Т.3. Социология. Тема социологическая теория общества
Скачать 63.1 Kb.
|
РАЗДЕЛ II.СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБЩЕСТВА ТЕМА № 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА I.ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сформированными формами взаимодействия с целью удовлетворения определенных потребностей. Признаки общества (америк. социолог Шилз):
Эти признаки характеризуют общество как социальную (социокультурную) систему. Это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимоотношения, социальные институты и организации, социальные группы и сообщества, нормы и ценности. Научные концепции относительно причин и процесса возникновения общества: - природная концепция (труд создал человека, превратив стадо в культурно сообщество производителей); - божественная концепция (Бог создал человека, завещав ему материальный мир и моральный закон); - космическая концепция (человечество создано инопланетянами, которые манипулируют людьми для удовлетворения собственных потребностей); - инструментальная концепция (главным фактором, способствовавшим формированию общества, есть ум и сообразительность человека, благодаря которым он изобрел специальные орудия для удовлетворения собственных потребностей); - кратическая (греч. kratos – сила, власть) концепция (сила и власть распределены между людьми неравномерно, и общество призвано это уравновесить). II. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЯТИ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ГРУПП Общество органично объединяет несколько сфер общественной деятельности, которые называются социетальными подсистемами. Существует два основных концептуальных подхода относительно их определения и обоснования: традиционный и марксистский. Традиционалисты выделяют следующие социетальные подсистемы: - техносфера (энергетическая подсистема, система производства, распределения); - социосфера (различные социальные институты); - биосфера; - сфера власти (формальные и неформальные политические институты); - информсфера (системы информации и социальной коммуникации). Все перечисленные подсистемы равнозначны и равноправны. Благодаря четкой структуре общество качественно отличается от хаотичного нагромождения людей (толпы). Согласно марксистской концепции - социальная структура общества состоит из следующих социетальных подсистем: - Политическая сфера (подсистема) – это совокупность социальных связей и взаимоотношений людей в сфере политики. Основные задания этой сферы: обеспечение социального порядка, урегулирование конфликтов, предотвращение политических переворотов и т.д. В основе – управленческие функции. - Социальная сфера (подсистема) - это совокупность социальных связей и взаимоотношений между различными социальными группами и обществом в отраслях образования, медицины, коммунально-бытового обслуживания, досуга, развлечений и т.д. - Духовная подсистема – это совокупность социальных связей и взаимоотношений в сфере культуры, науки, религии. - Экономическая подсистема – это совокупность социальных связей и взаимоотношений людей в экономической сфере. Сюда входят заводы, банки, магазины, деньги и инвестиции, обороты капиталов и т.д. Именно поэтому экономическая подсистема есть, по определению К. Маркса и Ф. Энгельса, главной, базисной. Она состоит из продуктивных сил (прежде всего – трудящихся) и производственных отношений (тех, кто распределяет все выработанные материальные ценности). Именно тут зарождается социальная несправедливость, неравенство, и общество делится на противоборствующие классы. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ Социа́льная о́бщность (англ. community - общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность) - реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия. Нередко категория социальная общность трактуется как слишком широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны лишь некоторые одинаковые черты, похожесть жизнедеятельности и сознания. Под обществом (в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе исторического развития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности — социальные общности. Социальная общность - совокупность людей, выделяемая по критерию территориальных и социокультурных параметров и объединяемая устойчивыми связями и отношениями. Нельзя понять отношений между людьми, изучая только индивидов и их особенности. Межличностные общения формируют социальные связи. Социальная связь – это связь между действиями людей в определенной ситуации, побуждаемая какими-то потребностями, мотивами, стимулами.В зависимости от ситуации социальная связь, может быть, простой (непосредственной) или сложной (опосредованной). Большое значение в обществе имеют опосредованные связи, в которых люди непосредственно не соприкасаются друг с другом. Носителями этих связей являются не слова, жесты или взгляды, а какие-то материальные, экономические, политические, правовые и другие блага. Таковыми выступают производственно-экономические связи между предприятиями, опосредованные продукцией, деньгами, кредитами и т.