Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ средств выразительности

  • УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ Нагибин Юрий Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе.

  • Анализ содержания текста.

  • ФАНТАЗИЯ Железников Владимир Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.

  • Анализ содержания текста

  • Огэ. Тексты огэ 2020 с сайта фипи, ким 6, 7, 8, темы сочинений к текстам авторитет одноралов Владимир Он растяпа, этот Вовка


    Скачать 471.35 Kb.
    НазваниеТексты огэ 2020 с сайта фипи, ким 6, 7, 8, темы сочинений к текстам авторитет одноралов Владимир Он растяпа, этот Вовка
    Дата28.04.2022
    Размер471.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаoge._teksty_k_zadaniyu_9.docx
    ТипДокументы
    #502342
    страница42 из 43
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43

    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Герой-рассказчик не умеет по-настоящему понимать музыку и слышит в ней не то, что есть на самом деле.

    2) Герой-рассказчик живо воспринимает джазовые импровизации, переживая их как часть своей жизни.

    3) Герой-рассказчик сам играет на гитаре, исполняя известные джазовые композиции вместе со своей собакой.

    4) Герой-рассказчик любит джаз и обучает свою собаку джазовым ритмам.

    5) Собака Кит была преданным другом героя-рассказчика и знала, как поднять ослабевший дух хозяина.
    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

    1) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.

    2) Я люблю джаз, как дядя Женя.

    3) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.

    4) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!

    5) Он знал, как поднять мой ослабевший дух.
    Лексический анализ.

    Замените разговорное слово «загвоздка» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И песня пошла...»

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    3) Как Вы понимаете значение слова ТВОРЧЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку творчество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ

    Нагибин Юрий Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе.

     (1)Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе. (2)К маме пришла её подруга с сыном.

    – (3)Ну, показывай, чем живёшь! – сказал Оська.

    (4)Давно уже содержимое ящиков письменного стола потеряло для меня всякий интерес, но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то инструменты, коллекцию пересохших, почти рассыпающихся бабочек в коробке под стеклом, толстый, в красном тиснёном переплёте альбом с марками, финский нож и пистолет.

    (5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.

    – (7)Альбом – вещь, а марки – мусор, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?

    (9)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (10)Чем он живёт, что может его заинтересовать?

    – (11)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська.

    (12)Я мотнул головой на полку с книгами. (13)Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (14)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (15)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (16)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:

    – Всё ясно. (17)Стихов у тебя нет. (18)Ну, а «Смока Беллью» ты хоть читал?

    – (19)Не помню. (20)Может, читал. (21)Чьё это?

    – (22)Джека Лондона. (23)Если б читал, помнил бы. (24)Целая серия романов. (25) Все лучшие люди зачитываются. (26)А ты...

    (27)Он явно нарывался. (28)Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность? (29) Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел. (30)Но задело меня другое: он вроде в дураки меня зачислил. (31)Самолюбие мешало признаться в этом, но злоба закипела, противно и сладко.

    – (32)А чем ты увлекаешься? – превозмогая себя, спросил я.

    (33)Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал. (34)Ни слова не говоря, я выпрямился и ударил его кулаком в лицо. (35)Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное кресло и повалился в его истёртую кожаную глубь. (36)Он потрогал ушиб и увидел на пальцах кровь. (37)Лицо его скривилось. (38)Я ждал, что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он не заплакал. (39)Он посмотрел на меня – странно, без тени страха или злости, даже обиды не было в его раскосых, тёмно-карих глазах, лишь удивление и словно бы вина.

    – (40)Слушай, – сказал он добрым голосом. – (41)Ну, чего ты?.. (42)Я вовсе не хотел тебя обидеть. (43)Правда!

    (44)Я молчал. (45)Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

    – (46)Брось!.. (47)Забудем!.. – (48)Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

    (49)И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу... (50)Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. (51)Позже я бдительно следил, чтобы его кто-нибудь не обидел. (52)А такая опасность постоянно существовала, потому что, при всей своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне неосмотрителен. (53)Однажды Оську избил парень по кличке Жупан. (54)Я публично вздул Жупана, чтобы другим было неповадно. (55)Сам Оська подошёл, когда экзекуция уже закончилась. (56)Он отвёл меня в сторону.

    – (57)Я прошу тебя... я очень прошу тебя никогда за меня не заступаться. (58)Ладно? (59) Просто мне наплевать, а для таких, как Жупан, – целая трагедия. (60)Не выношу, когда унижают людей...

     (По Ю.М. Нагибину*)

     

    * Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.




      

     1) 

    По мнению рассказчика, Оська проявлял пренебрежение к нему и его увлечениям.

      

     2) 

    Когда рассказчик ударил Оську, тот заплакал от боли.

      

     3) 

    Оська всегда мог постоять за себя, дать сдачи обидчику.

