Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ средств выразительности

  • Фонякова Элла Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси

  • Анализ содержания текста.

  • Анализ средств выразительности.

  • Яковлев Юрий Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.

  • ТВОРЧЕСТВО Москвина Марина Для меня музыка – это всё.

  • Огэ. Тексты огэ 2020 с сайта фипи, ким 6, 7, 8, темы сочинений к текстам авторитет одноралов Владимир Он растяпа, этот Вовка


    Скачать 471.35 Kb.
    НазваниеТексты огэ 2020 с сайта фипи, ким 6, 7, 8, темы сочинений к текстам авторитет одноралов Владимир Он растяпа, этот Вовка
    Дата28.04.2022
    Размер471.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаoge._teksty_k_zadaniyu_9.docx
    ТипДокументы
    #502342
    страница41 из 43
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43

    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Родители Андрея любили пить кофе.

    2) Кофе в те годы, когда Андрей был маленьким, был дефицитным продуктом, и его трудно было достать.

    3) Дом родителей был связан в детском сознании Андрея с безмятежными, счастливыми днями.

    4) Запах кофе был связан с воспоминаниями о бабушке, в доме которой маленький Андрей чувствовал себя счастливым.

    5) Бабушка строго относилась к режиму дня, дисциплине.
    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

    1) Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?

    2) Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.

    3) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.

    4) У бабушки же, куда его часто привозили на выходные, всё было не так.

    5) Запах молотого кофе всегда наводил его на эти воспоминания.
    Лексический анализ.

    В предложениях 15–19 найдите антоним к слову «толстый». Выпишите этот антоним.
    1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Александра Львовича Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в речи посредством эпитетов».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?»

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    3) Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте

    и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку ощущение счастья?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Фонякова Элла Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси

    (1)Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

    (2)Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3)Может, буду помогать маме собираться на дачу. (4)На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом. (5)А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. (6)Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

    (7)А может быть, сегодня пойдём гулять через Тучков мост, на Петроградскую сторону. (8) Забредём в Зоосад. (9)Вот это будет здорово! (10)Соседская Ирочка рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах.

    (11)А может, мы поедем в большой парк на островах. (12)В парке папа берёт лодку и даёт мне немного погрести. (13)Но это – мечты. (14)А пока я ещё лежу в своей кровати.

    (15)Вот скрипнула дверь. (16)Ныряю с головой под одеяло. (17)Пускай папа подумает, что я куда-то подевалась. (18)Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике:

    – Товарищи! (19)Пропал ребёнок! (20)Вот несчастье! (21)Куда же он у меня подевался? (22)Надо срочно позвонить в милицию! (23)Вы случайно не видели, дорогие граждане, здесь одну противную девчонку, которая вечно пропадает? (24)Ленка, Ленка, где ты?

    (25)Тут я выскакиваю и ору:

    – Папа! (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!

    – (28)Ах, ты нашлась, – говорит папа, – вот я тебя сейчас!

    (29)И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

    (30)Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. (31)Делаю маленькую щёлку и оглядываю комнату одним глазом. (32)В чём дело? (33)Мама стоит подле табуретки с моими вещичками. (34)Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у неё напряжённое и такое печальное, что мне становится не по себе.

    (35)Высвобождаюсь из-под одеяла – мама словно не видит меня.

    – (36)Мамуленька, видишь, я уже встала…

    – (37)Да, да…

    (38)Мама всё ещё отсутствует, её нет со мной.

    (39)Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки, и вдруг она, обычно такая сдержанная, крепко-крепко, до боли, обнимает меня, прижимает к себе, будто боится, что меня могут отнять у неё, забрать, увести.

    (40)Приходит папа. (41)Он тоже какой-то необычный, невесёлый.

    – (42)Лена, – медленно говорит он, – сегодня война началась. (43)Побудь дома одна. (44) Нам с мамой надо уйти.