п., а также регламентированные юридическими правами и обязанностями. В зависимости от времени и частоты социальная связь бывает случайной и необходимой (устойчивой). Социальная связь может быть формальной и неформальной (научная дискуссия, дружеская беседа и т.д.). Неформальная связь характеризуется отсутствием субординации, естественным разделением ее участников по статусам и ролям, выражающим их потребности, ценности, нормы, убеждения. Такая связь, например, характерна для семейно-родственных связей. В ее рамках участники не регламентированы правовыми и административными нормами, в ней отсутствует управляющий орган или лидер. Формальная связь предполагает правовые и административные нормы; она разделяет участвующих в ней на статусы и роли. В такой связи имеется управляющий орган (церковь или государство), который разрабатывает нормы, организует людей, контролирует выполнение указаний. Социальная связь (обмен, конфликт, кооперация) может быть демографической, экономической, политической, духовной и т.д. Это зависит от предмета, характера и субъекта связи. Например, предметом экономического взаимодействия является экономическое благо (деньги, прибыль, богатство и т.п.). Взаимодействие носит финансово-экономический характер, предполагает определенные знания, действия, опыт; экономический субъект обладает экономической потребность (мотивом), которая побуждает его к экономическому взаимодействию. Основными элементамисоциальной связи являются: 1) разные люди (например, пассажиры и водители) с их мотивационными механизмами (потребности, ценности, нормы, убеждения, роли); 2) ситуации социальной связи (предметы, деньги, власть, право, статусы людей); 3) согласованные действия, исполнение ролей (например, пассажиров и водителей), результат (полученное благо и связанная с ним удовлетворенность или неудовлетворенность) людей. Эффективность социальной связи (взаимосвязи) зависит от степени удовлетворения потребностей ее участников. Чем больше они удовлетворены, тем стабильнее социальная связь. Далее, она определяется степенью усвоения людьми ролей, образующих социальную связь (в нашем примере — ролей водителя и пассажиров). Наконец, социальная связь должна быть общественно полезна и соответствовать принятым в обществе ценностям, нормам, убеждениям. Изменение (увеличение или резкое уменьшение) числа участников связи тоже сказывается на ее эффективности, требуя новых способов ее регуляции. Соответственно социальная связь составляет социальную систему. Социальная система - форма социальной связи, образуемая состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Она включает четыре типа независимых переменных:
Важнейшей чертой социальной связи (учебной, трудовой, армейской и т. п.) являетсяответственность и скоординированность действий людей. Она обеспечивается общими потребностями, ценностями, нормами, убеждениями людей, а также внешними регуляторами (приказами, законами, властью и т. п.), которые превращают действия людей в социальную связь. Связь военнослужащих включает в себя действия по защите страны (обучение военному делу, стрельба, атаки и т. п.); она регулируется приказами. В научной сфере, где большая свобода мнений, регулятором выступают убеждения ученых. Законом социальных связей являетсяподдержание взаимных ролевых ожиданий: если этого не происходит, т. е. взаимные ролевые ожидания не подтверждаются, то социальная связь распадается. Например, если пассажиры не платят, а водитель не останавливается на остановках, то транспорт перестает функционировать. Формы социальных связей: - Обмен – форма социальной связи, при которой люди взаимодействуют на основе своего опыта, учитывают возможную прибыль и затраты. Обмен возникает во время купли-продажи, оказания услуг друг другу и т.п. - Конфликт – представляет собой борьбу противоположных мотивов (внутриличностный), людей (межличностный), социальных образований – социальных институтов, организаций, общностей (социальный). - Конкуренция – люди вступают в борьбу за выгодные условия работы и сбыта товаров, за политические программы и власть, за новые идеи и организации. Такая борьба представляет собой процесс познания, обучения и открытия новых знаний, а также новых товаров, рынков и технологий. - Кооперация – статусы, роли, действия людей четко скоординированы (в семье, на заводе, в магазине). Кооперация может быть принудительной (административной) и добровольной (демократической). В социальной кооперации существует набор таких неформальных ценностей и норм, как правдивость, выполнение обязательств, сотрудничество. Виды социальных связей: - Социальный контакт (общение на улице или в транспорте, приветствие, оказание помощи). Контакты бывают единичные ( с прохожим) и регулярные. - Социальное взаимодействие - это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Взаимодействия осуществляются на разных уровнях:
