание; желание загадал, рыбу отпустил, рыба желание исполнила. Тогда фабула может пре­вратить сюжет в сказку про Емелю и щуку, а может - в «Сказку о рыбаке и рыбке».

2. Контрастность

Закон единства и борьбы противоположностей - закон диа­лектики, закон развития. Нет борьбы (в режиссуре говорят - конфликта) - нет изменения, нет развития, нет жизни. Кон­траст - такой способ сочетания элементов, при котором выяв­ишься противоречия как движущие силы развития. В праздничном событии это могут быть противоречия между единич­ным и множественным, громким и тихим, светлым и темным и т.д.

Контрастное построение порождает в душе зрителя борьбу положительных и отрицательных эмоций, что заставляет совер­шить интеллектуальную и духовную работу, которая обогащает личность впечатлениями.

3. Подчиненность идейному замыслу

Хорош или плох тот или иной эпизод для данной программы, решается на основании очень жесткого критерия: может ли он участвовать в раскрытии идейно-тематического замысла. Дос­тоинства эпизода не рассматриваются вне связи с идейной на­правленностью программы. Например, мастерски исполняемый цирковой номер с дрессированными собачками отлично подой­дет для детского праздника «Первый раз в первый класс» и категорически не впишется в конкурс красоты «Московская кра­савица». Композиция - сочетание элементов не случайных, а специально отобранных по содержанию и форме.

4. Соразмерность

Если предыдущий закон гармонии описывает качественную! характеристику элементов композиции, то закон соразмерности говорит о количественной. Вся композиция культурно-досуговой программы в целом должна быть соразмерна событию, которому она посвящена (Не стоит день рождения пятилетнего ребенка превращать в массовое гулянье на площадях и улицах города). В свою очередь, части композиции должны быть про­порциональны как относительно друг друга, так и всей композиции в целом. Должно быть установлено соподчинение главно­го и второстепенного как более крупного и более мелкого. Рабо­ту над соразмерностью элементов нельзя заформализовать. Здесь сценаристу помогут только чувство меры и творческая интуиция.

Работа над композицией связана не только с ее гармонизацией, но и соструктурированием содержания. Классическая структура композиции культурно-досуговой программы состоит из следующих элементов: 1.Экспозиция

Это самое начало события. Его главная задача - погружения в атмосферу происходящего, подготовка к восприятию, установление режима общения. Это кратковременный фрагмент, как правило, заключающийся в приветствии ведущих, знакомстве с аудиторией, сообщении темы предстоящей программы.

2. Завязка

В завязке сосредоточено «исходное событие» (режиссер­ский термин), в котором заложено начало драматического конфликта. Именно это событие развивается в дальнейшем и заставляет следить за происходящим. В завязке концентри­руется оригинальное драматургическое решение программы. Например, в празднике Масленицы, названном «Весенняя карусель», в качестве завязки используется хореографический номер «Закружились карусели», поставленный в фольклорном стиле.

3. Основное развитие действия

Это самая обширная часть сценария, в которой укладывается практически весь сюжет программы. Его длительность, насы­щенность разнообразными фрагментами и блоками определяют­ся сюжетным ходом, драматическими особенностями события. Чередование блоков и эпизодов подчинено «сквозному дейст­вию» (режиссерский термин) сценария, его идейной устремлен­ности, что создает впечатление целостности культурно-досуговой программы.

В композиционном построении основного действия следует верно расставить акценты (выделить основные слова, понятия, действия, которые фиксируют зрительское внимание на узловых моментах сюжета, делают происходящее логичным, а повество­вание понятным).

Развитие события обеспечивается наращиванием темпоритма совершаемых действий. Только эта эскалация приведет событие к наивысшей точке развития - кульминации.