      

     4) 

    У Оськи был сложный характер: насмешливый, задиристый, злобный.

      

     5) 

    Оська ненавидел физическое насилие, потому что оно унижает людей.





    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
    1) Раздражение моё против гостя росло.

    2) Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

    3) Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

    4) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.

    5) И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу...
    Лексический анализ.

    В предложениях 5–8 найдите слово со значением «отнестись без внимания к чему-либо». Выпишите это слово.
    1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Николая Фёдоровича Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента данного текста: «И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу…»

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    3) Как Вы понимаете значение выражения УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит уважать человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    ФАНТАЗИЯ

    Железников Владимир Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.
    – (1)Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.

    – (2)Скучно, – сказала девочка. – (3)Мы там недавно были.

    – (4)Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик.

    – (5)Жарко, – ответила девочка. – (6)Солнце слепит глаза, и ничего не видно.

    (7)Они сидели поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне – я видел их тоненькие шеи, а девочка – лицом. (9)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (10)Ребята только что вылезли из моря.

    – (11)Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я.

    (12)Они посмотрели на меня, и девочка сказала:

    – Надоело. (13)Каждый день придумывают одно и то же. (14)Скучно…

    – (15)А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик.

    – (16)Да, тяжёлое ваше дело.

    (17)Они вздохнули. (18)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

    – (19)А знаете что, – сказал я, – вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (20)Только обязательно.

    – (21)Интересно. (22)А кто будет первым вожаком? – спросила девочка.

    – (23)Ну кто? (24)Кто-нибудь из вас троих.

    – (25)Нас не трое, – сказал второй мальчик. – (26)Нас четверо. (27)Сейчас ещё Димка придёт.

    – (28)Димка у нас странный, – сказала девочка.

    – (29)Чем же он у вас странный?

    (30)Она засмеялась.

    – (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.

    – (32)А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.

    – (34)А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36) Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда – добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (41)Смотрю – никого. (42)Один Димка на берегу и орёт все эти слова. (43)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (44) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».

    – (45)С морем? – удивился я.

    – (46)Ну да. (47)Оно ведь живое.

    (48)И в это время появился сам Димка. (49)Он летел стрелой. (50)Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные ветром.

    (51)Ребята повернулись в его сторону.

    – (52)Я видел, я, кажется, видел гремучую змею! – сказал Димка. – (53)Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (54)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (55)Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (56)И я примчался за вами.

    (57)Мальчишки тут же вскочили.

    – (58)А она нас не укусит? – спросила девочка.

    – (59)Трусиха! – сказал первый мальчик.

    – (60)Девчонка! – поддержал его второй. – (61)Пошли, Димка, без неё.

    – (62)Что ты, – сказал Димка девочке и тихо добавил: – Эта змея – обыкновенный уж. (63) Про гремучую я придумал для интереса. (64)И убивать мы её не будем. (65)Ужи – безвредные змеи.

    (66)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

    (67)Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (68)Он научит их всех мечтать…

    (По В.К. Железникову*)

    * Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
    1) Чтобы избавиться от скуки, рассказчик посоветовал ребятам выбрать себе вожака.

    2) Ребята считали Димку странным, потому что он не боялся змей.

    3) По дороге к ребятам Димка увидел ядовитую змею.

    4) Димка – творческая натура, он всегда придумывает необычные занятия.

    5) Рассказчик считал, что мечтатель не может быть вожаком.
    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

    1) – Да, тяжёлое ваше дело.

    2) Он летел стрелой.

    3) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!

    4) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

    5) Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

    Лексический анализ.

    В предложениях 30–40 найдите слово с лексическим значением «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений». Выпишите это слово.
    1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства: экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. Он научит их всех мечтать…»

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    3) Как Вы понимаете значение слова ФАНТАЗИЯ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужна ли фантазия человеку?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается н улём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Железников Владимир Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно

    (1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Мальчику хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело. (8)Он привычно спросил:

    – Нравится?

    – (9)Очень, – ответил мальчик.

    – (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?

    – (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако словно кит. (16)Очень красивый хвост.

    (17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.

    (19)Мальчик уткнулся в окно.

    (20)Лётчик тронул его за плечо:

    – Молодец! (21)Здо̀рово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.

    – (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, – сказал мальчик. – (25) Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.

    (27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29) Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.

    (31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.

    (33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.

    (34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36) Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»

    (39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.

    – (40)Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.

    – (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.

    – (42)Два часа? – переспросил мальчик. – (43)Может быть, мы успеем купить краски.

    – (44)Ты же видишь, какая погода, – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.

    (47)Мальчик ничего не ответил.

    – (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться.

    (50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.

    (51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.

    – (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – (55) Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!

    (57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.

    (По В.К. Железникову*)

    * Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43


    написать администратору сайта