Формы социальных взаимодействий: - Сотрудничество (деловое партнерство, дружба, политический союз, сотрудничество между фирмами). - Соперничество - стремление сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении различных целей (любовь, власть, голос избирателей, бизнес…). Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. - Социальные отношения (взаимоотношения) – устойчивая система социальных взаимодействий. Партнёры принимают на себя определённые функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу. Развитие социальных отношений может происходить в 2-х направлениях: 1) усиление связей партнерских отношений; 2) обособление или противостояние. Таким образом, общество — это сложная и взаимосвязанная социальная связь, структурными элементами которой выступают многочисленные социальные системы (подсистемы) и взаимосвязи между ними. IV. ЭВОЛЮЦИОННАЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Социологи рассматривают общество как изменяющуюся систему. Почему в одних обществах прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же экономическом, политическом и духовном уровне? Человечеству всегда хотелось ускорить развитие экономики и общества в целом. Но в разных странах добивались этого разными путями – одни путем ведения захватнических войн, другие путем проведения прогрессивных реформ, нацеленных на преобразование общества и хозяйства. В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества – эволюционный (постепенные, медленные, количественные преобразования) и революционный (относительно быстрые, коренные, качественные изменения). Эволюционный путь(слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время» и способствовать прогрессу, т. е. улавливать передовой опыт и перенимать передовой опыт других государств. Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса, как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетарной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Суть социальной эволюции состоит в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации. Основная идея социального эволюционизма – идея существования исторических стадий человеческого общества, развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от нечетко интегрированного к интегрированному обществу. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям. Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э. Дюркгейм. Именно Э. Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение, что разделение труда способствует прогрессивному (усложненному) развитию общества. В целом, концепция социального эволюционизма занимает в социологии доминирующее положение при объяснении социальных изменений. Революционный путь (слово «революция» происходитот позднелатинского термина; означающего «поворот» или «переворот»). Это изменение во внутренней структуре системы. В то же время реформа (как следствие революции) является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. Соответственно, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно-исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные. Сторонники революционного пути считали, что ради благой цели, «светлого будущего» хороши все средства, включая и насилие (разрушения и многочисленные жертвы). При этом, все, что стоит на пути прогресса, должно быть немедленно отброшено и уничтожено (короли и президенты, феодалы и буржуа), а действовать нужно быстро и беспощадно. Революция – это происходящее в течение определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений. Основоположники теории революционного преобразования общества – К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации истории. Согласно этому подходу человечество в своем развитии проходит пять основных стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от одной общественно-политической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция - это коренной и качественный переворот во всей системе общественной жизни. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Конфликт проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразования в других сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений. С точки зрения марксизма стратегическая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды на пути общественного развития, служат мощным стимулом для всеобщего развития. К. Маркс называл революции «локомотивами истории». В целом, эволюционная и революционная теории развития обществаосновываются на идее общественного прогресса. Они отображают перспективы развития общества, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В одном случае критерием прогресса объявляется усложнение социальной организации общества (Г. Спенсер), в другом - изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Э. Теннис), в третьем — изменения в характере производства и потребления (Д. Белл), в четвертом — степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда (К. Маркс). V. ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ОБЩЕСТВА Наряду с эволюционными и революционными теориями развития общества существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одна из таких теорий - концепция культурно-исторических типов развития общества. В этой концепции исключаются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н. Я. Данилевский (1822-1885). Он подразделял все народы на «исторические» и «неисторические». «Неисторические народы» — это этнографический материал, тупиковые ветви в развитии общества. Они не в состоянии решать свою судьбу, выработать формы своей государственности и т. д. Поэтому они не в состоянии выработать свои культурно-исторические типы. Право выработки своеобразных культурно-исторических типов принадлежит «историческим» народам. Данилевский насчитывает 13 «типов», или «самобытных цивилизаций»: египетский, китайский, ассиро-вавилонский (древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский (аравийский), романо-германский, перуанский. «Культурно-исторические типы» различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. Почти все культурно-исторические типы одноосновны. В них при сочетании элементов преобладает какой-то один: в европейском — религиозный, в греческом — культурный, в романо-германском — общественно-экономический. И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать полным четырехосновным культурно-историческим типом. Для слияния народов в культурно-исторический тип необходимы языковая близость и осознание ими общности своей судьбы. Н. Я. Данилевский считал, что славянские народы находятся на пути создания своего культурно-исторического типа. Лидирующая роль в этом процессе принадлежит России. Таким образом, теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского служила методологической основой славянофильской идеологии. С точки зрения Данилевского, каждый культурно-исторический тип, если он не погибает насильственной смертью, проходит четыре основные фазы своего развития: Первый период — «бессознательный», когда народы еще не вышли на историческую арену и пребывают на уровне «этнографического материала». Второй — период государственного становления, формирования основных социальных институтов и социальных регуляторов. Эти два периода занимают самый длительный промежуток в истории данных народов. Третий — период расцвета цивилизации, и четвертый — период упадка. Это относительно краткие периоды. Их продолжительность исчисляется двумя-тремя столетиями. В западной социологии сторонниками теории культурно- исторических типов являются немецкий учёный О. Шпенглер и английский историк А. Тойнби. О. Шпенглервыделял восемь культурно-исторических типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, культура майя, а также пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждый из этих типов развивается на основе собственного уникального «прафеномена» — т. е. способа переживания жизни; подчиняется жесткому биологическому ритму и проходит основные фазы развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». Подчеркивая основные фазы в развитии культурно-исторических типов, О. Шпенглер противопоставляет культуру и цивилизацию. Первый этап в развитии культурно-исторического типа он называет культурой. Культура - это восходящая ступень в развитии того или иного культурно-исторического типа. Она характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах общественной жизни — социальной и политической, религиозной, художественной и научной. Второй этап - цивилизация. Характеризуется «механическим» типом эволюции, представляющим собой «окостенение» творческих начал культуры и ее распад. Свое концентрированное выражение этот переход находит в мировых войнах, цель которых, по О. Шпенглеру, глобальное господство над миром государства-победителя. Европа, по мнению О. Шпенглера, переживает стадию цивилизации. Отсюда вывод о неизбежном скором «закате» Европы. Продолжателем и защитником идей Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера является английский историк, социолог и философ А. Тойнби. С точки зрения Тойнби, объектом изучения науки могут быть человечество в целом или какие-либо конкретные, национально-государственные образования, или определенные культурно - исторические типы, которые он называет цивилизациями. Цивилизации, по Тойнби, представляют собой некоторые единицы истории или целостные системы, в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга. Цивилизации сопоставимы, сравнимы между собой, а также с примитивными обществами, которые еще не достигли стадии цивилизации. Это позволяет исследователю использовать сравнительно-исторический метод. На основе определенных критериев исследователь может определить, как далеко те или иные цивилизации продвинулись вперед, насколько они отстали от более развитых. На основании этого можно будет говорить о значении каждой отдельной цивилизации. В качестве важнейшего критерия развития цивилизаций А.