4.Кульминация

Это наивысшая точка эмоционального накала аудитории, смысловой центр композиции. В основе кульминации - главное событие, в котором и разрешается драматический конфликт. Как правило, кульминацией становится центральный обряд празд­ника. Например, в том же праздновании Масленицы «Весенняя карусель» это огненное шоу, представленное в виде вращения горящих колец, сопровождающееся хореографической компо­зицией с факелами и завершающееся поджиганием чучела Мас­леницы.

5. Развязка

Как структурный элемент она выполняет функцию завер­шениясюжетной линии. Вразвязке содержится заключитель­ноесобытие, в котором подводится итог, сообщается о разре­шенииконфликта, завершается сюжет. Здесь ведущие прощаются, желают всем здравия и достатка, выражают надежду на новую встречу.

6. Финал

Это фрагмент полного завершения сценического действия. Как правило, финал связан с единодушным массовым действием. Это единый «выдох» зрительской аудитории. Например, бурные аплодисменты, фейерверк, крики «Ура!» и т. п.

4.2. Апробирование сценария в постановочной работе.

Это этап, где происходит апробирование фрагментов сценария. В творческий коллектив по созданию сценария вливаются ведущие, аниматоры, танцоры, певцы, актеры, исполняют роли включевых событиях (центральный обряд, финал, фрагменты лейтмотива), атакже технический состав: звуко- и светоператор, выпускающий режиссер и пр. Проводятся предварительные репетиции-этюды, в процессе которых выявляютсценарные погрешности, недоработки, несостыковки, отклонения от темы и пр.

Доработка элементов сценария

На основе выявленных неточностей и недоработок, а такженайденных в процессе живого действия новых фрагментов и выразительных средств сценарий дорабатывается.

Реализация замысла в форме сценарной записи

Последний этап работы - оформление сценария в печатном виде. В окончательном варианте сценарий представляет собой документ, по которому работает вся постановочная группа.

5. Оформление сценария.

Результатом работы сценарной группы должен стать документ, называемый сценарием. Сценарий может быть представлен в виде сценарного плана, синопсиса, литературного сценария и сценария режиссерского.

Сценарный план в хронологическом порядке представляет краткое содержание культурно-досуговой программы.

Синопсис – документ, включающий сценарный план, в котором ключевые фрагменты композиции постановки проработаны более подробно, например, экспозиция – завязка, кульминация-финал. Здесь могут быть представлены постановочные ходы, стилистика речи персонажей, сценографические предложения. Синопсис является предварительным эскизом, проектом окончательного сценария и подготавливается, как правило, для осуждения с заказчиком.

Окончательный вариант сценария, принятый в постановочную работу, содержит:

1. обозначение формы культурно-досуговой программы, характера аудитории, событийного назначения (например театрализованная приключенческая игра для младших школьников, посвященная открытию оздоровительного лагеря);

2. название программы, в котором отражен художественный образ ( например: «Открой тайну Джуманджи!» );

3. список действующих лиц и исполнителей, а также технического состава и функций каждого;

4. сценарный план с хронометражем или поминутным интервалом каждого фрагмента (блока, номера, связки и пр.)

5. содержательную часть, которая в драматической последовательности описывает действия участников и включает:

- ремарки, касающиеся образного решения (например: «Затемнение. Яркий луч прожектора высвечивает эмблему праздника, на которой изображены ладони, поддерживающие красное сердце. Одновременно с лучом врываются звуки музыки. Звучит фонограмма: начало Первого концерта П.И. Чайковского…» и т.д.);

- ремарки, касающиеся действий персонажей (например: «Со всех сторон из зала на сцену бегут скоморохи. Выбежав на сцену, все вместе провозглашают “Ярмарка!” »);

- ремарки, определяющие предполагаемые действия зрителей (например: «Звучат первые аккорды музыки, болельщики поднимаются с мест и поют гимн своей страны в честь победителей»);

- текст речи (ведущих, докладчиков и пр.);

- название фрагментов действия (хореографических, вокальных, цирковых и прочих номеров и блоков).