    …(45)Я встревожена. (46)Война! (47)Как это – война? (48)Что это – война? (49) От мальчишек из нашего двора я знаю, что война – самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. (50)Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. (51)Но это игра… (52)А как выглядит война взаправдашняя?

    (По Э.Е. Фоняковой*)

    * Фонякова Элла Ефремовна (1937–2012) – петербургская писательница, чьи произведения посвящены пережитой ею в детстве ленинградской блокаде.
    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) В воскресный день Лена побывала в Зоосаде вместе с родителями.

    2) Когда папа не мог найти дочку, он обращался в милицию.

    3) В тот день, когда началась война, мама рассказчицы отсутствовала дома.

    4) Война в сознании Лены была интересной игрой, в которую девочек приглашали в исключительных случаях.

    5) Известие о наступившей войне изменило привычное течение жизни людей.
    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

    1) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.

    2) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

    3) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

    4) Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике…

    5) Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у нее напряжённое и печальное, что мне становится не по себе.
    Лексический анализ.

    В предложениях 1–6 найдите слово с лексическим значением «подвесное полотнище или сетка для лежания». Выпишите это слово.


    1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «От мальчишек из нашего двора я знаю, что война – самая интересная на свете игра… Но это игра… А как выглядит война взаправдашняя?»

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    3) Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Яковлев Юрий Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.

    (1)Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко. (4)Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.

    (7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.

    (11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12) Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула. (13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она. (14)Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.

    (15)У неё были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными. (16) Когда же солнце не светило в лицо и она открывала глаза широко, вся чернота собиралась в маленькие точки. (17)Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.

    (18)И вдруг она оторвалась от своего сна, подняла глаза и сказала:

    – (19)А я тебя знаю.

    – (20)Ты меня знаешь? – (21)Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

    – (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?

    – (24)Не видел!

    – (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.

    – (26)Я слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, – сказал я.

    – (28)Ты узнал меня по голосу?

    – (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.

    – (31)Тебе понравился мой голос?

    (32)Понравился! (33)Это было не то слово. (34)Этот голос полностью захватил власть надо мной!

    (35)И вдруг я сказал:

    – (36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?

    (37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох.

    – (38)Смеёшься?

    – (39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.

    (41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые. (43)И таблица умножения превращалась в стихи.

    (По Ю.Я. Яковлеву*)

    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.
    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Герою-рассказчику хотелось поразить воображение Наили неожиданным поступком.

    2) Герою-рассказчику казалось, что Наиля готова заплакать, и он хотел отвлечь её внимание от грустных мыслей.

    3) Неожиданное предложение прочитать таблицу умножения должно было заинтересовать Наилю и помочь герою-рассказчику познакомиться с ней.

    4) Голос Наили менял значение слов, наполнял их теплом.

    5) Рассказчик попросил Наилю прочитать таблицу умножения вслух, потому что хотел слышать её голос.
    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

    1) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.

    2) Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью.

    3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.

    4) Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

    5) Этот голос полностью захватил власть надо мной!

    Лексический анализ.

    В предложениях 22–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.


    1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи».

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    3) Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что может сделать человека счастливым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    ТВОРЧЕСТВО

    Москвина Марина Для меня музыка – это всё.

    (1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..

    (6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит...

    – (9)Представляешь? – рассказывал дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.

    (11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова?

    – (15)Андрюха, решено! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.

    (18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение – всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание.

    (21)Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!

    (23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя.

    (24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!..

    – (25)Ты не подходишь, – сказали мне. – (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел.

    (28)«Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене.

    – (32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу.

    – (34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка; джаз – это состояние души.

    (39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...

    (44)И песня пошла...

    (По М.Л. Москвиной)*

    * Москвина Марина Львовна (род. в 1954 г.) – современная писательница, журналистка, радиоведущая. За книгу «Моя собака любит джаз» была награждена Международным дипломом Г.-Х. Андерсена.
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43


    написать администратору сайта