Тойнби называет реализацию ими конечной целевой установки. Концепция Тойнби представляет собой провиденциализм - учение о предопределении общественного развития. А. Тойнби выделяет шесть основных культурно-исторических типов: 1) первичные, обособленные цивилизации (египетская, андская); 2) первичные, необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, шаньская, майя); 3) вторичные, дочерние цивилизации (вавилонская от шумерской, хеттская от шумерской, эллинистическая от минойской, сирийская от минойской, древнеиндийская от индийской, древнекитайская от шаньской, юкатанская от майя, мексиканская от майя; 4) третичные, дочерние цивилизации (православно-христианская, русская, западная, арабо-мусульманская, дальневосточно-японская); 5) застывшие цивилизации (эскимосская, кочевая, османская, спартанская); 6) неразвившиеся цивилизации (дальневосточно-христианская, дальнезападно-христианская). При объяснении причин становления и развития цивилизаций Тойнби отвергал расовые теории и теории среды обитания. Решающая роль, по его мнению, принадлежит «Ответу» тех или иных народов на «Вызов», брошенный им обстоятельствами. Из этого следует, что серия последовательных ответов на последовательные вызовы должна истолковываться как проявление общественного роста. По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов, идущих из внешней среды, и все больше появляется вызовов, рожденных внутри действующей системы или личности. Основной критерий роста — это прогрессивное движение в направлении самоопределения. Своеобразную концепцию культурно-исторических типов развивал и П.А. Сорокин. В качестве таких типов он рассматривал социокультурные суперсистемы. В основе организаций этих суперсистем лежит мировоззрение, которое формируется на базе определенного способа познания. П. А. Сорокин видел три типа суперсистем: 1) спиритуалистическая - на первом месте стоят сверхчувственная реальность и истина; 2) сенсуалистическая - источником и мерой всех вещей признается чувственность, ощущение; 3) идеалистическая - основана на синтезе интуиции, разума и чувственности. Указанные суперсистемы не могут быть сведены к физической реальности. Они существуют идеально, но исторически концентрируются в материальных « средствах ». П. А. Сорокин считал, что в социокультурных процессах можно вычислить ограниченное во времени линейное движение, а также установить некоторые повторяющиеся ритмы смены одних социокультурных суперсистем другими. Основные причины изменения находятся внутри суперсистем. В качестве одного из важных источников изменений П.Сорокин называет неполное состояние интеграции этих суперсистем. VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмов и направленности. Понятие «социальные изменения» означает перемены, происходящие в течение определенного времени в социальных системах, общностях, институтах и организациях. Вариантом социальных изменений служит социальное развитие. Оно характеризует лишь те социальные изменения, которые направлены в сторону улучшения, усложнения, совершенствования. Поэтому в социологии в качестве ключевого понятия используется понятие «социальные изменения», охватывающее широкий круг разнообразных социальных перемен независимо от их направленности. В качестве основных типов социальных изменений социология рассматривает два - эволюционные и революционные. Они зачастую рассматриваются как противоположные, хотя на практике могут сочетаться и переходить друг в друга. Эволюционные изменения - это постепенные, плавные преобразования, которые могут иметь восходящую и нисходящую направленность. Они могут осуществляться сознательно, приобретая форму социальных реформ (например, отмена крепостного права в России в 1861 г., преобразования П.А. Столыпина в начале XX века). Эволюционные социальные изменения могут быть стихийным процессом. Например, перемены в семейно-брачных отношениях, снижение рождаемости и старение населения в развитых странах. Наконец, эволюционные изменения могут сочетать стихийное и сознательное, примером чему являются многие процессы в современной России и Украине. Революционные изменения носят достаточно радикальный характер, ведут к коренному и достаточно быстрому изменению социального объекта. Они, как правило, связаны с широким применением насилия. В научной литературе последних лет все больше внимания уделяется циклическим социальным изменениям. Это сложная форма социальных изменений, которая включает эволюционные и революционные изменения. Цикл представляет собой совокупность явлений и процессов, последовательная смена которых образует кругооборот. Конечная точка кругооборота служит началом нового цикла, но уже протекающего в иных условиях и на ином уровне. Общества и составляющие их структуры изменяются по циклической схеме - возникновение, рост, расцвет, кризис, увядание, возникновения нового явления. Последнее может быть преемником, соперником и даже одновременно преемником - соперником прежнего. Разные структуры, процессы и явления в обществе имеют циклы разной продолжительности - от сезонных (сельскохозяйственные работы) до периодов в несколько десятилетий (смена поколений) и, наконец, до многовековых (типы культур). Особое внимание специалистов привлекают циклы социальных изменений на отрезках времени в несколько десятилетий. Эти циклы получили название длинных волн (русский экономист Н.