Режиссерский замысел оформляется в так называемый режиссерский сценарий. Драматургический (литературный) сценарий выступает в качестве творческого задания режиссеру и всей постановочной группе, а режиссерский сценарий формирует на основе драматургического сценария с включением в него режиссерской постановочной концепции.

Основная функция режиссерского сценария – художественная организация постановки. В нем описываются конкретные шаги осуществления режиссерского замысла во времени и пространстве, в усилиях исполнителей.

Утвержденный сценарий тиражируется и вручается исполнителям для ознакомления и проработки.

Проведение исследования

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Молодежь активна, динамична и привыкла к активному отдыху и необходимо разрабатывать такие анимационные программы, которые бы вовлекали молодежь в различные виды социально-культурной активности. Чтобы правильно разрабатывать такие анимационные программы, необходимо знать технологию создания анимационного продукта.

Проведем исследование на примере учебно-ознакомительной практики в туристской компании «Ю-Тур», которая проходила с 29.06.09 по 01.08.09 года в офисе компании ООО «Ю-Тур» и в эколого-краеведческом лагере «Югра» на базе озера Имитуй. В лагере выполняла обязанности организатора-аниматора общих мероприятий и куратора группы. В мои обязанности входило:

- организация анимационной деятельности в пути следования детей по дороге в лагерь и на обратном пути;

- проведение вечерних культурно-развлекательных мероприятий;

- разработка и реализация развивающей, культурно-досуговой программы на территории ЭКЛ «Югра»;

- проведение анимационной деятельности в течении дня;

- осуществление кураторства групп (команд).

Проведем анализ, выявим «плюсы» и «минусы» практической работы, которая проходила с 29.06.09 по 01.08.09 года в офисе компании ООО «Ю-Тур» и в эколого-краеведческом лагере «Югра» на базе озера Имитуй.

«Плюсы» практической работы

  1. Педотрядом была разработана рабочая программа на каждый день. Программа разработана, с учетом физических и психологических особенностей детей.

  2. Был скорректирован режим дня, на каждое время было расписано определенное мероприятие.

  3. Общая программа анимации готовилась таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны детям и сопровождающим, и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как можно больше участников.

  4. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы – все четко придумывалось и организовывалось членами команды и руководителем, который часто сам принимал участие в шоу-программах.

  5. Во время обеда или перед ужином мы встречали гостей у входа в столовую, желали приятного аппетита, знакомились с детьми, общались с теми, с кем сегодня играли, подсаживались за столики, и стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекали гостей и приглашали принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда.

  6. Помогали детям готовить костюмы, готовить программы от каждого отряда на вечернее шоу.

  7. Легко находили с детьми общий язык и пытались решить проблемы, которые у них возникали.

  8. К каждому ребенку искали индивидуальный подход, слушали их рассказы о семье, давали какие-то советы, поддерживали их. Внимательно слушали их пожелания на вечернюю программу и по мере возможности их выполняли.

  9. Грамотно использовали накопленный в данной сфере опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук.

  10. Не терялись в самых трудных и неожиданных ситуациях

«Минусы» практической работы.

  1. При составлении программы уделили мало внимания тому факту, что в лагерь прибыли дети с трудной жизненной ситуацией и оставшиеся без попечения родителей, к таким детям нужно иметь определенный подход и внимательно следить за своей речью и реакцией детей.

  2. В связи с погодными условиями и неорганизованностью детей запланированные мероприятия либо сбивались, либо происходила их замена, либо переносились на другое время или день.

  3. Отсутствие на базе отдыха игровых залов, спортивных площадок, развлекательных комплексов.

  4. Отсутствие на базе отдыха постоянного электричества, в связи с этим возникали проблемы с музыкой и светом.

Заключение

По оценкам специалистов, в настоящее время включение анимационных программ культурно-познавательного, спортивно-туристского, развлекательного характера в содержание туристских маршрутов и поездок, в работу отелей повышает их престиж и востребованность на рынке туристских услуг.

