МРР Инна. Тема 11. Роль драматизации и имитации действий в развитии речи дошкольников с нарушениями речи. План
Скачать 28.22 Kb.
|
Тема 11. Роль драматизации и имитации действий в развитии речи дошкольников с нарушениями речи. План: 1. Значение драматизации и имитации действий для развития речи ребенка дошкольного возраста. 2. Специфика проведения драматизации и имитации действий в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи. 3.Требования к речевому материалу, используемому для драматизации и имитации действий для детей с нарушениями речи. 4. Список литературы
В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации. Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие: 1. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства. 2. С раннего возраста нужно учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще использовать малые фольклорные формы: потешки, пестушки, попевки, шутки, стихотворения. 3. Знакомить детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ». Волк: «топ – топ – топ». Лисичка: «топ - топ - топ». 4. Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого) пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений. Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В систему коррекционных занятий, направленных на развитие связной речи у детей с нарушениями речи необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность – особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Исходя из особенностей развития детей с нарушениями речи, театрализованные игры строятся на материале сказок. Тематика театрализованных игр может быть очень разнообразной, например, семья, игрушки, времена года, мебель, посуда, из жизни животных, из жизни растений, труд людей, транспорт и т. д. При выборе темы занятия необходимо руководствоваться рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема охватывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоции, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (развитие связной речи, грамматического строя, расширение словарного запаса) с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх. Театрализованные игры исследователь Л. В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские. В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности: интонация, мимика, пантомима. Производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, принося в персонаж свою личность. Виды драматизации: - игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; -ролевые диалоги на основе текста; - инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) Основные направления коррекционнойработы в театрально-игровой деятельности: 1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. 2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. 3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Использование театрализованных игр для детей с нарушением речи позволяют решать многие программные задачи. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка. Совершенствуется звуковая сторона речи.
Важное значение для развития речи детей имеет ознакомление с художественной литературой. Работе со сказкой уделяется много внимания в дошкольном возрасте. Анализируя литературу можно выделить методику работы со сказкой: Воспитатель-ведущий сам читает (рассказывает) текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Никогда не требуется буквального воспроизведения текста ребенком. Если необходимо, возможно непринужденное исправление ребенка. В дальнейшем, когда текст, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряется точность его изложения. Можно записать текст на магнитную ленту. Она позволяет сохранить средства художественной выразительности текста, образные выражения автора. Далее происходит освоение элементов перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре, а, следовательно, снижению эмоционального воздействия ее на детей. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют. Как герои сказок. В следующий раз предлагается воспитанникам разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действия каждого. Это упражнение в интонировании диалога. Передать характер персонажа помогает музыка. Например, на музыкальных занятиях можно мелодией побуждать детей к имитации движений различных персонажей. Затем проводится самостоятельная инсценировка сказки. Работа со сказкой осуществляется на занятиях по пересказу. Детям дошкольного возраста предлагается начинать работу с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка»). В подготовке детей к пересказыванию большую роль играют различные зрелища. Драматизация литературных произведений с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа и др. создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, а так же лучшему запоминанию их, побуждают в ребенке желание передать свои впечатления. С детьми среднего дошкольного возраста после прочтения сказки проводится краткая беседа о прочитанном. Вопросы должны быть направлены на выявление понимания детьми содержания произведения. Последовательности событий, а так же некоторых средств художественной выразительности. Постепенно требования усложняются – воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания, выразительной передачи диалогов персонажей. Устному народному творчеству должно быть уделено особое внимание. Существуют тончайшие, иногда едва уловимые, связи между сказкой и психикой ребенка. Также сказки влияют на культуру языка детей. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам необычная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор культуры речи детей первенствующего значения. Учитывая важность и необходимость использования театрализованных игр в развитии речи дошкольников с нарушением речи, в обогащении игровой деятельности, необходима правильная организация театрализованных игр в учебно-воспитательном процессе.
|