Д. Кондратьев, 1892-1938). Он разделил экономические процессы на два вида: протекающие в одном направлении (необратимые) и протекающие волнообразно (обратимые). К обратимым процессам относятся изменения товарных цен, процентных ставок на капитал, производство чугуна, свинца и др. По мнению современных исследователей, большие циклы (длинные волны) зависят от ряда факторов - распространения нововведений, смены лидирующих отраслей экономики и поколений людей и др. Многие ученые считают, что такие ситуации, как экономические подъемы и спады, периоды интенсивной реализации технических новшеств, пики социальной напряженности регулярно повторяются каждые 25-50 лет и почти синхронны для большинства ведущих стран. В социологии понятие «социальные изменения» соотносятся с понятием «социальная стабильность». С формальной стороны они являются антиподами, но в реальной действительности не исключают друг друга. Социальная стабильность не означает неизменности общественных систем и отношений. Более того, неизменность общества является признаком застоя, накопления предпосылок конфликтности и потенциальной дестабилизации. Примером тому могут служить последствия сохранения в СССР неизменных общественных отношений, экономической и политической системы в период со второй половины 70-х годов до середины 80-х годов. Мнимая стабильность тормозила научно- технический прогресс, вызывала рост социальной напряженности. Все это в своей совокупности послужило одной из причин краха советской общественной системы. В целом, стабильными могут быть какое-то время и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Исторический опыт многих стран показывает, что в итоге такие системы «взрываются», становятся эпицентром социальных раздоров, конфликтов и общественной нестабильности. В идеале стабильное общество – это демократическое общество. Стабильное общество – это общество, динамично развивающееся и в то же время устойчивое, с отлаженным механизмом социальных изменений, который предотвращает расшатывание его устоев. Такой механизм включает ряд компонентов. Социальная стабильность обеспечивается благодаря социальному контролю над поведением людей - от индивидуального неодобрения или осуждения до различных социальных санкций (запреты, штрафы, наказания). Факторы социальной стабильности коренятся в социальной структуре общества. Это, прежде всего, наличие многочисленного среднего класса, заинтересованного в эффективности общественной системы, влиятельность центристских политический сил, поддерживаемых большинством населения. К дестабилизирующим факторам относятся: углубление социальной дифференциации, появление регионов с низким жизненным уровнем («зон упадка»), расширение масштабов криминальной деятельности, коррумпированность властных структур, слабость центристских сил и усиление влияния экстремистских кругов, существование сепаратистских движений, террористических акции, природные и техногенные катастрофы, вызывающие недовольство населения. Социальная стабильность зависит от состояния политической системы и прежде всего государства, от эффективности ветвей власти и взаимодействия между ними, от способности многопартийной системы обеспечить интересы различных групп и слоев общества. В укреплении социальной стабильности важная роль принадлежит такому фактору, как демократический консенсус широких слоев населения относительно основополагающих ценностей общественной жизни. Применительно к крайне сложным и противоречивым реалиям глобализирующегося мира некоторые аспекты проблематики социальной стабильности нуждаются в дальнейшем осмыслении: 1. Возможно ли длительное обеспечение стабильности в обществе, подвергающемся многочисленным воздействиям как созидательного, так и деструктивного характера? 2. Где проходит грань между устойчиво стабильным развитием общества и утратой им способности развиваться и реагировать на изменяющиеся условия, переходом в застойное состояние? Для уяснения этих аспектов необходимы: 1) фундаментальное изучение конкретных обществ и осуществление мониторинга их состояний; 2) анализ воздействия на социум внутренних и внешних факторов. Можно прогнозировать, что по мере развертывания процессов глобализации практически все государства, хотя и в разной степени, испытают влияние ее позитивных и негативных последствий. VI. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Теория общечеловеческой цивилизации(от лат. civilis – гражданский, государственный)Втеории мировой, общечеловеческой цивилизации выделяются ее отдельные стадии (этапы). Известные американские ученые Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др. выделяют в общемировом цивилизационном процессе три основных стадии:
Характерные чертыдоиндустриальной (аграрной) цивилизации:
Характерные черты индустриальной цивилизации:
Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) обладает следующими характеристиками:
Цивилизационный подход - анализ общественного развития, когда история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов и цивилизаций. |
|