По большому счету, деятельность аниматора ориентирована на развитие творчества туристов, обогащение содержания анимационной деятельности, поиск новейших форм работы с учетом современных запросов, внедрение материальных и выразительных средств в полном объеме. А если вооружить работников сферы туризма увлекательными и интересными программами, учитывающими возрастные и психологические особенности, местные традиции и традиции остальных государств, то это дозволит сделать туризм массовым, способным вовлечь в свою сферу все социальные слои населения, в том числе молодежь.
На основании данной работы можно сделать следующие выводы:
1. Технология создания анимационного продукта играет огромную роль в разработке анимационной программы, делает её наиболее интересной и безошибочной.

2. Знание технологии создания анимационного продукта, поможет правильно разработать анимационную программу, тем самым приведет к росту спроса на данную услугу.

3. Правильно и интересно созданный анимационный продукт приведет не только к повышению спроса, но и положительно отразится на гостях, улучшит их физическое и психологического состояние, сделает отдых запоминающимся и разнообразным.
Рассматривая программный туризм и анимационный сервис в гостиницах, мы можем сделать вывод о том, что в современном мире в условиях твердой конкуренции на рынке туристских услуг нереально представить гостиничный комплекс без организации в ней анимационной деятельности.

Анализ научно-методической литературы
Квартальнов «Стратегический менеджмент в туризме», «Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме». Автор: Третьякова Т.Н., «Основы туризма». Авторы: Кусков А.С., Джаладян Ю.А., «Введение в туризм». Автор: Биржаков М.Б.

Проанализировав данную литературу, я выяснила следующее:

Существует множество подходов и технологий для создания анимационного продукта, но всегда необходимо учитывать то, что в период формирования анимационной программы её организаторам следует ответить на вопросы:

  1. Для кого делается программа, где определяется:

- возраст и пол будущих зрителей (если это семейный отель, какой его контингент, будут ли смотреть нашу программу дети, люди старшего поколения и т.д.)

- социальное положение и профессиональную занятость (является ли наш отель закрытым клубом для бизнесменов или это лагерь для молодежи и студентов)

- национальность (особенности культур и традиций)

- стиль жизни отдыхающих в отеле людей (классический, экстремальный, семейный )

- состояние здоровья

2. Что заложено в основу анимационной программы (главная идея и цели её достижения);

3. Как построить анимационное событие

Как правило, в начале нового сезона шеф аниматоров при содействии команды разрабатывает и утверждает анимационную программу на весь сезон. На каждый день недели (по часам) составляет точное расписание мероприятий, и на каждого члена команды возлагаются определенные обязанности по их проведению.
Литература

1. Квартальнов В.А., Солодухин И.Д. «Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма». – М., 1998г.

2. Гуляев В.Г. «Организация туристской деятельности». – М., 1996г.

3. Булыгина И. И., Гаранин Н. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. М., 2004.

4. Щеникова Н. Б. Основы туризма и индустрии гостеприимства. Владивосток, 2002.

5.  Курило Л. В. Теория и практика анимации. Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации. М., 2006.

6. Приезжева Е. М. Социально-культурная анимация в туризме. Учебно-методическое пособие. М., 2003.

7. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Туристский терминологический словарь. М., 1999.

8. Булыгина И. И., Гаранин Н. И. Об анимационной деятельности в туристских и спортивно-оздоровительных учреждениях// Теория и практика физической культуры.-2000.

9. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых, М: Советский спорт, 1997.

10. Культурно-досуговая деятельность . под ред. Жданова А.Д., Чижикова В.М. М: Дело, 1998.

11. Кулешова Э.В. Возможности культурно-досуговой деятельности в социально-культурной абилитации // Аналитика культурологии. - №5. - 2006. С. 11.

12. Микрюкова С.М. Педагогические условия организации коммуникативной досуговой деятельности детей / Автореф. дисс. - Ижевск, 2006. - 19 с.

13. Фомина А.Б. Игра в структуре свободного времени детей. - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.igrologia.ru



написать администратору сайта